Напоминание

"Основы духовно- нравственной культуры народов России"


Автор: Дмитренко Ольга Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: город Шахты Ростовская область
Наименование материала: Внеурочная деятельность.Рабочая программа
Тема: "Основы духовно- нравственной культуры народов России"
Раздел: среднее образование





Назад




РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г. Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

346527 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Индустриальная, 1г, тел. / факс (8636) 24-22-19, е-mail:

schooll20@mail

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №20

___________Володина Н.М.

/приказ №____ от _________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

«Основам духовно- нравственной культуры народов

России».

(указать курс, предмет)

Уровень общего образования(класс)

средний 6 «Г» класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 34 часа

Учитель

Дмитренко Ольга Геннадьевна

(ФИО)

Программа разработана на основе

« О с н о в ы

д у х о в н о -

нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур

народов России» К. А. Кочегарова – М.: ООО «Русское слово – учебник»,

2012.

г.Шахты 2017 г.

Раздел 1.Пояснительная записка.

Нормативные документы, определяющие содержание рабочей программы:

Законы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012

№ 273-ФЗ);

Программы:

Примерная

основная

образовательная

программа

основного

общего

образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по

общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).

Приказы:

- Приказ Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования»

-Приказ Министерства образования РФ от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении

изменений в федеральныйгосударственный образовательный стандарт

основного общего образования, утвержденный приказом министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»;

-

Приказ

МО

РФ

от

31.12.2015г.

№1577

«О

внесении

изменений

в

федеральныйгосударственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования,

утвержденный

приказом

министерства

образования

и

науки

Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897».

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об

утверждении

федерального

перечня

учебников,

рекомендуемых

к

использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

общего образования»;

- Письмо МО и ПО РО «Об учебных планах» от 18.05.2017г.;

- Приказ МБОУ СОШ №20 г.Шахты от 31.08.2017 г.

№119 «Об утверждении

рабочих программ на 2017-2018 учебный год».

Постановления:

2

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010

189

«О б

ут ве ржд е нии

С а нП иН

2.4.2.2821-10

« С а н и т а р н о -

эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных

учреждениях»

ред.

изменений

1,

утв.

Постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от

29.06.2011

85,

изменений

2,

утв.

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений №3,

утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г.№81).

- Учебный план МБОУ СОШ №20 г. Шахты на 2017-2018 учебный год.

- Положение МБОУ СОШ №20г.Шахты «О рабочей программе учебного

курса, предмета , дисциплины ( модуля)».

-

Положение

о

проведении

промежуточной

аттестации

обучающихся

и

осуществлении текущего контроля их успеваемости.

В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего

образования изучение новой обязательной предметной области «Основы

духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в 5 и 6

классах. В 6 классе продолжается формирование первоначальных

представлений о светской этике, религиях России, их роли в культуре, истории

и современности России.

Цель курса:пробуждение интереса к культуре других народов, проявление

толерантности, способности к сотрудничеству, взаимодействию. В процессе

изучения данного курса в 6 классе у учащихся углубляется осознание идеи

духовности человека как преобладания в нём нравственных, интеллектуальных

интересов над материальными. Курс призван обогатить процесс воспитания в

школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как

сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого,

особое значение курса заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей,

которые объединяют светскость и духовность. Особое значение изучения

данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и

познавательными возможностями. У них наблюдается большой интерес к

социальному миру, событиям, они открыты для общения на различные темы.

В ФГОС основного общего образования учебный предмет «Основы

духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс,

направленный на формирование первоначальных представлений о светской

3

этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.

Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников

сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям:

внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и

нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом

внимании к его эмоциональному развитию.

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1). «В мире культуры». Формируется понятие «культура», происходит

ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом

сообществе.

2). Разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить

духовные ценности», «Твой духовный мир». Даётся характеристика

общечеловеческих ценностей, их представленность в быту народа, в особых

моментах истории страны.

3) Раздел «Религия и культура». Истоки становления общечеловеческих

ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и

правил жизни в обществе.

Принципы организации обучения по курсу «ОДНКНР в 6 классе».

