Автор: Бурхан Любовь Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Григорьевская сош
Населённый пункт: село Григорьевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературные направления. Классицизм.
Раздел: среднее образование
МБОУ Григорьевская сош
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Бурхан Л.Н.
2014 г.
Литература 9 класс.
Тема урока:
Русская литература XVIII века. Классицизм как литературное направление.
Цели урока:
Образовательные:
а) сделать обзор эпохи (культурная, экономическая, политическая
ситуация)
б) познакомить учащихся с литературным направлением “классицизм”,
отметить его основные черты и характерные особенности
Развивающие:
а) усвоение учащимися комплекса теоретических понятий по данной теме
Воспитательные:
а) расширить кругозор учащихся
б) развить эстетический вкус учащихся
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок-лекция
Оборудование:
выставка
книг
М.В.Ломоносова,
А.П.Сумарокова,
Г.Р.Державина,
Д.И.Фонвизина;
«Словарь
литературоведческих
терминов»
(Редакторы-составители
Л.И.
Тимофеев и С.В. Тураев), компьютер, компьютерная презентация.
Используемый УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11классы
под редакцией В.Я.Коровиной, учебник «Литература 9 класс» под редакцией В.Я.Коровиной
Оформление доски: эпиграф, тема урока, словарь к теме.
Словарная работа: государственность, «светская» культура, гражданственность, классицизм.
Эпиграфы к уроку:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.
А. С. Пушкин
Х о д
у р о к а
I. Изучение нового материала.
1.
Лекция учителя.
Задание для учащихся:
По ходу лекции составить конспект в тетради «Классицизм как литературное
направление»
XVIII
в.
имел
для
России
особое
значение.
Начало
новой
эпохи
было
положено
преобразовательной
деятельностью
Петра
I,
когда,
по
словам
Пушкина,
«Россия
вошла
в
Европу, как спущенный на воду корабль, – при стуке топора и при громе пушек» и «европейское
просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеется в виду приобретение Россией
берегов Балтийского моря после победы над Карлом XII).
Запись в тетради эпиграфа к уроку:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин
Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс
связан с деятельностью Петра I?
Велики
были
завоевания
этого
времени
в
области
науки,
просвещения,
искусства
и
литературы, поставившие Россию в конце XVIII в. вровень с европейскими государствами:
1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;
2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и
для разночинцев);
3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный
театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве.
Но
эпоха
утверждения
самодержавия
таила
в
себе
острые
противоречия.
В
XVIII
в.,
особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян и подтверждено
право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных
неоднократно
приводило
к
крестьянским
волнениям
и
мятежам
(восстание
под
предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 гг.).
Дворянство
же
получило
в
XVIII
в.
особые
права
и
привилегии.
Получает
широкое
распространение
французская
культура
–
моды,
манеры,
язык.
В
Россию
из
Франции
потянулись
искатели
легкого
заработка.
Бывшие
в
своем
отечестве
лакеями,
кучерами,
парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и
дочек, для которых Париж был центром мира.
Но рядом с ними жила и жадно тянулась к истинному просвещению другая молодежь,
думавшая о судьбе Отечества, о положении народа, о долге патриота. Эти молодые люди не все
по рождению принадлежали к знати, некоторые были выходцами из народа (М. В. Ломоносов –
крупнейший ученый и поэт, Ф. Шубин – скульптор, Аргуновы – крепостные художники и др.),
но именно они составили гордость и славу русской культуры XVIII в. Им приходилось нелегко.
Императрица Екатерина II была дочерью своей эпохи, со всеми ее противоречиями. С одной
стороны, она переписывалась с прославленными французскими философами-просветителями,
убеждая их в своем намерении внести в обычаи варварской страны, где ей суждено править,
возвышенные идеалы Разума, Справедливости и даже… Свободы. Но Пушкин, для которого
события XVIII в. не были далекой историей, в короткой заметке показал истинное положение
дел: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел
из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти.
Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами – и Фонвизин, которого она
боялась, не избегнул бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность». («Заметки по
русской истории XVIII века»).
Запись в тетради второго эпиграфа:
Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.
А. С. Пушкин
– Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы
XVIII и XIX вв.?
Именно в петровское время элементы новой европейской культуры пропитали жизнь
русского общества. Петр сам рубил старину, т.к. русское государство явно отставало от Европы
и экономически, и политически, и культурно.
Петр I отстоял национальную независимость, самостоятельность русского государства, он
построил в России европейскую культуру, сохраняя свое национальное лицо. Он вовсе не хотел
подражать
Западу,
повторять
его.
