Автор: Реганян Каринэ Бедросовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г. Гулькевичи
Населённый пункт: Гулькевичский район
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Развитие навыков чтения с листа у концертмейстера. Работа концертмейстера в классе скрипки"
Раздел: дополнительное образование
Методическая статья
«Развитие навыков чтения с листа у концертмейстера.
Работа концертмейстера в классе скрипки»
концертмейстер МБУ ДО ДШИ г. Гулькевичи К.Б. Реганян
Любой
музыкальный
словарь
даст
сухую
справку,
что
концертмейстер
–
это
музыкант
(пианист,
баянист,
аккордеонист),
помогающий
исполнителям
(певцам,
инструменталистам,
танцорам)
в
разучивании
партии
и
аккомпанирующий
им
в
концертах, то есть это работа в ансамбле. А само слово «ансамбль», означающее по-
французски
«единство»,
ставит
перед
исполнителями
задачу
строгого
согласования,
совместного исполнительского замысла. Большую роль ансамблевого музицирования в
формировании
музыканта
отмечал
в
своё
время
Д.Ф.Ойстрах.
Он
писал
о
том,
что
ансамблевая игра доставляет удовольствие не только слушателям, но, в первую очередь, и
самим исполнителям и должна сопутствовать музыканта в течение всей его жизни.
Венгерский композитор Бела Бартокписал, что каждый юный музыкант как можно
раньше должен приобщаться к ансамблевой игре, связанной с воспитанием «величайшей
музыкальной
дисциплины»,
при
которой
индивидуальность
отдельного
музыканта
становится
равноценной
частью
целого
в
процессе
коллективного
музицирования.
Примером
такого
раннего
приобщения
к
ансамблевому
исполнительству
является
воспитание музыканта-скрипача в стенах ДМШ и ДШИ. Ведь репертуар скрипачей от
начальных
до
выпускных
классов
строится
в
основном
на
совместной
работе
с
концертмейстером.
Мастерство
концертмейстера
специфично.
Оно
требует
от
пианиста
не
только
огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, а
также досконального знакомства со всевозможными особенностями игры на скрипке.
Концертмейстеру предстоит сделаться не только пианистом, но как бы и скрипачом.
Пианист
обязан
не
просто
знать
кроме
своей
и
сольную
партию:
хорошо
аккомпанировать он может лишь тогда, когда все его внимание устремлено на солиста,
когда он повторяет «про себя» вместе с ним каждый звук и еще лучше – предчувствует,
заранее
предвкушает
то,
что
будет
делать
партнер.
Чувствовать
себя
исполнителем
сольной
партии
–
необходимое
условие
в
процессе
работы
над
произведением
с
инструменталистом. Для этого концертмейстер должен хорошо уметь читать с листа не
только свою партию, но и владеть приёмом игры «в три строчки». Эти навыки помогают в
работе как на начальном этапе работы над произведением, так и в повседневной черновой
работе на уроках специальности и ансамбля.
Аккомпанемент с листа представляет собой в какой-то степени еще более сложное
явление,
чем
читка
с
листа
сольных
произведений.
Помимо
высокохудожественного
исполнения фортепианной партии, перед пианистом возникают задачи чисто ансамблевого
характера. Оставаясь художником, пианист не должен быть активнее солиста, а напротив -
стремиться поддерживать его, составить с ним целостный ансамбль, быть максимально
гибким в процессе исполнения. Эти качества ансамблиста создают благоприятные условия
для яркого раскрытия творческих намерений солиста, что, в конечном счете, решает успех
концертного выступления.
Научиться
концертмейстеру,
не
имеющему
от
природы
способности
идеально
аккомпанировать
с
листа,
трудно.
Для
подготовки
к
аккомпанированию
с
листа
в
концертах
нужен
особый
вид
тренировки.
Есть
ряд
компонентов,
которые
являются
общими для всех концертных номеров, и, овладев ими, пианист сможет на достойном
профессиональном
и
художественном
уровне
выступать
в
таких
концертах.
Это
–
устойчивый
ритм,
умение
выделить
в
фортепианной
партии
гармонию
и
характер
интонации, слуховое и зрительное внимание.
