Автор: Кораблева Оксана Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ школа №101 с углубленным изучением математики и информатики Населённый пункт: г.Железногорск Красноярского края Наименование материала: конспект урока Тема: Урок в 4 классе по теме " Предложение" Раздел: начальное образование
Урок русского языка (4 класс)
Тема: «Предложения с однородными членами (обобщение)»
Цели урока : различать предложения с однородными членами предложения; совершенствовать навыки постановки
запятых в предложениях с однородными членами предложения, выполнять синтаксический разбор предложения.
Предметные результаты:
Продолжить
знакомиться
с
понятием
«однородные
члены
предложения»;
с
видами
связи
однородных
членов
предложения с помощью интонации перечисления и союзов; научатся находить в предложении однородные члены;
различать
и
составлять
предложения
с
однородными
членами
по
схеме,
рисунку;
объяснять
постановку
знаков
препинания при однородных членах предложения, выполнять синтаксический разбор предложения.
Метапредметные УУД:
- познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять
информацию на основе схем, моделей, сообщений; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
регулятивные:
самостоятельно
формулировать
задание:
определять
цель,
планировать
алгоритм
выполнения,
корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; понимать выделенные ориентиры действий при
работе с учебным материалом;
-
коммуникативные:
читать
вслух
и
про
себя
предлагаемые
тексты
художественных
книг,
понимать
прочитанное;
выполняя
различные
роли
в
группе,
сотрудничать
в
совместном
решении
проблемы;
предвидеть
последствия
коллективных решений.
Личностные результаты: ориентироваться на содержательные моменты
школьной
действительности
и
принимать
образец
«хорошего
ученика»;
воспринимать
русский
язык
как
одну
из
основных
национально-культурных
ценностей
российского
народа,
понимать
его
значение
в
процессе
получения
школьного образования.
Ход урока.
Этап урока
Действие учителя
Действия учащихся
1.Организационный
Создает доброжелательную атмосферу в классе,
настраивает учеников на продуктивную работу.
-
Прозвенел звонок веселый.
Вы урок начать готовы?
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать!
Помогать
в
увлекательном
путешествии
по
стране
Русского языка .
- Группы к путешествию готовы?
-Да.
- А билеты на поезд у нас есть?
- Есть.
Место отправления и место прибытия указаны?
- Нет места прибытия. Пустые девять клеточек.
- Необходимо восстановить потерявшуюся запись.
Слушайте внимательно мои вопросы и вписывайте в
клеточки
первые
буквы
ответа.
Готовы? Группа
1
работает у доски, заполняет пустые клетки маркером.
Слушают
учителя,
настраиваются
на
работу,
отвечают
на
вопросы
учителя,
заполняют
пустые
клетки
на
«билетах»
ответами
и
по
первым
буквам
читают
название
области
страны
«Русского
языка»
2.Актуализация знаний
1.Из них состоят предложения.( с лова)
2 .
О н а
б ы в а е т
в о с к л и ц а т е л ь н а я
и
невосклицательная( и нтонация)
3.Предложение
состоящее
только
из
главных
членов
называется…( н ераспространенное)
4 .
О н а
с т а в и т с я
в
к о н ц е
п о в е с т в о в а т е л ь н о г о
невосклицательного предложения
( т очка)
5.Красная строка, отступ в начале строки( а бзац)
6. Начальная строка текста или его части, начинающаяся с
отступа( к расная)
7. А,Но,да,и,или…это- ( с оюзы)
8.Перед каким союзом не ставится запятая, если он один? ( и )
9.С помощью вопросов можно установить между словами….
( с вязь)
- Прочитайте получившееся слово. Знак согласия? (хлопок)
Давайте красиво , соблюдая все соединения пропишем это
название на следующей рабочей строке.
-Вам знакома эта область?
-Что она изучает?
Синтаксис
Предложения словосочетания
-Что такое предложение?
Получают из первых букв ответов слово
«СИНТАКСИС»
-Да
-Предложения и словосочетания
-
Группа слов, связанных по смыслу, имеет
грамматическую основу, выражает
законченную мысль.
П о с т а н о в к а
ц е л и
и
задач урока учащимися
-Что такое словосочетание?
Знаете. Тогда я не пойму нужно ли нам путешествие в эту
область русского языка?
-Значит, какая цель урока?
- Какие задачи урока? Шаги по алгоритму? Что мы должны
хорошо понимать? Какие бывают предложения по:
1. По цели высказывания.
2. По интонации
3. По наличию главных и второстепенных членов
4.По наличию однородных членов
Находить:
5. Грамматическую основу
6. Второстепенные члены
-Да, действительно, мы поработаем , пройдем по всем шагам
этого алгоритма действий и в конце урока подведем итоги.
- Словосочетание — это сочетание слов,
связанных по смыслу
и грамматически, то есть с помощью
окончания или окончания и предлога
или только по смыслу:
Рассуждают, что надо утвердится в своих
знаниях, обобщить, потренироваться в
действиях по алгоритму разбора
предложения, в распознавании главных и
второстепенных членов предложения.
- Обобщить знания по теме
«Предложение», подготовиться хорошо
к проверочной работе.
3.
На блюдение
н а д
предложениями,
у п р а ж н е н и я
в
синтаксическом разборе
На
доске
написаны
слова: раздвинула, из ,земли, ёлочка,
травинки, высунулась, и, осмотрелась, удивлённо
-Что записано?
