Напоминание

"Самостоятельная деятельность на уроках географии"


Автор: Лапшина Ольга Павловна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: Лицей ТИУ
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Самостоятельная деятельность на уроках географии"
Раздел: полное образование





Назад




Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии

Современное образование строится таким образом, что школа должна не только давать прочные

знания, но, и обязана воспитать стремление к самостоятельному овладению ими. Одним из

компонентов решения данной задачи является самостоятельная работа учащихся. Современный

учитель в настоящее время выступает в роли организатора самостоятельной познавательной

деятельности ученика, в роли инструктора, помощника, наставника

.

Необходимо учить ребят не только фиксировать и анализировать отдельные факты или явления,

но и находить связи между ними. Самостоятельные работы влияют на формирование учащихся

современных взглядов на картину мира, поиск удачи, а иногда и неудачи - всё это воспитывает у

учащихся качества исследователя: дисциплинированность, упорство в достижении поставленной

цели, а так же помогает учащимся лучше овладеть школьные программы, научиться практически

решать научные вопросы, развивать познавательную активность.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке:

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен

знать пути ее достижения.

Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.

Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.

Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и

управление самим процессом работы.

Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-

развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

На своих уроках использую следующие виды самостоятельных работ:

1.Работа с текстом.

- Работа по вопросам и заданиям.

- Работа с иллюстрациями.

- Работа с цифровыми показателями.

- Выполнение задач.

- Реферирование.

- Составление плана.

2.Карта-язык географии.

Работа с картами, выполнение различных заданий - это является хорошей основой для

формирования приёмов умственной деятельности, так как требует анализа, синтеза,

сравнения, обобщения определений причинно - следственных связей, умение делать

вывод. Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней,

сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает,

прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как

источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо

ознакомить с составом следующих действий:

-Прочитай название карты.

-Ознакомься с легендой карты.

-Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.

Например, при описании гор используется такой план:

*В какой части материка расположены горы?

*В каком направлении вытянуты горы?

*Какова их протяженность?

*Какова наибольшая высота?

*Где расположены наивысшие точки гор?

*В чем особенности горных хребтов?

*К какому типу гор они относятся?

3.

Географическая номенклатура

Для того чтобы лучше усвоить местоположение географических объектов на карте и

быстрее сориентироваться, надо постоянно иметь карту перед глазами и время от

времени упражняться в определении местонахождения географических объектов.

4.Написание географического сочинения.

При изучении географии материков в 7 классе учащимся предлагается: написать

географическое сочинение «Три дня в Африке» (по теме «Природные зоны Африки»).

Задание способствует усвоению понятия «природная зона», помогает уяснить причины

смены природных зон, связи природных компонентов.

5.Составление таблицы

При изучении в 7 классе темы «Страны Восточной Европы» предлагаю учащимся

задание: прочитайте текст учебника, заполните таблицу «Страны Европы», укажите

столицу каждой из них.

6..План-конспект

На уроках-лекциях применение самостоятельной работы правомерно в старших классах.

Слушая учителя, учащиеся самостоятельно отбирают и записывают главное. Для

руководства познавательной деятельности во время лекции важно сообщить им

логическую структуру изложения, дать план лекции, записав его на доске.

7. Подготовка мини - проектов на уроке и научно - исследовательские работы. Мини -

проекты можно подготовить на уроке по изучаемой теме. Например, при изучении темы

«Озера» в 8 классе используя групповую форму работы ребята готовят мини - проекты по

темам «Каспийское море» - 1 группа, «Аральское море» - 2 группа, «Озеро Байкал» - 3

группа. Затем каждая группа защищает свою работу. Таким образом, используя метод

самостоятельной работы учащиеся обмениваются информацией

.

Перечень приемов организации самостоятельной работы учащихся можно продолжить,

ведь в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска,

педагогического творчества. Использование современных технологий, как составной части

методики предмета, дают широкие возможности для реализации педагогической

деятельности учителя.

Мой практический опыт показывает, что самостоятельная работа, проводимая в системе

способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, развивает

познавательные и творческие способности школьников.

И если наши дети считают самым интересным наш предмет, сдают экзамены за курс

географии - это большой успех и постоянное ощущение радости за свой нелёгкий труд.

Список литературы

1.Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии.- М.:

Просвещение, 2001.

2.Коринская В.А. Самостоятельная работа учащихся по географии материков.- М.:

Просвещение, 1997.

3.Китайгородская Г.И. Познавательная самостоятельность. Диагностика и пути развития .

Наука и школа. – 1999. - № 3. – с. 25.

4.

Половникова Н.А. Метод познавательной деятельности – средство и результат

воспитания познавательной самостоятельности школьников. Учёные записки. – Т.445. –

с.41.



В раздел образования