Проектная технология как способ развития компетентностей дошкольника.
Автор: Цыс Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад №201 ОАО "РЖД" Населённый пункт: г.Абакан Наименование материала: Статья Тема: Проектная технология как способ развития компетентностей дошкольника. Раздел: дошкольное образование
Проектная технология как способ развития компетентностей дошкольника .
Перед образовательными учреждениями государство поставило ясную и важную задачу:
подготовить любознательное и активное молодое поколение. Чтобы ребенок действительно стал
любознательным и стремился получать новые знания сам ,а не по принуждению, чрезвычайно
важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность .В ДОУ
данная технология используется давно ,но особое признание получает именно сейчас, в свете тех
изменений, которые происходят в образовательной политике государства. Именно проекты
способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые
ежеминутно происходят в жизни ребенка, это привлекает и заинтересовывает даже самого
непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить
любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением
даже сложных и нетривиальных задач .В таких условиях каждый участник образовательного
процесса может почувствовать себя нужным ,заинтересованным в выполнении важных задач.
Термин « проект» был заимствован из латинского языка , в котором оно изначально означал
«выступающий», «выброшенный вперед».(1)Увязывая данное понятие с работой дошкольного
учреждения, следует понимать ,что в этом случае под проектом понимается такой способ усвоения
ребенком информации об окружающем мире ,когда он самостоятельно разыскивает информацию и
готовит ее оглашение перед сверстниками .Основная работа по направлению познавательной
деятельности выполняется педагогом .Важно помнить ,что проектная деятельность в ДОУ должна
подразумевать получение социально значимого результата.
Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного
приобретения знаний при решении практических задач или проблем,
требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Цель проектного метода в
ДОУ – развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Этапы реализации метода
проектов можно свести к четырем основным:
1.Определение цели.
2.Разработка проекта ( план деятельности по достижению цели)
3.Выполнение проекта (практическая часть).
4.Подведение итогов (подведение задач для новых проектов).
В нашем детском саду метод проектов - один из новых видов деятельности. Он используется в
воспитательно - образовательном процессе. В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков детей , педагогов ,родителей, умение их ориентироваться в
информационном пространстве. Организовывать процесс познания, который должен завершиться
реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, в жизни . Наши педагоги
применяют способ разработки тематических проектов, связанных с использованием так
называемой модели « трех вопросов».Ее суть в том, что воспитатель задает детям три
вопроса(1):Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать чтобы узнать? Проект может
возникнуть спонтанно ,далее начинается общее обсуждение, чтобы выяснить , что уже известно об
обсуждаемом предмете или явлении. Воспитатель записывает на доске ответы, чтобы группа могла
их видеть. Причем, нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом имена .Затем
воспитатель задает второй вопрос: что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, независимо
от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными .Когда все дети выскажутся,
воспитатель спрашивает : Как нам найти ответы на вопросы ?Затем начинается следующий этап
сбора информации :чтение книг, проведение экспериментов, тематические экскурсии, обращение к
родителям, специалистам, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет
поступившие предложения в примерный план. Анализ отдельных действий детей позволяет
улучшить будущие проекты. Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой.
Можно задать детям следующие вопросы: Узнали ли Вы что-нибудь ,чего не знали? Какое из
занятий понравилось Вам больше всего? Что нужно изменить в организации следующего проекта?
Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных
творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличие от других технологий
воспитания и обучения, совместное проектирование является созидательной формой активности
ребенка и взрослого. Кроме этого .в процессе проектирования происходит становление системы «
развивающих и развивающихся отношений в группе».(3)Система развивающихся отношений сама
по себе – и продукт , и условие творчества всех ее участников.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное
влияние на развитие личности ребенка .Прежде всего , в ходе проектной деятельности
расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того. Развиваются общие способности
детей - познавательные, исследовательские, коммуникативные ,изобразительные, художественные.
(2)В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки –
они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными
мотивами . сколько установленными нормами. Проектирование в ДОУ представляет собой
интеграцию образовательных областей.
Таким образом ,в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по
конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую
индивидуальность .Все это благоприятно сказывается на развитии личности ребенка.
Библиографический список
1. Атемаскина Ю.В.Проектная деятельность педагога: сущность и технология//Детский сад от А до
Я.2008.
2.Бедерханова В.П.Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и
взрослых//Развитие личности.2000.
3. Боровлева А.В.Проектный метод как средство повышения качества образования//Управление
ДОУ.2006.
Цыс Н.М.,2016