Надо
было
построить
свою
собственную
национальную
культуру и войти в Европу со своим словом, со своим лицом, со своим складом мыслей, со
своими задачами. России нужна была культура общеевропейская и в то же время русская.
Россия многому училась у Запада, она отбирала из сокровищницы западной культуры то,
что было нужно. Россия отдалялась от Руси.
Что
изменилось
в XVIII
веке?
Многое,
но
самые
важные
национальные
ценности
остались,
из
древней
истории
перекочевали
в
новую,
незаметно,
но
уверенно
вошли
в
литературу XVIII века.
1. Это трепетное отношение к написанному слову, вера в его истинность, вера в то, что
словом можно исправить, научить, просветить;
2. Это постоянное стремление видеть мир «духовными очами» и создавать образы людей
высокой духовности;
3. Это неиссякаемый патриотизм;
4. Это тесная связь с народной поэзией.
Писательство так и не стало на Руси профессией, оно было и осталось призванием,
литература была и осталась руководством к правильной, высокой жизни.
По устоявшейся традиции с XVIII века мы начинаем отсчет новой русской литературы.
Выделяется «изящная словесность», т.е. художественная литература, искусство слова. Здесь
поощряется
вымысел,
авторская
фантазия,
занимательность. Автор
–
не
переписчик,
не
составитель, не фиксатор событий, а творец, создатель собственных миров.
В XVIII
веке
наступает время
авторской
литературы,
когда
начинает
ценится
не
правдивость описанного, а оригинальность, неповторимость писателя, полет мысли и фантазии.
Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином
и
патриотом,
который
ради
блага
общества,
государства
готов
пожертвовать
личным
благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.
Господствующим направлением в литературе XVIII века являлся классицизм.
Что же такое литературное направление?
Работа с термином Литературное направление на интерактивном плакате.
Литературное направление (метод) –основные принципы, которыми руководствуется
писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные
факты.
Общие признаки литературного направления
Объединяет писателей определенной исторической эпохи
Общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеала
Особый тип героя
Особый стиль художественной речи
Характерные сюжеты
Излюбленные жанры
Выбор художественных приемов изображения жизни
Мироощущение и миропонимание писателей
Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы. Идея
гражданского
служения
становится
главной.
Необходимость
упорядочения
жизни
в
таком
государстве приводит к нормированности и в искусстве, следованию определенным правилам и
подражанию признанным образцам. Искусство сознательно поставило задачу социального и
нравственного воспитания сограждан.
Это
была
очень
стройная,
очень
понятная
и
несложная
система
художественных
принципов.
Это
литературное
направление
возникает
там,
где
крепок
абсолютизм
–
неограниченная власть монарха. Так было во Франции в XVII веке, так было в России в XVIII
веке, когда высшей ценностью становится государство и его благо, а идеалом – человек-
гражданин, готовый пожертвовать личным ради государственной пользы.
Почему классицизм?
Работа с термином Классицизм на интерактивном плакате.
1. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественное направление в искусстве
и
литературе XVII
– XVIII веков, для которого характерны высокая гражданская тематика,
строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
Свое
название
классицизм
получил
оттого,
что
представители
этого
литературного
направления
провозгласили
высшим
образцом
художественного
творчества
лучшие
произведения античного искусства – искусства Древней Греции и Рима. Эти произведения были
признаны классическими, т.е. образцовыми, и писателям предлагалось подражать им, чтобы
самим создавать истинно художественные произведения.
2. Историческая эпоха возникновения и расцвета классицизма – с 30-х годов XVIIв. до
начала XIX века
Основное свойство классицизма – обращенность к образам и формам античного искусства
как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.
В основе эстетики классицизма – принцип рационализма и «подражания природе».
3. Отличительные черты классицизма:
культ разума;
художественное произведение - логически построенное целое;
строгое деление героев на положительных и отрицательных;
сюжет и композиция подчиняются правилам трех единств: времени, места и действия;
активное обращение к общественной, гражданской проблематике;
жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые,
существенные черты и свойства;
идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
подчеркивается объективность повествования;
использование говорящих фамилий;
наличие героя-резонера;
На основе изучения художественных произведений было выработано руководство для
писателей.
Оно
называлось
«Поэтическое
искусство»
и
служило
настольной
книгой
для
писателей полтора века.
Классицизм рассматривал литературу и искусство как школу, которая воспитывает людей в
верности государству (см. выше).
Буало,
написавший
«Поэтическое
искусство»
утверждал,
что
художественное
произведение должно создаваться после строгого обдумывания. В нем все должно быть ясно,
точно и стройно.
Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной,
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную дает она ему.
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.
