Напоминание

"Реализация инновационной модели "детский сад-воспитанники-родители" в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций"


Автор: Кудряшова Наталья Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 18 "Кораблик"
Населённый пункт: г.Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация инновационной модели "детский сад-воспитанники-родители" в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Кораблик» г. Волжского Волгоградской области»

ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

«ДЕТСКИЙ САД –ВОСПИТАННИКИ -РОДИТЕЛИ» В РАМКАХ

СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2016 - 2020

Руководитель проекта – Старший воспитатель Н.А. Кудряшова

Волжский, 2016 г.

Актуальность

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.

Важной

социальной

задачей,

стоящей

перед

дошкольными

образовательными

учреждениями,

является

оказание

помощи

семье

в

воспитании

ребенка.

По

мнению

основоположников

отечественной

психологии

Л.С.

Выготского,

А.В.

Запорожца,

Д.Б.

Эльконина, «развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения,

через

взаимодействие

с

этим

окружением.

Первым

значимым

окружением

ребенка

является его семья…»

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые

требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и родителями

воспитанников.

В

соответствии

с

Федеральный

законом

Российской

Федерации

"Об

образовании в Российской Федерации" (№ 273-Ф от 29 декабря 2012 г) и «Типовым

положением

о

дошкольном

образовательном

учреждении»

(приказ

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562) одной из

основных

задач,

стоящих

перед

дошкольным

образовательным

учреждением,

является

«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Разработка и

внедрение новых эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечит

повышение

качества

образования

детей

дошкольного

возраста,

удовлетворить

образовательные запросы родителей с учетом

интересов детей и тем самым создать то

самое

триединое

образовательное

пространство

(семья-ребенок-ОУ)

для

ребенка

дошкольника.

В настоящее время введён в действие федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования»).

Образовательная

работа

в

учреждении,

в

соответствии

с

этими

требованиями,

предусматривает

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышение

компетентности

родителей

(законных

представителей)

в

вопросах

развития

и

образования,

охраны

и

укрепления

здоровья детей.

Важнейшим

условием

совершенствования

системы

дошкольного

образования

является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых

инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и

обучения

семьи.

Инновационные

процессы,

проходящие

в

дошкольном

учреждении,

способствуют

повышению

педагогической

компетентности

родителей,

могут

положительно влияют на качество воспитания и развития дошкольников через создание

лучших

условий

для

их

личностного

развития,

позволяют

осуществлять

личностно-

ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в

работе педагогам.

Наше дошкольное образовательное учреждение

в рамках внедрения

ФГОС ДО,

осуществляет

построение

современной

инновационной

модели

взаимодействия

с

родителями воспитанников, т.к. считает важным и приоритетным в совершенствовании

образовательного

процесса.

Сущностью

создания

этой

модели

является

личностно

ориентирование образование дошкольников, которое соединяет воспитание и обучение в

единый процесс помощи, поддержки и эмоционального педагогического развития ребенка.

Основной

целью

работы

творческого

коллектива

педагогов

стало:

разработка

современной

инновационной

модели

сотрудничества

педагогов

и

родителей,

обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития

личности

ребенка-дошкольника.

Установить

прочные

партнёрские

взаимоотношения

между

детским

садом

и

семьёй.

Сформировать

активную

позицию

родителей,

помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития,

в

вопросах

сохранности

здоровья

своих

детей.

Повысить

степень

вовлечённости

родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Актуальность

модели

сетевого

взаимодействия

для

МДОУ

д/с

18

сегодня

заключается в том, что оно предоставляет инновационную технологию,

позволяющую

динамично развиваться

образовательным учреждениям. При

сетевом взаимодействии

происходит

не

просто

сотрудничество,

обмен

различными

материалами

и

инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных учреждений

над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ.

Содержание педагогической составляющей модели сетевого взаимодействия по сути

представляет расширение воспитательного пространства: открытие возможностей выбора,

появление

новых

профессиональных

и

социальных

связей,

закрепление

контактов

участников образовательного процесса и социума в целом.

Ресурсное обеспечение инновационной деятельности

1.Научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности,

достоверности, воспроизводимости результатов инновационной деятельности.

Методологической

основой

инновационной

деятельности являются

научные

представления о сущности образования как социальном явлении и его определяющей роли в

личностном развитии человека (Ю.К. Бабанский, Л.П. Буева, В.Е. Турин, В.А. Караковский,

Л.Г. Костюченко, Б.Т. Лихачев и др.); концепции ценностного подхода к личности, процессу ее

самоформирования (Л.Л. Лузянин, А.Г. Маслоу, Т.И. Петракова, Г. Салливен, Э. Фромм и др.);

личностный (Ю.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев) и деятельностный (А.Н. Леонтьев,

С.Л. Рубинштейн) подходы.

Основополагающими в ходе инновационной работы являются следующие положения:

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности,

которая

осуществляется

на

основании

социальной

перцепции

и

с

помощью

общения.

Результатом

взаимодействия

являются

определенные

взаимоотношения,

которые,

являясь

внутренней

личностной

основой

взаимодействия,

зависит

от

отношений

людей,

от

положения взаимодействующих.

Термин «взаимодействие», в контексте взаимодействия образовательного учреждения и семьи

был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие

рассматривалось как единство

линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания

и строилось на основе

единого понимания.

Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение

психологической

защищенности,

«эмоционального

тыла»,

поддержку,

безусловного

безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для

дошкольников в особенности. Об этом же говорят и современные специалисты и ученые в

области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва. И.В. Лапицкая и

др.).

Семья для ребенка-это и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры

для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить

нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад,

семья,

общественность.

Поэтому

не

случайно

в

последние

годы

начала

развиваться

и

внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее

лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные

социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Открытое

образовательное

пространство-это

гуманно-ориентированное,

целостное

пространство развития личности

ребенка, удовлетворяющее потребности в развитии его

интересов

и

склонностей;

способствующее

потребности

в

развитии

его

интересов

и

склонностей;

способствующее

общему

творческому

развитию

ребенка,

обеспечивающее

социализацию

дошкольника

в

процессе

сотрудничества

ДОУ

с

семьей

и

с

другими

социальными институтами.

В нашем исследовании инновационными формами взаимодействия педагогов и родителей мы

будем считать те из них, которые позволяют не только оснастить родителей педагогическими

знаниями, умениями и навыками, но и обогатить их инновационными инструментами для этой

работы. Инновационные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение

родителей к посещаемой их сыном (дочерью) группе детей, установления формальных и, по

возможности

и

желанию

самих

родителей,

неформальных

контактов.

В

качестве

гипотетиче ского

предположения

мы

отно сим

к

инновационным

формам

взаимодействия(общения)

педагога

с

родителями

следующие:

а)

информационно-

аналитические,б)досуговые,в)познавательные,г)наглядно-информационные.

Эти формы номинированы нами на основании многочисленных исследований и

имеющейся практики, но в новых, актуальных условиях нуждаются в апробации и экспертном

оценивании на предмет их адекватности, операциональности и экономичности.

Методическая работа. Сетевое взаимодействие.

Известно несколько мнений о том, что такое методическая работа. Авторский коллектив

под

руководством

Ю.

К.

Бабанского

определял

методическую

работу

как

систему

взаимосвязанных

мер,

«направленных

на

всестороннее

повышение

квалификации

и

профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя». В Педагогическом словаре

РАО дается следующее определение методической работы: «Методическая работа — часть

системы

непрерывного

образования

преподавателей,

воспитателей.

Цели

методической

работы:

освоение

наиболее

рациональных

методов

и

приемов

обучения

и

воспитания

учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога

к

организации

и

ведению

учебно-воспитательной

работы;

обмен

опытом».

К.

Ю.