Культуроведческий. Определяет возможность широкого ознакомления с

различными сторонами культуры народов России, в том числе национальной и

религиозной.

Принцип природосообразности. Обращение к эмоциональной стороне

общественной жизни, окружающей природы, общественных отношений.

Принцип диалогичности. Так как сама российская культура есть диалог

различных культур, то и ознакомление с ними предполагаетоткровенный и

задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной

народной культуре, так и в религиознойкультуре.

Принцип краеведения. Ознакомление с различными проявлениями культуры в

данном городе, селе, регионе может стать основой формирования системы

ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в

полиэтнической среде.

Принцип поступательности. Обеспечивает постепенность, последовательность

и перспективность обучения.

4

Личностные результаты обучения:

Готовность к нравственному саморазвитию, способность оценивать свои

поступки, взаимоотношения со сверстниками;

Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и

самооценки;

Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную

деятельность и взаимодействие с её участниками;

Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания

особой роли многонациональной России в современном мире, воспитание

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

формирование ценностей многонационального российского общества;

Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к

родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,

независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного

поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметные результаты определяют круг УУД разного типа, которые

успешно формируются средствами данного предмета:

Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное

использование речевых средств для решения задач общения с учётом

особенностей собеседников и ситуации общения;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

в том числе религиозного характера, способность работать с информацией,

представленной в разном виде и разнообразной форме;

Овладение методами познания, логическими действиями и операциями;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и

культурой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на

решение, прежде всего, образовательных задач:

Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской

многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей

деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными

средствами;

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения

воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Федеральный

базисный

учебный

план

для

общеобразовательных

учреждений Российской Федерации отводит на изучение «ОДНКНР»

в 6

классе 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю. На изучение

окружающего мира в шестых классах МБОУ СОШ №20 отводится 1 час в

неделю, 34 часа

в

год. Сокращение объема учебного времени на 2 часа

5

объясняется

количеством

учебных

недель

по

Годовому

календарному

учебному графику и расписанием учебных занятий на 2017-2018 учебный

год.(ТК РФ ст112 «Праздничные дни

и перенос рабочих дней»).Данное

сокращение

произведено

за

счет

уплотнения

учебного

материала

и

резервного времени, предусмотренного рабочей программой.

Раздел 2.Содержаниеизучаемого курса.

Раздел 1. В мире культуры (4 ч).

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных

народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей.

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека

невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей,

упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,

создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 ч).

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представление о патриотизме в

фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов. Жизнь

ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических

чувств в истории России. Деятели разных конфессий – патриоты. Вклад

народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека.

Тема труда в сказках, легендах, пословицах разных народов. «Плод добрых

трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди

труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на

благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники, строители БАМа и

т.д.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.

Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте

России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека.

Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные

семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные

ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов

семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья –

первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура (10 ч).

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и

духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси.

Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и

образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на

развитие образования. Православный храм: внешние особенности, внутреннее

убранство. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.

Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение

6

ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи

образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу

мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих

ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и

культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –

молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.

Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский

календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в

России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство

танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 ч).

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные

гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление

памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с

разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере

предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные

меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир (2 ч).

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,

увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –

составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных

жизненных ситуациях. Нравственные качества человека

.Тематическое планирование

«Основы духовно-нравственной культуры народов России», 6 класс

№ Наименование разделов и тем

Всего часов

1

В мире культуры.

4

2

Нравственные ценности

российского народа.

14

3

Религия и культура.

10

4

Как сохранить духовные

ценности.

4

5

Твой духовный мир.

2

7

Итого

34

Раздел 3 .Результаты освоения курса ОДНКНР в 6 классе. Планируемые

результаты обучения.

