Автор: Широкалова Александра Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Фантазия"
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровой тренинг на сплочение "Я умею! Я могу! "
Раздел: дополнительное образование
Игра - тренинг на сплочение
«Сплочение
–
это
возможность
для
команды
стать
единым
целым
для
достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в
этом техникуме, получение хорошего образования, отличного диплома! И для
того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в
поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только
сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
Задачи тренинга:
1.
формирование благоприятного психологического климата в группе;
2.
нахождение
сходств
у
участников
группы
для
улучшения
взаимодействия между ними;
3.
первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
4.
осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
5.
развитие умения работать в команде;
6.
сплочение группы.
Игра «Что я люблю! Что я умею! Чему хочу научиться!»
Цель игры:
учить
детей
озвучивать
свои
мысли
и
чувства,
желания
и
потребности. Самостоятельно анализировать свои возможности и умения.
Развивать интерес к самому себе и сверстникам. Учить правильно строить
сложные предложения, используя синонимы. Создать условие для развития
творческих речевых умений.
Материал:
фотографии детей - середина цветка, предметные и сюжетные
картинки - лепестки цветов.
Правила
игры:
играет
любое
количество
детей.
Каждый
берёт
свою
фотографию и решает о чём он хочет рассказать: что любит или что умеет
делать, а может быть чему хочет научиться.
Упражнение «Веселый счет»
Цель:
снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем
совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения
: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее
количество человек в группе. Названное количество участников встает. В
выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не
должны совещаться.
Психологический
смысл
упражнения
:
упражнение
позволяет
участникам
почувствовать
другого,
понять
его
мысли
с
целью
более
эффективного выполнения задания.
Обсуждение
:
почему
сначала
не
получалось
выполнить
задание?
Что
помогло в выполнении задания?
Упражнение «Вавилонская башня»
Материал
:
цветные
маркеры,
ватман,
заготовленные
з а р а н е е
индивидуальные задания.
Ход
упражнения:
участники
делятся
на
3
команды.
По
7
человек.
Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные
задания:
кратко
прописаны
на
отдельных
листах,
каждый
лист
является
строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна
иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику
тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так,
чтобы
нарисованная
совместно
башня
имела
именно
10
этажей!
Второе
задание:
«Вся
башня
имеет
коричневый
контур»
–
это
задание
для
следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне
всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-
нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения
ограничено (5-7 минут).
Психологический смысл упражнения
: В ходе упражнения участники
учатся
координировать
свои
действия,
взаимодействовать
в
команде.
Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение
: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее
трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
Упражнение «Поиск сходства»
Цель:
Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Материал:
карточки с изображением животных, листы бумаги.
Ход
упражнения
:
Каждая
команда
должна
написать
на
листе
черты
сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за
определенное
время.
Учитывается
количество
названных
сходств
и
их
качество.
Психологический
смысл
упражнения
:
Упражнение
эффективно
работает
на
сплочение
группы,
так
как
участники
начинают
более
внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства
между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение:
Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все
такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на
первый взгляд.
Упражнение «Построимся»
Цель:
обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с
другим участником по схожим признакам.
Ход упражнения
: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты
проявляются
у
каждого
из
вас
в
отдельности!».
Задача
участников
–
построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем
задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по
длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам
радуги в их одежде.
Психологический смысл упражнения
: Участники лучше узнают друг
друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение
: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему?
Какую
роль
Вы
избрали
для
себя?
Какая
стратегия
выполнения
была
наиболее эффективна?
Упражнение «Дом»
Цель
: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Материал:
стулья.
Ход
упражнения:
участники
делятся
на
2
команды.
Ведущий
дает
инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый
человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может
быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за
Вами!
Но
не
забывайте,
что
Вы
должны
быть
полноценным
и
функциональным
домом!
Постройте
свой
дом!
Можно
общаться
между
собой».
Психологический смысл упражнения
: Участники задумываются над
тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все
они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение
: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли
определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я
думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в
нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может
быть полноценным!
Упражнение «Говорящие руки»
Цель
: эмоционально-психологическое сближение участников.
Ход упражнения
: Участники образуют два круга: внутренний и внешний,
стоя
лицом
друг
к
другу.
Ведущий
дает
команды,
которые
участники
выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего
внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1.
Поздороваться с помощью рук.
2.
Побороться руками.
3.
Помириться руками.
4.
Выразить поддержку с помощью рук.
5.
Пожалеть руками.
6.
Выразить радость.
7.
Пожелать удачи.
8.
Попрощаться руками.
Психологический
смысл
упражнения:
происходит
эмоционально-
психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между
ними
улучшается
взаимопонимание,
развивается
навык
невербального
общения.
Обсуждение
:
Что
было
легко,
что
сложно?
Кому
было
сложно
молча
передавать
информацию?
Кому
легко?
Обращали
ли
внимание
на
информацию от партнера или больше думали, как передать информацию
самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Упражнение «Подарок»
Цель:
положительное завершение тренинга, рефлексия.
Описание упражнения
: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы
подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее,
а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас
дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее
каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
«Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический
смысл
упражнения
:
Ритуал,
позволяющий
завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение:
«Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас,
что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были
активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое,
каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого!
Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
Диагностика психологической атмосферы в группе
Участникам выдаются бланки для заполнения.
Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью
которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей
группе. Поставьте знак * (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре,
который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.
1 2 3 4 5 6 7 8
1.
Дружелюбие – Враждебность
2.
Согласие – Несогласие
3.
Удовлетворенность – Неудовлетворенность
4.
Продуктивность – Непродуктивность
5.
Теплота – Холодность
6.
Сотрудничество – Несогласованность
7.
Взаимная поддержка – Недоброжелательность
8.
Увлеченность – Равнодушие
9.
Занимательность – Скука
10.Успешность – Безуспешность