Напоминание

урок "Хаос и порядок на планете Земля"


Автор: Павлосюк Татьяна Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 4
Населённый пункт: г-к Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок "Хаос и порядок на планете Земля"
Раздел: полное образование





Назад




Сценарий урока.

Тема: "Хаос и порядок на планете Земля"

Класс: 10.

Предмет: география.

Тип урока: метапредметный интегрированный урок повторения, систематизации

и обобщения знаний и умений с включением элементов исследовательско-

поисковой деятельности.

Форма урока: урок – совершенствование.

Учитель: Павлосюк Татьяна Николаевна

Ход урока.

На экране – политическая карта мира. Рядом, на том же уровне – карта

климатических поясов мира.

1.

Этап погружения (организационный этап, постановка целей и задач).

Здравствуйте. Я думаю, вы не раз задавали вопрос: «Будет ли когда-нибудь в

этом мире порядок?» А собеседники вам отвечал: «Не было. Нет. И не будет!»

или «Зря ты так говоришь: в нашем мире есть законы». И оба вздыхали: « Но

куда катится этот мир?».

Прошу поднять руки тех, кто считает наш мир хаосом, после – тех, кто

считает порядком.

Почему вы так думаете?

Человек так устроен: ему нужно понимать, что происходит вокруг. Почему

на Земле есть жаркие и холодные земли, сухие и влажные районы? Почему

разные страны торгуют разными товарами? Почему одни страны лучше

развиты, а другие – хуже? И, наконец, есть ли во всём этом хаосе порядок? По

каким законам существует этот мир? Постараемся разобраться вместе. Итак,

тема нашего урока «Хаос и порядок на планете Земля». Цель урока – выявить

закономерности, существующие на нашей планете, найти в хаосе жизни

порядок процессов. Задача – создать целостную, понятную нам, картину мира.

2.

Этап выявления закономерностей (этап актуализации знаний)

Какие пояса освещённости есть на Земле? Жаркий, умеренный и холодный.

А это значит, тепло на Земле распределяется неравномерно.

Почему? Здесь работает геометрический закон: распределение тепла

зависит от угла падения солнечных лучей.

Проведём эксперимент: возьмём глобус и расположим рядом источник тепла

– фен. Просьба помочь 1 учащегося: одной рукой держите неподвижно фен, а

другую прошу поочерёдно класть на разные широты и делиться впечатлениями о

степени нагрева руки в разных частях глобуса. При этом я буду с помощью 2

линеек показывать угол, под которым тепло достигает поверхности, следуя за

рукой.

Какой вывод можно сделать из опыта? Чем меньше угол падения солнечных

лучей, тем меньше тепла поступает на земную поверхность.

Какой вывод можно из этого сделать? Значит, температура воздуха

зависит от угла падения солнечных лучей, т. е. от Солнца.

Если меня принять за источник тепла – Солнце, а вас - за разные районы Земли,

то:

Какие ряды получат больше всего тепла? 1,2,3 – это зона жары –

тропическая.

Какие ряды можно отнести к умеренной (тёплой) зоне? 4 и 5 ряд – это

умеренная зона, они поглотят меньшее количество тепла.

Какой пояс освещённости сформируется в районе 6 и 7 рядов? 6 и 7 ряды

получат минимум тепла – это зона холода. (Каждый раз прошу поднять

руки сидящих на соответствующих рядах).

Посмотрите на климатическую карту.

Какие климатические пояса включает пояс жары? Жаркая зона включает

экваториальный (1 ряд), субэкваториальный (2 ряд), тропический (3 ряд)

климатические пояса. У вас самая высокая температура воздуха.

Какие климатические пояса включает умеренная зона? Субтропический (4

ряд) и умеренный (5 ряд)). У вас тепло.

Какие климатические пояса включает холодная зона? Субарктический (6

ряд) и арктический (7 ряд). У вас самая низкая температура (каждому

представителю пояса отдаю символ температуры и прошу постоять с ним).

Далее действуют законы физики.

Из-за того, что на экватор поступает очень много тепла в течение всего года,

здесь воздух постоянно нагревается, становится лёгким и поднимается вверх.

Область какого давления при этом образуется? Низкого. (Ленту – символ

давления воздуха – отдаю представителю пояса и прошу держать на уровне

талии).