Белая

предлагает

понимать

под

методической

работой

целостную

систему

деятельности,

направленную на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических

задач ДОУ. Во всех рассмотренных определениях методической работы выделяется общее

положение, подтверждающее основу методической работы как процесса взаимосвязанных мер,

направленных на повышение профессионализма педагога и, следовательно, на обеспечение

качества

дошкольного

образования.

Возникает

необходимость

выработать

систему,

найти

доступные

и,

вместе

с

тем,

эффективные

методы

повышения

профессиональной

компетентности

педагогов,

уровня

их

педагогического

мастерства.

Целью

методической

работы является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей

и педагогической культуры участников образовательного процесса, осуществление обмена

опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда педагогического

опыта. Методическая работа ориентируется на новые знания, которые в процессе становятся

субъективно значимыми для педагога, обеспечивают оптимальное прогнозирование, развитие

конкретной ситуации, впоследствии положительно влияющей на ребенка и самого педагога.

Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует их участие в работе,

которая

развивает

самостоятельность

профессионального

мышления,

аналитические

и

проектные

умения.

Этот

факт

подтверждает

анализ

и

изучение

научных

исследований

Будниковой Р. И., Быковой В. Г., Деулиной Л. Д., Долженко Ю. А., Никишиной И. В. и др.

Одной из важнейших задач политики государства на современном этапе выступает задача

организации

всестороннего

партнерства,

одной

из

форм

которой

выступает

сетевое

взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями города и другими

социальными

партнерами.

Поэтому

сетевой

характер

взаимодействия

образовательных

учреждений, как инновационная форма методической работы, приобретает в последние годы

широкое распространение.

2.Кадровая подготовка педагогических коллективов образовательного

учреждения –к

профессиональному осуществлению инновационной деятельности.

Для

реализации

проекта

в

рамках

сетевого

взаимодействия

дошкольных

образовательных

учреждений

важно

сформировать

у

всех

педагогов

-

участников

инновационной

деятельности

спектр

компетенций

готовности

к

осуществлению

педагогического проектирования,

установить партнёрские отношения с сообществом для

поддержания благоприятного

общественного окружения, развивать у всех участников

образовательного

процесса

коммуникативные

способности,

доброжелательность

к

окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации

МДОУ

д/с

18

полностью

укомплектован

кадрами.

Педагогический

процесс

осуществляется

коллективом

воспитателей,

имеющих

достаточный

у р о ве нь

профессиональной

подготовки,

опыт

педагогической

работы,

готовность

к

совершенствованию своего образовательного уровня.

Необходимо

отметить

стабильность,

устойчивость

педагогического

коллектива,

что

позволяет организовать преемственность накопленного опыта и традиций. Одновременно с

этим,

в

течении

ряда

лет

администрация

детского

сада

проводит

активную

политику,

направленную на привлечение молодых специалистов, творчески работающих педагогов.

Работа

педагогического

коллектива

способствует

стабильному

развитию

и

совершенствованию

его

профессионализма

и

является

гарантией

повышения

качества

воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми.

Педагогические

коллективы

образовательных

учреждений,

принимающих

участие

в

проекте,

отличает

высокая

мотивация

к

инновационной

деятельности,

опыт

участия

в

экспериментальной деятельности и совместных социальных проектах.

Квалификационная

характеристика

педагогического

коллектива

представлена

следующими показателями:

высшая квалификационная категория -4 педагогов;

первая квалификационная категория – 12 педагогов;

Молодые педагоги (стаж до 5 лет) – 7 человек.

Повышается

количество

педагогов,

которые

принимают

участие

в

мероприятиях

различного городского, муниципального, областного и международного уровней и показывают

высокие результаты:

Региональный проект:

«Тьюторское

сопровождение

индивидуального

маршрута

ребенка

в

образовательном

комплексе

детский

сад-школа»,

2013-2015

гг.,

старший

воспитатель

Кудряшова

Н.А.,

воспитатель: Боклина С.В., Сапрыкина Е.В.

Муниципальный проект:

«Тьюторское

сопровождение

в

развитии

познавательных

интересов

у

старших

дошкольников через проектную деятельность», 2013-2015 гг., старший воспитатель Кудряшова

Н.А., воспитатель: Боклина С.В., Сапрыкина Е.В.

Городской проект «Отходы и доходы», 2015 г. участие в экологическом конкурсе дошкольных

образовательных учреждений г. Волжского.

В 2014 г. между МАДОУ д/с № 1, МДОУ д/с № 18, МДОУ д/с № 71, МДОУ д/с № 102 с

целью

создания

системы

активного

включения

каждого

педагога

в

методическую

деятельность, обмена различными материалами

и

инновационными

разработками было

организовано сетевое методическое объединение.

Проект «Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная

модель

организации

методической

деятельности»

победитель

регионального

этапа

Международной

Ярмарки

социально

педагогических

инноваций

2016г.

в

номинации

«Инновационные модели организации методической деятельности в сфере образования».

Диплом

победителя

Регионального

этапа

международной

ярмарки

Социально-

педагогических инноваций за подготовку авторской работы: «Познавательное путешествие»-

модель

тьюторского

сопровождения

в

развитии

познавательных

интересов

у

старших

дошкольников»

в

номинации

«Развитие

социального

партнерства

в

управлении

образованием».( 2015 г.)

Диплом

победителя I степени Сапрыкина Е.В., Боклина С.В. городского открытого

конкурса

профессионального

мастерства

«Ярмарка

Социально-педагогическиз

идей»

в

номинации

«Тьюторское

сопровождение

в

образовательном

процессе»

за

предоставение

работы:

«Тьюторское

сопровождение

в

развитии

познавательных

интересов

у

старших

дошкольников» (2015 г.)

Диплом

победителя I степени Фёдорова Н.С. городского открытого конкурса

профессионального мастерства «Ярмарка Социально-педагогическиз идей» в номинации

«Дошкольное

образование

и

воспитание»

за

предоставение

работы:

«Флеш-карта

как

инновационная технология по ознакомлению детей с русской народной культурой»

(2015 г.)

Диплом

победителя I степени Кудряшова Н.А. городского открытого конкурса

профессионального мастерства «Ярмарка Социально-педагогических идей» в номинации

«Дошкольное

образование

и

воспитание»

за

предоставление

работы:

«Формирование

профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в

условиях сетевого взаимодействия» (2015 г.)

Диплом победителя I место Всероссийского конкурса «Доутесса» Блиц-олимпиада:

«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в соответствии с

требованиями ФГОС ДО» (2016 г.)

Накопленный опыт и профессионализм педагогического коллектива МАДОУ д/с №18 в

инновационной деятельности, а также потребность педагогического коллектива в дальнейшем

профессиональном росте и поиске новых форм взаимодействия с дошкольными

учреждениями является основой для реализации проекта «Проектирование инновационной

модели взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, в рамках сетевого

взаимодействия дошкольных образовательных организаций».

3.

Материально-технические и финансово-экономические условия осуществления

инновационной деятельности.

Образовательная организация имеет хорошую материально-техническую базу: учебные и

специализированные

помещения

оснащены

современным

оборудованием,

наглядными

пособиями

в

соответствии

с

СанПиН

и

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации от 28.12.2010г.№ 2106

В МДОУ д/с № 18 имеются необходимые материально - технические условия для реализации

проекта.

В

условиях

сетевого

взаимодействия

предполагается

использование

материально-

технического

оснащения

образовательных

учреждений

-

участников

инновационной

деятельности.

В МДОУ д/с № 18 имеются необходимые материально - технические условия для реализации

проекта.

Образовательная

среда

в

ДОУ

соответствует

разным

образовательным

потребностям

воспитанников. В группах предметно – развивающая среда организована так, что каждый

ребёнок самостоятелен в выборе вида деятельности, материала и игрушек.

