Напоминание

Современная техника арт-терапии как метод психологического воздействия в процессах реабилитации и социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.


Автор: Должина Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЦССВ "Доверие"
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: статья
Тема: Современная техника арт-терапии как метод психологического воздействия в процессах реабилитации и социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Должина Наталья Васильевна, воспитатель, ГКУЦССВ « Доверие»

г.Москва.

Современная техника арт-терапии как метод психологического

воздействия в процессах реабилитации и социализации детей с

тяжелыми множественными нарушениями развития.

Аннотация: применение арт- терапии как более эффективного метода в

деятельности

воспитателя,

для

развития

общей

и

мелкой

моторики,

координации движений, достижения позитивных эмоциональных реакций,

систематического

и

поэтапного

закрепления

жизненно

необходимых

компетенций

(социально-

гигиенических,

социально-бытовых,

социо-

культурных) с учетом психофизического здоровья, особенностей развития,

возможностей

и

потребностей

детей

с

тяжелыми

множественными

нарушениями развития.

Ключевые слова: дети с тяжелыми и множественными нарушениями в

развитии,

арт-терапия-

монотипия,

граттаж,

фронтаж,

пластилинография,

рисование

пальчиками,

ладошкой,

оттиск

различных

предметов,

музыкотерапия, вокалотерапия, танцетерапия, игротерапия, сказкотерапия.

Главной целью социального развития современного общества является

уважение

к

человеческому

разнообразию,

установление

принципов

солидарности

и

безопасности,

что

обеспечивает

защиту

и

полную

интеграцию

в

социум

всех

слоев

населения,

в

том

числе

и

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

В

основу

интеграции

заложен

принцип доступности и соблюдения прав человека в отношении равного

доступа к получению качественного образования.

Сейчас на международном уровне возникают дискуссии по актуальным

проблемам воспитания и обучения детей с психофизическими нарушениями.

Для

всех

стран

первоочередными

являются

задачи

повышения

качества

психолого-педагогической

помощи

указанной

категории

детей,

создание

служб

раннего

выявления

и

ранней

помощи

(ранней

интервенции),

обеспечение

инклюзивного

образования,

организация

и

подготовка

специалистов по реабилитации и социализации, которые будут работать в

новых условиях и в новой системе ценностей [1,с 448].;

В

последние

годы

были

предприняты

значительные

усилия

по

совершенствованию законодательных норм, которые регулируют положение

детей-инвалидов,

что

позволило

добиться

определенных

позитивных

результатов.

В настоящее время различные аспекты жизнеобеспечения, защиты прав

и

законных

интересов

детей-инвалидов

урегулированы

следующими

законами и нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 24

ноября 1995 года №181 « О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации»,

распоряжение

правительства

Российской

Федерации

от

30

декабря 2005 года №2347-р « О федеральном перечне реабилитационных

мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых

2

инвалиду», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.№ 442-ФЗ «Об основах

социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и другие.

Все эти нормативно-правовые документы позволяют гарантированно

обеспечить

детям-инвалидам

проведение

различных

реабилитационных

мероприятий,

эффективную

реализацию

специальной

индивидуальной

программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Инновационные

подходы,

использование

современных

форм

и

технологий

в

реабилитационном

процессе

расширяют

определения

и

понятия

реабилитации,

в

корне

изменяют

отношения

к

самому

реабилитационному

процессу,

делают

его

многопрофильным

и

междисциплинарным.

Объем

и

содержание

определенных

направлений

и

моделей

реабилитации

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

зависит от принципов и основных задач, которыми руководствуются в своей

деятельности

субъекты

реабилитации,

организующие

и

реализующие

социальные программы, и общество в целом. В мировой теории и практике

сформировалось

целеполагающее

видение

реабилитации

как

средства

максимальной

интеграции

инвалидов

в

общество,

восстановления

их

социального

статуса.

Именно

поэтому,

все

мероприятия

реабилитации

должны быть направлены на успешную социализацию личности.

