Напоминание

"Некоторые особенности методики преподавания русского языка детям с нарушением интеллекта".


Автор: Петрова Ирина Игоревна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Комплексный реабилитационно-образовательный центр" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: статья
Тема: "Некоторые особенности методики преподавания русского языка детям с нарушением интеллекта".
Раздел: среднее образование





Назад




«Некоторые особенности методики преподавания русского

языка детям с нарушением интеллекта».

В ГБУ «КРОЦ» обучаются дети с ДЦП различной степени тяжести, в том

числе с нарушением интеллекта. Практически у всех детей имеются астенические

проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических

процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый

объём памяти.

В наш центр поступают дети после начального курса обучения, в 5 класс.

Основная форма обучения у этих детей была надомная форма и практически

отсутствовала коррекционная направленность, у учащихся не сформированы

предпосылки познавательной деятельности.

У детей отмечается средняя степень интеллектуального нарушения,

психические расстройства, нарушение зрения, слуха.

Эта категория детей в наибольшей степени нуждается в разноуровневых

программах и в различных формах обучения. Особое внимание должно быть

уделено предметам коррекционного цикла.

Главная задача учителя выявить имеющиеся у детей знания, умения, навыки

и согласно этому осуществлять обучение.

На уроках я использую принцип индивидуального и дифференцированного

подхода. На каждом уроке русского языка проводятся пальчиковые игры и

упражнения, сопровождаемые словесными инструкциями. Подобные занятия

активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи, помогают

подготовить руку к письму. Упражнения могут выполняться индивидуально,

попарно и группами. Это улучшает телесное невербальное общение и облегчает

контакты со сверстниками и взрослыми.

Для развития графических навыков в своей работе я пользуюсь

следующими приёмами:

Разбираем с ребёнком из скольких элементов состоит буква;

Находим точки соединения;

Лепим букву из пластилина, конструируем из палочек или используем

конструктор «Лего»;

Рисуем вертикальные и горизонтальные линии в альбоме, соединение

линий в одной точке, произвольное рисование;

Ребята учатся ориентироваться на листе, на строчке, которую я им

рисую в альбоме.

При этом используем для графических действий: карандаши, акварельные

краски (пальчиковое рисование), фломастеры, мелки.

Порядок изучения звуков и букв планируется в соответствии с

индивидуальными познавательными и произносительными возможностями

каждого воспитанника. Используем специальные приспособления: утяжелитель

для письма «птичка», подкладки под тетрадь, альбомы.

Невозможность формирования навыков письма, поставила меня перед

необходимостью рационального распределения и дозировки письменных заданий.

Это может быть целый текст, отдельно взятые предложения, пропущенные

орфограммы, то же самое дети выполняют на компьютере.

Задания:

Вставить в слова нужную букву,

Предлагаются варианты букв, например: б(а,о)гаж, зачеркнуть

ненужное,

Писать не в тетради, а в альбоме, разлинованном для этой цели.

Ориентируюсь на состояние каждого ребёнка в данный момент и

самостоятельно подбираю объём и способы работы.

Иногда заменяю эту работу другим видом деятельности (устные ответы,

работа с иллюстрацией, рассказ по прочитанному, дополнение начатого

предложения, замена слов в тексте и прочее).

Каждый ребёнок владеет компьютером. Ведь для многих наших детей это

единственное средство коммуникации. Для разнообразия предлагается выполнить

работу на компьютере, при этом пользуемся специально подобранной

клавиатурой (с крупными кнопками и шрифтом), специальной «мышью».

Замедленный темп письма у учащихся с ДЦП определяет необходимость

предоставления большего времени для выполнения письменных работ, а в

некоторых случаях ребёнок часть ответа может дать в устной форме.

Соблюдается принцип межпредметных связей. Так, например, при изучении

на уроках чтения творчества И.А.Крылова, мы обращаем внимание на сложное

слово БАСНОПИСЕЦ, состоящее из двух корней и соединительной гласной. На

уроке истории, сталкиваемся со словом ПОЛКОВОДЕЦ, состоящее из двух

корней и соединительной гласной.

При отработке практического навыка письма, особое внимание на уроках

русского языка, в старших классах, уделяется написанию документов

(объяснительные записки, автобиография, заявления).

Эта работа проводится в несколько этапов:

Разбираем образец, данный в учебнике

Переписываем образец написания документа в тетрадь

Анализируем, где и когда нам это может понадобиться в жизни

Составляем документ согласно своим данным

Упражняемся в написании документа на нужном формате

(А4),соблюдая все правила написания.

Учащиеся, владеющие компьютером в своей работе пользуются им.

Вся система обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

сводится к социальной адаптации. Процесс коррекционного обучения и

воспитания, направленный на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую

подготовку, социальную адаптацию, позволяет детям с нарушением интеллекта

занять своё место в жизни.

На уроке русского языка, изучая и закрепляя тему «имена существительные-

собственные и нарицательные», мы с детьми придумали и используем на уроке

сюжетно – ролевую игру «Почта». Ведь очень важно научить детей правильно и

грамотно заполнять бланки, квитанции, надписывать конверты и прочее.

Это позволяет придать учебной работе наглядность и предметную

деятельность и одновременно осуществляется развитие речи, словарная работа,

повторение и закрепление темы.

Проведение экскурсий с нашими детьми затруднено, поэтому некоторые

бытовые сценки разыгрываются на уроках. Например, при знакомстве с работой

магазина, поликлиники и др.

ВЫВОД.

Почти за десять года существования интерната и моей работы в нём, около

40% учащихся, которые имели проблемы с письменной речью или она вообще

отсутствовала, в настоящий момент, при использовании комплексного

дифференцированного подхода, письменная речь у них формируется, и мы видим

неплохие результаты нашей работы.



В раздел образования