Напоминание

Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?


Автор: Вьялкова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2 г Омутнинска
Населённый пункт: г Омутнинск Кировская обл
Наименование материала: родительское собрание
Тема: Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Омутнинска Кировской области

Родительское собрание

по теме

“Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?”

учитель логопед

Вьялкова М.В.

МКОУ СОШ№2

г. Омутнинска

Омутнинск

2017 г

Данное

родительское

собрание

было

проведено

в

1

классе,

с

целью

формирования понимания важности своевременной диагностики и коррекции

нарушений устной и письменной речи.

Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из

актуальных

проблем

школьного

обучения,

поскольку

обучение

письму

и

чтению из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего

получения знаний обучающимися.

Расстройства письма являются серьезным

препятствием

в

овладении

учащимися

школьной

программой,

оказывают

отрицательное влияние на школьную адаптацию детей, на формирование

личности и характера, всего психического развития ребенка.

Проблеме нарушений письменной речи у детей – дисграфии и посвящено это

собрание.

Цель:

Познакомить

родителей

с

методическими

и

практическими

рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи обучающихся

начальной школы.

Задачи родительского собрания

1.Образовательные:

познакомить

родителей

с

термином

«дисграфия»;

предложить

наиболее

эффективные

методы

работы

по

профилактике

и

коррекции дисграфии.

2.Воспитательные:

формировать

понимание

важности

своевременной

дигностики и коррекции нарушений устной и письменной речи.

3.Организационные: выработать согласованные действия семьи и школы по

коррекции и профилактике логопедической патологии у детей.

4.Информационные:дать родителям информацию о нормативно-правовой и

педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной

и письменной речи.

Участники родительского собрания: Учитель, логопед, родители.

План родительского собрания

1 Вступительное слово логопеда.

2.Практическая часть: знакомство с методическими приёмами направленные

на совершенствование речевой функции ребёнка.

3.Подведение итогов. Принятие решения родительского собрания.

Уважаемые родители!

Сегодня мы с Вами поговорим о проблемах нарушения письменной речи.

Ч а с т и ч н о е

р а с с т р о й с т в о

п и с ь м а

о б о з н ач а ю т

т е р м и н о м

«дисграфия».Проблема

дисграфии

у

ребенка

видна

на

письме.

Поэтому

внимательно смотрим тетради своих детей и учимся определять - какие это

ошибки.

Все ошибки условно можно разделить на 3 группы

1.

Орфографические – на правила

2.

Синтакические - знаки препинания , : . и.т.д

3.

Дисграфические- логопедические

Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие

дисграфией. Но логопедические ошибки являются стойкими и определённого

типа, носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Логопедические

ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в

сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка»

неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот

ошибиться

в

середине

слова

(«лошка»)

может

любой

ребенок,

плохо

усвоивший правило. С каждым годом увеличивается количество школьников

с различными видами дисграфии, поэтому и требуется первоначальная и

своевременная помощь логопеда школьнику.

Больше логопедических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены

они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе

диктует, не глядя на образец.

Ошибки

приводят

к

неуспеваемости

ученика

по

русскому

языку,

к

трудностям усвоения программы общеобразовательной школы.

Причины

трудностей

усвоения

программы

по

русскому

языку

и

чтению

уходят корнями в дошкольный и даже в более ранний возраст. Давайте

проанализируем

ситуацию

вокруг

своего

ребёнка

и

вспомним,

как

вы

вынашивали, как рожали т.к в анамнезе детей с нарушениями речи как

правило

есть

повреждение

головного

мозга,

которое

наступает

во

внутриутробном развитии (это токсикоз, анемия, инфекционные заболевания

во время беременности, обвитие пуповиной плода и т.д) или во время родов

(родовые травмы, асфиксия, кесарево сечение). Так же причиной дисграфии

могут

быть

если

в

семье

говорят

на

двух

языках,

или

недостаточное

внимание к речевому развитию ребёнка со стороны взрослых, неправильная

речь окружающих.

Дисграфия

никогда

не

возникает

"из

ничего"!

Работа

по

устранению

дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические

ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения

ребенка

грамоте.

Ну

что

ж

слабые

звенья

обнаружены

в

школе.

Будем

разбираться в них, искать причину и помогать ребёнку.

Наиболее

распространённые

ошибки

дисграфиков

это необъяснимый

пропуск букв в словах. (Поднимите руки, кто нашёл такие ошибки в тетрадях

у своего ребёнка).

-.

Обычно

в

таких

случаях

между

ребенком

и

учителем

(родителем)

происходит диалог: "Это твоя рука писала?" - "Да". - "Глазки видят?" - "Да". -

"Тогда прочитай, что у тебя получилось!" Ребенок хватается за ручку и с

улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил. Всем бывает обидно, когда

оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает

буквы?

В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ

один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова Чтобы

написать слово без ошибок ребёнок должен знать :как звучит, из каких звуков

состоит. Что оно обозначает, как пишется. Значит, пропуск букв может

возникнуть прежде всего по следующим причинам:

- ребенок первый раз слышит слово;

- ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;

- ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным. Н:

слово «эскалатор»

Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых

ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в

слове "упражнение". Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:

- у ребенка не хватает внимания, или отсутствие контроля - нет проверки

написанному;

-

пропуск

гласных

букв

причина

нарушение

слогового

анализа.