В ДОУ оснащены и функционируют: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя –

логопеда, методический кабинет.

В

ДОУ

имеется

интерактивное

оборудование,

видеопроекторы,

компьютерная

техника,

музыкальный центр, магнитофоны и др.

Основными источниками финансирования проекта являются:

1. Рациональное использование бюджетных средств.

2. Внебюджетные средства (оказание дополнительных платных образовательных услуг) .

4.Информационное сопровождение инновационной деятельности.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273;

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного,

среднего образования;

Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15

мая 2013 г. N 26;

Информационное сопровождение реализации инновационного проекта осуществляется

на сайте образовательной организации.

Тема инновационного проекта

Проектирование

инновационной

модели

взаимодействия

педагогов

с

родителями

воспитанников, в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций

Цель инновационной деятельности

Проектирование

образовательного

процесса

в

соответствии

с

образовательными

потребностями воспитанников и их родителей в условиях реализации ФГОС ДО в рамках

сетевого взаимодействия.

Задачи инновационной деятельности

1.

Выявить

способы

гуманизации

образовательного

пространства

учреждения:

взаимодействие педагога и ребенка в активной внутренней среде, создавая равные стартовые

возможности

для

детей,

имеющих

разноуровневую

подготовку,

субъективное

включение

родителей в организацию предметно- пространственной развивающей среды учреждения

2.

Разработать систему методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности

ДОО по реализации проекта;

3. Разработать современную инновационную модель взаимодействия с родителями

4.

Организовать

повышение

методической

грамотности

педагогов

в

вопросах

внедрения

инновационных

нетрадиционных

форм

взаимодействия

с

родителями.

Создать

банк

педагогических технологий по работе с родителями.

5.Создать условий для обеспечения качественного образования для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Участники инновационной деятельности

Участники образовательных отношений образовательной организации,

- МДОУ № 18 г. Волжский;

- МДОУ № 102 г. Волжский;

- МДОУ № 71 г. Волжский;

- МАДОУ № 1 г. Волжский;

Сроки реализации проекта (программы)

Инновационный проект будет реализован в сроки: 2016 – 2020 гг.

Содержание инновационного проекта (программы)

Концепция модернизации российского образования, ФГОС ДО к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования нацеливают ДОУ на

взаимодействие

с

семьями

воспитанников

с

целью

обеспечения

высокого

качества

образования, которое складывается из уровня профессиональной компетентности педагогов и

педагогической культуры родителей.

С целью достижения высокого качества образования наших воспитанников, полностью

удовлетворить

запросы

родителей

и

интересы

детей,

создать

для

ребенка

единое

образовательное

пространство

возможно

только

при

условии

разработки

новой

системы

взаимодействий ДОУ и семьи.

В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи

и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все

остальные социальные институты (в том числе ДОУ) призваны поддержать и дополнить их

воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном

этапе развития требуют иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения

определяются такими понятиями, как «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия

указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется

с помощью общения.

Перед педагогическим коллективом МОУ № 18

поставлена цель выстроить

модель

взаимодействия с родителями с использованием инновационных форм и методов. Данную

модель

(структурно-функционального

характера)

мы

условно

разделили

на

три

блока:

информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный.

Информационно-аналитический блок:

Цель – определение формы и методов дальнейшей работы педагогического коллектива.

Сбор и анализ сведений о родителях и детях.

Изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи

отвечать на запросы дошкольного учреждения.

Практический блок:

Цель – планирование, организация и проведение мероприятий.

Вовлечение родителей и детей в общее интересное дело.

Непосредственное общение взрослых и ребенком.

Контрольно-оценочный блок:

Цель – анализ эффективности проводимых мероприятий.

Опрос

Анализ эффективности работы.

Контроль.

Принципы построения модели взаимодействия:

единство целей и задач воспитания здорового ребенка;

индивидуальный подход к каждому ребенку и семье;

системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка

в ДОУ;

взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).

Описание инновации

Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах

сотрудничества с детским садом. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей

и ее членами для определения направлений взаимодействия. Знакомство родителей ДОУ с

нововведениями в правовом регулировании в системе образования. Разработка программы

сотрудничества с определением сроков, целей, конкретных форм взаимодействия.

В детском саду будет создан консультативный пункт «Поддержка» с целью повышения

педагогической

компетентности

родителей,

улучшения

качества

семейного

воспитания.

Включение

всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества в воспитательно-

образовательный процесс.

Создание

мини-библиотеки

для

семейного

чтения.

Активизация

работы

семейного

клуба

«СемьЯ». На официальном сайте ДОУ будет создана информационная рубрика «Семья и

детский сад -мы вместе».

Издание методического пособия: «Программа социального партнерства: семья и детский сад».

Описание

управления

инновационным

процессом,

система

мер,

обеспечивающих

стабильность работы в режиме реализации инновационного проекта (программы)

Управление инновационной деятельностью – это совокупность принципов, методов и

форм управления инновационными процессами, а так же оценка объективных возможностей

педагогов,

уровня

их

профессиональной

и методической

компетентности,

готовности

осваивать, внедрять и разрабатывать инновации.

1) Формирование творческих групп для разработки образовательных программ,

обеспечивающих процесс взаимодействия ДОУ и семьи.

2) Проектирование совместных образовательных событий в рамках инновационной

деятельности.

5) Проведение ежегодных аналитических семинаров с целью корректировки дальнейшей

работы.

6) Привлечение педагогов к участию в городском конкурсе профессионального мастерства

«Ярмарка социально-педагогических идей».

Исходя

из

вышеизложенного,

на

основном

этапе

реализации

проекта

творческой

группой

педагогов будет

разработан план

конструктивного взаимодействия семьи и

педагогов

дошкольного учреждения.

План, который будет

обеспечивать эффективность

участия родителей в жизни своих детей, повышения их уровня и психолого-педагогических

знаний, что в свою очередь способствует успешному усвоению дошкольниками основной

образовательной программы дошкольного учреждения.

Главным

направлением

второго

этапа

станет

создание

психолого-педагогической

образовательной

среды

в

дошкольном

учреждении

для

просвещения

родителей,

проектирование

современной

инновационной

модели

взаимодействия

и

апробирование

инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй, таких как «Педагогическая

лаборатория»,

где

обсуждается

участие

родителей

в

различных

мероприятиях;

консультативный пункт «Поддержка», где обсуждаются проблемы в воспитании и обучении с

различных

точек

зрения

и

пути

их

решения;

«Мини-эксперимент»,

который

позволит

включить родителей в исследовательскую деятельность.

На стадии исполнения – проведение исследования и разработка, а также поэтапная работа над

проектом.

Этапы реализации инновационного проекта

Содержание деятельности

Проектируемый результат

1 этап (2016 – 2017 гг.) – преобразующий

Изучение состояния проблемы в педагогической

теории и практике, уточнение исходных понятий

Разработка нормативно-правовой базы

инновационного проекта;

комплектование проектных групп;

отбор оптимальных технологий развития и

сопровождения воспитанников в

соответствии с их образовательными

потребностями

Определение основных подходов индивидуализации в

дошкольной образовательной организации

Ознакомление участников инновационного проекта с

задачами и содержанием инновационной

деятельности. Мотивация участников на активное

включение в инновационную деятельность.

Решение организационных задач.

2 этап (2017 – 2019 гг.) – поисковый

Разработка содержательного наполнения

инновационной деятельности:

системы социально значимых событий в

пространстве сетевого взаимодействия как фактор

повышения качества дошкольного образования в

условиях ФГОС ДО.