Что происходит с воздухом на высоте? Он охлаждается, сжимается и из

него выпадает лишняя влага.

Какой климат формируется? Влажный. (Отдаю символ влаги

представителю пояса).

Далее воздух растекается высоко над землёй и течёт в сторону тропиков.

Что происходит с воздухом, пока он тёк высоко над землёй? Иссушился,

остыл и опускается к поверхности.

Область какого давления при этом образуется? Высокого. (Прошу

представителя пояса поднять ленту до уровня плеча).

А климат какой? Сухой. (Отдаю символ засухи представителю пояса).

Далее воздух движется низко над земной поверхностью в сторону умеренных

широт.

Что при этом с ним происходит? Опять нагревается, насыщается влагой

от океана, становится лёгким и поднимается вверх.

Область какого давления при этом образуется? Низкого. (Ленту – символ

давления воздуха – отдаю представителю пояса и прошу держать на уровне

талии).

А климат какой? Влажный.(Отдаю символ влаги представителю умеренного

пояса).

Далее воздух растекается высоко над землёй в сторону Арктики.

Что при этом с ним происходит? Иссушился, остыл и опускается к

поверхности.

Область какого давления при этом образуется? Высокого. (Прошу

представителя пояса поднять ленту до уровня плеча).

Какой климат формируется в арктическом поясе? Сухой. (Отдаю символ

засухи представителю пояса).

От чего зависит распределение поясов давления на Земле? От Солнца.

На Земле есть 2 влажных пояса – ЭКП и УКП, и 2 сухих – ТКП и АКП. Все

пояса можно разделить на постоянные и переходные. Постоянные – это ЭКП,

ТКП, УКП, АКП (поднимите руки, постоянные пояса). Переходные – это все

пояса с приставкой суб-: СЭКП,СТКП,САКП (переходные пояса, поднимите

руки). В постоянных поясах весь год действуют одинаковые воздушные массы:

в ЭКП - экваториальные, в УКП – умеренные, в ТКП – тропические и в АКП -

арктические.

Какие они будут по свойствам? (учащиеся дают ответы).

Переходные пояса не имеют своих воздушных масс и пользуются ветрами из двух

соседних постоянных поясов: летом действуют ветры из более тёплого соседнего

пояса, а зимой – из более холодного соседнего пояса. Приведём пример: СЭКП

расположен между ЭКП и ТКП. Летом здесь будут господствовать ЭВМ (прошу

ряд указать направление движения воздуха руками), а зимой – ТВМ (прошу ряд

указать направление движения воздуха руками).

Каким будет в вашем поясе лето? Жаркое и влажное; зима? Жаркая, но

сухая.

Какие страны располагаются в СЭКП? Индия, Тайланд, Малайзия,

Бразилия и др.

Когда следует туда ездить отдыхать: летом или зимой? Зимой.

Перейдём в СТКП.

Какие ВМ здесь будут господствовать летом? ТВМ (указывают направление

движения воздуха); а зимой? УВМ (указывают направление движения

воздуха).

Каким будет в вашем поясе лето? жаркое и сухое; зима? тёплая и влажная.

Какие страны располагаются в СТКП? Турция, Испания, Кипр, Грузия.

Когда следует туда ездить отдыхать: летом или зимой? Летом.

Перейдём к САКП.

Какие ВМ здесь будут господствовать летом? УВМ (указывают

направление движения воздуха), а зимой? АВМ (указывает направление

движения воздуха).

Каким будет в вашем поясе лето? Тёплое и влажное; зима? Холодная и

сухая.

А к вам когда следует ездить на отдых? Зимой, поскольку летом высокая

заболоченность и много кровососов.

Прошу ребят, державших символы, присесть на свои места.

3.

Этап анализа и синтеза (систематизации и обобщения знаний)

Какой вывод можно сделать о влиянии температуры? Температура

повлияла на движение воздуха и размещение поясов.

