Автор: Коренева Наталья Викторовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №12"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Метапредметный подход в преподавании информатики"
Раздел: среднее образование
Метапредметный подход в преподавании информатики
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного)
общего
образования
появился
новый
термин
–
метапредметный.
Установленные
стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в
изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия
достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом
новых
педагогических
ситуаций,
новых
заданий,
направленных
на
использование
обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в
освоении знаний. Что такое мтапредметность, метапредметы? Где их взять (или как их
разработать?). Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся
актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний,
умений
и
компетенций,
включая
умение
учиться.
Большие
возможности
для
этого
предоставляет
освоение
универсальных
учебных
действий
(УУД).
Именно
поэтому
«Планируемые
результаты»
Стандартов
образования
ФГОС
ООО
второго
поколения
определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Цель моей работы - формирование у школьников способности и потребности
самостоятельно приобретать знания и переносить их в новые нестандартные ситуации;
понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать в дальнейшем профессиональным
мастерством. Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже
быть готов к новому.
Метапредмет
выстраивается
вокруг
какой-то
мыследеятельно стной
организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть
знание,
проблема,
задача,
смысл.
Все
они
имеют
деятельностный,
а
потому
универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные
предметы нового типа. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от
них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами,
находится в их основе и одновременно в связи с ними. Метапредметность не может быть
оторвана от предметности.
Для того чтобы оптимизировать учебный процесс информатики, повысить его
эффективность, современный ученик и педагог при свободном доступе к информации
должны обладать умениями приобретать, сохранять, творчески ее интерпретировать в
обучении и профессиональной деятельности использую интерактивные методы обучения.
Поэтому
учащийся,
педагог
должен
обладать
технологиями
самоорганизации
и
самопрезентации,
возникает
необходимость
развития
критического
мышления.
Новые
требования
требуют
от
педагога
необходимость
изменения
не
только
содержания
образования, но и подходов к организации деятельности обучающихся.
Как
же
реализовывать
принцип
метапредметности
на
уроках
информатики?
Метапредметный урок является синтезом учебных предметов, формирующим целостное
восприятие окружающего мира. На уроках информатики с использованием элементов
метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному
основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в
метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной
области
и
деятельность.
Включение
ребенка
в
разные
типы
деятельности
связано
с
анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает
условия для его личностного роста.
Метапредметные
результаты
определяются
как
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия
и
универсальные
учебные
действия,
способность
их
использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования
и
осуществления
учебной
деятельности
и
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогами
и
сверстниками,
построение
индивидуальной
образовательной траектории [1].
Процесс освоения способов выполнения действий и этапы метапредметного
урока информатики:
Этап 1. Для введения учащихся в ситуацию, требующую выполнения действия
необходимо предложить конкретно – практическую задачу, в структуру которой входит
формируемое действие. Обучаемый в сотрудничестве с учителем должен перевести эту
задачу в учебную. Любой вопрос или тема излагаются вначале самими учениками на их
уровне представлений, образов и мышления. Достигается это путем создания особых
образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Ответы и мнения детей обсуждаются,
сопоставляются,
комментируются.
Оценки
учителя
типа
«правильно-
неправильно»
отсутствуют.
Этап
2.
Определение
критериев
и
способов
оценки
результата
действия
предполагает
поиск
ответа
на
вопрос:
«Каким
требованиям
должен
удовлетворять
результат действия и как мы будем проверять, соответствует ли он этим требованиям?».
Этап
3.
Планирование
действия
позволяет
составить
последовательность
операций, выполнение которых позволит получить результат.
Этап 4. Выполнение действия и оценка результатов предполагает ряд важных
моментов: контроль выполнения действия в соответствии с разработанным планом, оценка
результата в соответствии с разработанными критериями и способами оценки. Учащиеся
создают
собственный
образовательный
продукт
–
рисунок,
таблицу,
схему.
Учитель
приводит и обсуждает с учениками цитаты из первоисточников, сравнивает определения,
которые дали ученики, с теми, которые имеются у учёных, размещены в словарях и
энциклопедиях, в параграфе учебника и др. источниках. В результате дети развивают свои
предварительно выращенные понимания, либо переопределяют их, выбирая близкую им
позицию
другого
ученика
или
ученого.
В
любом
случае
происходит
сопоставление
изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.
Этап
5.
Обсуждение
результата
и
способа
выполнения
действия
(рефлексия
способа).
