Автор: Аверкина Ольга Ивановна Ивановна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: МБОУДО "Детская музыкальная школа №4"
Населённый пункт: г. Томск Томская обл.
Наименование материала: статья Роль ансамблевого музицирования в реализации принципов развивающего обучения в игре на виолончели
Тема: Роль ансамблевого музицирования в обучении на струнных инструментах
Раздел: дополнительное образование
РОЛЬ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ В ИГРЕ НА ВИОЛОНЧЕЛИ
Аверкина О.И.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
по классу виолончели МБОУДО
«Детская музыкальная школа № 4»
город Томск
Целью
обучения
в
музыкальных
школах
и
школах
искусств,
в
большинстве
своём,
является
подготовка
музыкантов-любителей,
которые
обладают навыками
музыкального творчества. К таким навыкам относится
игра
в
ансамбле.
Игра
в
ансамбле
–
это
вид
совместного
музицирования,
которым можно начинать заниматься уже на начальном этапе обучения игре на
виолончели.
Ансамбль
–
это
коллективная
форма
игры,
в
процессе
которой
несколько
музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное
содержание произведения. Игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд
ценных профессиональных качеств- она дисциплинирует в отношении ритма,
даёт
ощущение
нужного
темпа.
Способствует
развити.
Мелодического,
полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает
добиться
стабильности
в
исполнении.
Более
слабые
учащиеся
начинают
подтягиваться до уровня более сильных, а также воспитываются такие качества,
как
взаимопонимание,
взаимоуважение,
чувство
коллективизма.
Занятия
в
ансамбле способствуют хорошему чтению с листа, помогают в закреплении
основных
навыков
звукоизвлечения,
развивают
слух.
Игра
в
ансамбле
дисциплинирует ритмику, помогает ученику вырабатывать технические навыки,
а также доставляет ребёнку огромную радость и удовольствие в отличии от
сольного исполнения.
Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, понимать партнёра во
время
исполнения,
развивает
музыкальное
мышление.
Если
данный
вид
деятельности приносит ученику ни с чем несравнимую радость творчества в
процессе обучения, то можно с уверенностью говорить о том, что он успешно
освоит специфику игры на виолончели.
Сотрудничество
учителя
и
ученика
в
музыкальной
педагогике
понимается
как
сотворчество.
Совместное
ансамблевое
музицирование
является
идеальным
средством
для
установления
взаимного
творческого
контакта между педагогом и учеником. С самого начала обучения ребёнка игре
на инструменте появляется много задач: посадка, постановка рук, способы
звукоизвлечения, ноты, счёт, паузы, ключи и т.д. Но среди обилия решаемых
задач важно не упустить основную – в этот ответственный период не только
сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям.
Донотный
период
в
работе
с
учащимся
тесно
связан
с
ансамблевым
музицированием в дуэте с педагогом. Детям интересно, они слышат знакомую
или приятную для них мелодию, хотят быстрее её выучить, быстро осваивают
нотную
графику.
Стихотворный
текст
помогает
разобраться
в
простейшей
музыкальной форме, а также закрепляются полученные штриховые навыки:
деташе, легато, стаккато.
Ансамблевое
музицирование
позволяет
с
первых
шагов
обучения
включать
учащихся
в
активную
музыкальную
среду.
Они
получают
возможность
на
начальном
этапе
обучения
выступать
с
небольшими
виолончельными ансамблевыми пьесами перед сверстниками или родителями.
Одно
из
важнейших
условий
успешной
работы
является
способность
критически
относиться
к
себе
и
своим
товарищам.
Основное
правило
ансамбля : «Один за всех и все за одного».
Что
же
помогает
ансамблистам
(их
может
быть
два
и
более)
играть
вместе,
чтобы
создавалось
впечатление,
будто
играет
один
человек.
Это
ощущение метроритма. По существу метроритм выполняет функции дирижёра
в ансамбле, ощущение каждым участником сильных долей и есть тот «скрытый
дирижёр».
Ощущение
сильных
и
слабых
долей
такта
и
ритмическая
определённость
внутри
такта-вот
тот
фундамент,
на
котором
основывается
искусство
ансамблевой
игры.
