Автор: Попова Марина Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №13 с углубленным изучением предметов"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Программа летнего оздоровительного лагеря "Мечта" с дневным пребыванием детей на базе школы
Тема: "Юбилейный калейдоскоп" (технической направленности)
Раздел: начальное образование
Программа
летнего оздоровительного лагеря «Мечта»
с дневным пребыванием детей на базе
МАОУ «Средняя школа №13 с углубленным изучением
предметов»
г. Великий Новгород
(31.05.2016г. - 29.06.2016г.)
(технической направленности)
Великий Новгород
2016г
Паспорт программы
Наименование программы
«Юбилейный калейдоскоп»
Наименование организации
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
школьников «Мечта»
Адрес организации
г.Великий Новгород, ул.Рахманинова, д.7
Основные разработчики программы
Чадова Е. В., Попова М.А.
Правовая
основа
для
разработки
программы
1.
Конституция РФ
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
3.
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ» от
06.10.2003 № 131-ФЗ
4.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №
124-ФЗ
5.
Национальный стандарт РФ «Услуги детям в
учреждениях отдыха и оздоровления»
6.
Устав образовательного учреждения
7.
Положение о детском оздоровительном лагере.
Цель
создание благоприятных условий, обеспечивающих
полноценный и содержательный отдых детей, их
оздоровление, социализацию, творческое развитие
личности ребенка на основе популяризации и
активизации технического творчества и
информационно-коммуникационных технологий
Задачи
1. Приобщать ребят к творческим видам
деятельности технической направленности;
2. Расширение представления о компьютерных
технологиях;
3. Повышение мер охраны жизни и здоровья;
4.
Формирование
гражданских
и
патриотических
качеств личности ребёнка;
5.
Создание
условий
для
самореализации
и
творческой активности, технического творчества детей.
Срок реализации программы
Краткосрочная
программа
(1-я
смена
2016г.).
Программа рассчитана на 21 день.
Основные направления программы
1. Творческое, техническое: «Мы - маленькие звезды»
2.Патриотическое: «Достояние твое и мое»
3.Физкультурно-оздоровительное:
«В
здоровом
теле-
2
здоровый дух!»
4.Техника безопасности: «Будьте внимательны, друзья,
чтоб не случилась с вами беда!»
5.Трудовое: «А девиз у нас таков: больше дела, меньше
слов!»
Объемы и источники и
финансирования программы
Бюджет, родительские средства
Ожидаемые результаты
1 . Внедрение эффективных форм организации отдыха,
оздоровления и занятости детей.
2. Развитие творческих( технических) способностей,
воображения, фантазии детей.
3. Усвоение детьми понятия патриотизма. Расширение
представлений Великой Отечественной войне,
культурно-историческом наследии Новгородской
области.
4.Создание дружеской атмосферы взаимопомощи,
доверия, доброжелательного открытого общения детей
друг с другом и взрослыми, уважительное отношение к
людям старшего поколения, истории своей страны.
Снижение уровня тревожности, агрессивности,
конфликтности.
5. Повышение устойчивости организма к инфекционным
и простудным заболеваниям, расширение знаний о
здоровье, способах его укрепления.
6. Приобретение знаний, навыков, умения, опыта
безопасного поведения.
Участники
программы
(воз ра с т,
состояние здоровья, ОВЗ)
Программа может использоваться для работы с детьми
6,5-17 лет из различных социальных групп, разного
уровня развития и состояния здоровья
Социальное партнерство
Новгородский государственный объединенный музей-
заповедник
Новгородский областной Дом народного творчества
Киноцентр «Россия»
3
Новгородский академический театр драмы имени Ф. М.
Достоевского
Городской Центр Культуры и Досуга им. Н. Г. Васильева
МУК «Городская библиотека №6»
МУК “Новгородский городской Дворец культуры”
Дворец детского (юношеского) творчества им.
Л.Голикова
Дворец культуры и молодежи «Город»
МАУК ЦКИиОИ «Диалог» Городской выставочный
центр
ПТЦ «Катарсис»
Методический центр ГО и ЧС
Музей ГИБДД
Детский развлекательный центр «Казинаки-Сити»,
«Динолэнд», «Чудо Остров»
Дворец спорта
«Страна Светофория»
Робоцентр «Мандарин»
Пояснительная записка
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности.
Летние
каникулы
составляют
значительную
часть
годового
объема
свободного
времени
школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный,
правильно
организованный
отдых.
Вовлеченность
детей
в
различные
состязания
и
коллективные
творческие
дела
позволяют
проводить
серьезное
обучение
с
максимальной
степенью усвоения и приобретения прочных навыков. Занятия техническим творчеством в
настоящее время вызывает большой интерес детей и их родителей.
Современные
дети
часто
лучше
взрослых
осведомлены
о
каких-либо
технических
новшествах.
Тем
не
менее,
в
Великом
Новгороде
на
сегодняшний
день
недостаточно
оборудованных
площадок
для
занятий,
мало
интересных
и
увлекательных
программ,
4
квалифицированных специалистов-педагогов. Во время летних каникул происходит разрядка
накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья. Этот
период
как
нельзя
более
благоприятен
для
развития
их
творческого
потенциала,
совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения
в
систему
социальных
связей,
воплощения
собственных
планов,
удовлетворения
индивидуальных
интересов
в
личностно
значимых
сферах
деятельности.
Организованная
деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в
течение всего года.
