Автор: Крапивина Евгения Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 18"
Населённый пункт: город Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Применение современных тифлосредств при обучении слепых и слабовидящих учащихся начальных классов".
Раздел: начальное образование
Применение современных тифлосредств при обучении
слепых и слабовидящих учащихся начальных классов.
Одной из целей преподавания в начальной школе, помимо овладения системой
знаний и умений по различным предметам, является интеллектуальное развитие
учащихся, формирование качеств личности, необходимых человеку для интеграции
в современное общество. Важным этапом к достижению этой цели
является
развитие
наглядно-образного,
словесно-логического
мышления
и
правильное
формирование
у
слабовидящих
и
незрячих
детей
пространственных
представлений о предметах и окружающей действительности. В связи с этим в
работе
уделяется
большое
внимание
использованию
имеющихся
наглядных
и
технических
средств,
особенностям
работы
с
этими
средствами,
обучению
самостоятельному оперированию ими. Кабинеты
начальных классов в нашей
ш ко л е
д о с т а т о ч н о
хо р о ш о
о с н а щ е н ы
н а гл я д н ы м
м а т е р и а л о м :
комплект лабораторного оборудования по изучению средств измерений,
комплект лабораторного оборудования по изучению окружающей среды, набор
«Геометрические
тела»,
геометрическая
доска
для
обучения
моделированию
и
преобразованию геометрических фигур на плоскости «Геоборд», планшет «Оси
координат», «Многофункциональный планшет для черчения и рисования», а так
ж е прибор прямого чтения, рельефные схемы, рельефные карточки, рельефные
альбомы.
Имеются
современные
инновационные
технические
средства;
интерактивная доска, проектор, моноблок, электронные приложения к учебникам
«Математика»,
«Русский
язык»,
Окружающий
мир»,
«Формула
правильного
питания».
Понятие
«инновация»
означает
новшество,
новизну,
изменение;
инновация
как
средство
и
процесс
предполагает
введение
чего-либо
нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в
цели,
содержание,
методы
и
формы
обучения
и
воспитания,
организацию
совместной деятельности учителя и учащегося.
Приведу
описание
и
несколько
примеров
по
использованию
имеющегося
оборудования на своих уроках:
Интерактивная
доска. Дети
с
остаточным
зрением,
те
которым
согласно
диагнозу
можно
работать
с
интерактивной
доской
постепенно
осваивают
и
усваивают возможности интерактивной доски и методику работы с ней. Без труда
выполняют на доске различные виды работ. Таким образом интерактивная доска
делает
процесс
обучения
более
полным
интересным
и
насыщенным.
Её
применение на уроках очень активизирует обучающихся.
«Геоборд» - геометрическая доска, представляет собой квадратный двусторонний
планшет из пластика с выступами (с одной стороны по кругу, с другой – на
одинаковом
расстоянии
друг
то
друга
по
всей
поверхности).
Его
удобно
использовать при обучении моделированию и преобразованию геометрических
фигур
на
плоскости
(при
помощи
резиновых
крепежей),
способствует
взаимосвязанному
изучению
свойств
плоских
фигур,
построению
чертежей
к
задачам на движение, развитию воображения и мелкой моторики. (демонстрация
фрагментов уроков. Тема: «Виды треугольников»)
«Оси координат» - оснащен двумя движущимися координатными прямыми (ось
абсцисс
и
ось
ординат),
специальными
колышками
для
конструирования
и
резиновыми
крепежами.
Предназначен
для
обучения
построению
точек
и
на
координатной
плоскости.
Способствует
формированию
представления
о
симметрии.
При
помощи
него,
слепым
и
слабовидящим
детям
легко
строить
простейшие геометрические фигуры по размерам, формировать представления о
свойствах геометрических фигур. Очень удобен в использовании.
« Многофункциональный планшет для черчения и рисования» DraftsMan
(«Драфтс Мэн») и « Прибор для черчения» .
Созданы специально для людей,
имеющих проблемы со зрением. В комплектацию входит: транспортир, циркуль,
линейка,
угольник,
булавки,
специальные
листы
для
рельефного
изображения.
Использование
этих
планшетов
расширяет
и
углубляет
изучение
математики,
ученики
приобретают
навыки
работы
с
чертежными
инструментами.
Можно
использовать
не
только
на
уроках
математики,
но
и
на
уроках
рисования.
Благодаря интерактивной доске, все построения в УМК можно увеличивать, что
позволяет многим слабовидящим видеть четкое изображение. Незрячие дети в это
время
могут
пользоваться
заранее
подготовленными
учителем
рельефными
чертежами или выполнять построения на многофункциональном или цифровом
планшете,
сложность
построений
зависит
от
уровня
развития
ученика.
Преодоление трудностей достигается путем коррекции недостатков предметно-
практической деятельности при широком использовании различных наглядных и
технических средств. Но и не стоит забывать, что при применении этих средств
важно учитывать возраст обучающихся, особенности и уровень развития личности,
потенциальные возможности, а также степень тяжести поражения органов зрения.
Обязательно
должен
быть
дифференцированный
и
индивидуальный
подход
в
обучении.
Главной
целью
инновационных
технологий
образования
является
подготовка
человека
к
жизни,
в
которой
стремительно
происходит
внедрение
различных
нововведений. Именно поэтому максимальная опора на наглядные и технические
средства при изучении курса начальной школы, просто необходима. Правильное
и продуманное применение этих средств на уроках позволяет подготавливать детей
с дефектом зрения к дальнейшей самостоятельной жизни и трудовой деятельности
в нашем постоянно меняющимся мире.