Умственная

отсталость

определяется

как

совокупно сть

наследственных,

врожденных

(олигофрения)

или

рано

приобретенных

(деменция)

устойчивых

синдромов

общего

психического

отставания

в

развитии,

которые

проявляются

в

затруднении

социальной

адаптации

главным образом через превосходящий интеллектуальный дефект [3,с 183].;

Умственная

отсталость

связана

с

нарушениями

интеллектуального

развития,

которые

возникают

вследствие

органического

поражения

головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного

развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной

отсталостью

выступает

недоразвитие

психики

с

явным

преобладанием

интеллектуальной

недостаточности,

которое

приводит

к

затруднениям

в

усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

В

Государственном

казенном

учреждении

города

Москвы

Центре

содействия

семейному

воспитанию

«Доверие»

в

разновозрастной

паллиативной группе №1 (6человек) проживают и воспитываются дети, для

которых характерно отсутствие речи, отсутствие зрительного восприятия или

зрительное

восприятие

пространственно

ограничено,

что

усугубляет

недоразвитость

познавательных

интересов

и

снижение

эмоциональной

и

познавательной

активности,

что

замедляет

темп

психических

процессов.

Знания

детей

об

окружающем

мире

являются

крайне

неполными

и,

возможно,

искаженными,

а

их

жизненный

опыт

крайне

беден.

При

организации

обучения

таких

детей

необходимо

учитывать

и

важную

закономерность

их

психического

развития

спонтанность

образования

психических

процессов,

то

есть-

наличие

самопродвижения,

где

каждая

ступень

психического

развития

идет

за

предыдущей,

а

переход

с

одной

ступени

на

другую

обуславливается

не

только

социальными,

но

и

3

внутренними причинами. Проводить параллели между обучением детей с

нарушениями психофизического развития и детьми с нормальным развитием,

просто

некорректно,

ведь

в

случае

наличия

органических

нарушений

центральной нервной системы, и в первую очередь головного мозга, как это

наблюдается у детей с умственной отсталостью, нужно иметь в виду тяжесть

поражения; его глубину, время, локализацию, резервы организма, на которые

необходимо будет опираться в процессе их реабилитации. [2,с 112].; У детей с

тяжелыми

и

множественными

нарушениями

наблюдается

значительная

ограниченность

познавательной

и

предметно-практической

деятельности,

они

не

способны

или

мало

способны

удовлетворять

свои

основные

потребности, и требуют постоянной помощи, сопровождения и ухода.

Возможности

детей

с

глубокой

умственной

отсталостью

крайне

ограничены,

но

все-таки,

результаты

работы

нашей

междисциплинарной

команды

специалистов

показывают,

что

при

создании

специальных

психолого-педагогических условий, использовании современных технологий

в процессе реабилитации у детей данной категории, может быть достигнута

положительная динамика в их развитии, воспитании и обучении.

Актуальность

приобретают

и

меры

по

совершенствованию

существующих

и

созданию

новых

эффективных

средств

и

методов

реабилитации, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Особый интерес

в

работе

с

детьми

-инвалидами

вызывает

использование

в

практической

деятельности методов и средств арт-терапии, которые способствуют снятию

эмоциональной

напряженности,

учат

понимать

эмоциональное

состояние

других людей, свободно выражать свои эмоции.

Так, Арт-терапия – это один из методов, основанных на искусстве и

творчестве,

способствующий

социальной

адаптации

детей

с

тяжелыми

и

множественными нарушениями в развитии. Проблемы, которые эффективно

решает арт-терапия, являются: развитие познавательно-речевой активности,

коррекция

поведения,

гармонизация

эмоционального

со стояния

воспитанника, развитие оригинальности мышления, улучшение внимания и

памяти, развитие коммуникативных способностей. Арт-терапия включает в

себя

несколько

направлений

работы:

музыкотерапия,

вокалотерапия,

танцетерапия, игротерапия, сказкотерапия [8,с 35].;

Первые

попытки

использовать

арт-терапию

для

коррекции

эмоционального состояния относятся к 30-м годам нашего столетия, когда

арт-терапевтические

методы

были

применены

в

работе

с

детьми,

испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в Соединенные

штаты Америки . С тех пор арт-терапия получила широкое распространение

и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие

психологические техники.