В 2015/2016 учебном году работа школы была направлена на достойную встречу 55-
летнего юбилея. Данное направление продолжается и в работе лагеря. Всё это и натолкнуло на
создание программы организации летнего отдыха «Юбилейный калейдоскоп». А калейдоскоп,
согласно
толковому
словарю,
-
быстрая
смена
разнообразных
явлений.
Это
соответствует
специфике работы лагеря, где каждый день – тематический, насыщенный событиями и делами.
Однако все дни пронизаны духом юбилея школы, юбилея первого полёта человека в космос, дня
города. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом,
который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, раскрытые в
течение
лагерной
смены
творческие
способности
умения
дети
эффективно
перенесут
на
учебные предметы в школе, в повседневную жизнь. И, конечно, лето – это благоприятное время
для отдыха после учебного года и укрепления здоровья.
Одной
из
центральных
идей
работы
лагеря
является
постоянное
развитие
ребенка.
Реализация
этой
идеи
возможна
при
осуществлении
принципа
свободы
выбора,
когда
разноплановая,
творческая,
техническая
деятельность
затрагивает
сферу
чувств
ребенка
и
позволяет ему осознать себя личностью.
Другая идея заложена в системном оздоровлении детей и подростков в условиях лагеря,
направленном на решение проблемы воспитания здорового человека.
Третья идея базируется на придании смене определенного культурологического колорита.
Четвертая идея – идея самоорганизации, способности проектировать и организовывать
молодым человеком самовоспитание, самообразование, самоопределение.
Таким образом, детский лагерь
имеет достаточно возможностей для организации
эффективного оздоровления детей, организации воспитательного процесса.
Цель: создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный и содержательный
отдых детей, их оздоровление, социализацию, творческое развитие личности ребенка на основе
популяризации и активизации технического творчества и информационно-коммуникационных
технологий
Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса задач:
1. Приобщать ребят к творческим видам деятельности технической направленности;
5
2. Расширение представления о компьютерных технологиях;
3. Повышение мер охраны жизни и здоровья;
4. Формирование гражданских и патриотических качеств личности ребёнка;
5. Создание условий для самореализации и творческой активности, технического творчества
детей.
Следовательно,
для
реализации
цели
и
задач
детского
оздоровительного
лагеря
при
планировании и организации необходимо:
создать в детском оздоровительном лагере воспитательную среду, благоприятную, прежде
всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;
использовать природные условия для восстановления,
сохранения, укрепления здоровья
детей и подростков, привлекать школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;
создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, для
развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром,
для
удовлетворения
базовых
потребностей
личности
в
защищенности,
в
признании
и
уважении, в самоутверждении;
предоставить широкий спектр дополнительных образовательных услуг, способствующих
творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника
смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков;
продумать
механизм
воспитательной
системы
детского
оздоровительного
лагеря,
предполагающий интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в решении
задач конкретной программы, с
методическим описанием
управленческой структуры,
формами
сотрудничества,
педагогическими
технологиями,
системами
оценки
эффективности и результативности.
Новизна
программы
заключается
в
формировании
творческой
личности,
живущей
в
современном
мире,
умеющей
пользоваться
современной
техникой,
робототехникой
и
автоматикой. Дмитрий Анатольевич Медведев говорит: «Уже в школе дети должны получить
возможность
раскрыть
свои
способности,
подготовиться
к
жизни
в
высокотехнологичном
конкурентном мире». Робототехника же является одним из важнейших направлений научно-
технического прогресса.
Уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты,
обладающие
знаниями
в
области
робототехники
и
автоматики.
Начинать
готовить
таких
специалистов
нужно
с
младшего
школьного
возраста.
В
связи
с
этим
образовательная
робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.
6
_ Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя
разноплановую
деятельность,
объединяет
различные
направления
оздоровления,
отдыха
и
воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
П о продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение
лагерной смены.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является клубная деятельность,
объединяющая детей по интересам в малые группы. При организации и проведении занятий в
клубах педагоги учитывают как интересы детей, ранее занимавшихся робототехникой, так и
интересы
тех,
кто
впервые
встретился
с
художественным
или
техническим
творчеством.
Необходимо
отметить,
что
практические
занятия
дети
посещают
с
особым
энтузиазмом,
самостоятельно выбирая то или иное техническое направление.
Наличие примерных тематических планов клубов:
«Начальное техническое моделирование»
Тема занятий
Кол-во часов
Вводное занятие. Знакомство с техническими объектами
1
Объемная модель легкового автомобиля
1
Плавающая модель кораблика
1
Объемная летающая модель самолета
1
Объемная модель архитектурного сооружения
1
Объемная летающая модель ракеты
1
Знакомство с оригами. Изготовление растительной композиции
1
Аппликация из модулей
1
Изготовление изделия по выбору ребенка
1
Выставка – конкурс «Юный мастер»
1
«Авиаторы»
Тема занятий
Кол-во часов
Вводное занятие
1
Бумажные летающие модели
1
Метательная модель планера из картона.
1
Воздушные змеи
2
Начальные сведения о воздухе
2
Схематическая модель планера
2
7
Заключительное занятие
1
«Инфознайка»
Тема занятий
Кол-во часов
Вводное занятие
1
Ящик с инструментами (ОС Windows, прикладные программы)
2
Программа для создания презентация MS PowerPoint
2
Конструкторы мультфильмов
2
Графический редактор Paint
2
Заключительное занятие
1
«Оч’умелые ручки»
Тема занятий
Кол-во часов
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами
1
Природный материал. Композиция из засушенных растений
2
Аппликация из цветной бумаги «Да здравствует лето!»
