Автор: Федюкова Надежда Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Непрядвенская СОШ"
Населённый пункт: с.Непрядва Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ
Раздел: полное образование
Система работы учителя русского языка и литературы по
подготовке обучающихся к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ
Федюкова Н.И.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Непрядвенская СОШ»
Как известно, русский язык является одной из основных дисциплин для
обучающихся
в
средних
общеобразовательных
организациях
Российской
Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку
подготовка
учащихся
к
ОГЭ
и
ЕГЭ
стала
одной
из
самых
актуальных
проблем.
Опыт показывает, что для успешной сдачи экзамена по русскому языку
в новой форме мало научиться грамотно писать, необходимо понять саму
специфику
экзамена.
Начинать
работу
по
подготовке
к
ОГЭ
и
ЕГЭ
необходимо
с
создания
методической
базы,
куда
входят
дидактические
пособия,
печатные
издания
типовых
тестовых
заданий,
тренажёры,
презентации. Я
в
своей
работе
пользуюсь
многими
источниками:
специальной
литературой
(КИМы,
тестовые
задания,
тренировочные
упражнения), Интернет-ресурсами. Далее корректирую полученный материал
в соответствии с уровнем подготовки класса.
Анализ
работ
показывает,
что
объектом
контроля
являются
не
отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или
иную
компетенцию.
Задания,
предлагаемые
учащимся
на
итоговой
аттестации,
направлены
на
проверку
сформированности
всех
видов
компетенций.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, по мнению словесников, должна обязательно
отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому
языку
и
быть
ориентирована
на
определённую
форму
экзамена
и
на
специфическую систему проверки. С каждым годом моя методическая база
всё пополняется и пополняется.
Кабинет русского языка и литературы оснащен учебно-методическими
пособиями ФИПИ и пособиями, авторами которых являются разработчики
контрольно-измерительных
материалов.
Учебные
пособия
содержат
варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по
русскому языку в новой форме в 9 -
11 классах, утверждённых ФИПИ и
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ. Они
снабжены
ответами.
Пособия
позволяют
эффективно
организовать
как
фронтальную работу в классе, так и самостоятельную - дома, осуществлять
дифференцированный и индивидуальный подходы.
Накоплен
банк
тестовых
заданий.
В
своей
работе
я
применяю
различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым
ответом,
на
соответствие,
на
заполнение
пропусков,
на
установление
истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам
быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.
Активно
использую
информационно-коммуникационные
технологии
(цифровые
образовательные
ресурсы,
а
также
Интернет-
ресурсы).
Эффективно
помогают
мне
в
подготовке
к
экзаменам
специально
разработанные
интерактивные
тренажеры.
Они
позволяют
осуществлять
самоконтроль
за
выполнением
задания.
Использование
новых
информационных
технологий
дает
возможность
разнообразить
и
комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить
мотивацию
обучения,
улучшить
усвоение
нового
материала.
Опыт
показывает,
что
наиболее
заинтересованные
в
результатах
итоговой
аттестации
учащиеся
активно
выполняют
работы
в
режиме on
- line
и
обращаются
за
консультацией
по
поводу
трудностей
или
ошибок.
Я
рекомендую
учащимся
и
их
родителям
официа льные
с а й т ы
ege.edu и сайт ФИПИ fipi, «По уши в ГИА».
В 7-9 классах ученики выполняют различные тесты в режиме on - line
на
сайте //saharina. Предложенная система позволяет каждому
учащемуся
выполнять
задания
в
необходимом
для
него
количестве
и
в
доступном для него темпе. Использование перечисленных сайтов на уроке
позволяет познакомиться с каждой темой в течение 10-15 минут. Остальное
урочное время уходит на решение практико-ориентированных задач. Так
отрабатывается базовый уровень.
Для
дифференцированного
обучения
использую
специально
подобранный раздаточный материал. Выполнив задания, учащиеся сверяют
ответы и отмечают среди них правильно выполненные задания. Задания же, с
которыми учащиеся не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы
стала понятна причина затруднения.
Я собираю материал и формирую папки: для подготовки к ОГЭ; с
готовыми
текстами
для
обучения
сжатому
изложению
(9
класс);
с
методическим
материалом
для
написания
сочинения
(9
класс);
для
подготовки к ЕГЭ; с методическим материалом для написания сочинения (11
класс). Работа с текстом учит слушать текст, анализировать его содержание и
лингвистиче ские
компоненты,
структурировать
и н ф о рма ц и ю ,
интерпретировать чужой текст и создавать собственный, аргументировать
проблему.
Такая
работа
направлена
на
формирование
умений
создания
собственного
текста.
Этому
способствует
использование
межпредметной
интеграции.
На
уроках
русского
языка
и
литературы
связные
тексты
используются для обучения конспектированию, тематическому сообщению,
составлению планов и отзывов.
Регулярно провожу школьные диагностические работы в форме ОГЭ и
ЕГЭ.
Результаты
заносятся
в
диагностическую
карту.
Такой
мониторинг
позволяет обнаружить задания, наименее успешно выполняемые учащимися,
и
скорректировать
образовательную
деятельность.
После
каждой
диагностической работы провожу работу над ошибками в тестовой части.
В
8
-
9
классах
провожу
работа
по
формированию
грамотной,
выразительной
речи
учащихся
(в
ОГЭ критерий ГКЗ, ГК4 при оценивании
изложения).
Предложения
с
наиболее
грубыми
речевыми
ошибками,
допущенными учащимися при написании сжатого изложения, заносятся в
отдельный
бланк.
В
пустом
поле
учащимся
предлагается
написать
исправленный
вариант.
Такая
работа
позволяет
детям
взглянуть
на
свои
ошибки
как
бы
«со
стороны»,
формирует
мотивацию
в
следующий
раз
проверять свою работу тщательней.
В 8 классе на уроках веду работу по формированию навыка сжатия
текста (критерий ИК2 при оценивании изложения), а также другие виды работ с
текстом: выделение основной мысли, составление различных видов плана,
конспектирование, постановка вопросов к тексту. Также провожу работу по
обучению
ребят
само-
и
взаимопроверке
сжатых
изложений.
Учащиеся,
проверяя текст изложения, отмечают замеченные ими ошибки, определяют их
тип. Такая деятельность способствует повышению концентрации внимания
учащихся при написании следующего изложения.
В
10-11
классах
для
обучения
написанию
итогового
сочинения
предлагаю каждое изученное литературное произведение рассматривать с
точки
зрения
проблематики,
обсуждать
предполагаемое
направление,
тематику итогового сочинения. Помимо этого, учащиеся пишут фрагменты
сочинений, приводя аргументы из данного произведения.
Для
успешного
выполнения
тестовых
заданий
ЕГЭ
необходимы
глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка. В старших
классах провожу мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям
ЕГЭ. В начале 10-го класса завожу на каждого ученика диагностическую
карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому
заданию. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных
работ, пробных школьных и муниципальных экзаменов. После проведения
тренинга, проверочных работ и пробных экзаменов результаты заносятся в
карту. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность
проследить за результатами, выявить пробелы и планировать работу по их
устранению.
Таким образом, используя систему работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,
можно скорректировать уровень знаний, умений и навыков обучающихся по
всем разделам школьного курса.