-Что из них можно получить?
Попробуйте
составить
предложение
и
запишите
его
в
тетрадь.
Поработаем вместе по алгоритму.
Читают слова, отвечают на вопросы
-слова
-предложение
Составляют
предложение
и
отступив
одну рабочую строку, записывают его в
тетрадь, расставляя знаки препинания:
Ё л о ч к а
р а з д в и н у л а
т р а в и н к и ,
высунулась
из
земли
и
удивленно
осмотрелась.
Вместе
с
учителем
разбирают
синтаксически предложение, дают
ему
х а р а к т е р и с т и к у. (
Это
предложение
повествовательное,
невосклицательное,
распространенное, с однородными
сказуемыми.
Главные
члены
:
ёлочка(что
сделала?)раздвинула,
высунулась, осмотрелась.
4.Рефлексия
Продолжаем работу. Что видите на новой строке?
Деревьядарилиейчудесныеподарки.
- Запишите
предложение,
разбивая
на
слова
и
используя
а л г о р и т м
р а з б е р и т е
п р е д л о ж е н и е
п о
ч л е н а м
самостоятельно. У доски работают двое учащихся.
-
А
следующее
предложение
запишите
под
диктовку.
Подумайте, какие орфограммы нужно вспомнить.
Ива засыпала ёлочку яркими, золотыми рыбками.
Объединитесь
в
группы,
сделайте
разбор
предложения.
Некоторые
учащиеся(по
усмотрению
учителя)
подходят
к
учителю и делают разбор под контролем и помощью учителя.
-Следующие предложение постарайтесь записать по памяти
Раздвинула(что?)
травинки.
Это
д о п о л н е н и е ,
в ы р а ж е н о
существительным. Подчеркиваем _
_ _ _ _.
Высунулась (откуда?)из земли. Это
о б с т о я т е л ь с т в о .
В ы р а ж е н о
существительным
с
предлогом.
Подчеркиваем _._._._._
Осмотрелась(как?)удивленно.
Это
о б с т о я т е л ь с т в о .
В ы р а ж е н о
наречием.Подчеркиваем _._._.
- похоже
на
предложение,
но
записано
слитно.
Разбирают
предложение
по
членам,
п р о в е р я ют
,
с л у ш ая
о б ъ я с н е н и я
работающих детей у доски.
Записывают предложение под диктовку,
в с п о м и н а ю т
о р ф о г р а м м ы
, п ро го в аривают
с
п р о в е р о ч н ы м и
словами, делают синтаксический разбор
в группе. Проверяют по ключу.
Записывают
предложения
по
памяти
и
и в паре сделать синтаксический разбор.
Осина
подарила
красные
фонарики.
Клён
уронил
оранжевые звёзды.
- А теперь полностью самостоятельная работа и проверка по
ключу.
Спишите
два
предложения,
расставьте
знаки
препинания и разберите их по членам.
И стояла она растерянная и счастливая. Лесная красавица
оказалась в золоте багрянце и бронзе.
Проверьте по ключу и заполните карточку успеха.
Умения характеризовать предложения по:
1.Цели высказывания.
2.По интонации
3.По наличию главных и второстепенных членов.
4. Находить грамматическую основу.
5.Задавать вопросы к второстепенным членам.
6.
Узнавать
,
какой
второстепенный
член
и
подчёркивать
определённой линией.
Посмотрите на свои результаты и сделайте выводы.
Достигли мы цели урока? Решили поставленные задачи?
Давайте
посмотрим
на
наши
результаты
работы.
Оцените
себя.
Если
нет
ни
одного
минуса
засадите
область
«синтаксис» красными цветами, если 1-2 минуса, то синими,
если 3-4 минуса, то желтыми, если больше 4 минусов, то
белыми. Что скажете?
Молодцы! Спасибо всем за работу и внимание на уроке. Если
ещё остались проблемки, нам помогут домашние задания и
совместная работа на следующих уроках. Как вы думаете,
д е л а ю т
р а з б о р
п о
ч л е н а м
самостоятельно.
Проверяют
по
ключу
друг у друга.
Списывают
предложения
с
доски.
Р а с с т а в л я ю т
з н а к и
п р е п и н а н и я ,
разбирают синтаксически.
Заполняют
карточку
успеха,
отмечая
плюсами
и
минусами
шаги
алгоритма.
Делают выводы.
О п р е д е л я ю т
п о
м и н у с а м
ц в е т
цветочка(заготовленные
учителем
к а ж до го
ц в е т а
д л я
у ч е н и к о в )
и
прикрепляют около слова «Синтаксис»
готовы ли к проверочной работе по этой теме?
-Сколько предложений вы записали? Можно ли сказать что
это
текст?
какова
тема
этого
текста?
Дайте
название
,
запишите.
-Да.
Предложения
связаны
по
смыслу.
Есть
тема.
Про
ёлочку
и
её
осенние
подарки.
5.Домашнее задание
- Посмотрите,
похоже
ли
на
классную
работу
домашнее
задание? Запишите его в дневник. Каким получилось наше
путешествие? Можно уезжать домой?
О т в е ч а ю т
н а
в о п р о с ы ,
д е л я т с я
впечатлениями по уроку