Автор: Лебедева Марина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г.Луховицы
Наименование материала: открытый урок
Тема: Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности
Раздел: дополнительное образование
МБУДО
«Детская школа искусств»
Открытый урок с учащимися 2 класса
Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке
специальности
подготовила
преподаватель по классу баяна, аккордеона
Лебедева Марина Петровна
2017 г.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний )
Цель урока: Повышение творческой активности у учащихся и их родителей.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия).
Продолжить формирование практических навыков ( работа с динамическими
оттенками, исполнение произведений в данном образе, характере).
2.Развивающие:
Развить образный и творческий потенциал ребенка.
Развить музыкальные исполнительские способности.
Развить у ребенка синтез двигательных, зрительных и слуховых навыков.
Развить у ребенка психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
3.Воспитательные:
Воспитать в ребенке толерантное отношение к музыкальным традициям своего
народа и мировой исполнительской культуре посредством игры на аккордеоне.
Воспитать в ребенке эстетический вкус и духовность
Применение педагогических технологий:
1. Здоровьесберегающая:
- использование на уроке различных методов, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения учащихся свобода творчества : метод свободного выбора -
беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества; активные методы- обучение
действием, ученик как исследователь; методы, направленные на развитие интеллекта,
эмоций, общения, воображения, самооценки.
- рациональная организация урока, чередование различных видов учебной деятельности:
игра выученных произведений и слушание музыки, чередование слуховой и творческой
деятельности.
- на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся. На уроке
должно быть место эмоциональным разрядкам: улыбке, остроумной шутке, веселым и
необходимым сравнениям, использованию поговорок, афоризмов.
2.Технология личностно-ориентированного обучения.
- личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится
сам обучающийся – его мотивы, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как
личность. На уроке вижу в каждом ученике личность, создаю ситуацию успеха, понимая
причины незнания, устраняю их, не нанося ущерба их достоинству, т.к. личность ученика
интересует меня всерьез и не меньше, чем овладение им инструментом.
3.Технология коллективного способа обучения.
- совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как
известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так ансамблевое
музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся,
способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях,
созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений.
- одной из главных моих задач как руководителя ансамблевого коллектива - воспитание
уважительных отношений между участниками ансамбля. Потребности к совместному
общению, главной целью которого является совместное музицирование. Я внимательно
отношусь к каждому участнику ансамбля, знаю его трудности и заботы, умею добрым
советом и конкретным делом помочь каждому члену коллектива.
Этапы урока:
1.Организационный момент (подготовка к занятию)
2.Теоретический (знакомство с понятием «Танец», «Трепак», «Менуэт»).
3. Практический (применение на практике полученных знаний: игра произведений,
обсуждение исполнения.
4. Заключительный (выводы урока, обсуждение разных мнений и точек зрений.
Используемые методы:
•
импровизационно-вариативный;
•
информационно-рецептивный;
•
проблемный;
•
репродуктивный;
•
наблюдение;
•
накопление знаний;
•
самоконтроль;
•
контроль;
•
убеждение;
•
стимулирование;
•
создание ситуации успех.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Теоретическая часть.
3.Работа над музыкальными произведениями на примере пьес:
В. Калинников «Журавель»;
А. Рубинштейн «Трепак»
В. Моцарт «Менуэт»
В. Шаинский «Песенка про кузнечика»
С. Вольфензон «Часики»
Р.Н.П. «Пойду ль я, выйду ль я»
Д.Самойлов «Кадриль»
а) родители обмениваются впечатлениями,
б) точка зрения преподавателя о проигранном,
в) формирование образного плана и характера пьес,
г) обсуждение разных мнений и точек зрений.
3.Подведение итогов.
а) повторение и закрепление полученных знаний;
б) поощрение участников.
4. Домашнее задание.
5.Заключение.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие. Настрой на активную творческую работу.
На открытом уроке родители знакомятся с учащимися. Преподавателем создается
доверительная, непринужденная обстановка, т.к. в непривычной ситуации ребенок иногда
теряется, не всегда может сосредоточиться. Поэтому я сначала общаюсь с детьми,
представляю каждого, дав небольшую краткую характеристику.
Активизация внимания. Создание ситуации неожиданности.
2.Теоретическая часть.
Преподаватель: Что такое ТАНЕЦ?
Дети: Это вид искусства.
Преподаватель: Что является основным средством создания художественного образа в
танце? При помощи чего артист передает содержание танца, настроение, характер?
Дети: При помощи темпа, артикуляции.
Преподаватель: произведение «Журавель» написана на народные слова, носит веселый,
шуточный характер. Важным элементом музыкальной выразительности в песне служит
артикуляция - восьмые длительности исполняются на стаккато. Песня должна прозвучать
ярко, сочно.
Преподаватель: Сейчас мы с вами для сравнения ПЕСНИ и ТАНЦА послушаем в
исполнении Криницина Ивана р.н.п. «Журавель»
На пюпитре стоит картинка с образом журавля.
2.Работа над музыкальными произведениями. ( Применение здоровье сберегающей
технологии и проблемной ситуации на основе учебного материала.
Активизация умственной деятельности (рассуждение, размышление)
Преподаватель: Вам понравилось? Как вы считаете, все ли получилось? Донес ли Ваня
до слушателей образ этой пьесы?
После небольшой паузы начинается обсуждение исполнения, и хотя родителям многое
нравится, они все же находят очень веские замечания, пусть даже не профессионального
характера.
Дети и родители: Дети и родители называют ошибки.
Преподаватель: Озвучивание проблемы, ее решение. Повторное исполнение пьесы в
исправленном виде.
