Автор: Минакова Ольга Петровна
Должность: воспитатель магистрант 3 курса института социальных отношений кгу им. к. э. циолковского
Учебное заведение: МБДОУ № 94 "Забава" города Калуги
Населённый пункт: город Калуга Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) по профилактике нарушений письма у старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ
ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в
данной
статье
рассмотрены
эффективные
направления
профилактики
дисграфии у дошкольников и формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по этим
направлениям.
Ключевые слова: нарушение письма (дисграфия), формы взаимодействия с родителями.
В последние годы значительно выросло количество детей, имеющих различные трудности
в процессе обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем для школьного
обучения – это нарушение письма (дисграфия), поскольку письмо из цели превращается в
средство дальнейшего получения знаний учащимися [1]. Профилактика нарушения письма –
одно
из
приоритетных
направлений
учителя-логопеда
в
условиях
дошкольной
образовательной организации. Повышение результативности обучения возможно только при
наличии целенаправленной, систематически спланированной комплексной работе учителя-
логопеда, а также при осознанном и заинтересованном включении родителей (законных
представителей) в логопедическую работу.
Основная цель полноценного взаимодействия – это активизация родителей (законных
представителей), привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам,
которые
осуществляются
в
работе
с
детьми,
сделав
воспитание
ребёнка
в
семье
и
дошкольной организации более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.
Основные
задачи,
которые
ставятся
в
процессе
взаимодействия
учителя-логопеда
и
родителей (законных представителей), сводятся к следующему:
установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
создание атмосферы общности интересов;
повышение
грамотности
родителей
(законных
представителей)
в
области
коррекционной педагогики;
формирование навыков наблюдения за ребёнком и умение делать правильные выводы
из этих наблюдений;
усвоение родителями (законными представителями)уверенного и спокойного стиля
воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфорта и защищённости.
Выделяются
следующие
направления
работы
по
профилактике
дисграфии
у
дошкольников:
1.
Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия,
зрительных и слуховых дифференцировок; кинетические и кинестетические организации
движений,
конструктивного
праксиса,
условно-двигательных
реакций
и
графомоторные
навыки; пространственные представления).
2.
Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (способность
запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов
или действий; слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей).
3.
Развитие интеллектуальной деятельности (это мыслительные операции: сравнения,
сопоставления,
классификации,
символизации,
анализа
и
синтеза,
абстрагирования,
обобщения;
формирование
навыков
планирования
деятельности,
самоконтроля
и
самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
4.
Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
5.
Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых
единиц (совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи;
развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям).
В
своей
работе
мы
руководствуемся
принципом
и
девизом
«Родитель
–
не
гость,
а
полноправный
член
команды».
В
любой
форме
работы
с
родителями
(законными
представителями) можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение
родителей
(законных
представителей)
практическим
приёмам
работы
по
профилактике
дисграфии. Непрерывная связь с родителями (законными представителями) дошкольников
осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:
родительские собрания, с учётом современных требований;
консультации, по организации работы учителя-логопеда по профилактике дисграфии,
по
итогам
диагностики,
по
запросам
родителей
(законных
представителей),
по
итогам
коррекционного обучения;
родительские
конференции
по
обмену
опытом
семейного
воспитания,
где
может
выступить
специалист
на
актуальную
тему.
К
конференции
готовится
выставка
педагогической литературы; материалов, отражающих профилактическую работу;
досуговое направление в работе с родителями (законными представителями), которое
оказалось самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так
как позволяет родителям (законным представителям) увидеть изнутри проблемы своего
ребёнка;
речевые
праздники
полезны
для
развития
коммуникативных
умений
и
навыков,
повышения
самооценки
осознания
необходимости
правильной
речи,
закрепления
пройденного материала;
дни
открытых
дверей
проводятся
для
ознакомления
родителей
(законных
представителей) с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и
проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;
библиотека игр и упражнений. Родители (законные представители) могут взять домой
на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с
детьми.
Наряду с традиционными формами педагогического просвещения родителей (законных
представителей) в нашем учреждении эффективно используются и нетрадиционные формы:
«Дни открытых дверей»; «Информационная корзина»; «Семейный клуб»; «Родительская
почта»;
«Мастер-класс»;
«Игротека»;
«Устный
журнал»;
«Семейный
проект»
и
многие
другие формы. Данное направление работы включает в себя:
1.
совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в
воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается
всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и
делает сам. Вместе с родителями
(законными представителями) дети были участниками проектов по теме: «Умные пальчики»,
«Весёлый
самомассаж»,
позволивший,
родителям
(законным
представителям)осознать
значение
развития
мелкой
моторики
руки
ребёнка
для
речевого
развития
и
активно
включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного
материала;
2.
информационный журнал содержит материалы по профилактике дисграфии для
практического использования в играх и в непосредственно-образовательной деятельности
в работе с детьми в образовательной организации, а также для использования дома;
3.
индивидуальные
занятия-практикумы
«родитель
+
ребёнок»
по
обеспечению
родителей
(законных
представителей)
совместными
формами
деятельности
с
детьми,
носящими
коррекционную
направленность,
при
этом
решаются
задачи
индивидуальной
программы работы с семьёй. Обязательным условием является присутствие на них родителей
(законных представителей), особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». Наблюдая за
работой учителя-логопеда, родители (законные представители) охотней и лучше выполняют с
ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два;
4.
индивидуальные встречи с родителями (законными представителями), на которых их
информировали о динамике речевого развития;
5.
информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование
родителей
(законных
представителей)об
организации
учебного
процесса,
документы,
объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.д.) решает и другие
задачи. Здесь родитель (законный представитель) может прочитать статью из серии «Уголок
учителя-логопеда».
Разделы
на
этом
стенде
периодически
обновляются
и
отражают
актуальные вопросы и проблемы профилактики дисграфии, пути их решения.
Из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что сочетание традиционных и
нетрадиционных
форм
взаимодействия
с
семьёй
значительно
повышает
эффективность
коррекционно-образовательного
процесса.
Родители
(законные
представители)становятся
более заинтересованными в успехах своего ребёнка и более информированными, с точки
зрения вопросов по профилактике дисграфии у дошкольников.
Литература:
1.
Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технологии преодоления: пособие для
логопедов,
психологов,
студентов
педагогических
специальностей
[Текст]
/
И.
Н.
Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА, 2012 – 279 с.
2.
Шишкина, Н. В. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом старших
дошкольников // Н. В. Шишкина Научно-методический журнал «Логопед», 2016, № 10 – С. –
108.