Автор: Петрова Ирина Игоревна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Комплексный реабилитационно-образовательный центр" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: статья
Тема: "Некоторые особенности методики преподавания русского языка детям с нарушением интеллекта".
Раздел: среднее образование
«Некоторые особенности методики преподавания русского
языка детям с нарушением интеллекта».
В ГБУ «КРОЦ» обучаются дети с ДЦП различной степени тяжести, в том
числе с нарушением интеллекта. Практически у всех детей имеются астенические
проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических
процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый
объём памяти.
В наш центр поступают дети после начального курса обучения, в 5 класс.
Основная форма обучения у этих детей была надомная форма и практически
отсутствовала коррекционная направленность, у учащихся не сформированы
предпосылки познавательной деятельности.
У детей отмечается средняя степень интеллектуального нарушения,
психические расстройства, нарушение зрения, слуха.
Эта категория детей в наибольшей степени нуждается в разноуровневых
программах и в различных формах обучения. Особое внимание должно быть
уделено предметам коррекционного цикла.
Главная задача учителя выявить имеющиеся у детей знания, умения, навыки
и согласно этому осуществлять обучение.
На уроках я использую принцип индивидуального и дифференцированного
подхода. На каждом уроке русского языка проводятся пальчиковые игры и
упражнения, сопровождаемые словесными инструкциями. Подобные занятия
активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи, помогают
подготовить руку к письму. Упражнения могут выполняться индивидуально,
попарно и группами. Это улучшает телесное невербальное общение и облегчает
контакты со сверстниками и взрослыми.
Для развития графических навыков в своей работе я пользуюсь
следующими приёмами:
Разбираем с ребёнком из скольких элементов состоит буква;
Находим точки соединения;
Лепим букву из пластилина, конструируем из палочек или используем
конструктор «Лего»;
Рисуем вертикальные и горизонтальные линии в альбоме, соединение
линий в одной точке, произвольное рисование;
Ребята учатся ориентироваться на листе, на строчке, которую я им
рисую в альбоме.
При этом используем для графических действий: карандаши, акварельные
краски (пальчиковое рисование), фломастеры, мелки.
Порядок изучения звуков и букв планируется в соответствии с
индивидуальными познавательными и произносительными возможностями
каждого воспитанника. Используем специальные приспособления: утяжелитель
для письма «птичка», подкладки под тетрадь, альбомы.
Невозможность формирования навыков письма, поставила меня перед
необходимостью рационального распределения и дозировки письменных заданий.
Это может быть целый текст, отдельно взятые предложения, пропущенные
орфограммы, то же самое дети выполняют на компьютере.
Задания:
Вставить в слова нужную букву,
Предлагаются варианты букв, например: б(а,о)гаж, зачеркнуть
ненужное,
Писать не в тетради, а в альбоме, разлинованном для этой цели.
Ориентируюсь на состояние каждого ребёнка в данный момент и
самостоятельно подбираю объём и способы работы.
Иногда заменяю эту работу другим видом деятельности (устные ответы,
работа с иллюстрацией, рассказ по прочитанному, дополнение начатого
предложения, замена слов в тексте и прочее).
Каждый ребёнок владеет компьютером. Ведь для многих наших детей это
единственное средство коммуникации. Для разнообразия предлагается выполнить
работу на компьютере, при этом пользуемся специально подобранной
клавиатурой (с крупными кнопками и шрифтом), специальной «мышью».
Замедленный темп письма у учащихся с ДЦП определяет необходимость
предоставления большего времени для выполнения письменных работ, а в
некоторых случаях ребёнок часть ответа может дать в устной форме.
Соблюдается принцип межпредметных связей. Так, например, при изучении
на уроках чтения творчества И.А.Крылова, мы обращаем внимание на сложное
слово БАСНОПИСЕЦ, состоящее из двух корней и соединительной гласной. На
уроке истории, сталкиваемся со словом ПОЛКОВОДЕЦ, состоящее из двух
корней и соединительной гласной.
При отработке практического навыка письма, особое внимание на уроках
русского языка, в старших классах, уделяется написанию документов
(объяснительные записки, автобиография, заявления).
Эта работа проводится в несколько этапов:
Разбираем образец, данный в учебнике
Переписываем образец написания документа в тетрадь
Анализируем, где и когда нам это может понадобиться в жизни
Составляем документ согласно своим данным
Упражняемся в написании документа на нужном формате
(А4),соблюдая все правила написания.
Учащиеся, владеющие компьютером в своей работе пользуются им.
Вся система обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта
сводится к социальной адаптации. Процесс коррекционного обучения и
воспитания, направленный на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую
подготовку, социальную адаптацию, позволяет детям с нарушением интеллекта
занять своё место в жизни.
На уроке русского языка, изучая и закрепляя тему «имена существительные-
собственные и нарицательные», мы с детьми придумали и используем на уроке
сюжетно – ролевую игру «Почта». Ведь очень важно научить детей правильно и
грамотно заполнять бланки, квитанции, надписывать конверты и прочее.
Это позволяет придать учебной работе наглядность и предметную
деятельность и одновременно осуществляется развитие речи, словарная работа,
повторение и закрепление темы.
Проведение экскурсий с нашими детьми затруднено, поэтому некоторые
бытовые сценки разыгрываются на уроках. Например, при знакомстве с работой
магазина, поликлиники и др.
ВЫВОД.
Почти за десять года существования интерната и моей работы в нём, около
40% учащихся, которые имели проблемы с письменной речью или она вообще
отсутствовала, в настоящий момент, при использовании комплексного
дифференцированного подхода, письменная речь у них формируется, и мы видим
неплохие результаты нашей работы.