Термин

«арт-терапия»

(буквально:

терапия

искусством)

ввел

в

употребление

Адриан

Хилл

(1935)

при

описании

своей

работы

с

туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось

по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в

больницах

и

центрах

психического

здоровья.

Это

самостоятельное

4

психотерапевтическое

направление,

специализированная

форма

психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и

творческой деятельности в коррекционных целях. Первоначально арт-терапия

возникла

в

контексте

теоретических

идей

З.Фрейда

и

К.Г.

Юнга,

а

в

дальнейшем

приобретала

более

широкую

концептуальную

базу,

включая

гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу [6,с

44].;

Слово сочетание

«арт-терапия»

в

н ау ч н о - п ед а го г и ч е с ко й

интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и

психологическом

здоровье

личности,

группы,

коллектива

средствами

художественной

деятельности

(Л.С.

Брусиловский,

А.И.

Копытин,

А.В.

Сизова).

Современные

исследователи

(А.В.

Сизова,

М.Н.

Сирнова,

Н.Ю.

Гордеева),

рассматривая

коррекционные

возможности

арт-терапии,

определяют

ее

как

технологию

с

предоставлением

ребенку

практически

неограниченных

возможностей

для

самовыражения

и

самореализации

в

продуктах творчества [5,с 221].;

Основная

цель

арт-терапии

коррекция

психоэмоционального

состояния личности, испытывающей трудности эмоционального развития в

результате

стресса,

неудовлетворения

семейными

отношениями,

переживания эмоционального отторжения другими людьми, инвалидностью.

[4,с

150] .

; Это

направление

особенно

актуально

для

коррекционно-

развивающего обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями

в развитии.

Коррекционные

возможно сти

арт-терапии

о бу с л о в л е н ы

предо ст авлением

ребенку

возможно сти

для

с а м о в ы р а ж е н и я .

Многочисленные

исследования

детей

с

различными

видами

нарушений

развития

показывают,

что

у

них

имеются

сходные

проблемы

в

познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфере, которые успешно

коррегируются средствами искусства. Показателями для использования арт-

терапии в коррекционной работе с детьми с проблемами развития являются

нарушения в развитии личности:

отклонение

в

развитии

психо эмоциональной

с ф е р ы

(эмоциональная

депривация,

переживание

эмоционального

отвержения,

чувства

одиночества,

трудности

эмоционального

развития,

актуальный

стресс,

депрессия,

снижение

эмоционального

тонуса

,

лабильность,

импульсивность, повышенная тревожность, страхи).

психосоматические

отклонения

в

развитии

дыхательной,

сердечно-сосудистой,

двигательной,

вегетативной

и

центральной

нервной

системах).

Использование арт-терапии в специальном образовании предполагает

две формы организации: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на

различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом

психокоррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый

ребенок, а не группа в целом. Форма организации определяется характером

5

нарушений в развитии ребенка и коррекционными задачами. Если проблемы

ребенка

лежат

в

сфере

эмоциональных

отношений

и

эмоционального

развития,

более

эффективно

на

начальном

этапе

использование

индивидуальной формы арт-терапии; а когда трудности в развитии ребенка

концентрируются вокруг социального приспособления, то предпочтительной

является групповая форма работы.[7,с 98 – 99].;

Педагогика реализует две основные функции, в рамках которых и

обеспечивается как педагогический, так и арт-терапевтический эффект:

- воспитательную функцию (предполагает развитие эмоциональных

чувств,

коммуникации

и

рефлексии,

способствует

социокультурной

адаптации с помощью искусства);

-

психотерапевтическую

функцию

(помогает

детям

справляться

со

своими

психологическими

проблемами,

восстанавливать

эмоциональное

равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно

окрашенные чувства и мысли) [9,с 27].;

В коррекционно-развивающей деятельности воспитателя применяются

различные технологии формы и методы работы с детьми с ТМНР, но среди

более эффективных в сложном процессе реабилитации считаются методы

арт-

терапии,

которые

помогают

развитию

общей

и

мелкой

моторики,

координации движений, достижению позитивных эмоциональных реакций.