2
Выполнение декоративных тарелочек в технике папье-маше. Роспись
декоративных тарелок в технике городец
2
Бисер. Игрушки из бисера. Подделка из бисера «Мышка», «Такса», «Пчела»
2
Фенечки, колье, различные поделки из бисера
1
«Юный дизайнер»
Тема занятий
Кол-во часов
Вводное занятие. Основы материаловедения
1
Виды аппликаций. Коллажирование
2
Картонопластика. Изготовление карандашницы
2
«Замок для аквариума» (глина)
2
«Игрушка-подушка» (мягкая игрушка)
2
Поделки из спичек и спичечных коробков
1
8
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности.
Детский
оздоровительный
лагерь
–
это
место,
где
может
быть
очень
эффективно
построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в
творческую деятельность.
Главным
направлением
в
работе
воспитателей
и
вожатых
является педагогическая
поддержка
и
помощь
в
индивидуальном
развитии
ребенка.
В
систему
педагогической
поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все
они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не
имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной
психологической среды для каждого ребенка предполагает
помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства предоставляет возможность реализовать свои
способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Методическое проектирование лагеря «Мечта» опирается на признанные достижения
современной отечественной и зарубежной педагогики.
При
создании
концепции
программы
оздоровительного
лагеря
преследовались
следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс,
Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея
совместной
деятельности
взрослых
и
детей
в
процессе
воспитания
(В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Идея
развития
личности
в
процессе
воспитания
(В.
Бехтерев,
И.
Блонский,
Л.С.
Выготский)
Идея
совместной
деятельности
взрослых
и
детей
в
процессе
воспитания
(В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Этапы реализации программы:
Этапы
Содержание деятельности
I этап
Подготовительный
Апрель-май
разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой
модели смены.
подбор методического материала на основе учета тематики смены
(форма
занятости
несовершеннолетних
в
летний
период)
и
контингента обучающихся
обучение
педагогов
и
воспитателей,
помощников
организаторов
досуга формам и методам работы с детьми и подростками
формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет
9
для детей разных категорий и их родителей
психолого-педагогические
семинары
для
педагогиче ского
коллектива, (помощников организаторов досуга)
привлечение дополнительных кадров для реализации цели и задач
комплексной программы
установление
внешних
связей
с
социальными
учреждениями,
учреждениями культуры (заключение договоров)
проведение родительских собраний
подготовка выставки методической литературы в библиотеке
утверждение программ руководителем ОУ
размещение
информации
об
организации
летнего
отдыха
обучающихся на школьном сайте
II этап
Организационный
«Удивление! Темп!
Разнообразие!»
Июнь (3-4 дня)
Основная цель этапа –
раскрыть перспективы
деятельности детей в
лагере, заложить
основы временного
детского коллектива.
встреча детей, формирование детских коллективов
запуск игровой модели
знакомство с законами, традициями и правилами
жизнедеятельности лагеря
организация первичной диагностики уровня индивидуального
здоровья
проведение анкетирования и тестирования детей с целью
определения их психического состояния и зон тревожности
организация в каждом отряде организационных сборов
привлечение детей и подростков разных категорий в различные
кружки, клубы, студии, по интересам и различные виды КТД
открытие смены
III этап
Основной
«Творчество!
Самостоятельность
! Дружба!»
Основная идея этапа –
«заметить» каждого
ребенка, предоставить
ему возможность
проявить себя в
различных видах
деятельности, создать
ситуацию успеха.
Июнь
реализация основной идеи программы
организация деятельности органов детского соуправления
проведение
познавательных,
развлекательных,
спортивно-
массовых мероприятий
ежедневное
наблюдение
за
состоянием
детей
со
стороны
педагогов,
медицинских
работников,
куратора
подпрограммы,
воспитателей
Во
время
реализации
программы
воспитанники
оформляют
отрядные
уголки
с
тематикой
здорового
образа
жизни,
выставку
рисунков, поделок.
IV этап
Подведение итогов органов детского самоуправления
10
Заключительный
«Теплота!
Доверительность!
Светлая грусть!»
Подведение итогов
смены
Награждение агентств и вручение им календаря событий
Заключительный концерт
Итоговое анкетирование и психологическое тестирование.
Постлагерный этап
анализ данных психолого-педагогических диагностик
определение
результативности
проведения
смены
согласно
критериям и показателям
анализ
предложений
по
дальнейшему
развитию,
внесенных
детьми, родителями, педагогами
составление итоговой документации
проведение педагогического совета
анализ
качества
продуктов
социально-творческой
деятельности
детей
обобщение передового педагогического опыта
коррекция подпрограмм, разработка рекомендаций для педагогов и
воспитателей
анализ соотношения затрат с социально-педагогическим эффектом
определение перспективных задач
Организация и содержание программы
Для реализации программы продуман механизм, который представлен в виде модулей:
1.
Организационный модуль.
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном оздоровительном лагере
2.
Оздоровительный модуль.
Формы работы, содержание:
утренняя зарядка;
применение дыхательной гимнастики;
встречи с медицинским работником, представителями Катарсиса;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках, в том числе со специалистами;
посещение бассейна;
организация питания воспитанников;
11
занятие с интерактивной доской «Планета Здоровья»
конкурс рекламы «Скажи здоровью – ДА!»
спортивные праздники «Весёлые старты»;
спортивные часы;
экскурсии, прогулки на свежем воздухе;
подвижные игры.