Организация и апробация педагогических

условий и технологий развития и

сопровождения воспитанников в

соответствии с их образовательными

потребностями

Совершенствование умений педагогов-участников

проекта в создании этнокультурной среды

гражданского образования

Оптимизация предметно-пространственной среды

образовательных учреждений в соответствии с

направлением инновационной деятельности

Определение критериев и показателей оценки

эффективности инновационного проекта в

управленческой деятельности

Определение критериев и показателей оценки

эффективности инновационного проекта в

педагогической деятельности

3 этап (2019 – 2020 гг.) – рефлексивно-обобщающий

Закрепление в форме методических рекомендаций для

профессионально-педагогического сообщества

материалов инновационной деятельности

Обобщение, систематизация и оформление

результатов деятельности сетевой

инновационной площадки

Обобщение, систематизация и оформление

материалов научно-методического описания

результатов деятельности инновационной площадки

Трансляция технологий индивидуализации в

профессионально-педагогическое сообщество региона

Система управления и мониторинга реализации проекта

Под

управлением

инновационной

деятельностью

участники

проекта

понимают

совокупность процессов проектирования, планирования, организации, координация, контроля.

Для

координации

деятельности

участников

сетевого

инновационного

проекта

создан

координационный совет. Инновационная деятельность в условиях сетевого взаимодействия

предполагает

матричную

модель

организационно-управленческой

структуры,

которая

будет

представлена

проектными

группами,

в

состав

которых

войдут

представители

от

каждого

Ресурсное обеспечение инновационной деятельности

1.Научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности,

достоверности, воспроизводимости результатов инновационной деятельности.

Методологической

основой

инновационной

деятельности являются

научные

представления о сущности образования как социальном явлении и его определяющей роли в

личностном развитии человека (Ю.К. Бабанский, Л.П. Буева, В.Е. Турин, В.А. Караковский,

Л.Г. Костюченко, Б.Т. Лихачев и др.); концепции ценностного подхода к личности, процессу ее

самоформирования (Л.Л. Лузянин, А.Г. Маслоу, Т.И. Петракова, Г. Салливен, Э. Фромм и др.);

личностный (Ю.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев) и деятельностный (А.Н. Леонтьев,

С.Л. Рубинштейн) подходы.

Основополагающими в ходе инновационной работы являются следующие положения:

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности,

которая

осуществляется

на

основании

социальной

перцепции

и

с

помощью

общения.

Результатом

взаимодействия

являются

определенные

взаимоотношения,

которые,

являясь

внутренней

личностной

основой

взаимодействия,

зависит

от

отношений

людей,

от

положения взаимодействующих.

Термин «взаимодействие», в контексте взаимодействия образовательного учреждения и семьи

был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие

рассматривалось как единство

линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания

и строилось на основе

единого понимания.

Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение

психологической

защищенности,

«эмоционального

тыла»,

поддержку,

безусловного

безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для

дошкольников в особенности. Об этом же говорят и современные специалисты и ученые в

области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва. И.В. Лапицкая и

др.).

Семья для ребенка-это и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры

для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить

нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад,

семья,

общественность.

Поэтому

не

случайно

в

последние

годы

начала

развиваться

и

внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее

лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные

социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Открытое

образовательное

пространство-это

гуманно-ориентированное,

целостное

пространство развития личности

ребенка, удовлетворяющее потребности в развитии его

интересов

и

склонностей;

способствующее

потребности

в

развитии

его

интересов

и

склонностей;

способствующее

общему

творческому

развитию

ребенка,

обеспечивающее

социализацию

дошкольника

в

процессе

сотрудничества

ДОУ

с

семьей

и

с

другими

социальными институтами.

В нашем исследовании инновационными формами взаимодействия педагогов и родителей мы

будем считать те из них, которые позволяют не только оснастить родителей педагогическими

знаниями, умениями и навыками, но и обогатить их инновационными инструментами для этой

работы. Инновационные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение

родителей к посещаемой их сыном (дочерью) группе детей, установления формальных и, по

возможности

и

желанию

самих

родителей,

неформальных

контактов.

В

качестве

гипотетиче ского

предположения

мы

отно сим

к

инновационным

формам

взаимодействия(общения)

педагога

с

родителями

следующие:

а)

информационно-

аналитические,б)досуговые,в)познавательные,г)наглядно-информационные.

Эти формы номинированы нами на основании многочисленных исследований и

имеющейся практики, но в новых, актуальных условиях нуждаются в апробации и экспертном

оценивании на предмет их адекватности, операциональности и экономичности.

Методическая работа. Сетевое взаимодействие.

Известно несколько мнений о том, что такое методическая работа. Авторский коллектив

под

руководством

Ю.

К.

Бабанского

определял

методическую

работу

как

систему

взаимосвязанных

мер,

«направленных

на

всестороннее

повышение

квалификации

и

профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя». В Педагогическом словаре

РАО дается следующее определение методической работы: «Методическая работа — часть

системы

непрерывного

образования

преподавателей,

воспитателей.

Цели

методической

работы:

освоение

наиболее

рациональных

методов

и

приемов

обучения

и

воспитания

учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога

к

организации

и

ведению

учебно-воспитательной

работы;

обмен

опытом».

К.

Ю.

Белая

предлагает

понимать

под

методической

работой

целостную

систему

деятельности,

направленную на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических

задач ДОУ. Во всех рассмотренных определениях методической работы выделяется общее

положение, подтверждающее основу методической работы как процесса взаимосвязанных мер,

направленных на повышение профессионализма педагога и, следовательно, на обеспечение

качества

дошкольного

образования.

Возникает

необходимость

выработать

систему,

найти

доступные

и,

вместе

с

тем,

эффективные

методы

повышения

профессиональной

компетентности

педагогов,

уровня

их

педагогического

мастерства.

Целью

методической

работы является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей

и педагогической культуры участников образовательного процесса, осуществление обмена

опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда педагогического

опыта. Методическая работа ориентируется на новые знания, которые в процессе становятся

субъективно значимыми для педагога, обеспечивают оптимальное прогнозирование, развитие

конкретной ситуации, впоследствии положительно влияющей на ребенка и самого педагога.

Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует их участие в работе,

которая

развивает

самостоятельность

профессионального

мышления,

аналитические

и

проектные

умения.

Этот

факт

подтверждает

анализ

и

изучение

научных

исследований

Будниковой Р. И., Быковой В. Г., Деулиной Л. Д., Долженко Ю. А., Никишиной И. В. и др.

Одной из важнейших задач политики государства на современном этапе выступает задача

организации

всестороннего

партнерства,

одной

из

форм

которой

выступает

сетевое

взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями города и другими

социальными

партнерами.

Поэтому

сетевой

характер

взаимодействия

образовательных

учреждений, как инновационная форма методической работы, приобретает в последние годы

широкое распространение.

2.Кадровая подготовка педагогических коллективов образовательного

учреждения –к

профессиональному осуществлению инновационной деятельности.

Для

реализации

проекта

в

рамках

сетевого

взаимодействия

дошкольных

образовательных

учреждений

важно

сформировать

у

всех

педагогов

-

участников

инновационной

деятельности

спектр

компетенций

готовности

к

осуществлению

педагогического проектирования,

установить партнёрские отношения с сообществом для

поддержания благоприятного

общественного окружения, развивать у всех участников

образовательного

процесса

коммуникативные

способности,

доброжелательность

к

окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации

МДОУ

д/с

18

полностью

укомплектован

кадрами.

Педагогический

процесс

осуществляется

коллективом

воспитателей,

имеющих

достаточный

у р о ве нь

профессиональной

подготовки,

опыт

педагогической

работы,

готовность

к

совершенствованию своего образовательного уровня.

Необходимо

отметить

стабильность,

устойчивость

педагогического

коллектива,

что

позволяет организовать преемственность накопленного опыта и традиций. Одновременно с

этим,

в

течении

ряда

лет

администрация

детского

сада

проводит

активную

политику,

направленную на привлечение молодых специалистов, творчески работающих педагогов.

