Напоминание

"Метапредметный подход в преподавании информатики"


Автор: Коренева Наталья Викторовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №12"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Метапредметный подход в преподавании информатики"
Раздел: среднее образование





Назад




Метапредметный подход в преподавании информатики

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного)

общего

образования

появился

новый

термин

метапредметный.

Установленные

стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в

изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия

достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом

новых

педагогических

ситуаций,

новых

заданий,

направленных

на

использование

обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в

освоении знаний. Что такое мтапредметность, метапредметы? Где их взять (или как их

разработать?). Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся

актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний,

умений

и

компетенций,

включая

умение

учиться.

Большие

возможности

для

этого

предоставляет

освоение

универсальных

учебных

действий

(УУД).

Именно

поэтому

«Планируемые

результаты»

Стандартов

образования

ФГОС

ООО

второго

поколения

определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Цель моей работы - формирование у школьников способности и потребности

самостоятельно приобретать знания и переносить их в новые нестандартные ситуации;

понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать в дальнейшем профессиональным

мастерством. Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже

быть готов к новому.

Метапредмет

выстраивается

вокруг

какой-то

мыследеятельно стной

организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть

знание,

проблема,

задача,

смысл.

Все

они

имеют

деятельностный,

а

потому

универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные

предметы нового типа. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от

них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами,

находится в их основе и одновременно в связи с ними. Метапредметность не может быть

оторвана от предметности.

Для того чтобы оптимизировать учебный процесс информатики, повысить его

эффективность, современный ученик и педагог при свободном доступе к информации

должны обладать умениями приобретать, сохранять, творчески ее интерпретировать в

обучении и профессиональной деятельности использую интерактивные методы обучения.

Поэтому

учащийся,

педагог

должен

обладать

технологиями

самоорганизации

и

самопрезентации,

возникает

необходимость

развития

критического

мышления.

Новые

требования

требуют

от

педагога

необходимость

изменения

не

только

содержания

образования, но и подходов к организации деятельности обучающихся.

Как

же

реализовывать

принцип

метапредметности

на

уроках

информатики?

Метапредметный урок является синтезом учебных предметов, формирующим целостное

восприятие окружающего мира. На уроках информатики с использованием элементов

метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному

основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в

метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной

области

и

деятельность.

Включение

ребенка

в

разные

типы

деятельности

связано

с

анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает

условия для его личностного роста.

Метапредметные

результаты

определяются

как

освоенные

обучающимися

межпредметные

понятия

и

универсальные

учебные

действия,

способность

их

использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность

планирования

и

осуществления

учебной

деятельности

и

организации

учебного

сотрудничества

с

педагогами

и

сверстниками,

построение

индивидуальной

образовательной траектории [1].

Процесс освоения способов выполнения действий и этапы метапредметного

урока информатики:

Этап 1. Для введения учащихся в ситуацию, требующую выполнения действия

необходимо предложить конкретно – практическую задачу, в структуру которой входит

формируемое действие. Обучаемый в сотрудничестве с учителем должен перевести эту

задачу в учебную. Любой вопрос или тема излагаются вначале самими учениками на их

уровне представлений, образов и мышления. Достигается это путем создания особых

образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Ответы и мнения детей обсуждаются,

сопоставляются,

комментируются.

Оценки

учителя

типа

«правильно-

неправильно»

отсутствуют.

Этап

2.

Определение

критериев

и

способов

оценки

результата

действия

предполагает

поиск

ответа

на

вопрос:

«Каким

требованиям

должен

удовлетворять

результат действия и как мы будем проверять, соответствует ли он этим требованиям?».

Этап

3.

Планирование

действия

позволяет

составить

последовательность

операций, выполнение которых позволит получить результат.

Этап 4. Выполнение действия и оценка результатов предполагает ряд важных

моментов: контроль выполнения действия в соответствии с разработанным планом, оценка

результата в соответствии с разработанными критериями и способами оценки. Учащиеся

создают

собственный

образовательный

продукт

рисунок,

таблицу,

схему.

Учитель

приводит и обсуждает с учениками цитаты из первоисточников, сравнивает определения,

которые дали ученики, с теми, которые имеются у учёных, размещены в словарях и

энциклопедиях, в параграфе учебника и др. источниках. В результате дети развивают свои

предварительно выращенные понимания, либо переопределяют их, выбирая близкую им

позицию

другого

ученика

или

ученого.

В

любом

случае

происходит

сопоставление

изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.

Этап

5.

Обсуждение

результата

и

способа

выполнения

действия

(рефлексия

способа).

