Напоминание

Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности


Автор: Лебедева Марина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г.Луховицы
Наименование материала: открытый урок
Тема: Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО

«Детская школа искусств»

Открытый урок с учащимися 2 класса

Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке

специальности

подготовила

преподаватель по классу баяна, аккордеона

Лебедева Марина Петровна

2017 г.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний )

Цель урока: Повышение творческой активности у учащихся и их родителей.

Задачи урока:

1.Образовательные:

Закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия).

Продолжить формирование практических навыков ( работа с динамическими

оттенками, исполнение произведений в данном образе, характере).

2.Развивающие:

Развить образный и творческий потенциал ребенка.

Развить музыкальные исполнительские способности.

Развить у ребенка синтез двигательных, зрительных и слуховых навыков.

Развить у ребенка психологическое раскрепощение и коммуникабельность.

3.Воспитательные:

Воспитать в ребенке толерантное отношение к музыкальным традициям своего

народа и мировой исполнительской культуре посредством игры на аккордеоне.

Воспитать в ребенке эстетический вкус и духовность

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая:

- использование на уроке различных методов, способствующих активизации инициативы и

творческого самовыражения учащихся свобода творчества : метод свободного выбора -

беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества; активные методы- обучение

действием, ученик как исследователь; методы, направленные на развитие интеллекта,

эмоций, общения, воображения, самооценки.

- рациональная организация урока, чередование различных видов учебной деятельности:

игра выученных произведений и слушание музыки, чередование слуховой и творческой

деятельности.

- на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся. На уроке

должно быть место эмоциональным разрядкам: улыбке, остроумной шутке, веселым и

необходимым сравнениям, использованию поговорок, афоризмов.

2.Технология личностно-ориентированного обучения.

- личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится

сам обучающийся – его мотивы, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как

личность. На уроке вижу в каждом ученике личность, создаю ситуацию успеха, понимая

причины незнания, устраняю их, не нанося ущерба их достоинству, т.к. личность ученика

интересует меня всерьез и не меньше, чем овладение им инструментом.

3.Технология коллективного способа обучения.

- совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как

известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так ансамблевое

музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся,

способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях,

созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений.

- одной из главных моих задач как руководителя ансамблевого коллектива - воспитание

уважительных отношений между участниками ансамбля. Потребности к совместному

общению, главной целью которого является совместное музицирование. Я внимательно

отношусь к каждому участнику ансамбля, знаю его трудности и заботы, умею добрым

советом и конкретным делом помочь каждому члену коллектива.

Этапы урока:

1.Организационный момент (подготовка к занятию)

2.Теоретический (знакомство с понятием «Танец», «Трепак», «Менуэт»).

3. Практический (применение на практике полученных знаний: игра произведений,

обсуждение исполнения.

4. Заключительный (выводы урока, обсуждение разных мнений и точек зрений.

Используемые методы:

импровизационно-вариативный;

информационно-рецептивный;

проблемный;

репродуктивный;

наблюдение;

накопление знаний;

самоконтроль;

контроль;

убеждение;

стимулирование;

создание ситуации успех.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Теоретическая часть.

3.Работа над музыкальными произведениями на примере пьес:

В. Калинников «Журавель»;

А. Рубинштейн «Трепак»

В. Моцарт «Менуэт»

В. Шаинский «Песенка про кузнечика»

С. Вольфензон «Часики»

Р.Н.П. «Пойду ль я, выйду ль я»

Д.Самойлов «Кадриль»

а) родители обмениваются впечатлениями,

б) точка зрения преподавателя о проигранном,

в) формирование образного плана и характера пьес,

г) обсуждение разных мнений и точек зрений.

3.Подведение итогов.

а) повторение и закрепление полученных знаний;

б) поощрение участников.

4. Домашнее задание.

5.Заключение.

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Настрой на активную творческую работу.

На открытом уроке родители знакомятся с учащимися. Преподавателем создается

доверительная, непринужденная обстановка, т.к. в непривычной ситуации ребенок иногда

теряется, не всегда может сосредоточиться. Поэтому я сначала общаюсь с детьми,

представляю каждого, дав небольшую краткую характеристику.

Активизация внимания. Создание ситуации неожиданности.

2.Теоретическая часть.

Преподаватель: Что такое ТАНЕЦ?

Дети: Это вид искусства.

Преподаватель: Что является основным средством создания художественного образа в

танце? При помощи чего артист передает содержание танца, настроение, характер?

Дети: При помощи темпа, артикуляции.

Преподаватель: произведение «Журавель» написана на народные слова, носит веселый,

шуточный характер. Важным элементом музыкальной выразительности в песне служит

артикуляция - восьмые длительности исполняются на стаккато. Песня должна прозвучать

ярко, сочно.

Преподаватель: Сейчас мы с вами для сравнения ПЕСНИ и ТАНЦА послушаем в

исполнении Криницина Ивана р.н.п. «Журавель»

На пюпитре стоит картинка с образом журавля.

2.Работа над музыкальными произведениями. ( Применение здоровье сберегающей

технологии и проблемной ситуации на основе учебного материала.

Активизация умственной деятельности (рассуждение, размышление)

Преподаватель: Вам понравилось? Как вы считаете, все ли получилось? Донес ли Ваня

до слушателей образ этой пьесы?

После небольшой паузы начинается обсуждение исполнения, и хотя родителям многое

нравится, они все же находят очень веские замечания, пусть даже не профессионального

характера.

Дети и родители: Дети и родители называют ошибки.

Преподаватель: Озвучивание проблемы, ее решение. Повторное исполнение пьесы в

исправленном виде.