Вы новое лицо ведете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда самим собой.
Нам забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
4. Ведущие жанры.
Основой
всех
правил
являлось
разделение
литературы
на
жанры,
которые
нельзя
смешивать: высокие – трагедии, оды, поэмы; низкие – комедии, сатира, басни.
Каждому
жанру
соответствовала
своя
тематика.
Предпочтение
отдавалось
трагедиям,
поэмам и одам.
Трагедия – драматическое произведение, в котором изображается борьба личности с
препятствиями, в финале – гибель героя.
Драматург должен был строго соблюдать правило «трех единств»:
времени (единство времени требовало, чтобы все события трагедия укладывались в
сутки);
места (единство места выражалось в том, что все действие происходит в одном месте);
действия
(единство
действия
предполагало
внутреннюю
связь
событий,
ничего
лишнего).
Писалась трагедия торжественно-величавым слогом.
Поэма
–
эпическое
(повествовательное)
произведение,
излагавшее
стихами
важное
историческое событие или воспевавшее подвиги героев и царей.
Ода
–
торжественная
хвалебная
песнь
в
честь
царей,
полководцев
или
победы
над
врагами.
Должна
была
выразить
восторг,
воодушевление
автора
(пафос).
Был
присущ
приподнятый,
торжественный
язык,
риторические
вопросы,
восклицания,
обращения,
олицетворения.
Низкие жанры высмеивали пороки людей.
5. Значение классицизма
Для своего времени классицизм имел положительное значение:
писатели
провозглашали
важность
исполнения
человеком
своих
гражданских
обязанностей, стремились воспитать человека-гражданина;
разработали вопрос о жанрах, их композиции, упорядочили язык;
классицизм
нанес
сокрушительный
удар
по
литературе,
полной
веры
в
чудеса,
привидения, подчинявшей сознание человека учению церкви.
6. Особенности русского классицизма
Русский классицизм имел много общего с западным, но имел и свои отличительные черты:
в русском классицизме сказывается связь с современной действительностью;
обличительно-сатирическая
струя;
наличие
сатиры
придает
творчеству
писателей
жизненно правдивый характер; живая современность, русская действительность, русские люди
и русская природа отражаются в их произведениях;
интерес
к
истории
своей
родины
объясняется
горячим
патриотизмом
русских
писателей;
они
изучают
русскую
историю
и
пишут
произведения
на
национальные,
исторические темы; придают литературе русское лицо, особое внимание народной поэзии и
народному языку.
7. Представители русского классицизма
Александр
Петрович
Сумароков
(1717-1777)
–
один
из
создателей
русской
классицистической трагедии, сюжеты для которых он черпал в русской истории («Синав и
Трувор» – новгородские князья).
Писал Сумароков и стихи. Его любовная лирика – это выход за рамки тем и образов,
предписанных классицизмом, к внутреннему миру человека с переживаниями, страданиями,
любовью.
В историю русской литературы Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807) вошел прежде
всего как создатель героической эпопеи «Россияда». Творец бессмертной «Россияды» — так
называл Хераскова Державин. Героическая эпопея была самым важным и почетным жанром
классицизма.
Главная идея «Россияды» — торжество героики русских воинов, победа России над
варварством, православной веры над магометанской.
М.М.Херасков
создает
также
трагедии
по
всем
правилам
поэтики
классицизма
(«Борислав» — политическая трагедия, «Пламена» и др.)
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) вошел в историю русской литературы как
создатель од, торжественных стихотворений на «высокие» темы.
Цель оды – прославление, и Ломоносов прославлял Россию, ее мощь и богатства, ее
нынешнее и будущее величие под просвещенным руководством мудрого монарха («На день
восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года»).
Вершиной поэзии XVIII века стало творчество Гавриила Романовича Державина (1743-
1816). Он сам считал себя приверженцем классицизма, но фактически стал его разрушителем. В
его поэзии заговорило чувство, а не мысль.
Особенно дорог был русским писателям идеал просвещенного дворянина. Создал его
Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) в бессмертной комедии «Недоросль».
Дань классицизму отдали В.К. Тредиаковский, В. Майков и др.
II. Итоги урока.
1.Работа в парах
Задание: составить кластер по теме «Классицизм»
Варианты кластеров:
2. Напишите синквейн к слову КЛАССИЦИЗМ.
Вариант синквейна:
Классицизм
Образцовый, классический
Развивается, формируется, требует строгости
Герой всегда останется самим собой
Направление.
III. Домашнее задание.
1. Работа со статьей учебника стр.35-41
2. Подготовить эссе на одну из тем: «Достижения литературы 18 века»
«Классицизм как литературное направление»