Работа

педагогического

коллектива

способствует

стабильному

развитию

и

совершенствованию

его

профессионализма

и

является

гарантией

повышения

качества

воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми.

Педагогические

коллективы

образовательных

учреждений,

принимающих

участие

в

проекте,

отличает

высокая

мотивация

к

инновационной

деятельности,

опыт

участия

в

экспериментальной деятельности и совместных социальных проектах.

Квалификационная

характеристика

педагогического

коллектива

представлена

следующими показателями:

высшая квалификационная категория -4 педагогов;

первая квалификационная категория – 12 педагогов;

Молодые педагоги (стаж до 5 лет) – 7 человек.

Повышается

количество

педагогов,

которые

принимают

участие

в

мероприятиях

различного городского, муниципального, областного и международного уровней и показывают

высокие результаты:

Региональный проект:

«Тьюторское

сопровождение

индивидуального

маршрута

ребенка

в

образовательном

комплексе

детский

сад-школа»,

2013-2015

гг.,

старший

воспитатель

Кудряшова

Н.А.,

воспитатель: Боклина С.В., Сапрыкина Е.В.

Муниципальный проект:

«Тьюторское

сопровождение

в

развитии

познавательных

интересов

у

старших

дошкольников через проектную деятельность», 2013-2015 гг., старший воспитатель Кудряшова

Н.А., воспитатель: Боклина С.В., Сапрыкина Е.В.

Городской проект «Отходы и доходы», 2015 г. участие в экологическом конкурсе дошкольных

образовательных учреждений г. Волжского.

В 2014 г. между МАДОУ д/с № 1, МДОУ д/с № 18, МДОУ д/с № 71, МДОУ д/с № 102 с

целью

создания

системы

активного

включения

каждого

педагога

в

методическую

деятельность, обмена различными материалами

и

инновационными

разработками было

организовано сетевое методическое объединение.

Проект «Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная

модель

организации

методической

деятельности»

победитель

регионального

этапа

Международной

Ярмарки

социально

педагогических

инноваций

2016г.

в

номинации

«Инновационные модели организации методической деятельности в сфере образования».

Диплом

победителя

Регионального

этапа

международной

ярмарки

Социально-

педагогических инноваций за подготовку авторской работы: «Познавательное путешествие»-

модель

тьюторского

сопровождения

в

развитии

познавательных

интересов

у

старших

дошкольников»

в

номинации

«Развитие

социального

партнерства

в

управлении

образованием».( 2015 г.)

Диплом

победителя I степени Сапрыкина Е.В., Боклина С.В. городского открытого

конкурса

профессионального

мастерства

«Ярмарка

Социально-педагогическиз

идей»

в

номинации

«Тьюторское

сопровождение

в

образовательном

процессе»

за

предоставение

работы:

«Тьюторское

сопровождение

в

развитии

познавательных

интересов

у

старших

дошкольников» (2015 г.)

Диплом

победителя I степени Фёдорова Н.С. городского открытого конкурса

профессионального мастерства «Ярмарка Социально-педагогическиз идей» в номинации

«Дошкольное

образование

и

воспитание»

за

предоставение

работы:

«Флеш-карта

как

инновационная технология по ознакомлению детей с русской народной культурой»

(2015 г.)

Диплом

победителя I степени Кудряшова Н.А. городского открытого конкурса

профессионального мастерства «Ярмарка Социально-педагогических идей» в номинации

«Дошкольное

образование

и

воспитание»

за

предоставление

работы:

«Формирование

профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в

условиях сетевого взаимодействия» (2015 г.)

Диплом победителя I место Всероссийского конкурса «Доутесса» Блиц-олимпиада:

«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в соответствии с

требованиями ФГОС ДО» (2016 г.)

Накопленный опыт и профессионализм педагогического коллектива МАДОУ д/с №18 в

инновационной деятельности, а также потребность педагогического коллектива в дальнейшем

профессиональном росте и поиске новых форм взаимодействия с дошкольными

учреждениями является основой для реализации проекта «Проектирование инновационной

модели взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, в рамках сетевого

взаимодействия дошкольных образовательных организаций».

3.

Материально-технические и финансово-экономические условия осуществления

инновационной деятельности.

Образовательная организация имеет хорошую материально-техническую базу: учебные и

специализированные

помещения

оснащены

современным

оборудованием,

наглядными

пособиями

в

соответствии

с

СанПиН

и

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации от 28.12.2010г.№ 2106

В МДОУ д/с № 18 имеются необходимые материально - технические условия для реализации

проекта.

В

условиях

сетевого

взаимодействия

предполагается

использование

материально-

технического

оснащения

образовательных

учреждений

-

участников

инновационной

деятельности.

В МДОУ д/с № 18 имеются необходимые материально - технические условия для реализации

проекта.

Образовательная

среда

в

ДОУ

соответствует

разным

образовательным

потребностям

воспитанников. В группах предметно – развивающая среда организована так, что каждый

ребёнок самостоятелен в выборе вида деятельности, материала и игрушек.

В ДОУ оснащены и функционируют: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя –

логопеда, методический кабинет.

В

ДОУ

имеется

интерактивное

оборудование,

видеопроекторы,

компьютерная

техника,

музыкальный центр, магнитофоны и др.

Основными источниками финансирования проекта являются:

1. Рациональное использование бюджетных средств.

2. Внебюджетные средства (оказание дополнительных платных образовательных услуг) .

4.Информационное сопровождение инновационной деятельности.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273;

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного,

среднего образования;

Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15

мая 2013 г. N 26;

Информационное сопровождение реализации инновационного проекта осуществляется

на сайте образовательной организации.

Тема инновационного проекта

Проектирование

инновационной

модели

взаимодействия

педагогов

с

родителями

воспитанников, в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций

Цель инновационной деятельности

Проектирование

образовательного

процесса

в

соответствии

с

образовательными

потребностями воспитанников и их родителей в условиях реализации ФГОС ДО в рамках

сетевого взаимодействия.

Задачи инновационной деятельности

1.

Выявить

способы

гуманизации

образовательного

пространства

учреждения:

взаимодействие педагога и ребенка в активной внутренней среде, создавая равные стартовые

возможности

для

детей,

имеющих

разноуровневую

подготовку,

субъективное

включение

родителей в организацию предметно- пространственной развивающей среды учреждения

2.

Разработать систему методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности

ДОО по реализации проекта;

3. Разработать современную инновационную модель взаимодействия с родителями

4.

Организовать

повышение

методической

грамотности

педагогов

в

вопросах

внедрения

инновационных

нетрадиционных

форм

взаимодействия

с

родителями.

Создать

банк

педагогических технологий по работе с родителями.

5.Создать условий для обеспечения качественного образования для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Участники инновационной деятельности

Участники образовательных отношений образовательной организации,

- МДОУ № 18 г. Волжский;

- МДОУ № 102 г. Волжский;

- МДОУ № 71 г. Волжский;

- МАДОУ № 1 г. Волжский;

Сроки реализации проекта (программы)

Инновационный проект будет реализован в сроки: 2016 – 2020 гг.

Содержание инновационного проекта (программы)

Концепция модернизации российского образования, ФГОС ДО к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования нацеливают ДОУ на

взаимодействие

с

семьями

воспитанников

с

целью

обеспечения

высокого

качества

образования, которое складывается из уровня профессиональной компетентности педагогов и

педагогической культуры родителей.

С целью достижения высокого качества образования наших воспитанников, полностью

удовлетворить

запросы

родителей

и

интересы

детей,

создать

для

ребенка

единое

образовательное

пространство

возможно

только

при

условии

разработки

новой

системы

взаимодействий ДОУ и семьи.