Если
при
неточности
исполнения
остальных
компонентов
снижается
только
общий
художественный
результат,
то
при
нарушении метроритма разрушается ансамбль. Метроритм способен влиять и
на техническую сторону исполнения. Ритмическая определённость делает игру
более уверенной и более надёжной в техническом отношении. В ансамбле
бывают
исполнители,
у
которых
чувство
ритма
развито
не
одинаково.
Необходимо, чтобы в ансамбле были ритмически устойчивые исполнители.
Тогда и остальные участники ансамбля будут
тянуться к более сильным в
ритмическом плане учащимся.
Играя
в
ансамбле,
необходимо
быть
экономным
в
расходовании
динамических средств, распоряжаться ими разумно. Надо исходить из того, что,
как бы ансамбль ни был богат яркими по тембру инструментами, одним из
главных его резервов, придающих звучанию гибкость и утончённость, является
динамика.
Различные
элементы
музыкальной
фактуры
должны
звучать
на
разных динамических уровнях. Ничего не получится, если всё будет иметь
равную силу. Воспитав правильное ощущение динамики, участник ансамбля
безошибочно определит силу звучания своей партии относительно других. В
том случае, когда исполнитель главной партии сыграл чуть громче или чуть
тише, его партнёр сразу среагирует и исполнит свою партию также чуть громче
или чуть тише. Важно, чтобы мера этих «чуть-чуть» была бы точной.
Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском
искусстве.
Правильно
выбранный
темп
способствует
правильной
передаче
характера музыки. Хотя и существуют авторские указания темпа, всё-таки темп
заложен в самой музыке.
Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность
совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную
точность
при
исполнении
мельчайших
длительностей
всеми
участниками
ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения необходимо
выделить три момента: как начать исполнение пьесы вместе, как играть вместе
и как вместе закончить. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий
роль
дирижёра.
Он
обязан
показывать
вступления,
снятия,
замедления.
На
репетициях можно отсчитывать пустой такт перед вступлением.
Исполнение
в
унисон
требует
абсолютного
единства
в
метроритме,
динамике и штрихах. С этой точки зрения унисон является самой сложной
формой
ансамбля.
Между
тем
в
унисоне
формируются
прочные
навыки
ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении.
Ансамблевая
игра
представляет
собой
форму
деятельно сти,
открывающую
самые
благоприятные
возможности
для
всестороннего
и
широкого
ознакомления
с
музыкальной
литературой.
Перед
музыкантом
проходят произведения разных художественных стилей, авторов, различные
переложения оперной и симфонической музыки. Игра в ансамбле способствует
интенсивному развитию всех видов музыкального слуха.
Играя в ансамбле,
дети учатся большей внимательности, концентрации, ответственности, умению
слушать друг друга. Партнёрами выбираются по возможности дети одного
возраста
и
одинакового
уровня
подготовки.
С
самого
начала
необходимо
приучать
детей
к
тому,
чтобы
один
из
играющих
не
прекращал
игру
при
остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и
вновь включаться в игру.
Таким образом:
-ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов
музыкального слуха;
-игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического
чувства;
-ансамблевое музицирование способствует развитию памяти;
-работа в ансамбле развивает образное мышление учащихся;
-ансамблевая
игра
оказывает
положительный
эффект
на
процесс
развития
игровых способностей.
Ансамблевое
музицирование
представляет
собой
коллективный
вид
деятельности,
где
учащиеся
получают
удовлетворение
от
совместно
выполненной работы, чувствуют радость общего порыва, взаимной поддержки,
своеобразие и интерес совместного исполнительства. Возможность объединить
усилия для достижения общей цели, а также атмосфера групповых занятий
создают
благоприятные
возможности
для
развития
музыкальных
и
исполнительских способностей учащихся.
Список литературы:
1.Готлиб А. Основы ансамблевой техники. Ленинград, Мир 1986
2.Григорян А. Школа игры на виолончели – М., Музыка. 1999
3.Сапожников Р. Методика обучения игре на виолончели. М. Музыка, 1995
4.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – Киев, 1987