3. Творческий модуль
Формы работы, содержание:
коллективно-творческая деятельность;
участие в городских мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях;
посещение учреждений культуры и досуга города;
конкурсы и выставки рисунков, проектов, сюрпризов, поделок, моделей;
посещение робоцентра;
акции «Сюрприз на память», «Подарок на день рождения»
праздники «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!», «Любимой школе – 55!»,
«Расстаёмся, друзья!»
4. Нравственно-патриотический модуль
Формы работы, содержание:
беседы о нравственности;
посещение городского музея (Кремль);
посещение выставок и экскурсий, посвящённых истории Новгорода;
знакомство с историей выдающихся людей новгородчины (Д.Балашов, С.Рахманинов);
викторина «Я – новгородец»;
беседы «Новгород и Ганза», «Александр Невский и Новгород»;
беседа и экскурсия в КЮМе;
экскурсия в музей Зал воинской славы;
фольклорный праздник «Скоморошины – задоринки», народные игры
мероприятия, посвящённые началу ВОВ: литературно-музыкальная гостиная «Чтобы не
было
войны»,
беседы
«Патриоты
России»,
«Герои
живут
с
нами
рядом»,
встреча
с
ветеранами;
мероприятия, посвященные истории школы: экскурсии по школьному музею, праздник
«Любимой школе – 55!»;
мероприятия,
посвященные
первому
полёту
в
космос:
Гагаринские
чтения,
игровая
программа «Город Тико-мастеров» (Космодром), космический креатив «Сквозь тернии к
звёздам», праздничная программа «Космос зовёт».
5.
Экологический модуль
Формы работы, содержание:
экскурсии в природу;
экологический КВН;
викторины, конкурсы;
конкурс проектов «Сохраним нашу «Землю»;
мероприятия;
12
трудовой десант «Зелёный патруль»;
экологический форум «Письмо планете»;
игра по станциям «Лето в Цветочном городе».
6.
Модуль техники безопасности: «Будьте внимательны, друзья, чтоб не случилась с
вами беда!»
Формы работы, содержание:
ежедневные инструктажи;
создание отрядных уголков безопасности;
беседы по ПДД, правилам поведения на воде, на улице, в общественных местах, на
стадионе, вблизи с железными дорогами, в лесу;
занятия в методическом центре ГО и ЧС, «Страна Светофория»;
праздник «Загадки Светофора»
игра «Весёлый светофор»
викторины по ПДД,
посещение музея ГИБДД;
конкурсы рисунков;
просмотр видеофильмов.
7. Социально-психологический модуль
Формы работы:
работа педагога-психолога;
игры с психологами;
занятия со специалистами центра «Катарсис»
диагностика;
индивидуальные беседы;
групповая работа;
анкетирование.
Возможные риски и их преодоление
Факторы риска
Формы работы
Низкое проявление интереса к
предлагаемым
видам деятельности
Проведение индивидуальной беседы, изучение
интересов ребенка
Заниженная самооценка у
ребенка, неуверенность в себе
Упражнения, направленные на повышение
самооценки, создание ситуации успеха для
каждого ребенка
Проблемы межличностных
отношений
Проведение отрядных дел на сплочение детского
коллектива
Погодные условия
Корректировка плана работы, адаптирование
«уличных» мероприятий
13
для проведения в помещении
Методическое сопровождение программы:
Наличие
необходимой
документации,
программы,
плана;
проведение
инструктивно-
методических сборов с педагогами до начала лагерной смены
Для эффективной работы в лагере активно используются:
1.
Методика КТД.
Коллективное творческое дело (КТД) является составной частью коллективной творческой
деятельности.
Дело
это
–
коллективное,
потому
что
совершается
вместе
–
ребятами
и
взрослыми как их общая забота. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет
собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится
сообща, делается не по шаблону, всегда выступает в разных вариантах, выделяет новые свои
возможности. Идея методики КТД принадлежит профессору Ленинградского педагогического
института Игорю Петровичу Иванову.
«Творчески - иначе зачем?» - вот важный лозунг методики КТД. По содержанию и
направленности коллективные творческие дела можно подразделить на:
познавательные – аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит – шоу,
КВН, «Что? Где? Когда»
трудовые – книжкина больница, день самостоятельности, трудовые акции, город веселых
мастеров, фабрика игрушек.
художественные – карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал.
спортивные – спортивные праздники, спартакиада, зарядка,
общественно-политические – вечер актуальных проблем, фестиваль документальных
фильмов, выборы, политические дебаты, фестиваль дружбы народов, вечер памяти,
факельное шествие, операция «Забота»
2.
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот
процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует
социальную активность, способствует развитию лидерства.
Детское
самоуправление
–
форма
организации
жизнедеятельности
коллектива,
обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения
для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения
поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования
мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах
14
деятельности временного детского коллектива. Самоуправление позволяет ребятам обнаружить
и ярче проявить свои лидерские качества при самостоятельной подготовке, организации и
проведении массовых мероприятий, тематических дней, в организации жизни в смене.
В
летнем
оздоровительно
лагере
«Мечта»
действует
система
самоуправления
через
«Большой совет».
«Большой совет» – это 6 подразделений, каждое из которых состоит из 2–3 человек и
имеет
своего
председателя,
докладывающего
о
ходе
выполнения
задач/работ
главному
председателю «Большого совета» (выбранному в ходе общего голосования).
«Силачи».