Личностные результаты обучения:

Готовность к нравственному саморазвитию, способность оценивать свои

поступки, взаимоотношения со сверстниками;

Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и

самооценки;

Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную

деятельность и взаимодействие с её участниками;

Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания

особой роли многонациональной России в современном мире, воспитание

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

формирование ценностей многонационального российского общества;

Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к

родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,

независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного

поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметные результаты определяют круг УУД разного типа, которые

успешно формируются средствами данного предмета:

Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное

использование речевых средств для решения задач общения с учётом

особенностей собеседников и ситуации общения;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

в том числе религиозного характера, способность работать с информацией,

представленной в разном виде и разнообразной форме;

Овладение методами познания, логическими действиями и операциями;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и

культурой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на

решение, прежде всего, образовательных задач:

Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской

многонациональной культуре, особенностях традиционных религий

В итоге реализации программы курса ОДНКНР обучающиеся должны знать:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране,

государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё

Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской

идентичности);

8

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного

поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного

взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,

национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических

потребностей.

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в

фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую

работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами

коммуникации и делового этикета.

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе

графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение

искусства).

Должны уметь:

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из

прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и

прослушанных объяснений учителя.

• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных

текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с

общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать

высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,

иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной

задачей.

9

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения

учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

• Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека.

• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;

намечать способы саморазвития.

. Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по

ОДНКНР

Содержательный контроль и оценка знаний предусматривает выявление

индивидуальной динамики качества усвоения курса ОДКНР учеником и не

допускает сравнения его с другими детьми.

Итоговая работа проводится в мае и включает защиту проекта по основным

темам курса. Система оценивания курса содержит диагностику теоретических

знаний и диагностику личностных изменений учащихся.

Для диагностики личностных изменений обучающихся реализуется

мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших

школьников, ведётся Портфолио ученика. Портфолио ученика представляет

собой подборку личных работ ученика по предмету, в которые могут входить

творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие

работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные

информационно-справочные материалы из дополнительных источников,

доклады, сообщения, проектные работы и пр. В портфолио учеником должны

быть размещены не менее двух третей творческих домашних заданий,

выполнение которых фиксируется в специальной таблице. Динамика

результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.

Классный журнал является главным документом учителя и заполняется

соответственно программе. Отметки не выставляются. Качество усвоения

знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

понимает, применяет (сформированы умения и навыки); различает, запоминает,

не всегда воспроизводит; не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Раздел 5 Ресурсы и условия реализации программы.

Информационно -методическое обеспечение курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

10

1.

Кураев

А.В.

Основы

духовно-нравственной

культуры

народов

России.

Основы православной культуры

2.

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры

народов России. Основы исламской культуры

3.

Чимитдоржиев

В.Л.

Основы

духовно-нравственной

культуры

народов

России. Основы буддийской культуры

4.

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной

культуры народов России. Основы иудейской культуры

5.

Беглов

А.Л.,

Саплина

Е.В.,

Токарева

Е.С.

и

др.

Основы

духовно-

нравственной

культуры

народов

России.

Основы

мировых

религиозных

культур

6.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской

этики.

Список дополнительной литературы для учителя

1.

Адамова

А.Г.

Духовность

как

ценностная

основа

личности

//

Совершенствование

учебно-воспитательного

процесса

в

образовательном

учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.

2.

Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.

3.

Васильев

Л.С.

История

религий

Востока:

религиозно-культурные

традиции и общество. – М., 1983.

4.

Введение в буддизм. – СПб., 1999. Козырев Н.Ф. Религиозное образование

в светской школе. – СПб., 2005.

5.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., Республика, 1996.

6.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:

от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов Г. В. Бурменская, И.

А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.

7.

Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.

8.

К о с а ч ё в а

И . П . Нравственноеразвитиемладшегошкольникавпроцессе

обучения и воспитания. – М., 2005.

9.

Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.

10.

Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.

11.

История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.

12.

Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.

13.

Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический

Проект, 2006.

14.

Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.

15.

Радхакришнан С. Индийская философия. М., Миф, т. 1, 1993.

16.

Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.

11

17.

Слободчиков

В.

И.

Антропологическая

перспектива

отечественного

образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии,

2010.

18.

Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова //

Воспитание школьников. - 2007.

19.

Янушкявичус,

О.

Янушкявичене.

Основы

нравственности,

М.,

Про

-

Пресс, 1998.

12



В раздел образования