На
этом
этапе
необходимо
установить
насколько
результат
действия
соответствует
или
не
соответствует
предъявляемым
к
нему
требованиям.
В
случае
несоответствия учащиеся осуществляют поиск причин этих недостатков. В итоге каждый
ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему
результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось. Данный этап называется
рефлексивным.
Его
задача
–
осознать
каждым
учеником
его
результаты,
трудности,
способы собственной деятельности. На базе рефлексивного этапа происходит самооценка
и
оценка
образовательных
результатов.
Если
результат
достигнут,
то
учащиеся
обосновывают причины успеха.
Этап
6.
Если
будут
выявлены
недостатки
способа
действий
осуществляется
«коррекции» способа действия. Необходимо ответить на вопрос: «Что нужно сделать,
чтобы улучшить способ действия и получить нужный результат?»
Этап 7. Действие выполняется повторно.
Этап
8.
Оценка
и
обсуждение
результата
и
способа
повторного
выполнения
действия.
Эффективные
инструменты
достижения
метапредметных
результатов
в
образовательном процессе:
- использование современных образовательных технологий, в основе которых –
системно – деятельности подход, основоположником которого в российской педагогике
является В.В. Давыдов [2];
- использование метапредметных технологий – педагогических способов работы с
мышлением
(формирование
понятийного
аппарата
мышления),
коммуникацией,
действием, пониманием и рефлексией учащихся;
- использование метапредметных методов – особого вида когнитивных методов
обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию
эвристического образования;
-
использование
новых
организационных
форм:
образовательные
экспедиции;
турниры способностей (метапредметные олимпиады); организационно – деятельностные
игры;
проекты;
сетевые
проекты;
мастерские;
тренинги;
метапредметное
занятие,
метапредметный урок; метапредметный семинар; рефлексивные сессии; веб-квест; урок-
кейс; шкала мнений; дискуссия; дебаты; мозговой штурм; дерево решений; аквариум.
В своей работе активно использую краткосрочные и долгосрочные веб-квесты.
Данные
образовательные
веб-квесты
разрабатываются
для
максимальной
интеграции
Интернета
в
различные
учебные
предметы
на
разных
уровнях
обучения
в
учебном
процессе. Они охватывают отдельную проблему, тему.
Образовательный
веб-квест
(webquest) –
проблемное
задание
с
элементами
ролевой
игры,
для
выполнения
которого
используются
информационные
ресурсы
Интернета.
Веб-квесты
помогают
достичь
предметных,
метапредметных
и
личностных
результатов обучения. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий
квеста инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать,
требует от участника критического мышления.
В основу веб-квеста положена исследовательски-ориентированная деятельность, в
которой вся информация, представлена с использованием Web-технологий. Помимо того,
веб-квест представляет собой ролевую игру. Обучающиеся анализируют информацию,
преобразовывают ее, а затем демонстрируют знания материала в форме, побуждающей
участников игры к его обсуждению.
Веб-квест технология в целом выступает как эффективное дидактическое средство
формирования УУД, поскольку:
–
во-первых,
повышает
мотивацию
обучения
за
счет
предоставления
свободы
творчества
обучающихся
в
рамках
коллективного
веб-проекта,
обеспечения
их
необходимыми
учебно-информационными
ресурсами
и
источниками,
предъявления
простых критериев оценки, что формирует уверенность в успехе;
–
во-вторых,
существенно
насыщает
содержание
обучения
и
воспитания
разнообразным материалом за счет использования возможностей Интернет-ресурсов в
соответствии
с
ведущими
дидактическим
принципами
наглядности,
доступности,
культуросообразности, научности, и, связи с жизнью, учета индивидуально-возрастных
особенностей обучающихся, актуальности и новизны информации;
–
в-третьих,
на
базе
активных
методов
обучения
(проектных,
поисково-
исследовательских,
игровых,
интерактивных,
командных)
у
учеников
формируется
устойчивая субъектная позиция, которая способствует их полноценной самореализации.
Каждый метапредмет является интегрированным курсом, состоящим из нескольких
модулей. Предмет «Информатика и ИКТ», по моему мнению, наиболее точно отражает
смысл метапредметности, поэтому при его изучении исследуются вопросы, связанные не
только с естествознанием (физикой, химией, биологией, географией), но и с дисциплинами
гуманитарного цикла.
Литература:
1. Громыко, Н. В. Смысл и назначение метапредметного подхода / НИИ Инновационных
стратегий развития общего образования.
Н.В.Громыко Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании.ppt
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст]. – М.:ИНТОР, 1996 – 544с