Подразделение
занимается
организацией
и
помощью
в
проведении
(а,
возможно,
и
проведением)
спортивных
мероприятий.
В
функции
подразделения
входит
подготовка территории, разработка сценария, подбор инвентаря.
«Непоседы». В функции подразделения входит подготовка и проведение досуговых
мероприятий (конкурсы асфальтных рисунков, час загадок, ребусов и т.п.).
«Умники
и
умницы».
Подразделение
занимается
обобщением
результатов
решения
«Задачи дня» (из теории решения изобретательских задач), составлением списка предложенных
детьми вариантов решения задачи.
«Журналисты». В функции подразделения входит освещение всех событий лагерной
жизни: участники подразделения готовят репортажи, пишут статьи, снимает мероприятия на
видеокамеру и т.п.
«Дизайнеры». Подразделение занимается оформлением отрядных уголков, заполнением стендов
«Сегодня», «Наши победители», «Скоро», «Задача дня», «Наши именинники» и т.п.
«Бюро добрых услуг». Подразделение занимается плановыми мероприятиями по уборке
территории
и
помещений,
дежурству
в
столовой,
подготовкой
инструктажей
по
технике
безопасности, минуток здоровья и т.п.
Самоуправление
в
отряде
обеспечивает
превращение
коллектива
в
целесообразно
устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать.
3.
Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это
процесс
оказания
своевременной
педагогической
и
психологической
помощи
нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания
изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
•
Диагностический;
•
Консультационный;
•
Прогностический
•
Практический.
15
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
•
Воспитательная
–
восстановление
положительных
качеств,
позволяющих
ребенку
комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
•
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать
имеющиеся
недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором
он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
•
Стимулирующая
–
направлена
на
активизацию
положительной
социально-полезной,
предметно-практической деятельности ребенка;
•
Корректирующая
–
связана
с
исправлением
отрицательных
качеств
в
личности
и
предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку
мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и
подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В
реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения: учителя
начальной
и
средней
школы,
социальный
педагог,
учитель
музыки,
учитель
физической
культуры учитель информатики. Педагоги – единомышленники имеют опыт работы с детьми в
летнем оздоровительном лагере дневного пребывания, загородном лагере (регулярно в течение
учебного года многие классы с классными руководителями ездят в ДООЦ «Гверстянец»).
Большую помощь оказывают вожатые - учащиеся старших классов. Для них в мае проводится
Школа вожатого.
Материально-техническое и медико-санитарное обеспечение
Отрядные
комнаты,
расположенные
на I
этаже
школы,
оборудованные
общими
и
индивидуальными
зонами
отдыха,
информационно
коммуникативными
технологиями,
настольными играми.
Просторная, уютная столовая.
Общие дела проходят в отремонтированном актовом зале.
Главная гордость – это наш стадион! Созданы все условия для активного отдыха: комплексная
площадка для спортивных игр, беговые дорожки, футбольное поле и хоккейный корт. В случае
дождливой погоды мероприятия проходят в спортивном зале.
16
Оборудованы библиотека, музыкальный кабинет, медицинский кабинет; компьютерный
класс.
Все помещения соответствуют нормами требованиям эпидемиологической и пожарной
безопасности, санитарно-гигиеническим нормам.
Оборудование
Для
реализации
программы
будет
использован
следующий
инвентарь:
мячи
(футбольные, волейбольные, резиновые), бадминтон, скакалки, настольные игры, конструкторы
ТИКО,
аппаратура
(компьютеры,
мультимедийный
проектор,
экран,
интерактивная
доска,
магнитола, микрофон, стереосистема), литература для детей, методическая литература.
Методическое
сопровождение,
кадровое,
материально-техническое
обеспечение,
налаженные
связи
с
муниципальными
учреждениями
позволяют
говорить
о
возможности
реализации программы.
Ожидаемые результаты
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии детей.
3. Усвоение детьми понятия патриотизма.Расширение представлений Великой Отечественной
войне, культурно-историческом наследии Новгородской области.
4. Развитие конструкторских способностей, технического мышления детей, развитие интереса к
техническому творчеству. Дальнейшее повышение знаний в области робототехники и других
видах технического творчества.
5. Приобретение знаний, навыков, умения, опыта безопасного поведения.
6.Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного открытого
общения детей друг с другом и взрослыми, уважительное отношение к людям старшего
поколения, истории своей страны. Снижение уровня тревожности, агрессивности,
конфликтности.
7. Повышение устойчивости организма к инфекционным и простудным заболеваниям,
расширение знаний о здоровье, способах его укрепления.
17
Что ожидают дети?
Самовыражение
Приключени
я
Дружба
Новые знакомства
Яркий отдых
Открытие
нового
18
Критерии и показатели эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря
проводится
постоянный
мониторинг,
промежуточные
анкетирования.
Каждую
неделю,
на
подведении итогов ребята заполняют экран настроения (Смайлики). По итогам дня на отрядном
круге ребята с воспитателями и вожатыми обсуждают, кто получит жетон – колокольчик (символ
школы, города). В конце смены все участники представляют свои работы на выставке «Наши
руки не знали скуки», получают сладкий подарок, самые активные – призы.
Радость,
эмоциональное
удовлетворение
Высокую
активность ребят
Проявление
лидерских
качеств
Взрослые
ожидают
Воспитание
чувства
ответственности
Сохранение и
укрепление
здоровья
Осознания малой
и большой
Родины
Расширение
кругозора и
проявление
творческих
способностей
19
Формирование патриотических качеств личности детей и подростков
Критерии
Показатели
Методы
Представления о Великой
Отечественной войне
1.Знание страниц истории
Великой Отечественной
войны.