Но это ещё не всё. Разные страны мира расположены в разных климатических

поясах и вынуждены торговать теми сельскохозяйственными товарами,

которые можно выращивать на их территории. Т.е. и здесь мы видим влияние

температуры. Если жарко – растут теплолюбивые сельхозкультуры, холодно –

почти ничего расти не будет. Я прошу выйти ко мне по 1 представителю

каждого климатического пояса и объединиться их группы по поясам

освещённости. Перед вами в корзине лежит продукция, которой торгуют

страны мира. Распределите эти продукты по поясам освещённости в

зависимости от их приспособленности к климату. Далее распределите эти

продукты по своим поясам. Представители поясов, проверяйте правильность

распределения продуктов.

Если всё готово, тогда давайте продолжим предложения, начатые мной:

« Если бы я поехал в Индонезию, Индию, Конго, Кубу, Венесуэлу, то купил

бы там…»

« Если бы я поехал в Италию, Китай, США, ФРГ, Японию, то купил бы

там…»

« Если бы я поехал на север Канады, России, на Аляску, то купил бы

там…»

В каком поясе освещённости набор продуктов самый разнообразный?

Тёплом.

Климат устанавливает правила и для растений и для животных.

А как вы думаете, на людей оказывает влияние температура?

В жарком климате по законам физики у человека расширяются сосуды и кровь по

организму медленнее движется, медленнее разносит кислород и питательные

вещества. Мы расслабляемся. Поэтому мы стремимся отдыхать на юге. А каково

жить там – в Африке, Азии, Латинской Америке – т. е. в жарких регионах Земли?

Способствует ли жаркий климат быстрому экономическому развитию

страны? Нет, наоборот, препятствует.

Возьмём другой мир – мир холода.

Как здесь будет реагировать организм на холод? Здесь сосуды сжимаются и

мешают крови разносить кислород и питание по организму, замедляют

обмен веществ. А мы становимся медлительными. Тоже нехорошо.

Где же лучшие условия жизни для людей? Конечно, УКП и СТКП.

Какие исторические и экономические факты об этом свидетельствуют?

Здесь зародилась цивилизация, здесь расположены самые развитые страны

мира, здесь работают научные и производственные центры планеты.

А мы с вами как раз посередине (показать на карте). Ставрополье и Кавказ

равноудалены и от экватора и от полюса – приблизительно на 10 тысяч

километров. Мы – «золотая середина» (опять математика или философия?).

Кстати и не только мы, но и США с Китаем – самые влиятельные державы

планеты. А также страны Европы. Как видите, на экономику и социум тепло так

же влияет, как и на природу.

Именно поэтому древние, осознавая значение тепла, обожествляли Солнце. У

каждого древнего народа обязательно был свой Бог Солнца.

презентация « Древние Боги Солнца »

(2 - 11 слайды).

Кстати, в современной жизни мы также почитаем его, не замечая этого.

Слайд 12, 13 – это проявляется в архитектуре городов и улиц разных стран мира.

Слайд 14, 15 – проявляется в рисунке транспортных магистралей возле крупных

промышленных центров и столиц государств. Такая структура называется

радиально – кольцевой.

Как вы думаете, почему именно возле столиц формируется такая структура

дорог? Столица выполняет функцию управления.

А какую функцию выполняет Солнце для планеты Земля? Функцию

управления.

Этап рефлексии.

А теперь помолчим 20 секунд и подумаем обо всём увиденном и услышанном

сегодня.

Так что вы думаете о нашей планете: здесь царит хаос или порядок? ответ

сначала простым голосованием, а после устным объяснением.

Каким путём вы пришли к такому выводу?

слайд 15 - Мир упорядочен.

Кто или что является главным законодателем упорядоченного хаоса

планеты Земля? Солнце.

Мне кажется, что хаос чаще творится в наших головах (слайд 16.).

Как думаете, почему?

В каком случае человек не понимает происходящего вокруг? Вероятнее

всего из-за недостатка знаний.

Очень давно на глаза попались стихи:

Я помощи прошу Твоей, Создатель,

В решенье ставших предо мной проблем.

Прошу лишь позволенья понимать мне

Законы существующих систем.

Если бы вы работали по-одному, смогли бы вы найти ответ на этот вопрос?

Как вы считаете, сегодня нам удалось сделать мир чуть более понятным?

В нашем мире достаточно света для тех, кто хочет видеть.

Оценки за урок.

Спасибо, урок окончен. До свидания.



В раздел образования