Напоминание

"Развитие и активизация словаря на уроках русского языка и чтения в коррекционных классах".


Автор: Петрова Ирина Игоревна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Комплексный реабилитационно-образовательный центр" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие и активизация словаря на уроках русского языка и чтения в коррекционных классах".
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение города Москвы

«Комплексный реабилитационно-образовательный центр»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Из опыта работы учителя-дефектолога Петровой Ирины Игоревны

по методической теме:

«Развитие и активизация словаря на уроках

русского языка и чтения в коррекционных

классах».

Москва 2017год

Слово является основной

единицей языка. Выступая изолированно,

оно выполняет прежде всего номинативную функцию - называет

конкретные предметы, действия, признаки, и.т.д.

Организуясь грамматически в предложении, слово оказывается тем

строительным материалом, с помощью которого речь приобретает

возможность выполнять коммуникативную роль.

Л.С.Выготский определял слово как единицу не только речи, но и

мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что

значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое

обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове

представлено единство мышления и речи.

Рассматривая взаимодействие данных психических процессов,

Л.С.Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается

в слове», т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда,

когда облекается в слово. Это даёт право утверждать, что слово

выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как

развитие словаря ведёт к формированию не только мышления, но и

других психических процессов.

Вот почему работа над словом имеет серьёзное значение для

коррекции и развития психики, для более успешного включения его

в сферу общения с окружающими.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей

(ограниченность словаря, его неточность, значительное

преобладание пассивного словаря над активным), программа по

русскому языку и чтению следующим образом определяет задачи

работы над словом:

1.

Обогащение словаря.

2.

Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но

употребляемых не вполне верно.

3.

Активизация словаря.

Данные задачи реализуются на всех уроках русского языка, но в

зависимости

от

специфики

предмета

(чтение,

грамматика

и

правописание, развитие устной речи) и от этапа урока та или иная

задача может становиться ведущей, выступать на первый план.

Словарная работа на уроках чтения.

Приведу пример словарной работы на уроке чтения в 9 классе «В».

Тема

урока:

А.С.Пушкин

«Барышня-крестьянка».

Тип

урока:

изучение нового материала.

При изучении произведений очень

важно

провести

небольшой

экскурс

в

историю,

вспомнить

исторические события, предшествующие данному времени.

Прежде, чем учитель переходит к чтению самого произведения,

проводится подготовка учащихся к восприятию нового материала и

словарная

работа,

т.е.

рассматриваются

и

разбираются

новые,

устаревшие,

мало

употребляемые

слова

и

выражения.

При

объяснении

стараюсь

задействовать

не

только

слуховые

анализаторы, но и зрительные (подбор иллюстраций, наглядные

примеры), тактильные (если возможно ощутить, потрогать руками).

Если слово «устаревшее» и в нашем обиходе оно употребляется

редко или совсем не употребляется, учитель вместе с учащимися

ищет аналог этого слова в нашем современном языке, приводятся

примеры, где и когда, в каких произведениях, каких авторов ранее

мы сталкивались с этим словом или выражением. В течение урока

на эти слова необходимо акцентировать внимание, повторять их

значение и в каком контексте они могут быть употреблены.

Виды словарных работ.

1.

Загадки (ответы загадок являются словарными словами).

2.

Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово).

3.

Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).

4.

Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать

только те, которые относятся к какой-либо теме).

5.

Составление рассказа из группы словарных слов.

6.

Картинный диктант.

7.

Дописать предложение (в предложении пропущено

словарное слово).

8.

Образование другой части речи.

9.

Выборочный диктант.

10.

Придумывание словосочетаний со словарными

словами.

11.

Восстановление деформированного текста или

предложения.

12.

Разбор слов по составу.

13.

Игра «Замени одним словом».

14.

Письмо по памяти.



В раздел образования