В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи

и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все

остальные социальные институты (в том числе ДОУ) призваны поддержать и дополнить их

воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном

этапе развития требуют иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения

определяются такими понятиями, как «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия

указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется

с помощью общения.

Перед педагогическим коллективом МОУ № 18

поставлена цель выстроить

модель

взаимодействия с родителями с использованием инновационных форм и методов. Данную

модель

(структурно-функционального

характера)

мы

условно

разделили

на

три

блока:

информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный.

Информационно-аналитический блок:

Цель – определение формы и методов дальнейшей работы педагогического коллектива.

Сбор и анализ сведений о родителях и детях.

Изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи

отвечать на запросы дошкольного учреждения.

Практический блок:

Цель – планирование, организация и проведение мероприятий.

Вовлечение родителей и детей в общее интересное дело.

Непосредственное общение взрослых и ребенком.

Контрольно-оценочный блок:

Цель – анализ эффективности проводимых мероприятий.

Опрос

Анализ эффективности работы.

Контроль.

Принципы построения модели взаимодействия:

единство целей и задач воспитания здорового ребенка;

индивидуальный подход к каждому ребенку и семье;

системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка

в ДОУ;

взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).

Описание инновации

Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах

сотрудничества с детским садом. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей

и ее членами для определения направлений взаимодействия. Знакомство родителей ДОУ с

нововведениями в правовом регулировании в системе образования. Разработка программы

сотрудничества с определением сроков, целей, конкретных форм взаимодействия.

В детском саду будет создан консультативный пункт «Поддержка» с целью повышения

педагогической

компетентности

родителей,

улучшения

качества

семейного

воспитания.

Включение

всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества в воспитательно-

образовательный процесс.

Создание

мини-библиотеки

для

семейного

чтения.

Активизация

работы

семейного

клуба

«СемьЯ». На официальном сайте ДОУ будет создана информационная рубрика «Семья и

детский сад -мы вместе».

Издание методического пособия: «Программа социального партнерства: семья и детский сад».

Описание

управления

инновационным

процессом,

система

мер,

обеспечивающих

стабильность работы в режиме реализации инновационного проекта (программы)

Управление инновационной деятельностью – это совокупность принципов, методов и

форм управления инновационными процессами, а так же оценка объективных возможностей

педагогов,

уровня

их

профессиональной

и методической

компетентности,

готовности

осваивать, внедрять и разрабатывать инновации.

1) Формирование творческих групп для разработки образовательных программ,

обеспечивающих процесс взаимодействия ДОУ и семьи.

2) Проектирование совместных образовательных событий в рамках инновационной

деятельности.

5) Проведение ежегодных аналитических семинаров с целью корректировки дальнейшей

работы.

6) Привлечение педагогов к участию в городском конкурсе профессионального мастерства

«Ярмарка социально-педагогических идей».

Исходя

из

вышеизложенного,

на

основном

этапе

реализации

проекта

творческой

группой

педагогов будет

разработан план

конструктивного взаимодействия семьи и

педагогов

дошкольного учреждения.

План, который будет

обеспечивать эффективность

участия родителей в жизни своих детей, повышения их уровня и психолого-педагогических

знаний, что в свою очередь способствует успешному усвоению дошкольниками основной

образовательной программы дошкольного учреждения.

Главным

направлением

второго

этапа

станет

создание

психолого-педагогической

образовательной

среды

в

дошкольном

учреждении

для

просвещения

родителей,

проектирование

современной

инновационной

модели

взаимодействия

и

апробирование

инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй, таких как «Педагогическая

лаборатория»,

где

обсуждается

участие

родителей

в

различных

мероприятиях;

консультативный пункт «Поддержка», где обсуждаются проблемы в воспитании и обучении с

различных

точек

зрения

и

пути

их

решения;

«Мини-эксперимент»,

который

позволит

включить родителей в исследовательскую деятельность.

На стадии исполнения – проведение исследования и разработка, а также поэтапная работа над

проектом.

учреждения-участника инновационного проекта.

Ожидаемые показатели эффективности инновационной деятельности

Ожидаемые показатели эффективности инновационной деятельности

в управленческой деятельности:

отработка

механизмов

консолидации

образовательных

ресурсов

учреждений

-

участников сетевого проекта;

создание

нормативных

документов,

регламентирующих

работу

учреждений

в

формате сетевого взаимодействия;

проектирование

модели

взаимодействия

родителей

воспитанников

(законных

представителей) с педагогами дошкольного образовательного учреждения

создание

психолого-педагогических

условий,

позволяющих

обеспечить

реализацию единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

в педагогической деятельности:

проектирование и внедрение современной инновационной модели взаимодействия

педагогов

и

родителей,

направленное

на

создание

единого

образовательного

пространства.

Практическая значимость инновационной

деятельности заключается в проектном

описании процесса взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в условиях

сетевого

взаимодействия

и

консолидации

образовательных

ресурсов

учреждений;

в

построении направления деятельности педагогического коллектива с ориентацией на

инновационный путь с обеспечением качества дошкольного образования.

Предложенная система сетевого взаимодействия в образовательной деятельности

образовательной организации применима в массовой практике на региональном уровне.

Ресурсное обеспечение инновационной деятельности

1.Научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности,

достоверности, воспроизводимости результатов инновационной деятельности.

Методологической

основой

инновационной

деятельности являются

научные

представления о сущности образования как социальном явлении и его определяющей роли в

личностном развитии человека (Ю.К. Бабанский, Л.П. Буева, В.Е. Турин, В.А. Караковский,

Л.Г. Костюченко, Б.Т. Лихачев и др.); концепции ценностного подхода к личности, процессу ее

самоформирования (Л.Л. Лузянин, А.Г. Маслоу, Т.И. Петракова, Г. Салливен, Э. Фромм и др.);

личностный (Ю.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев) и деятельностный (А.Н. Леонтьев,

С.Л. Рубинштейн) подходы.

Основополагающими в ходе инновационной работы являются следующие положения:

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности,

которая

осуществляется

на

основании

социальной

перцепции

и

с

помощью

общения.

Результатом

взаимодействия

являются

определенные

взаимоотношения,

которые,

являясь

внутренней

личностной

основой

взаимодействия,

зависит

от

отношений

людей,

от

положения взаимодействующих.

Термин «взаимодействие», в контексте взаимодействия образовательного учреждения и семьи

был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие

рассматривалось как единство

линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания

и строилось на основе

единого понимания.

Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение

психологической

защищенности,

«эмоционального

тыла»,

поддержку,

безусловного

безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для

дошкольников в особенности. Об этом же говорят и современные специалисты и ученые в

области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва. И.В. Лапицкая и

др.).

Семья для ребенка-это и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры

для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить

нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад,

семья,

общественность.

Поэтому

не

случайно

в

последние

годы

начала

развиваться

и

внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее

лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные

социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Открытое

образовательное

пространство-это

гуманно-ориентированное,

целостное

пространство развития личности

ребенка, удовлетворяющее потребности в развитии его

интересов

и

склонностей;

способствующее

потребности

в

развитии

его

интересов

и

склонностей;

способствующее

общему

творческому

развитию

ребенка,

обеспечивающее

социализацию

дошкольника

в

процессе

сотрудничества

ДОУ

с

семьей

и

с

другими

социальными институтами.

В нашем исследовании инновационными формами взаимодействия педагогов и родителей мы

будем считать те из них, которые позволяют не только оснастить родителей педагогическими

знаниями, умениями и навыками, но и обогатить их инновационными инструментами для этой

работы. Инновационные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение

родителей к посещаемой их сыном (дочерью) группе детей, установления формальных и, по

возможности

и

желанию

самих

родителей,

неформальных

контактов.

