Напоминание

Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ


Автор: Федюкова Надежда Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Непрядвенская СОШ"
Населённый пункт: с.Непрядва Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад




Система работы учителя русского языка и литературы по

подготовке обучающихся к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ

Федюкова Н.И.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Непрядвенская СОШ»

Как известно, русский язык является одной из основных дисциплин для

обучающихся

в

средних

общеобразовательных

организациях

Российской

Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку

подготовка

учащихся

к

ОГЭ

и

ЕГЭ

стала

одной

из

самых

актуальных

проблем.

Опыт показывает, что для успешной сдачи экзамена по русскому языку

в новой форме мало научиться грамотно писать, необходимо понять саму

специфику

экзамена.

Начинать

работу

по

подготовке

к

ОГЭ

и

ЕГЭ

необходимо

с

создания

методической

базы,

куда

входят

дидактические

пособия,

печатные

издания

типовых

тестовых

заданий,

тренажёры,

презентации. Я

в

своей

работе

пользуюсь

многими

источниками:

специальной

литературой

(КИМы,

тестовые

задания,

тренировочные

упражнения), Интернет-ресурсами. Далее корректирую полученный материал

в соответствии с уровнем подготовки класса.

Анализ

работ

показывает,

что

объектом

контроля

являются

не

отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или

иную

компетенцию.

Задания,

предлагаемые

учащимся

на

итоговой

аттестации,

направлены

на

проверку

сформированности

всех

видов

компетенций.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, по мнению словесников, должна обязательно

отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому

языку

и

быть

ориентирована

на

определённую

форму

экзамена

и

на

специфическую систему проверки. С каждым годом моя методическая база

всё пополняется и пополняется.

Кабинет русского языка и литературы оснащен учебно-методическими

пособиями ФИПИ и пособиями, авторами которых являются разработчики

контрольно-измерительных

материалов.

Учебные

пособия

содержат

варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по

русскому языку в новой форме в 9 -

11 классах, утверждённых ФИПИ и

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ. Они

снабжены

ответами.

Пособия

позволяют

эффективно

организовать

как

фронтальную работу в классе, так и самостоятельную - дома, осуществлять

дифференцированный и индивидуальный подходы.

Накоплен

банк

тестовых

заданий.

В

своей

работе

я

применяю

различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым

ответом,

на

соответствие,

на

заполнение

пропусков,

на

установление

истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам

быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.

Активно

использую

информационно-коммуникационные

технологии

(цифровые

образовательные

ресурсы,

а

также

Интернет-

ресурсы).

Эффективно

помогают

мне

в

подготовке

к

экзаменам

специально

разработанные

интерактивные

тренажеры.

Они

позволяют

осуществлять

самоконтроль

за

выполнением

задания.

Использование

новых

информационных

технологий

дает

возможность

разнообразить

и

комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить

мотивацию

обучения,

улучшить

усвоение

нового

материала.

Опыт

показывает,

что

наиболее

заинтересованные

в

результатах

итоговой

аттестации

учащиеся

активно

выполняют

работы

в

режиме on

- line

и

обращаются

за

консультацией

по

поводу

трудностей

или

ошибок.

Я

рекомендую

учащимся

и

их

родителям

официа льные

с а й т ы

ege.edu и сайт ФИПИ fipi, «По уши в ГИА».

В 7-9 классах ученики выполняют различные тесты в режиме on - line

на

сайте //saharina. Предложенная система позволяет каждому

учащемуся

выполнять

задания

в

необходимом

для

него

количестве

и

в

доступном для него темпе. Использование перечисленных сайтов на уроке

позволяет познакомиться с каждой темой в течение 10-15 минут. Остальное

урочное время уходит на решение практико-ориентированных задач. Так

отрабатывается базовый уровень.

Для

дифференцированного

обучения

использую

специально

подобранный раздаточный материал. Выполнив задания, учащиеся сверяют

ответы и отмечают среди них правильно выполненные задания. Задания же, с

которыми учащиеся не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы

стала понятна причина затруднения.

Я собираю материал и формирую папки: для подготовки к ОГЭ; с

готовыми

текстами

для

обучения

сжатому

изложению

(9

класс);

с

методическим

материалом

для

написания

сочинения

(9

класс);

для

подготовки к ЕГЭ; с методическим материалом для написания сочинения (11

класс). Работа с текстом учит слушать текст, анализировать его содержание и

лингвистиче ские

компоненты,

структурировать

и н ф о рма ц и ю ,

интерпретировать чужой текст и создавать собственный, аргументировать

проблему.

Такая

работа

направлена

на

формирование

умений

создания

собственного

текста.

Этому

способствует

использование

межпредметной

интеграции.

На

уроках

русского

языка

и

литературы

связные

тексты

используются для обучения конспектированию, тематическому сообщению,

составлению планов и отзывов.

Регулярно провожу школьные диагностические работы в форме ОГЭ и

ЕГЭ.

Результаты

заносятся

в

диагностическую

карту.

Такой

мониторинг

позволяет обнаружить задания, наименее успешно выполняемые учащимися,

и

скорректировать

образовательную

деятельность.

После

каждой

диагностической работы провожу работу над ошибками в тестовой части.

В

8

-

9

классах

провожу

работа

по

формированию

грамотной,

выразительной

речи

учащихся

ОГЭ критерий ГКЗ, ГК4 при оценивании

изложения).

Предложения

с

наиболее

грубыми

речевыми

ошибками,

допущенными учащимися при написании сжатого изложения, заносятся в

отдельный

бланк.

В

пустом

поле

учащимся

предлагается

написать

исправленный

вариант.

Такая

работа

позволяет

детям

взглянуть

на

свои

ошибки

как

бы

«со

стороны»,

формирует

мотивацию

в

следующий

раз

проверять свою работу тщательней.

В 8 классе на уроках веду работу по формированию навыка сжатия

текста (критерий ИК2 при оценивании изложения), а также другие виды работ с

текстом: выделение основной мысли, составление различных видов плана,

конспектирование, постановка вопросов к тексту. Также провожу работу по

обучению

ребят

само-

и

взаимопроверке

сжатых

изложений.

Учащиеся,

проверяя текст изложения, отмечают замеченные ими ошибки, определяют их

тип. Такая деятельность способствует повышению концентрации внимания

учащихся при написании следующего изложения.

В

10-11

классах

для

обучения

написанию

итогового

сочинения

предлагаю каждое изученное литературное произведение рассматривать с

точки

зрения

проблематики,

обсуждать

предполагаемое

направление,

тематику итогового сочинения. Помимо этого, учащиеся пишут фрагменты

сочинений, приводя аргументы из данного произведения.

Для

успешного

выполнения

тестовых

заданий

ЕГЭ

необходимы

глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка. В старших

классах провожу мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям

ЕГЭ. В начале 10-го класса завожу на каждого ученика диагностическую

карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому

заданию. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных

работ, пробных школьных и муниципальных экзаменов. После проведения

тренинга, проверочных работ и пробных экзаменов результаты заносятся в

карту. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность

проследить за результатами, выявить пробелы и планировать работу по их

устранению.

Таким образом, используя систему работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,

можно скорректировать уровень знаний, умений и навыков обучающихся по

всем разделам школьного курса.



В раздел образования