2. Активное участие в
мероприятиях, посвященных
ВОВ.
1.
Анкетирование.
2.
Беседы.
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков
Сохранение
и
укрепление
здоровья
1.
Соблюдение
режима
дня.
2.
Сбалансированное
питание.
3.
У ч а с т и е
д е т е й
в
спортивно
–
массовых
мероприятиях.
4.
Эффективность
целостного
здоровья
детей и подростков.
5.
Ко л и ч е с т в о
д е т е й ,
получивших
оздоровительный
эффект
за
лагерную
смену.
1.
Анкетирование.
2.
Диагностика
индивидуального
з д о р о в ь я
д е т е й
и
подростков.
3.
Качество питания.
4.
Собеседование.
5.
Отсутствие травм.
Формирование технических знаний, умений
1.Проявление интереса к
1.Активное участие в
1.Анкетирование.
20
техническому творчеству.
2. Представление о
робототехнике,
конструировании,
компьютерных
технологиях.
3. Умения и навыки в
области технического
творчества.
выставках, конкурсах
технического направления.
2. Знание техники, приемов
моделирования,
конструирования, основных
прикладных программ ОС
Windows
3.Презентация своих проектов,
моделей и пр.
2. Наблюдение.
Формирование социально-активной личности
1.
Реализация
творческих
способностей ребенка.
2.
Правовое
самосознание
детей
и
п од р о с т ко в
разных категорий.
1.
Количество
и
качество
проводимых
познавательных,
развлекательных,
социально
значимых мероприятий.
2.Личная
заинтересованность
( %
у ч а с т и я )
д е т е й
и
подростков
в
организации
и
проведении КТД.
3.
Реализация
социально-
значимых проектов.
1.
Анкетирование.
2.
Наблюдение.
3.
Итоговая
выставка
детских,
творческих
работ.
4.
Навыки
самообслуживания
5.
У ч а с т и е
в
заключительном
концерте.
6.
Рейтинг популярности
творческих
мероприятий.
Профилактика правонарушений и подростковой агрессии
1.
Система
работы
п о
профилактике
правонарушений
1.Снижение
асоциального
поведения.
2.Отсутствие
конфликтных
ситуаций.
1.
Метод
н а бл юд е н и я
(наличие
или
отсутствие
фактов)
2.
Формы
и
содержание
профилактической работы
1. Наличие плана работы по
профилактике
правонарушений и снижению
асоциального поведения детей
и подростков.
2.Формирование
культуры
ЗОЖ.
1.Качество
содержания
плана мероприятий,
у р о в е н ь
с о ц и а л ь н о -
педагогических
программ
индивидуального
сопровождения
детей
и
подростков.
21
2. Анализ данных уровня
р а з в и т и я
с о ц и а л ь н о й
активности личности.
3 . А н а л и з
у р о в н я
проведения
мероприятий,
н а п р а в л е н н ы х
н а
формирование
ценно сти
ЗОЖ.
Критерии эффективности реализации программы
МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
№
Мероприятие
Ответственный
1
Совещание с педагогическим коллективом
«Мониторинг в лагере»
Ст. вожатая
2
Входное анкетирование
Воспитатели,
ст. вожатая
3
Рефлексия мероприятий.
Воспитатели,
ст. вожатая
4
Мониторинговое исследование «Выбор»
Воспитатели,
ст. вожатая
5
Мониторинговое исследование «Игра в слова»
Воспитатели,
ст. вожатая
6
Методика опросника
Воспитатели,
ст. вожатая
7
Итоговое анкетирование
Воспитатели,
ст. вожатая
Список литературы
1.
Баршай В.М. Активные игры для детей. Феникс, 2001 г.
2.
Безруких
М.М.,
Филипова
Т.А.,.Макеева
А.Г.
Две
недели
в
лагере
здоровья.
Москва
«Нестле» 2003г.
3.
Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере.
М.. 2002 г.
22
4.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2. Учебное пособие по организации детского
досуга в лагере и школе. М., 2002 г.
5.
Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома. Во дворе. Ярославль, 1997 г.
6.
Ильина В.А. Игры, конкурсы, развлечения. Волгоград, 2001 г.
7.
Кузякин Г.И. Пусть всегда будет праздник! Сборник игровых программ. Нижний Новгород,
2001 г.
8.
Игры народные: методическое пособие./ Автор-сост. А.Д. Назаркина.- В. Новгород: ГУК
«НОДНТ», 2008.- 36с. (Мастер-класс от профессионала)
9.
Казанский О.А., «Игры в самих себя», М., 1995 г.
10. Летний лагерь на базе школы/ Авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И. Лобачева, Е.И.
Гончарова. - М.: ВАКО, 2007.-336с. – (Мозаика детского отдыха)
11. Любимые детские игры. Сост. Гришина Г.Н. М.. 1999 г.
12. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М.,
2001г.
13. Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. М., 2000 г.
14. Праздники в средней школе. Сост. Мельникова А.М., Волгоград, 2001 г.
15. Сизанов А.Н, Тесты и психологические игры. Москва, Минск 2002г.
16. Сборник нормативных документов по организации каникулярного оздоровительного отдыха/
под редакцией Т.В. Бурцевой – Великий Новгород: комитет по образованию Администрации
Великого Новгорода, 2-12- 70с.
