Автор: Николаева Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 183" г. Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: доклад из опыта работы
Тема: Нетрадиционные техники творчества "Волшебный батик"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники творчества « Волшебный батик»
Могут все детишки смело рисовать
И не только кистью можно вытворять!
Пальчиком и носом, можно и ладошкой
А еще в придачу маленькою ножкой
Всё разрисовали в яркий цвет
До чего же радостный этот свет
Когда пришло время выбора профессии, я уже знала, кем я буду. Этот
вопрос для меня был решён ещё с детства. Воспитатель для меня не только
профессия - это состояние души.
За время пребывания в детском саду мне довелось работать с разными
возрастами детей: от первой младшей до подготовительной группы и скажу,
не тая, что в каждом возрасте есть своя «изюминка». В детском саду скучно
не бывает, каждый день наполнен чем - то новым и неожиданным. Мне
очень приятно, когда ребёнок идёт в детский сад без слёз, и с радостью
приветствует меня, а уходит домой с сожалением.
За 13 лет работы в детском саду я поняла, что интереснее всего для
меня художественно – эстетическое направление в работе с детьми. Я
считаю, что дети – подлинные творцы, они умеют видеть мир совсем иначе,
чем взрослые, и для меня очень важно поддерживать и развивать в них
творческое начало.
Анализируя свою работу по художественно – эстетическому развитию
ребёнка, я каждый раз убеждаюсь, что только триада включающая:
народное творчество, классика, современное искусство может внести
гармонию в творческий мир ребенка.
В стремлении разнообразить художественную деятельность детей я
обратила внимание на нетрадиционные техники творчества (граттаж,
кляксография, ниткография, пластелиновая графика, монотопия,
рисование пальчиками, мыльными пузырями, мятой бумагой, картошкой,
воском, и т. п. ну и конечно же БАТИК)
С искусством батика я знакома не так давно, но меня сразу увлекло это
занятие.
Историю батик начал в Индонезии в Китае, где роспись велась по шелку,
но мы, разумеется, упростили этот вариант. Сейчас в магазинах есть
специальные красители, материалы, уже всё готово, нужно только купить и
работать. Батик, наверное, самый непредсказуемый вид творчества.
Это своего рода экспериментирование. На первый взгляд сложный и
трудоёмкий но, безусловно, прекрасный.
Я обратила внимание, что характерные особенности детского рисунка -
орнаментальность, иллюстративность, локальная окраска - просто созданы
для данной техники. Детей остается только чуть-чуть направить, и у них
получаются просто потрясающие, непохожие друг на друга композиции.
Конечно, технология настоящего батика очень сложна, так как способов
художественной росписи ткани существует множество
техника горячего батика (парафин);
техника холодного батика (резерв);
техника набивного батика (штамп, трафарет);
техника узелкового батика (узлы).
Не все эти технологии можно безопасно использовать в детском саду.
В работе с детьми дошкольного возраста обычно используют технику
узелкового батика, когда на ткани в определенных местах завязывают узлы,
после чего наносят на них красящий состав.
Главное, научить детей не бояться нового, т.е. когда ребёнок
сталкивается с новой техникой, новым приёмом он может растеряться, а
здесь нужна активность, уверенная жизненная позиция, чтобы ребёнок
ничего не боялся, что бы он научился пробовать. Творчество - любит
активных, смелых, думающих, любящих прекрасное, не боящихся
трудностей. Тогда ребёнок открывает для себя новые горизонты.
Актуально ли изобразительное творчество детей в нетрадиционных
техниках? На этот вопрос можно ответить однозначно - да! Новые
подходы раскрепощают ребенка. Так как каждая работа не похожа одна на
другую, то позволяет избежать соревновательного элемента и раскрепощает
даже самых замкнутых детей.
Использование нетрадиционных приёмов разрывают шаблоны
обучения ребенка изобразительному искусству,
также
привлекают детей
своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, главное -
процесс.
В ходе таких занятий развивается фантазия, изобретательность,
индивидуальность ребёнка и моторика. И если моим детям это будет
интересно, я с превеликим удовольствием посвящу их в мир творчества.
Кроме того, не только дети, но и родители моей группы заинтересовались
этими видами творчества и с удовольствием помогают своим детям и делают
красивейшие поделки своими руками. А мы в группе с радостью и гордостью
устраиваем мини-выставки.
Я намеренна и дальше продолжать работу в этом направлении, т. к.
нетрадиционная техника творчества открывает в детях талант, учит творить,
выдумывать, пробовать, служит отличной терапией для расслабления и
отвлекает детей от негативных мыслей.
На сегодняшний день нетрадиционных способов рисования
насчитывается множество. Как из множества интересных способов выбрать
тот правильный, который бы соответствовал возрасту детей их интересов к
данному т
ворчеству, решать вам!