Приходя на урок к начинающему ученику или выпускнику, работая над маленькой
пьесой или крупной формой, находясь в классе или концертном зале, концертмейстер,
всегда должен помнить основное правило ансамблевой игры – умение отрешиться от
чувства «солирования». Гордость за собственное «я» может, в данной профессии, привести
к обратному результату. Например, перед нами начинающий скрипач, а за роялем пианист,
который рекламируя своё искусство, может «забить» начинающего своими техническими
возможностями. В пылу страстей концертмейстер может несоразмерить своё форте и на
его фоне солирующего партия потеряется. А может играть таким серым и бескрасочным
звуком, что партия скрипача останется без поддержки. В любом случае, фортепиано, как
инструмент сопровождающий, должен звучать чуть слабее солирующего инструмента.
Какова бы ни была динамическая шкала в сочинении, соотношение это надо соблюдать.
Но
разница
в
силе
звука
должна
быть
минимальной.
Нужно
постоянно
приучаться
слушать и слышать своего партнера, строго согласовывая с ним свои действия и желания.
Стоит иногда ослабить внимание к какой-то детали и получится «клякса». Следовательно,
совместная
игра
концертмейстера
с
солистом
или
солистами
отличается
от
сольной
прежде всего тем, что общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий
и
творческой
фантазии
не
одного,
а
нескольких
исполнителей
и
реализуют
они
их
объединенными усилиями.
Надо знать специфические закономерности скрипки, с которыми концертмейстеру
приходится
считаться.
Особое
место
на
струнных
занимает pizzicato.
Звуки pizzicato
неизбежно
будут
слабее,
чем
взятые
смычком.
Особенно
это
касается
игры
с
начинающими,
так
как
это
их
первый
способ
звукоизвлечения.
Концертмейстеру
приходится даже пользоваться левой педалью.
Важно помнить, что аккорды извлекаемые скрипачом звучат немного с оттяжкой.
Существует такое словосочетание в обиходе скрипачей «сломать аккорд», так как чтобы
охватить одновременно все струны, скрипачу приходится совмещать несколько движений.
Поэтому
начало
аккорда
берется
за
счет
предыдущей
доли.
Это
должен
знать
концертмейстер и не спешить озвучивать свой текст. Играть сопровождение надо немного
позже, чтобы не разойтись в тексте с солистом.
Флажолет – своеобразный высокий звук, извлекаемый особым способом. Требует
определенных навыков и тренировки в достижении чистой интонации. Во время его
звучания, для соблюдения звукового баланса, сопровождение должно звучать тише.
Совместная
работа
концертмейстера
и
солиста
должна
строиться
на
взаимопонимании
и
согласии
всех
трех
сторон:
скрипача,
преподавателя
и
концертмейстера.
Естественное
и
яркое
сопереживание
возникает
как
результат
непрерывного и всестороннего контакта партнеров, их гибкого взаимодействия и общения
в процессе исполнения. Непонимание роли и значения коллективной работы приводит к
тому же отрицательному результату - к назойливому самодовольному солированию. В
работе
всех
сторон
надо
понимать
разносторонние
связи
отдельных
партий
и
уметь
подчинять частности достижению общей цели.
В работе концертмейстера с солистом и ансамблем необходимо точно следовать
фразировке. Особенно важна работа
над синхронностью звучания – это работа над
темпом
и
ритмом,
чтобы
совпадения
мельчайших
длительностей
с
определенной
точностью отмечалось у всех исполнителей коллектива. При нарушении синхронности,
музыкальная ткань оказывается разорванной, а голосоведение и гармония искаженными.
В
работе
с
ансамблем
синхронность
звучания
прежде
всего
зависит
от
одновременного вступления всех исполнителей. В результате тренировок и коллективных
репетиций
звучит
одновременное
вступление
всего
ансамбля.
Так
же
важно
и
одновременное
окончание
звучания.
Не
вместе
снятый
аккорд,
производит
такое
же
неопрятное
впечатление,
как
и
не
вместе
взятый.
Опять
всё
внимание
на
ведущего
скрипача. По его жесту – сигналу все одновременно заканчивают игру.
Единство чувствования движения темпа непосредственно связаны с соразмерностью
отдельных звуков и пауз, то есть вопросами ритма. Работа над ритмом и в сольном и в
ансамблевом искусстве одна и та же. И в том и в другом случае надо стремиться найти
художественно
наиболее
выразительный
ритм,
добиться
точности
и
чёткости
ритмического рисунка, овладеть самыми трудными метроритмическими построениями,
сделав ритм гибким и живым. При этом в общей партитуре нужно выделять отдельные
характерные
фигуры,
звучащие
в
разных
голосах,
изучать
их
взаимоотношения
и
сочетания.