17. Сборник материалов в помощь вожатому оздоровительного лагеря/ под редакцией Т.В.
Бурцевой, Денисовой А.В. - Великий Новгород: комитет по образованию Администрации
Великого Новгорода, 2009- 37с.
18. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М., 1999г.
19. Торгашев В.Н. В эфире новости. Праздники, конкурсы, забавы, викторины, путешествия,
советы, игры. М.. 2002 г..
20. Фогель К., «Как научить детей сотрудничать?» (часть 3, 4), М., 2000 г.
21. Формула чудес. Сост. Кожан С., Петропавловск-Камчатский, 1991 г..
22. Школа радости (Детские праздники в июле, летнем лагере и дома). Ростов-на-Дону, Феникс,
2002г.
23. Школа радости (творчество в детском оздоровительном лагере). Ростов-на-Дону, Феникс,
2002г.
23
Приложение 1
Воспитательный план по реализации программы
воспитательной работы оздоровительного лагеря «Мечта»
с дневным пребыванием
Период
Задачи
Основные внутрилагерные
мероприятия
Тематика дней
I неделя (31.05
1.
Знакомство,
Игра-знакомство
«Расскажи
Вторник 31мая.
24
– 03.06)
«Здравствуй,
лето!
Здравствуй,
лагерь!»
р а з в и т и е
н о р м
культурного
общения
и
навыков
б е з о п а с н о г о
поведения в лагере;
2.
Провести работу по
профилактике
дорожно-
транспортного
травматизма,
пожарной
безопасности,
поведению
на воде;
3.
Раскрытие
творческих
способностей
д е т е й ,
и х
индивидуальности.
мне о себе»;
Д е л о ва я
и г р а
« В ы б о р ы »
( в ы б о р ы
о р г а н о в
самоуправления);
К о н к у р с
н а
л у ч ш е е
оформление отрядного уголка;
Конкурс рисунков на асфальте
«Техно-старт»;
М и н у т к а
з д о р о в ь я
« К а к
у х а ж и в а т ь
з а
з у б а м и » ,
«Закаливание»;
Тренировочная эвакуация;
Презентация клубов «Ярмарка
возможностей»;
Конкурс «Угадай мелодию»;
Праздничное
открытие
лагеря
«Лето – это маленькая жизнь»;
В и к т о р и н а
« С т р а н а
Светофория»;
Викторина «Безопасность и я –
лучшие друзья»;
Спортивное
общелагерное
мероприятие
«Весёлые старты»;.
День знакомств.
Среда. 1июня.
День защиты
детей. День
безопасности..
Четверг. 2июня.
День улыбок
Пятница. 3июня.
День безопасности
Открытие.
II неделя
(06.06 – 10.06)
«Любимому
городу
посвящается
»
1.
Укрепление
здоровья;
2.
Формирование
стремления
к
здоровому
образу
жизни,
осознания
здоровья,
как
одной
из
гл а в н ы х
ж и з н е н н ы х
ценностей;
3.
Развитие
творческих
способностей
и
и н т е л л е к т у а л ь н ы х
возможностей детей.
Легкоатлетический кросс;
Трудовой десант «Зелёный
патруль»;
Игра-викторина «Я –
новгородец»;
Викторина «Сам себе
спасатель»;
Беседа «первая помощь при
тепловом и солнечном ударе»;
Викторина «Огонь-друг, огонь-
враг»;
Занятие «Очумелые ручки»;
Понедельник. 6
июня. День Земли.
Вторник. 7 июня.
День
профилактики
Среда. 8 июня.
День города.
Четверг. 9 июня.
День успехов.
Пятница. 10 июня.
День России.
25
Игра «Счастливый случай»;
Мероприятия, посвящённые
Великому Новгороду;
Изготовление поделок;
Посещение музеев Великого
Новгорода;
П о с е щ е н и е
к л у б а
робототехники;
Конкурс рисунков, поделок,
конструкторов «Город древний
– город, вечно молодой»;
Фольклорный праздник и
русские народные игры
«Скоморошины-задоринки»;
Работа клубов *
III неделя
(13.06 – 17.06)
«С юбилеем,
любимая
школа!»
1.
Укрепление
преемственности
поколений;
2.
Знакомство с
историей родной школы;
3.
Воспитание любви
к родному городу, к
школе;
4.
Развитие
творческих,
интеллектуальных,
физических возможностей
детей.
Беседа о воде «Капля жизни»;
Викторина «Загадки воды»;
Участие в городском
соревновании «Весёлые
старты»;
Праздник «Русской берёзки»;
Творческие конкурсы,
посвящённые юбилею школы;
Мероприятие «В гостях у
Мастерилки»;
Изготовление и дарение
подарков, сюрпризы в отрядах
«Твори! Придумывай!
Пробуй!»
Концерт «Любимой школе –
55!»
Работа клубов
Вторник. 14 июня.
День Нептуна
Среда. 15 июня.
День ЗОЖ.
Четверг. 16 июня.
День искусства.
Пятница.
17 июня. День
именинника.
IV неделя
(20.06 – 24.06)
«Школа и
космос»
1.
Воспитание
ч у в с т в а
у в а ж е н и я
и
п р и з н а т е л ь н о с т и
к
участникам войны;
2.
Создание
условий
Мероприятия,
посвящённые
55-летию
первого
полёта
в
космос, «Гагаринский слёт»;
Литературно
–
музыкальная
гостиная
«Чтобы
не
было
Понедельник. 20
июня.