Воспитатель

в

своей

работе

с

ребенком

с

ТМНР,

используя

арт-

терапевтические

методики

должен

формировать

«субъект-субъектные»

отношения и рассматривать ребенка как активного субъекта совместной с

воспитателем деятельности.

Условия подбора арт-терапевтических техник для данной категории

детей играют немаловажную роль. Реабилитационный процесс с элементами

творческой

совместной

деятельности

должен

включать

комплект

изобразительных средств и дифференцированные методы их применения с

учетом

индивидуальных

особенностей,

возможностей

и

потребностей

ребенка. Воспитатель должен выбрать такую технику, которая будет проще и

эффективнее в коррекционно-обучающем процессе, учитывая социальный

потенциал каждого воспитанника группы.

Важно

помнить,

что

введение

новых

подходов,

арт-терапии

в

коррекционном

воздействии

на

воспитанников

способствуют

созданию

новых

позитивных

переживаний,

тактильных

реакций,

профилактике

негативных

тенденций

личностного

и

интеллектуального

развития,

эмоциональной стабильности.

Так, в нашей адаптированной, коррекционно-развивающей программе

для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития особое

внимание

уделяется

развитию

общей

и

мелкой

моторики

через

игровую

деятельность. Различные формы и методы включения игры в коррекционный

процесс гармонично сочетаются с использованием нетрадиционных методов

рисуночной

терапии

:монотипии,

техники

граттаж,

ф ронт аж ,

пластилинографии,

рисование

пальчиками,

ладошкой,

оттиск

различных

6

предметов,

в

темах:

«Веселые

маляры»,

«Любимая

игрушка»,

«Сорока,

сорока», «Вложи стаканчик в стаканчик», «Шнурки» и многих других.

Интересно

проходит

занятие

с

применением

нетрадиционной

технологии рисования по теме: «У нас в гостях кукла Маша». Воспитанникам

предлагаются специально подготовленные заготовки- шаблоны с рисунками

игрушек, которые они разрисовывают пальчиками с помощью взрослого. Для

стимулирования кисти рук часто рекомендуют внедрять в процесс рисования

метод – « тычка». Ребенок опускает в гуашь пальчик сам или с помощью

воспитателя наносит точки, пятнышки на бумагу.

Например, на занятии «Любимая игрушка» используется техника – граттаж,

которая прекрасно вписывается в процессы реабилитации и социализации

детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Для начала этой

работы необходимо подготовить картон, на который наноситься толстый слой

воска или разноцветной масляной пастели. На слой воска наноситься слой

краски

(гуашь)

после

высыхания,

острым

карандашом

выцарапывается

нужный рисунок. Так как это игра, то для этого используются «коготки»,

нарисованной

любимой

игрушки-

«кошечки».

Воспитатель

прекрасный

постановщик и режиссер, он умеет проявить творчество, смекалку, фантазию,

используя

различные

инструменты,

заготовки,

формы

на

каждом

своем

занятии.

В разделе программы «Развитие мышления, развитие речи» разумнее

использовать сказкотерапию. Продуктивно, с помощью техник арт-терапии

проходят

занятия

по

темам:

«В

гости

пришла

кукла»,

«У

нас

в

гостях

зоопарк», «Загудел паровоз и вагончик повез» и т.д.

Музыка сопровождает все занятия и является прекрасным фоном для

релаксации,

формирования

комфортной

атмосферы

в

группе,

создания

ситуации

успеха.

Музыкальная

терапия

как

и рисуночная

терапия,

эффективное средство психолого-педагогической коррекции, которое широко

используется в мировой практике как для детей так и для взрослых.

Существует

множество

интересных

и

продуктивных

форм

и

методов

творческого

взаимодействия

с

детьми

в

процессе

их

реабилитации

и

освоения ими нового социального опыта. Значение совместной творческой

работы с ребенком с тяжелыми множественными нарушениями развития

действительно велико! Развивая двигательную активность, моторику рук,

воспитанники учатся держать кисть, карандаши, печати, удерживать в руке

бумагу,

разглаживать

и

манипулировать

различными

предметами,

а

это

значит, что наши воспитанники смогут овладеть элементарными навыками

самообслуживания: держать ложку, удерживать бутылочку, чашку, и быть

более самостоятельными в приеме пищи. После работы вытирать пальчики

салфеткой, использовать полотенце.