В

качестве

гипотетиче ского

предположения

мы

отно сим

к

инновационным

формам

взаимодействия(общения)

педагога

с

родителями

следующие:

а)

информационно-

аналитические,б)досуговые,в)познавательные,г)наглядно-информационные.

Эти формы номинированы нами на основании многочисленных исследований и

имеющейся практики, но в новых, актуальных условиях нуждаются в апробации и экспертном

оценивании на предмет их адекватности, операциональности и экономичности.

Методическая работа. Сетевое взаимодействие.

Известно несколько мнений о том, что такое методическая работа. Авторский коллектив

под

руководством

Ю.

К.

Бабанского

определял

методическую

работу

как

систему

взаимосвязанных

мер,

«направленных

на

всестороннее

повышение

квалификации

и

профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя». В Педагогическом словаре

РАО дается следующее определение методической работы: «Методическая работа — часть

системы

непрерывного

образования

преподавателей,

воспитателей.

Цели

методической

работы:

освоение

наиболее

рациональных

методов

и

приемов

обучения

и

воспитания

учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога

к

организации

и

ведению

учебно-воспитательной

работы;

обмен

опытом».

К.

Ю.

Белая

предлагает

понимать

под

методической

работой

целостную

систему

деятельности,

направленную на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических

задач ДОУ. Во всех рассмотренных определениях методической работы выделяется общее

положение, подтверждающее основу методической работы как процесса взаимосвязанных мер,

направленных на повышение профессионализма педагога и, следовательно, на обеспечение

качества

дошкольного

образования.

Возникает

необходимость

выработать

систему,

найти

доступные

и,

вместе

с

тем,

эффективные

методы

повышения

профессиональной

компетентности

педагогов,

уровня

их

педагогического

мастерства.

Целью

методической

работы является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей

и педагогической культуры участников образовательного процесса, осуществление обмена

опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда педагогического

опыта. Методическая работа ориентируется на новые знания, которые в процессе становятся

субъективно значимыми для педагога, обеспечивают оптимальное прогнозирование, развитие

конкретной ситуации, впоследствии положительно влияющей на ребенка и самого педагога.

Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует их участие в работе,

которая

развивает

самостоятельность

профессионального

мышления,

аналитические

и

проектные

умения.

Этот

факт

подтверждает

анализ

и

изучение

научных

исследований

Будниковой Р. И., Быковой В. Г., Деулиной Л. Д., Долженко Ю. А., Никишиной И. В. и др.

Одной из важнейших задач политики государства на современном этапе выступает задача

организации

всестороннего

партнерства,

одной

из

форм

которой

выступает

сетевое

взаимодействие между дошкольными образовательными учреждениями города и другими

социальными

партнерами.

Поэтому

сетевой

характер

взаимодействия

образовательных

учреждений, как инновационная форма методической работы, приобретает в последние годы

широкое распространение.

2.Кадровая подготовка педагогических коллективов образовательного

учреждения –к

профессиональному осуществлению инновационной деятельности.

Для

реализации

проекта

в

рамках

сетевого

взаимодействия

дошкольных

образовательных

учреждений

важно

сформировать

у

всех

педагогов

-

участников

инновационной

деятельности

спектр

компетенций

готовности

к

осуществлению

педагогического проектирования,

установить партнёрские отношения с сообществом для

поддержания благоприятного

общественного окружения, развивать у всех участников

образовательного

процесса

коммуникативные

способности,

доброжелательность

к

окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации

МДОУ

д/с

18

полностью

укомплектован

кадрами.

Педагогический

процесс

осуществляется

коллективом

воспитателей,

имеющих

достаточный

у р о ве нь

профессиональной

подготовки,

опыт

педагогической

работы,

готовность

к

совершенствованию своего образовательного уровня.

Необходимо

отметить

стабильность,

устойчивость

педагогического

коллектива,

что

позволяет организовать преемственность накопленного опыта и традиций. Одновременно с

этим,

в

течении

ряда

лет

администрация

детского

сада

проводит

активную

политику,

направленную на привлечение молодых специалистов, творчески работающих педагогов.

Работа

педагогического

коллектива

способствует

стабильному

развитию

и

совершенствованию

его

профессионализма

и

является

гарантией

повышения

качества

воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми.

Педагогические

коллективы

образовательных

учреждений,

принимающих

участие

в

проекте,

отличает

высокая

мотивация

к

инновационной

деятельности,

опыт

участия

в

экспериментальной деятельности и совместных социальных проектах.

Квалификационная

характеристика

педагогического

коллектива

представлена

следующими показателями:

высшая квалификационная категория -4 педагогов;

первая квалификационная категория – 12 педагогов;

Молодые педагоги (стаж до 5 лет) – 7 человек.

Повышается

количество

педагогов,

которые

принимают

участие

в

мероприятиях

различного городского, муниципального, областного и международного уровней и показывают

высокие результаты:

Региональный проект:

«Тьюторское

сопровождение

индивидуального

маршрута

ребенка

в

образовательном

комплексе

детский

сад-школа»,

2013-2015

гг.,

старший

воспитатель

Кудряшова

Н.А.,

воспитатель: Боклина С.В., Сапрыкина Е.В.

Муниципальный проект:

«Тьюторское

сопровождение

в

развитии

познавательных

интересов

у

старших

дошкольников через проектную деятельность», 2013-2015 гг., старший воспитатель Кудряшова

Н.А., воспитатель: Боклина С.В., Сапрыкина Е.В.

Городской проект «Отходы и доходы», 2015 г. участие в экологическом конкурсе дошкольных

образовательных учреждений г. Волжского.

В 2014 г. между МАДОУ д/с № 1, МДОУ д/с № 18, МДОУ д/с № 71, МДОУ д/с № 102 с

целью

создания

системы

активного

включения

каждого

педагога

в

методическую

деятельность, обмена различными материалами

и

инновационными

разработками было

организовано сетевое методическое объединение.

Проект «Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная

модель

организации

методической

деятельности»

победитель

регионального

этапа

Международной

Ярмарки

социально

педагогических

инноваций

2016г.

в

номинации

«Инновационные модели организации методической деятельности в сфере образования».

Диплом

победителя

Регионального

этапа

международной

ярмарки

Социально-

педагогических инноваций за подготовку авторской работы: «Познавательное путешествие»-

модель

тьюторского

сопровождения

в

развитии

познавательных

интересов

у

старших

дошкольников»

в

номинации

«Развитие

социального

партнерства

в

управлении

образованием».( 2015 г.)

Диплом

победителя I степени Сапрыкина Е.В., Боклина С.В. городского открытого

конкурса

профессионального

мастерства

«Ярмарка

Социально-педагогическиз

идей»

в

номинации

«Тьюторское

сопровождение

в

образовательном

процессе»

за

предоставение

работы:

«Тьюторское

сопровождение

в

развитии

познавательных

интересов

у

старших

дошкольников» (2015 г.)

Диплом

победителя I степени Фёдорова Н.С. городского открытого конкурса

профессионального мастерства «Ярмарка Социально-педагогическиз идей» в номинации

«Дошкольное

образование

и

воспитание»

за

предоставение

работы:

«Флеш-карта

как

инновационная технология по ознакомлению детей с русской народной культурой»

(2015 г.)

Диплом

победителя I степени Кудряшова Н.А. городского открытого конкурса

профессионального мастерства «Ярмарка Социально-педагогических идей» в номинации

«Дошкольное

образование

и

воспитание»

за

предоставление

работы:

«Формирование

профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в

условиях сетевого взаимодействия» (2015 г.)

Диплом победителя I место Всероссийского конкурса «Доутесса» Блиц-олимпиада:

«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в соответствии с

требованиями ФГОС ДО» (2016 г.)