Следующим этапом является работа над динамикой в ансамблевом исполнении.
Динамика – одно из самых действенных выразительных средств. Умелое использование
динамических оттенков помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное
содержание и показать конструктивные особенности формы произведения.
Первое о чем надо помнить концертмейстеру – это соблюдение звукового баланса, не
забывая о физических возможностях ученика, его возрасте и качестве его инструмента.
Поэтому, соразмерив все стороны, вступление надо играть мягче и немного тише, чтобы
последующая игра скрипача была действительно солирующей и не терялась на фоне игры
концертмейстера.
Кроме
того
во
вступлении
надо
взять
правильный
темп,
иначе
фортепианное начало может оказаться в одном темпе, а вступление скрипача – в другом.
Чтобы
этого
не
произошло
необходимо
перед
началом
сосредоточиться
и
мысленно
пропеть первые такты скрипичной партии в условленном с солистом темпе.
Многое в динамическом плане зависит от стиля и времени написания произведения.
Здесь приходит на помощь следующий этап работы – работа над штрихами.
Концертмейстер
должен
внимательно
слушать
партию
скрипача
и
стараться
воплощать в своей игре его штриховые особенности для уточнения музыкальной мысли и
единства.
Он
должен
точно
следовать
в
своей
партии
за
смысловыми
или
фразиологическими лигами.
Средства
для
достижения
разнохарактерного staccato
на
струнных
в
некоторой
степени аналогичны фортепианным. Имеют специальные обозначения: spiccato,
sautille,
martle
и
другие.
А
подобие pizzicato
пианисты
тоже
могут
найти
на
фортепиано
и
исполнять не только как имитацию, но и как самостоятельный эффект. Кроме всего
прочего,
концертмейстер
может
пользоваться
педалью,
но
с
особой
тщательностью
продумывая её применение. Смена педали должна производиться, в полном контакте с
гармоническим
составом
звуковой
скрипичной
партии,
не
внося
в
неё
смыслового
диссонанса.
К
числу
специфических
фортепианных
приёмов
относится
исполнение
staccato на педали, что обогащает звучание обертонами. Педаль снимается вместе со
снятием руки с клавиш или позже.
Не стоит думать, что ансамблевая работа над штрихами сводится только к поискам
наиболее схожих по звуковому результату приёмов. Наоборот, ансамблевое исполнение
требует всех тембровых возможностей солистов и их самых разнообразных и зачастую
контрастных
сочетаний.
Совместное
исполнение
обогащает
звучание
новыми
ансамблевыми красками, умелое использование которых, приводит к наиболее полному
раскрытию музыкального содержания.
Но прежде чем выходить на публику, необходимо совместно обсудить и некоторые
меры предосторожности на тот случай, если солисту вдруг откажет память. В каждой
пьесе нужно определить «опорные точки», к которым ученик почти не думая может
возвратиться или от которых он может играть дальше продолжение. Эти «опорные точки»
должны
быть
чётко
установлены
и
испробованы
в
последних
репетициях
перед
выступлением, чтобы концертмейстер мог «поймать» солиста и приспособиться к нему.
Примерный план работы над произведением:
1. Рассказ об авторе. Знакомство с музыкальным содержанием и стилем, разъяснение
формы произведения.
2. Техническая свобода каждого из ансамблистов.
3. Достижение взаимопонимания и согласия: знание музыки вступления и заключения,
проигрышей концертмейстера, умение слышать солирование другой партии во время
своих пауз или длинных нот, точное следование фразировке солиста и чувствование его
исполнительского дыхания, подчинение общему творческому замыслу.
4. Синхронность исполнения: единство ритмического пульса и темпа.
5. Работа над чистым интонированием.
6. Динамика.
7. Штрихи.
8. Проработка текста перед концертным выступлением.
Задача концертмейстера как и преподавателя, привить любовь и уважение к музыке в
учениках, воспитать их вкус и культуру, расширить кругозор. А также открыть и развить
такие
качества
как
наблюдательность,
впечатлительность,
темперамент,
воображение,
фантазию, ум, искренность, непосредственность, общительность, из которых, как отмечал
К.С.Станиславский, складывается артистическая личность, жизнь, которой обогатится
великим даром слушать и понимать музыку.