Напоминание

Проектная технология как способ развития компетентностей дошкольника.


Автор: Цыс Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №201 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная технология как способ развития компетентностей дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проектная технология как способ развития компетентностей дошкольника
. Перед образовательными учреждениями государство поставило ясную и важную задачу: подготовить любознательное и активное молодое поколение. Чтобы ребенок действительно стал любознательным и стремился получать новые знания сам ,а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность .В ДОУ данная технология используется давно ,но особое признание получает именно сейчас, в свете тех изменений, которые происходят в образовательной политике государства. Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые ежеминутно происходят в жизни ребенка, это привлекает и заинтересовывает даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже сложных и нетривиальных задач .В таких условиях каждый участник образовательного процесса может почувствовать себя нужным ,заинтересованным в выполнении важных задач. Термин « проект» был заимствован из латинского языка , в котором оно изначально означал «выступающий», «выброшенный вперед».(1)Увязывая данное понятие с работой дошкольного учреждения, следует понимать ,что в этом случае под проектом понимается такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире ,когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками .Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется педагогом .Важно помнить ,что проектная деятельность в ДОУ должна подразумевать получение социально значимого результата. Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Цель проектного метода в ДОУ – развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным: 1.Определение цели. 2.Разработка проекта ( план деятельности по достижению цели) 3.Выполнение проекта (практическая часть). 4.Подведение итогов (подведение задач для новых проектов). В нашем детском саду метод проектов - один из новых видов деятельности. Он используется в воспитательно - образовательном процессе. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей , педагогов ,родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, в жизни . Наши педагоги применяют способ разработки тематических проектов, связанных с использованием так называемой модели « трех вопросов».Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса(1):Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать чтобы узнать? Проект может возникнуть спонтанно ,далее начинается общее обсуждение, чтобы выяснить , что уже известно об обсуждаемом предмете или явлении. Воспитатель записывает на доске ответы, чтобы группа могла их видеть. Причем, нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом имена .Затем воспитатель задает второй вопрос: что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными .Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает : Как нам найти ответы на вопросы ?Затем начинается следующий этап сбора информации :чтение книг, проведение экспериментов, тематические экскурсии, обращение к
родителям, специалистам, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в примерный план. Анализ отдельных действий детей позволяет улучшить будущие проекты. Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы: Узнали ли Вы что-нибудь ,чего не знали? Какое из занятий понравилось Вам больше всего? Что нужно изменить в организации следующего проекта? Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличие от других технологий воспитания и обучения, совместное проектирование является созидательной формой активности ребенка и взрослого. Кроме этого .в процессе проектирования происходит становление системы « развивающих и развивающихся отношений в группе».(3)Система развивающихся отношений сама по себе – и продукт , и условие творчества всех ее участников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие личности ребенка .Прежде всего , в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того. Развиваются общие способности детей - познавательные, исследовательские, коммуникативные ,изобразительные, художественные. (2)В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами . сколько установленными нормами. Проектирование в ДОУ представляет собой интеграцию образовательных областей. Таким образом ,в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую индивидуальность .Все это благоприятно сказывается на развитии личности ребенка. Библиографический список 1. Атемаскина Ю.В.Проектная деятельность педагога: сущность и технология//Детский сад от А до Я.2008. 2.Бедерханова В.П.Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых//Развитие личности.2000. 3. Боровлева А.В.Проектный метод как средство повышения качества образования//Управление ДОУ.2006. Цыс Н.М.,2016


В раздел образования