Считаю,

что

основное

назначение

воспитателя

передавать

своим

детям необходимый социальный опыт, готовить их к самостоятельной жизни,

систематически и поэтапно закреплять жизненно необходимые компетенции

(социально гигиенические, социально-бытовые, социо- культурные) с учетом

их психофизического здоровья, особенностей

развития, возможностей и

7

потребностей,

используя

для

этого

различные

современные

методы

и

техники, которые являются лишь инструментом для достижения жизненно

важной цели.

Используя различные виды арттетапии, не ограничиваясь каким –

либо

одним

из

них,

необходимо

накапливать

новый

социальный

опыт,

расширять модели вербального и невербального общения. Таким образом,

арт-терапию, применяемую в работе с детьми с тяжелыми и множественными

нарушениями

в

развитии,

можно

правомерно

представить

как

здоровьесберегающую

инновационную

технологию,

которая

может

проявляться

через

систему

методов

спонтанного

творчества

наравне

с

другими технологиями психологической и социальной работы.

Таким

образом применение арт-терапевтических методов в группе, в

работе

с

детьми

с

тяжелыми

множественными

нарушениями

развития

позволяет нам получить следующие позитивные результаты:

1.

Обеспечивает

эффективное

эмоциональное

отреагирование,

позитивный

эмоциональный

контакт,

который

проявляется

при

взаимодействии

ребенка

с

тяжелыми

множественными

нарушениями

развития с другими специалистами.

2. Облегчает процесс коммуникации: расширяет модель невербальной

коммуникации,

дает

возможность

для

закрепления

различных

эмоциональных

контактов,

способствует

преодолению

коммуникативных

барьеров и психологических защит.

3. Создает благоприятные условия для успешного функционирования

различных органов и систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой,

двигательной, вегетативной и центральной нервной систем), что отмечают

медицинские работники, психотерапевты и психологи нашего отделения.

4. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих

чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для

регуляции эмоциональных состояний и реакций.

Список литературы:

1.

Антонова, Е.В., Томашевская О.А. Изучение эмоциональных

нарушений у детей дошкольного возраста . Журнал .Молодой ученый – 2015г.

- №6. – с 448.

2.

Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический

комплекс для студентов специальности «Социальная работа». Варенова Т.В. –

Мн.: ГИУСТБГУ, 2015г. – с 112.

3.

Георгиевская, Д.А. Социализирующие функции сказкотерапии в

работе с современными детьми дошкольного возраста. Журнал. Молодой

ученый. – 2015г. - №22. – с 183.

4.

Донская, Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной

парадигме. Журнал. Наука. Искусство, культура. – 2013г. - №2. – с 150.

5.

Киселева, Т.Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая

технология. Журнал. Сибирский педагогический журнал. – 2015г. - №11. – с

221.

8

6.

Леонтьев А.Н., Запорожец, А.В. Учебник. Вопросы психологии

ребенка дошкольного возраста. «Международный Образовательный и

Психологический Колледж», 1995г. – с 44.

7.

Мартьянова, Г.Ю. Потенциал арт-терапии в системе

коррекционной помощи дошкольнику. Журнал. Психолог. – 2015г. - №1. – с

98-99.

8.

Николаева, В.В. Использование средств арт-терапии в развитии

эмоциональной сферы дошкольников. Журал. Актуальные проблемы

современности: наука и общество. – 2015г. - №4(9) – с 35.

9.

Пузанов

Б.П.,.

Селиверстов

В.И,

Шаховская

С.Н.,

Костенкова

Ю.А.

Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений Коррекционная

педагогика:

Основы

обучения

и

воспитания

детей

с

отклонениями

в

развитии; Под ред. Пузанова Б.П.. – М.: Издательский центр «Академия»,

2013г. – c 27.

9



В раздел образования