День дружбы.
Вторник. 21 июня.
День творчества.
26
для
самореализации
и
проявления
творческой
активности детей;
3.
Повышение
интереса к истории своей
страны, космоса
войны»;
К о н к у р с
п о д е л о к
п о
робототехнике;
Спортивное
общелагерное
мероприятие;
Литературно – музыкальная
композиция «Памяти павших
будьте достойны»;
Игровая
программа
«Город
Тико-мастеров»
(Космодром),
космический
креатив
«Сквозь
тернии к звёздам», праздничная
программа «Космос зовёт».
Конкурс
рисунков,
поделок
«Помним. Гордимся»;
Турнир по шашкам.
Работа клубов
Среда. 22 июня.
День памяти.
Четверг. 23 июня.
День добрых дел.
Пятница. 24 июня.
День Космоса.
V неделя
(27.06 – 29.06)
«До свидания,
лагерь!»
1.
Создание
условий
для
самореализации
и
проявления
творческой
активности детей;
2.
Воспитывать
уважительное
отношение
к товарищам
3.
Подве сти
и то г и
проведённой
р а б о т ы .
Анализ. Рефлексия
П р е з е н т а ц и я
« О
п р а в а х
ребенка»;
Конкурс
на
лучший
плакат
«права ребенка»;
Игра
по
станциям
«Лето
в
Цветочном городе»;
Изготовление сюрпризов в
отрядах;
Выставка «Наши руки не знали
скуки»
Изготовление и дарение
подарков, сюрпризы в отрядах;
Анкетирование детей «Как я
провел смену»;
П р о щ а л ь н ы й
к о н ц е р т
«Расстаёмся, друзья!»
Понедельник.
2 7
июня.
Д е н ь
п р а в о в о й
азбуки.
Вторник. 28 июня.
День прощания.
27
АНКЕТА НА ВХОДЕ.
Мы снова вместе! Для того, чтобы сделать жизнь в «Нашем Доме» более интересной, мы
просим тебя ответить на некоторые вопросы :
1.Твои первые впечатления от лагеря?
2.Что ты ждешь от лагеря?
3.Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в «Нашем доме» интересной и радостной для всех?
4.В каких делах здесь ты бы хотел поучаствовать?
5.Что тебе нравиться делать (одному и с кем-нибудь)?
6.Хочешь ли чему-нибудь научиться в лагере или научить других?
7.Хочешь ли что-нибудь организовать для других?
8.Как ( каким образом, от кого) ты впервые услышал(а) о лагере ?
28
9.Был(а) ли ты в «Нашем Доме» (лагере) раньше? Если да, то в каком году? Какой из прежних
лагерей запомнился более других? Чем?
10.Что для тебя самое важное (ценное) в этом лагере?
11.Пожалуйста, закончи следующие предложения (фразы):
Я приехал в лагерь, потому что ________________________
Я не хочу, чтобы здесь _______________________________________
Я хочу, чтобы _______________________________________________
Я боюсь, что________________________________________________
12.Пожалуйста, напиши также:
Имя
Фамилия
Твоя «семья» в лагере______________________________________________
ВЫБОР
Детям
предлагается
прослушать
утверждение
и
оценить
степень
согласия
с
их
содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
29
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы
баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же
У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости
детей жизнью в лагере.
ИГРА В СЛОВА
Ребята
получают
карточку
с
заданием,
которое
звучит
так:
«Дорогой
друг!
Расставь
нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.»
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того,
чтобы
___________________
и
__________________
провести
время
и
научиться
_______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем,
что _______________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам
вместе с ними ____________________ и ____________________.
30
МЕТОДИКА ОПРОСНИКА
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, в детском лагере (отряде) хорошо и
что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и
неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем
жизнедеятельности детского лагеря.
В нашем детском лагере
Мне понравилось
Мне не понравилось
1
1
2
2
И т.д.
И т.д.
31
АНКЕТА НА ВЫХОДЕ
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе
некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
1.Что было самым важным для тебя:
В этом лагере______________________________________________
В твоей «семье» ____________________________________________
В отношениях между людьми_________________________________
2.Какие события; переживания были самыми запоминающимися?
3.Переживал ли ты здесь такие состояния (если «да», то в связи с чем?)
Восторг __________________________________________________
Потрясение_______________________________________________
Обиду____________________________________________________
32
Творчество, полет фантазии_________________________________
Одиночество_____________________________________________
Уверенность в себе_______________________________________
Усталость________________________________________________
«Меня не поняли»________________________________________
«Я нужен!» _____________________________________________
Счастье________________________________________________
4.Что изменилось в тебе?
5.Что нового ты узнал (понял) про себя?
6.Можно ли сказать, что ты чему-то научился в «Нашем Доме»? Если «да» - чему?
7.Какие радости и трудности ждут тебя в будущем:
Завтра________________________________________________
Через месяц (в сентябре)________________________________
Через год_____________________________________________
8.Может ли это лето в «Нашем Доме» помочь тебе в будущем? Если «да», то как?
9.Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех важных для тебя
людей.)
Спасибо! за ______________________________________________________
Спасибо! за _______________________________________________________
Спасибо! за ______________________________________________________
10.Пожалуйста, закончи предложения:
Я рад, что ________________________________________________
Мне жаль, что _____________________________________________
11.Главное для меня в «Нашем Доме»- это ____________________________
12.Я надеюсь на ____________________________________________________
13.Твой автограф на память ______________________________
(Имя, Фамилия)
33
34