Напоминание

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) по профилактике нарушений письма у старшего дошкольного возраста


Автор: Минакова Ольга Петровна
Должность: воспитатель магистрант 3 курса института социальных отношений кгу им. к. э. циолковского
Учебное заведение: МБДОУ № 94 "Забава" города Калуги
Населённый пункт: город Калуга Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) по профилактике нарушений письма у старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ

ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в

данной

статье

рассмотрены

эффективные

направления

профилактики

дисграфии у дошкольников и формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по этим

направлениям.

Ключевые слова: нарушение письма (дисграфия), формы взаимодействия с родителями.

В последние годы значительно выросло количество детей, имеющих различные трудности

в процессе обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем для школьного

обучения – это нарушение письма (дисграфия), поскольку письмо из цели превращается в

средство дальнейшего получения знаний учащимися [1]. Профилактика нарушения письма –

одно

из

приоритетных

направлений

учителя-логопеда

в

условиях

дошкольной

образовательной организации. Повышение результативности обучения возможно только при

наличии целенаправленной, систематически спланированной комплексной работе учителя-

логопеда, а также при осознанном и заинтересованном включении родителей (законных

представителей) в логопедическую работу.

Основная цель полноценного взаимодействия – это активизация родителей (законных

представителей), привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам,

которые

осуществляются

в

работе

с

детьми,

сделав

воспитание

ребёнка

в

семье

и

дошкольной организации более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.

Основные

задачи,

которые

ставятся

в

процессе

взаимодействия

учителя-логопеда

и

родителей (законных представителей), сводятся к следующему:

установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

создание атмосферы общности интересов;

повышение

грамотности

родителей

(законных

представителей)

в

области

коррекционной педагогики;

формирование навыков наблюдения за ребёнком и умение делать правильные выводы

из этих наблюдений;

усвоение родителями (законными представителями)уверенного и спокойного стиля

воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфорта и защищённости.

Выделяются

следующие

направления

работы

по

профилактике

дисграфии

у

дошкольников:

1.

Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия,

зрительных и слуховых дифференцировок; кинетические и кинестетические организации

движений,

конструктивного

праксиса,

условно-двигательных

реакций

и

графомоторные

навыки; пространственные представления).

2.

Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (способность

запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов

или действий; слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей).

3.

Развитие интеллектуальной деятельности (это мыслительные операции: сравнения,

сопоставления,

классификации,

символизации,

анализа

и

синтеза,

абстрагирования,

обобщения;

формирование

навыков

планирования

деятельности,

самоконтроля

и

самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

4.

Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

5.

Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых

единиц (совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи;

развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям).

В

своей

работе

мы

руководствуемся

принципом

и

девизом

«Родитель

не

гость,

а

полноправный

член

команды».

В

любой

форме

работы

с

родителями

(законными

представителями) можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение

родителей

(законных

представителей)

практическим

приёмам

работы

по

профилактике

дисграфии. Непрерывная связь с родителями (законными представителями) дошкольников

осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

родительские собрания, с учётом современных требований;

консультации, по организации работы учителя-логопеда по профилактике дисграфии,

по

итогам

диагностики,

по

запросам

родителей

(законных

представителей),

по

итогам

коррекционного обучения;

родительские

конференции

по

обмену

опытом

семейного

воспитания,

где

может

выступить

специалист

на

актуальную

тему.

К

конференции

готовится

выставка

педагогической литературы; материалов, отражающих профилактическую работу;

досуговое направление в работе с родителями (законными представителями), которое

оказалось самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так

как позволяет родителям (законным представителям) увидеть изнутри проблемы своего

ребёнка;

речевые

праздники

полезны

для

развития

коммуникативных

умений

и

навыков,

повышения

самооценки

осознания

необходимости

правильной

речи,

закрепления

пройденного материала;

дни

открытых

дверей

проводятся

для

ознакомления

родителей

(законных

представителей) с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и

проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;

библиотека игр и упражнений. Родители (законные представители) могут взять домой

на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с

детьми.

Наряду с традиционными формами педагогического просвещения родителей (законных

представителей) в нашем учреждении эффективно используются и нетрадиционные формы:

«Дни открытых дверей»; «Информационная корзина»; «Семейный клуб»; «Родительская

почта»;

«Мастер-класс»;

«Игротека»;

«Устный

журнал»;

«Семейный

проект»

и

многие

другие формы. Данное направление работы включает в себя:

1.

совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в

воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается

всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и

делает сам. Вместе с родителями

(законными представителями) дети были участниками проектов по теме: «Умные пальчики»,

«Весёлый

самомассаж»,

позволивший,

родителям

(законным

представителям)осознать

значение

развития

мелкой

моторики

руки

ребёнка

для

речевого

развития

и

активно

включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного

материала;

2.

информационный журнал содержит материалы по профилактике дисграфии для

практического использования в играх и в непосредственно-образовательной деятельности

в работе с детьми в образовательной организации, а также для использования дома;

3.

индивидуальные

занятия-практикумы

«родитель

+

ребёнок»

по

обеспечению

родителей

(законных

представителей)

совместными

формами

деятельности

с

детьми,

носящими

коррекционную

направленность,

при

этом

решаются

задачи

индивидуальной

программы работы с семьёй. Обязательным условием является присутствие на них родителей

(законных представителей), особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». Наблюдая за

работой учителя-логопеда, родители (законные представители) охотней и лучше выполняют с

ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два;

4.

индивидуальные встречи с родителями (законными представителями), на которых их

информировали о динамике речевого развития;

5.

информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование

родителей

(законных

представителей)об

организации

учебного

процесса,

документы,

объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.д.) решает и другие

задачи. Здесь родитель (законный представитель) может прочитать статью из серии «Уголок

учителя-логопеда».

Разделы

на

этом

стенде

периодически

обновляются

и

отражают

актуальные вопросы и проблемы профилактики дисграфии, пути их решения.

Из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что сочетание традиционных и

нетрадиционных

форм

взаимодействия

с

семьёй

значительно

повышает

эффективность

коррекционно-образовательного

процесса.

Родители

(законные

представители)становятся

более заинтересованными в успехах своего ребёнка и более информированными, с точки

зрения вопросов по профилактике дисграфии у дошкольников.

Литература:

1.

Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технологии преодоления: пособие для

логопедов,

психологов,

студентов

педагогических

специальностей

[Текст]

/

И.

Н.

Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА, 2012 – 279 с.

2.

Шишкина, Н. В. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом старших

дошкольников // Н. В. Шишкина Научно-методический журнал «Логопед», 2016, № 10 – С. –

108.



В раздел образования