На

этом

этапе

необходимо

установить

насколько

результат

действия

соответствует

или

не

соответствует

предъявляемым

к

нему

требованиям.

В

случае

несоответствия учащиеся осуществляют поиск причин этих недостатков. В итоге каждый

ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему

результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось. Данный этап называется

рефлексивным.

Его

задача

осознать

каждым

учеником

его

результаты,

трудности,

способы собственной деятельности. На базе рефлексивного этапа происходит самооценка

и

оценка

образовательных

результатов.

Если

результат

достигнут,

то

учащиеся

обосновывают причины успеха.

Этап

6.

Если

будут

выявлены

недостатки

способа

действий

осуществляется

«коррекции» способа действия. Необходимо ответить на вопрос: «Что нужно сделать,

чтобы улучшить способ действия и получить нужный результат?»

Этап 7. Действие выполняется повторно.

Этап

8.

Оценка

и

обсуждение

результата

и

способа

повторного

выполнения

действия.

Эффективные

инструменты

достижения

метапредметных

результатов

в

образовательном процессе:

- использование современных образовательных технологий, в основе которых –

системно – деятельности подход, основоположником которого в российской педагогике

является В.В. Давыдов [2];

- использование метапредметных технологий – педагогических способов работы с

мышлением

(формирование

понятийного

аппарата

мышления),

коммуникацией,

действием, пониманием и рефлексией учащихся;

- использование метапредметных методов – особого вида когнитивных методов

обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию

эвристического образования;

-

использование

новых

организационных

форм:

образовательные

экспедиции;

турниры способностей (метапредметные олимпиады); организационно – деятельностные

игры;

проекты;

сетевые

проекты;

мастерские;

тренинги;

метапредметное

занятие,

метапредметный урок; метапредметный семинар; рефлексивные сессии; веб-квест; урок-

кейс; шкала мнений; дискуссия; дебаты; мозговой штурм; дерево решений; аквариум.

В своей работе активно использую краткосрочные и долгосрочные веб-квесты.

Данные

образовательные

веб-квесты

разрабатываются

для

максимальной

интеграции

Интернета

в

различные

учебные

предметы

на

разных

уровнях

обучения

в

учебном

процессе. Они охватывают отдельную проблему, тему.

Образовательный

веб-квест

(webquest)

проблемное

задание

с

элементами

ролевой

игры,

для

выполнения

которого

используются

информационные

ресурсы

Интернета.

Веб-квесты

помогают

достичь

предметных,

метапредметных

и

личностных

результатов обучения. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий

квеста инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать,

требует от участника критического мышления.

В основу веб-квеста положена исследовательски-ориентированная деятельность, в

которой вся информация, представлена с использованием Web-технологий. Помимо того,

веб-квест представляет собой ролевую игру. Обучающиеся анализируют информацию,

преобразовывают ее, а затем демонстрируют знания материала в форме, побуждающей

участников игры к его обсуждению.

Веб-квест технология в целом выступает как эффективное дидактическое средство

формирования УУД, поскольку:

во-первых,

повышает

мотивацию

обучения

за

счет

предоставления

свободы

творчества

обучающихся

в

рамках

коллективного

веб-проекта,

обеспечения

их

необходимыми

учебно-информационными

ресурсами

и

источниками,

предъявления

простых критериев оценки, что формирует уверенность в успехе;

во-вторых,

существенно

насыщает

содержание

обучения

и

воспитания

разнообразным материалом за счет использования возможностей Интернет-ресурсов в

соответствии

с

ведущими

дидактическим

принципами

наглядности,

доступности,

культуросообразности, научности, и, связи с жизнью, учета индивидуально-возрастных

особенностей обучающихся, актуальности и новизны информации;

в-третьих,

на

базе

активных

методов

обучения

(проектных,

поисково-

исследовательских,

игровых,

интерактивных,

командных)

у

учеников

формируется

устойчивая субъектная позиция, которая способствует их полноценной самореализации.

Каждый метапредмет является интегрированным курсом, состоящим из нескольких

модулей. Предмет «Информатика и ИКТ», по моему мнению, наиболее точно отражает

смысл метапредметности, поэтому при его изучении исследуются вопросы, связанные не

только с естествознанием (физикой, химией, биологией, географией), но и с дисциплинами

гуманитарного цикла.

Литература:

1. Громыко, Н.  В. Смысл и назначение метапредметного подхода / НИИ Инновационных

стратегий развития общего образования.

Н.В.Громыко Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании.ppt

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст]. – М.:ИНТОР, 1996 – 544с



В раздел образования