Нет

осознания,

что

в

каждом

слоге

есть

гласная.

Опора

на

гласную

при

проговаривание на письме (молоко).

- пропуск согласных букв. слогов – говорит о том, что ученик не выделяет в

составе слова всех его звуковых компонентов. У ребёнка «каша» во рту, он не

проговаривает слова. Поэтому и пишет с ошибками.

Ведь, как правило, кто чисто и грамотно говорит, тот и грамотно пишет.

Давайте посмотрим, какие операции проделывает ребёнок ,который учится

писать

под

диктовку

слова

и

предложения,

и

на

какой

ступени

у

него

возникают трудности.

И так при диктанте ребёнок должен:

Услышать, сохранить в памяти услышанные слова;

Определить последовательность звуков в слове;

Применить

правило.

Если

написанное

слово

не

совпадает

с

произношением;

«сфотографировать» каждый звук, изобразив его на письме в

виде вполне определенной, соответствующей ему буквы.

Записать слово

Например, приступая к записи слова СТУЛ, ребенок должен отчетливо себе

представлять, что первый звук в этом слове

— С (а не Ш или 3), второй — Т, третий — У, четвертый — Л. Именно в

такой

последовательности

эти

звуки

и

должны

быть

изображены

в

виде

соответствующих им букв

(то есть как бы перешифрованны в буквенные знаки). И лишь после этого

зрительные

образы

букв

переводятся

в

их

двигательные

образы,

что

осуществляется посредством движений руки при письме.

Когда же мы смотрим на быстро пишущего человека, то мы видим только

заключительный этап письма, и поэтому нам кажется, что весь процесс

письма сводится только к движениям руки.

С необходимостью разделения слова на какие-то составляющие элементы

ребенок впервые сталкивается в процессе обучения грамоте, поскольку при

пользовании устной речью у него никогда не возникало такой необходимости.

С самого раннего детства он все слова усвоил «целиком», то есть как нечто

неделимое, поэтому даже сама по себе задача звукового анализа слов на

первых порах ему непонятна.

Поэтому

некоторым

детям

даётся

это

с

трудом

и

первичные

признаки

дисграфии налицо, учите - проговаривать сначала вслух, а затем «про себя».

Если ребёнок проговаривает слова не торопясь. Он осознанно производит

звукобуквенный

анализ

и

тем

самым

избегает

ошибок.

Связанных

с

перестановкой

букв.

Особенно

важно

проговаривание

для

детей

с

неустойчивым вниманием, низкой работоспособностью.

Полезно - До записи слова посчитать количество букв в нем и обозначил его

цифрой

над

местом

записи

слова.

После

вторичного

подсчета

букв

уже

записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в

противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. 6 собака.

Создавайте у ребенка установку на успех при запоминании и написании

трудных

слов

(старайтесь

не

употреблять

при

этом

частицы

"не").

Предупреждение: "Не делай ошибок!" - неэффективно. Правильная установка

звучит

так:

запомню

эти

слова!

Я

буду

писать

их

правильно!"

Орфографическое проговаривание

Дома. Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Через игру

Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук;

выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится

первым для следующего. : автобус - слово – окно, можно называть слова не

только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с

конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так

и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому

как

захочется.

Такая

игра

в

увлекательной

форме

позволяет

быстро

выработать

у

детей

умение

представить

графическое

выражение

слова,

о т р а б а т ы в а е т с я

м е х а н и з м

п е р е к л ю ч е н и я .

Словесные цепочки

В

процессе

игры

составляются

цепочки

слов

так,

чтобы

первый

слог

последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз

- бузина - народ -родник - никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово

последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть

можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке

бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда,

чья цепочка оказалась длиннее.

2.

Следующая

группа

ошибок,

когда буквы

заменяются

по

сходству

произношения.

Поднимите руки у кого ошибки на замены букв в сильной позиции

«полото» - болото; «доварищ» - товарищ

Эти ошибки возникают когда некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми,

и поэтому он затрудняется при выборе буквы во время письма Например, при

не различении на слух звуков Б – П ребёнок будет затрудняться, какая 1 буква

в слове «БОЛОТО» такие дети чаще пишут ПОЛОТО. Они испытывают

трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-

различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка).

Дети часто путают: парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);

гласные о – у, ё - ю; а так же гласные 1 и 2 ряда между собой. заднеязычные

согласные г – к – х (сухой – «сугой»); соноры л – р, й – л, м –н; свистящие и

шипящиее звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ; аффрикаты: ч – щ; ч – ц;

ч – т(мягк.); ц – с.

Дома.

Развивать

фонематическую

сторону

речи.

Целесообразно

сначала

подбирать задания на различение гласных звуков, затем согласных (сначала

свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры). Работу над мягкими и

твердыми согласными лучше связать с различением гласных 1 и 2 ряда.