Накопленный опыт и профессионализм педагогического коллектива МАДОУ д/с №18 в

инновационной деятельности, а также потребность педагогического коллектива в дальнейшем

профессиональном росте и поиске новых форм взаимодействия с дошкольными

учреждениями является основой для реализации проекта «Проектирование инновационной

модели взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, в рамках сетевого

взаимодействия дошкольных образовательных организаций».

3.

Материально-технические и финансово-экономические условия осуществления

инновационной деятельности.

Образовательная организация имеет хорошую материально-техническую базу: учебные и

специализированные

помещения

оснащены

современным

оборудованием,

наглядными

пособиями

в

соответствии

с

СанПиН

и

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации от 28.12.2010г.№ 2106

В МДОУ д/с № 18 имеются необходимые материально - технические условия для реализации

проекта.

В

условиях

сетевого

взаимодействия

предполагается

использование

материально-

технического

оснащения

образовательных

учреждений

-

участников

инновационной

деятельности.

В МДОУ д/с № 18 имеются необходимые материально - технические условия для реализации

проекта.

Образовательная

среда

в

ДОУ

соответствует

разным

образовательным

потребностям

воспитанников. В группах предметно – развивающая среда организована так, что каждый

ребёнок самостоятелен в выборе вида деятельности, материала и игрушек.

В ДОУ оснащены и функционируют: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя –

логопеда, методический кабинет.

В

ДОУ

имеется

интерактивное

оборудование,

видеопроекторы,

компьютерная

техника,

музыкальный центр, магнитофоны и др.

Основными источниками финансирования проекта являются:

1. Рациональное использование бюджетных средств.

2. Внебюджетные средства (оказание дополнительных платных образовательных услуг) .

4.Информационное сопровождение инновационной деятельности.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273;

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного,

среднего образования;

Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15

мая 2013 г. N 26;

Информационное сопровождение реализации инновационного проекта осуществляется

на сайте образовательной организации.

Тема инновационного проекта

Проектирование

инновационной

модели

взаимодействия

педагогов

с

родителями

воспитанников, в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций

Цель инновационной деятельности

Проектирование

образовательного

процесса

в

соответствии

с

образовательными

потребностями воспитанников и их родителей в условиях реализации ФГОС ДО в рамках

сетевого взаимодействия.

Задачи инновационной деятельности

1.

Выявить

способы

гуманизации

образовательного

пространства

учреждения:

взаимодействие педагога и ребенка в активной внутренней среде, создавая равные стартовые

возможности

для

детей,

имеющих

разноуровневую

подготовку,

субъективное

включение

родителей в организацию предметно- пространственной развивающей среды учреждения

2.

Разработать систему методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности

ДОО по реализации проекта;

3. Разработать современную инновационную модель взаимодействия с родителями

4.

Организовать

повышение

методической

грамотности

педагогов

в

вопросах

внедрения

инновационных

нетрадиционных

форм

взаимодействия

с

родителями.

Создать

банк

педагогических технологий по работе с родителями.

5.Создать условий для обеспечения качественного образования для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Участники инновационной деятельности

Участники образовательных отношений образовательной организации,

- МДОУ № 18 г. Волжский;

- МДОУ № 102 г. Волжский;

- МДОУ № 71 г. Волжский;

- МАДОУ № 1 г. Волжский;

Сроки реализации проекта (программы)

Инновационный проект будет реализован в сроки: 2016 – 2020 гг.

Содержание инновационного проекта (программы)

Концепция модернизации российского образования, ФГОС ДО к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования нацеливают ДОУ на

взаимодействие

с

семьями

воспитанников

с

целью

обеспечения

высокого

качества

образования, которое складывается из уровня профессиональной компетентности педагогов и

педагогической культуры родителей.

С целью достижения высокого качества образования наших воспитанников, полностью

удовлетворить

запросы

родителей

и

интересы

детей,

создать

для

ребенка

единое

образовательное

пространство

возможно

только

при

условии

разработки

новой

системы

взаимодействий ДОУ и семьи.

В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи

и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все

остальные социальные институты (в том числе ДОУ) призваны поддержать и дополнить их

воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном

этапе развития требуют иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения

определяются такими понятиями, как «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия

указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется

с помощью общения.

Перед педагогическим коллективом МОУ № 18

поставлена цель выстроить

модель

взаимодействия с родителями с использованием инновационных форм и методов. Данную

модель

(структурно-функционального

характера)

мы

условно

разделили

на

три

блока:

информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный.

Информационно-аналитический блок:

Цель – определение формы и методов дальнейшей работы педагогического коллектива.

Сбор и анализ сведений о родителях и детях.

Изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи

отвечать на запросы дошкольного учреждения.

Практический блок:

Цель – планирование, организация и проведение мероприятий.

Вовлечение родителей и детей в общее интересное дело.

Непосредственное общение взрослых и ребенком.

Контрольно-оценочный блок:

Цель – анализ эффективности проводимых мероприятий.

Опрос

Анализ эффективности работы.

Контроль.

Принципы построения модели взаимодействия:

единство целей и задач воспитания здорового ребенка;

индивидуальный подход к каждому ребенку и семье;

системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка

в ДОУ;

взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).

Описание инновации

Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах

сотрудничества с детским садом. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей

и ее членами для определения направлений взаимодействия. Знакомство родителей ДОУ с

нововведениями в правовом регулировании в системе образования. Разработка программы

сотрудничества с определением сроков, целей, конкретных форм взаимодействия.

В детском саду будет создан консультативный пункт «Поддержка» с целью повышения

педагогической

компетентности

родителей,

улучшения

качества

семейного

воспитания.

Включение

всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества в воспитательно-

образовательный процесс.

Создание

мини-библиотеки

для

семейного

чтения.

Активизация

работы

семейного

клуба

«СемьЯ». На официальном сайте ДОУ будет создана информационная рубрика «Семья и

детский сад -мы вместе».

Издание методического пособия: «Программа социального партнерства: семья и детский сад».

Описание

управления

инновационным

процессом,

система

мер,

обеспечивающих

стабильность работы в режиме реализации инновационного проекта (программы)

Управление инновационной деятельностью – это совокупность принципов, методов и

форм управления инновационными процессами, а так же оценка объективных возможностей

педагогов,

уровня

их

профессиональной

и методической

компетентности,

готовности

осваивать, внедрять и разрабатывать инновации.

1) Формирование творческих групп для разработки образовательных программ,

обеспечивающих процесс взаимодействия ДОУ и семьи.

2) Проектирование совместных образовательных событий в рамках инновационной

деятельности.

5) Проведение ежегодных аналитических семинаров с целью корректировки дальнейшей

работы.

6) Привлечение педагогов к участию в городском конкурсе профессионального мастерства

«Ярмарка социально-педагогических идей».

Исходя

из

вышеизложенного,

на

основном

этапе

реализации

проекта

творческой

группой

педагогов будет

разработан план

конструктивного взаимодействия семьи и

педагогов

дошкольного учреждения.

План, который будет

обеспечивать эффективность

участия родителей в жизни своих детей, повышения их уровня и психолого-педагогических

знаний, что в свою очередь способствует успешному усвоению дошкольниками основной

образовательной программы дошкольного учреждения.

Главным

направлением

второго

этапа

станет

создание

психолого-педагогической

образовательной

среды

в

дошкольном

учреждении

для

просвещения

родителей,

проектирование

современной

инновационной

модели

взаимодействия

и

апробирование

инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй, таких как «Педагогическая

лаборатория»,

где

обсуждается

участие

родителей

в

различных

мероприятиях;

консультативный пункт «Поддержка», где обсуждаются проблемы в воспитании и обучении с

различных

точек

зрения

и

пути

их

решения;

«Мини-эксперимент»,

который

позволит

включить родителей в исследовательскую деятельность.

На стадии исполнения – проведение исследования и разработка, а также поэтапная работа над

проектом.



В раздел образования