Напоминание

"Монотипия,как средство развития творческого воображения у детей"


Автор: Степанова Эдита Геннадиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИИ им. Л. А. Ким
Населённый пункт: г. Якутска
Наименование материала: Статья
Тема: "Монотипия,как средство развития творческого воображения у детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «Детская школа изобразительных искусств им. Л. А. Ким ГО г.Якутск»

Степанова Эдита Геннадиевна.

«Монотипия, как средство развития творческого воображения у детей».

В последнее время в нашем обществе все более остро стоит вопрос о воспитании

творческой личности.

Воображение

широко включено в творческую

деятельность

человека на различных этапах его жизни. Человек с хорошо развитым воображением

легче решает любые задачи. Все благодаря тому, что его мышление незаурядно. Реальный

критерий ума человека - это способность

создавать что то новое, никогда

ранее

не

существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности

(науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги,

успешные предприятия (фирмы, проекты) - все это продукт деятельности креативных

людей, способных

нестандартно

мыслить, находить новые подходы

и необычные

решения

в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в

детстве. Возможность

создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве,

через развитие мышления и воображения. Именно их развитию необходимо уделить

наибольшее внимание

в обучении и воспитании ребенка от 5 до 12 лет. Этот период

наиболее благоприятный для развития образного мышления и воображения. Позволяйте

ребенку фантазировать и мыслить нестандартно.

Воображение - это процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств

путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Основные типы воображения: Воссоздающее. Возникает при чтении книг. Человек в

своем воображении представляет то, о чем читает или слышит. Творческое. Создание

образов и историй самостоятельно. Неуправляемое. Истории, не связанные какой–либо

последовательностью и логикой.

Развитие творческого воображения у детей помогает в усвоении новых знаний,

условием

творческого

преобразования

окружающей

действительности,

способствует

саморазвитию

личности.

Способность

к

необычному

комбинированию

элементов

действительности,

сообщение

предметам

новых

функций,

создание

не

имеющих

в

реальности аналогов определяют главные черты воображения, как творческого действия:

умения видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в

различных

связях

и

отношениях,

находить

способы

решения

проблемных

ситуаций.

Рисование- одно из любимых занятий детей, дающий большой простор для проявления

творческой активности. Рисование имеет огромное значение в формировании личности

ребенка.

Особенно

важна

связь

рисования

с

мышлением.

Рисование

развивает

интеллектуальные

способности

ребенка,

память,

внимание,

учит

детей

думать

и

анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи

советовал для этой цели разглядывать

облака, трещины стен, пятна и находить в них

сходство с предметами окружающего мира.

Существует большое количество упражнений, направленных на развитие

воображения и фантазии у детей. Монотипия - одно из средств развития воображения у

детей.

Монотипия

(от

греческого

«monos-один,

единый

и

«tupos»-

отпечаток)

графическая

техника,

истоки

которой

восходят

к

17

столетию.

Суть

монотипии

заключается

в

нанесении

от

руки

красок

на

ровную

и

гладкую

поверхность

с

последующим оттиском на бумагу. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две

одинаковые работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы

либо оставляются в первоначальном виде, либо продумывается

подходящий образ и

прорисовываются недостающие детали. Монотипия является не только инструментом

творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством

развивают детскую фантазию и пространственное мышление, воображение. Детям очень

нравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось. Монотипия в плане

техники очень проста, и ее могут освоить даже дети дошкольного возраста - главное тут

разбудить воображение ребенка и обратить рисование в занимательную игру. Технику

монотипию можно применить на занятиях с детьми разного возраста. Каждый возраст по

своему раскрывает эту технику. На занятиях можно применить следующие задания:

1.Задание. Угадать на что похож полученный отпечаток и дорисовать недостающие детали.

2.Задание. Получить что-то предсказуемое (например: сложенный пополам лист из двух

вертикальных пятен зеркально преобразует целую бабочку).

Материалы для работы: акварельные или гуашевые краски, бумага, стекло или

любая гладкая поверхность, кисти, банка для воды, палитра. фломастеры или маркеры,

черная тушь, перо, цветные карандаши, восковые мелки.

Последовательность выполнения работы: рисунок или пятно наносится на стекло

или на одну поверхность бумаги. Затем к стеклу прижимается бумага, либо лист бумаги

складывается пополам и плотно придавливается к поверхности. Затем бумага убирается и

мы получаем причудливый отпечаток. Дальше включается воображение и фантазия и из

полученного отпечатка находим какой-то образ. Тонким маркером (фломастером, тушью,

восковыми

мелками

или

красками)

наносим

очень

деликатно

недостающие

детали.

Контролировать процесс создания монотипии можно, но довольно условно. Все, что мы

можем сделать - это выбор цвета, густоты разведения краски, а так же время создания

оттиска.

Можно

прижимать

рисунок

надолго,

а

можно

сразу

убирать.

Уникальность

монотипии

в непредсказуемости, которое

и вносит это удивительное

ощущение

ожидания чуда.

В работе с детьми 5,6,7 лет задание более простое. Включая воображение найти в

пятне сходство с чем то и слегка дорисовать недостающие детали. Техника монотипии

детям очень нравится и дети активно включаются в процесс. За одно занятие могут

сделать несколько монотипий.

«Страус» Федоров Илья 7 лет. «Птица» Романова Сандара 7 лет.

«Божья коровка» Неустроева Юля 8 лет. «Бабочка» Федоров Илья 8 лет.

Для детей более старшего возраста задания усложняются. На основе пятна,

полученного с помощью монотипии они уже придумывают целую композицию. Тут уже

включаются знания

по основам композиции. Это выделение главного, равновесие в

композиции, ритм, линия, пятно, гармония в композиции. статика, динамика и т.д. На

таких

заданиях

фантазия

и

воображение

у

детей

раскрываются

в

полную

силу

и

получаются очень интересные композиции.

«Лошадка» Павлов Женя 10 лет. «Хозяин тайги» Сидорова Олеся 10 лет.

«Павлин» Афонская Анжелика 10 лет. «Осень» Лазарева Аня 11 лет.

Пусть монотипия принесет много приятных творческих мгновений!

Использованная литература:

1.

Безменова К.В. Техника монотипии - Издательство: В.Шевчук.2016. -80 с.

2.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Психология,

2001.- 457 с.

3.

Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве.- Орел: МП Простор,1992.-120 с.

4.

Петровский А.В. Воображение. Общая психология.- М.: Просвещение,1977.-654 с.

5.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. - Обнинск:

Титул, 1996.-80 с.цв. ил.

6.

Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. -У- Фактория,

2006.-189 с.



В раздел образования