Преподаватель. Сейчас я вам расскажу о разновидности танцев, о «Трепаке». Это
старинный танец в быстром темпе, музыкальный размер 2/4 с дробными
притоптываниями. Исполняется в быстром темпе, дробные шаги. Представляет собой
мужскую одиночную пляску. А сейчас в исполнении Гуркиной Кристины мы услышим
музыкальное произведение «Трепак» и будем сравнивать его с изображением на картинке.
На пюпитре – изображение танца ( очень важно подходить к раскрытию содержания
музыки через программную образность: рассказы, сочиняемые детьми, иллюстрации,
рисунки.
После проигрывания начинается обсуждение. Ребята все замечания и высказывания
воспринимают серьезно и внимательно. Вот здесь, как нигде, осуществляется взаимосвязь
родителей и детей, понимание, уважение к их замечаниям. Положительная оценка
взрослого поможет пережить радость успеха и, как, правило, вызывает новый всплеск
активности ребенка, в то же время равнодушие родителей или резкая оценка может
подавить интерес.
Преподаватель: Сейчас мы с вами поговорим о «Менуэте» - это знаменитый французский
придворный танец, появившийся в 17 в. исполняли менуэт плавно, торжественно,
движения строились на наклонах и реверансах. В исполнении Котовой Вики мы услышим
В. Моцарт «Менуэт». Давайте постараемся услышать в ее исполнении где наклоны и
реверансы. Обратите внимание на иллюстрацию танца «Менуэт»
После исполнения этого произведения сначала я задаю вопросы ученице:
«Расскажи, о чем это произведение?»
«Какой характер музыки?»
«Какие бы ты сделала себе замечания?»
Эти вопросы активизируют, заостряют внимание и приучают ученика прислушиваться к
своему исполнению.
Дети: ученица очень увлеченно рассказывает о музыке.
Вот здесь в работе следует перенести акцент с результата работы на процесс и выделить
импровизационность, неожиданность, ощущение какого-то открытия, то есть создать
условие для творческого созидания, а не пытаться «натаскивать». (Применение
технологии личностно-ориентированного способа обучения).
Преподаватель: А на сцене дуэт Котова Вика и Гуркина Кристина. В их исполнении
прозвучат произведения: В. Шаинский «Песенка про кузнечика» и С. Вольфензон
«Часики» (Применение технологии коллективного способа обучения).
Преподаватель: Располагайтесь удобно и правильно, полукругом. Помните одно из правил
– видеть и слышать друг друга. Как называется наш ансамбль из двух аккордеонистов?
(развитие слуховых и зрительных ощущений на знакомом материале).
Дети: Дуэт.
Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует
внимание на ошибки ( создание ситуации успеха).
Преподаватель: Ну что же, усложняем задание. Сейчас вам придется вспомнить еще один
закон ансамбля – самоконтроль и самооценка собственных и совместных действий. После
выполнения задания вы уже сами скажете, что удалось, а что нет в вашем коллективном
исполнении. (Создание ситуации успеха)
Анализ собственных действий. Навык устранения ошибок. Анализ детей собственной
игры в ансамбле и игры партнера (удачные и неудачные моменты).
Преподаватель: Я вами очень довольна! Вы говорили не только о динамике и темпе. Вы
заметили несовпадение штрихов, некачественное снятие звука. Значит вы следили за
исполнением. А главное, не побоялись признать своих ошибок и похвалить партнера!
Преподаватель: Мы продолжаем наш урок. И сейчас я предлагаю вам применить
полученные навыки уже в пьесах, которые мы начали разучивать - повторение
пройденного материала, применение полученных новых знаний на ранее изученном
материале
Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я».
Д.Самойлов «Кадриль» (шутка).
Определение жанра и характера пьес(кантилена-хоровод, танец),повторение партий,
создание образов, определение способов передачи характера и образов.
Концертное исполнение.
Проблемный анализ исполнения пьес.
Выслушав высказывания родителей и ребят, отметив сначала хорошие стороны игры, я
даю свои замечания, останавливаясь на отдельных деталях, заставляя их проигрывать то
или иное место, показав, как надо работать дома, в каком темпе проучивать трудные места
и на что обратить внимание.
3.Подведение итогов.
Преподаватель: Вы прекрасно потрудились ребята! В знак признательности вашего
ансамбля, домашнее задание для вас пусть будет следующее: придумать название нашему
ансамблю! Благодарю вас всех за работу! (Поощрение. Создание ситуации успеха)
«А что же для себя вы взяли из урока?» - задаю я вопрос родителям. «Надо обязательно
проводить такие уроки, так как мы, родители, больше узнаем о творческом потенциале
своих детей. Узнаем, какие ошибки допускает наш ребенок при игре на инструменте.
Стараемся помочь ему, морально, психологически настроить на хорошую игру, на победу в
конкурсе, вселить уверенность в себя. Мы вместе с ними тоже учимся, волнуемся и
сопереживаем».
4. Домашнее задание:
•
Закрепление своих произведений.
•
Нарисовать рисунки к своим произведениям.
Желаю вам успехов. До свидания!
5. Заключение.
Преподаватели совместно с родителями должны помочь детям развить способность
чувствовать и правильно понимать прекрасное, формировать художественный вкус,
чувство цвета, ритма. Творческую активность у детей надо развивать с самого раннего
возраста, вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению
собственной инициативы, заставлять их думать, размышлять, познавать. А это не
приходит само собой – это надо воспитывать.
Список используемой литературы.
1.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности М., РАН, 1997 г.
2. Мироманов В. К вершинам мастерства.- М.: Кифара, 2003 г.
3.Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и
преподавателей – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1997 г.