Преподаватель. Сейчас я вам расскажу о разновидности танцев, о «Трепаке». Это

старинный танец в быстром темпе, музыкальный размер 2/4 с дробными

притоптываниями. Исполняется в быстром темпе, дробные шаги. Представляет собой

мужскую одиночную пляску. А сейчас в исполнении Гуркиной Кристины мы услышим

музыкальное произведение «Трепак» и будем сравнивать его с изображением на картинке.

На пюпитре – изображение танца ( очень важно подходить к раскрытию содержания

музыки через программную образность: рассказы, сочиняемые детьми, иллюстрации,

рисунки.

После проигрывания начинается обсуждение. Ребята все замечания и высказывания

воспринимают серьезно и внимательно. Вот здесь, как нигде, осуществляется взаимосвязь

родителей и детей, понимание, уважение к их замечаниям. Положительная оценка

взрослого поможет пережить радость успеха и, как, правило, вызывает новый всплеск

активности ребенка, в то же время равнодушие родителей или резкая оценка может

подавить интерес.

Преподаватель: Сейчас мы с вами поговорим о «Менуэте» - это знаменитый французский

придворный танец, появившийся в 17 в. исполняли менуэт плавно, торжественно,

движения строились на наклонах и реверансах. В исполнении Котовой Вики мы услышим

В. Моцарт «Менуэт». Давайте постараемся услышать в ее исполнении где наклоны и

реверансы. Обратите внимание на иллюстрацию танца «Менуэт»

После исполнения этого произведения сначала я задаю вопросы ученице:

«Расскажи, о чем это произведение?»

«Какой характер музыки?»

«Какие бы ты сделала себе замечания?»

Эти вопросы активизируют, заостряют внимание и приучают ученика прислушиваться к

своему исполнению.

Дети: ученица очень увлеченно рассказывает о музыке.

Вот здесь в работе следует перенести акцент с результата работы на процесс и выделить

импровизационность, неожиданность, ощущение какого-то открытия, то есть создать

условие для творческого созидания, а не пытаться «натаскивать». (Применение

технологии личностно-ориентированного способа обучения).

Преподаватель: А на сцене дуэт Котова Вика и Гуркина Кристина. В их исполнении

прозвучат произведения: В. Шаинский «Песенка про кузнечика» и С. Вольфензон

«Часики» (Применение технологии коллективного способа обучения).

Преподаватель: Располагайтесь удобно и правильно, полукругом. Помните одно из правил

– видеть и слышать друг друга. Как называется наш ансамбль из двух аккордеонистов?

(развитие слуховых и зрительных ощущений на знакомом материале).

Дети: Дуэт.

Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует

внимание на ошибки ( создание ситуации успеха).

Преподаватель: Ну что же, усложняем задание. Сейчас вам придется вспомнить еще один

закон ансамбля – самоконтроль и самооценка собственных и совместных действий. После

выполнения задания вы уже сами скажете, что удалось, а что нет в вашем коллективном

исполнении. (Создание ситуации успеха)

Анализ собственных действий. Навык устранения ошибок. Анализ детей собственной

игры в ансамбле и игры партнера (удачные и неудачные моменты).

Преподаватель: Я вами очень довольна! Вы говорили не только о динамике и темпе. Вы

заметили несовпадение штрихов, некачественное снятие звука. Значит вы следили за

исполнением. А главное, не побоялись признать своих ошибок и похвалить партнера!

Преподаватель: Мы продолжаем наш урок. И сейчас я предлагаю вам применить

полученные навыки уже в пьесах, которые мы начали разучивать - повторение

пройденного материала, применение полученных новых знаний на ранее изученном

материале

Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я».

Д.Самойлов «Кадриль» (шутка).

Определение жанра и характера пьес(кантилена-хоровод, танец),повторение партий,

создание образов, определение способов передачи характера и образов.

Концертное исполнение.

Проблемный анализ исполнения пьес.

Выслушав высказывания родителей и ребят, отметив сначала хорошие стороны игры, я

даю свои замечания, останавливаясь на отдельных деталях, заставляя их проигрывать то

или иное место, показав, как надо работать дома, в каком темпе проучивать трудные места

и на что обратить внимание.

3.Подведение итогов.

Преподаватель: Вы прекрасно потрудились ребята! В знак признательности вашего

ансамбля, домашнее задание для вас пусть будет следующее: придумать название нашему

ансамблю! Благодарю вас всех за работу! (Поощрение. Создание ситуации успеха)

«А что же для себя вы взяли из урока?» - задаю я вопрос родителям. «Надо обязательно

проводить такие уроки, так как мы, родители, больше узнаем о творческом потенциале

своих детей. Узнаем, какие ошибки допускает наш ребенок при игре на инструменте.

Стараемся помочь ему, морально, психологически настроить на хорошую игру, на победу в

конкурсе, вселить уверенность в себя. Мы вместе с ними тоже учимся, волнуемся и

сопереживаем».

4. Домашнее задание:

Закрепление своих произведений.

Нарисовать рисунки к своим произведениям.

Желаю вам успехов. До свидания!

5. Заключение.

Преподаватели совместно с родителями должны помочь детям развить способность

чувствовать и правильно понимать прекрасное, формировать художественный вкус,

чувство цвета, ритма. Творческую активность у детей надо развивать с самого раннего

возраста, вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению

собственной инициативы, заставлять их думать, размышлять, познавать. А это не

приходит само собой – это надо воспитывать.

Список используемой литературы.

1.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности М., РАН, 1997 г.

2. Мироманов В. К вершинам мастерства.- М.: Кифара, 2003 г.

3.Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и

преподавателей – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 1997 г.



В раздел образования