Сначала

отработка

определенных

звуков

на

уровне

слога,

затем

слова,

словосочетания, предложения и тексте.

Следующая группа ошибок связана с нарушением зрительного восприятия

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы

Для того чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему

внешнему виду буквы, у него должны быть достаточно хорошо

сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит,

что ему должно быть доступно следующее:

• во-первых, он должен уметь различать предметы и геометрические фигуры

по величине

уметь определять расположение предметов и геометрических

фигур в пространстве по отношению друг к другу, то есть понимать

пространственные отношения между ними: высоко-низко, вверху-внизу,

выше-ниже (в смысле местоположения); далеко - близко,; впереди-сзади;

слева-справа.

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие

несформированных понятий «слева»- «справа»

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш –

и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.

Дома. Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также

развивать зрительный анализатор.

Можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с

помощью конструктора , рисовать на бумаге. И т.д. Только обязательно затем

сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать

тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь

узнавать объемные буквы.

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (мама рассказывает – дети угадывают

букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную. Найти буквы,

спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.

Разобрать

несколько

букв

в

наложенном

изображении:

какие

буквы

«свалились в кучу» и спрятались на рисунке.

4.Слитное написание предлогов со словами «Наохоту»

Некоторые ошибки - это следствие определенных нарушений в развитии

пространственных представлений. Пространственные отношения предметов

передаются в языке с помощью предлогов. А ребенок может воспринять

предмет

вместе

с

предлогом

как

единое

понятие

("подгорой",

"влесу",

"наголове" и т.д.). И напишет соответственно слитно. Выход - добиваться от

ребенка

точного

понимания

тех

пространственных

отношений,

которые

передаются предлогами.

Пусть он проговаривает, что где находится (в, за, над, перед, под и т. д.).

Например, когда рассматривает картинки, иллюстрации в книге. Или опишет

то,

что

видит

на

прогулке

в

парке,

при

взгляде

в

окно

и

т.д.

Учится

располагать предметы и детали в соответствии с инструкциями (большой

кубик на маленький, вилку слева от тарелки и т. д.).

Полезно такое упражнение: ребенка сначала просят нарисовать предложение,

в которое включены предлоги. Например: "Подушка лежит на диване" или

"Лодка проплыла под мостом". Затем это же предложение нужно записать

словами. Или ребенок может записать только начало предложения "Подушка

лежит на...", а потом подставит в него как можно больше слов ("на кровати,

на полу, на окне и т.д.").

Нарушения письма, связанные с нарушением моторики, пространственного

восприятия и зрительно-моторных координаций. Это нарушения почерка.

Есть

несколько

упражнений,

которые

помогут

ребенку

справиться

с

дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме

газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем

перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а

зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в

произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы.

Например: р – л, с – ш и т.д.

После таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин)

улучшается качество письма.

2. Каждый день можно писать короткие диктанты карандашом. Небольшой

текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень

воодушевляет…) Писать тексты с проверкой. Ошибки не исправлять в тексте.

Просто пометить на полях. зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Затем

дать

тетрадь

на

исправление

ребенку.

Ребенок

имеет

возможность

не

зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута:

ошибки найдены самим ребенком, исправлены.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. Нельзя приступать к занятиям, если в вашем тоне сквозит принуждение; и

если ребёнок негативно настроен.

2. Сначала успокойте (если конечно он волнуется, перевозбуждён)

«Мы сейчас будем заниматься по другому и ошибки обязательно исчезнут».

3.

Теперь организация

Заниматься желательно ежедневно. Но совсем не долго.

Определите эту норму перед самим собой и вместе с ребёнком.

- Сколько реального времени можете выделить вы сами (15,30 минут) и

сколько будет под силу вашему ребёнку.

4. Договоритесь с ребёнком – сколько минут. Или даже сколько строк будет

включать в себя одно занятие.

После этого договорную норму нужно чётко соблюдать ( Лучше начать с

меньшего,

чтобы

иметь

возможность

расширить

свои

границы,

чем

переоценив себя, - потом сдаваться)

Ребёнок, зная заранее о небольшом и вполне определённом объёме работ,

будет спокойно браться за неё и стараться выполнить как можно лучше.

Очень важно, когда сам ребёнок видит положительный результат занятия.

Проявляться это должно в полном отсутствии ошибок.

Как это возможно?

- На каждом конкретном занятии работа должна вестись только над одним

(грамматическим правилом) (над дифференциацией букв с- э)

На нём будет сосредоточено всё внимание ребёнка. Все остальные слова он

будет

либо

внимательно

списывать

под

вашим

присмотром,

либо

слова

диктуются орфографически

Занятия

должны

идти

на

оптимистической

ноте,

покажите

ребёнку.

Что

ошибки сдаются . Возможно что уже через 3-4 дня ( или через 1-2 недели)

настойчивой работы над одним видом ошибок, ребёнок полностью усвоит. И

ошибки прекратятся.

Но не будем забывать , что у нас ошибки логопедические и работу над

такими при успехе прекращать нельзя, необходимо периодически к ним

возвращаться.

Спасибо за внимание.



В раздел образования