Напоминание

Воспитание навыков ансамблевого исполнительства


Автор: Степанова Мария Ивановна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУДО "Детская музыкальная школа №4"
Населённый пункт: г. Томск Томская обл.
Наименование материала: статья Воспитание навыков ансамблевого исполнительства
Тема: Воспитание навыков ансамблевого исполнительства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание навыков ансамблевого исполнительства

.

Степанова Мария Ивановна

преподаватель высшей

квалификационной категории

по классу скрипки МБОУДО

«Детская музыкальная школа № 4»

город Томск

Данная работа дает возможность преподавателям, начинающим работать со струнным

ансамблем, правильно сориентироваться в тех проблемах, которые возникают при занятиях с

данным коллективом. В работе определены главные цели, которые должны быть достигнуты

в конечном итоге, а также поставлены задачи, с помощью которых эти цели могут быть

достигнуты. Одна из главных целей в работе с ансамблем – это научить учащихся искусству

совместного музицирования. Для этого необходимо выполнять следующие задачи: обучать

учащихся слушать себя, слушать своих партнеров; научить

вписывать себя в общее

звучание ансамбля» умело подбирать репертуар; пьесы должны соответствовать технической

подготовке учащихся. При возникновении трудностей в исполнении любого произведения

нельзя увлекаться только собственной партией, при этом, не вслушиваясь в игру партнера.

С древних времен у людей появилась потребность выражать свои чувства через

движения, которые сопровождаются игрой на различных инструментах.

Слово ансамбль в переводе с французского означает «вместе». Самые маленькие ансамбли

называются камерными; т.е. комнатными ( «камера «комната» )

Чем же отличается игра в ансамбле от сольного выступления; разве не достаточно свободно

владея своим инструментом, успешно играть в любом по составу исполнительском ансамбле?

Бывает и хорошо подготовленные дети, обладающие большим репертуаром, на практике не

могут применить свои знания. Они плохо разбирают новые произведения, не умеют на новом

материале использовать

по назначению имеющиеся технические навыки, слабо читают с

листа. О таких учащихся обычно говорят, что у них низкая обучаемость.

Уровень обучаемости учащихся необходимо учитывать в повседневной работе с ансамблем.

При работе с ансамблем учитель преследует следующие цели и задачи:

Учить искусству совместного музицирования.

Выработать чувство исполнительского самоконтроля, необходимости творческого

самоконтроля, необходимости творческого контакта с партнером.

Умело

подбирать

репертуар;

пьесы

должны

соответствовать

технической

подготовке учащихся.

Научить учащихся слушать себя, своих партнеров, как бы «вписывать себя в общее

звучание ансамбля».

Бороться с так называемой «глухостью», увлеченностью собственной партией,

преодолением собственных трудностей, не вслушиваясь в игру партнера.

Начинать развитие ансамблевой игры в младших классах лучше с дуэтов (ученик-

учитель). Подбирая интересный нотный материал, помогая осваивать на индивидуальных

уроках трудности игры, педагог должен увлечь ученика этой формой ансамбля. Хорошо

начинать занятия с открытых струн с педагогом. Разбор простейших ритмических рисунков

вырабатывает у ученика представление о том, что верный синхронный ритм при игре в

ансамбле возникает из правильного понятия темпа.

Ученик начинает внимательно относиться к различным длительностям и паузам .Их роль в

музыкальном

контексте

становится

как

бы

нагляднее

и

гораздо

скорее

осмысливается

учениками. Хороший урок бережного отношения к паузам дает музыкальная игра дуэтов

«Кукушка», «Колыбельная», «Вроде марша» (сб. Иорданова.)

Занятия в ансамбле способствуют развитию гармонического слуха и музыкальной

памяти.

Очень важно играть ансамблем гаммы в различных вариантах, в зависимости от задач,

которые

в

данный

момент

стоят

перед

исполнителями.

Обычно

играют

в

ансамбле

одноактавные и двухоктавные гаммы в унисон и интервалами. Здесь можно использовать

различные длительности, динамику, а также разнообразную ритмическую фигурацию.

Если

гаммы

играть

без

вибрато,

ритмически

точно

и

внимательно

прислушиваться

к

интонации, то гамма, бесспорно, принесет учащимся большую пользу.

Первая

стадия

совместного

музицирования

связана

с

организацией

коллектива.

Преподаватель должен

хорошо знать индивидуальные качества, возрастные особенности

каждого учащегося, склад ума, психологические особенности

Одной

из

начальных

задач

руководителя

является

отбор

наиболее

индивидуальных,

сознательных членов коллектива, из которых в будущем формируется ядро, актив. На первом

этапе работы с начинающим ансамблем необходимо выбрать концертмейстеров 1-ых и 2-ых

скрипок. Эти учащиеся должны обладать хорошим чувством ритма, должны уметь показать

вступление

всем

играющим

в

ансамбле.

Чтобы

звучание

скрипичного

ансамбля

при

исполнении многоголосных произведений было качественным во всех голосах, учеников

необходимо распределять так, чтобы в каждом голосе было равное количество скрипачей

подвинутых и более слабых.

Такое распределение имеет психологическое значение, оно

исключает неуверенность у учащихся, которые исполняют

2-ую партию.

Настраивать инструменты следует раздельно, негромко и не в унисон; движение

смычка должно быть медленным, а звучание инструмента «пиано». Необходимо, чтобы

ученики

настраивали

инструменты

самостоятельно,

а

педагогу

лишь

оставалось

бы

поправить строй. К сожалению не все учащиеся умеют настраивать свои инструменты. В

этом часто виноваты преподаватели по специальности, которые не всегда обучают этому

навыку учеников.

Работу над музыкальным произведением в ансамбле можно подразделить на ряд

этапов:

ознакомление

с

музыкальным

произведением;

выбор

выразительных

средств

и

изучение

музыкально-технических

приемов;

работа

над

музыкальными

образами

и

подготовка к выступлению на эстраде.

Распределим эти этапы работы.

Первый этап.

Ознакомление

с

музыкальным

произведением

обычно

происходит

в

присутствии

всех

участников ансамбля. Необходимо рассказать об авторе, об эпохе, в которую он жил и

работал.

Анализ музыкального произведения лучше вести от общего к частному, т. е. рассказать об

идейно-

эмоциональном

содержании,

и

только

после

этого

перейти

к

характеристике

тематического материала. Желательно иллюстрировать свои слова игрой.

Затем предложить учащимся прочитать данное произведение с листа. Темп произведения

зависит от его технической сложности, при этом необходимо стараться передавать точный

характер произведения. К следующему уроку для более глубокого ознакомления с текстом

произведения необходимо раздать ноты для домашнего просмотра.

Н а втором

этапе

выбираются

выразительные

средства

и

изучаются

музыкально

технические приемы. Здесь можно работать по группам. Характерная черта данного этапа –

кропотливая работа над частями произведения, определенными его фразами, интонацией,

штрихами. Необходимо сразу определить, в какой части смычка исполнять тот или иной

штрих, как распределить правильно смычок на длинные или залигованные ноты. Внимание

учащихся должно быть привлечено к аппликатуре, она должна быть удобной и оправданной в

художественном отношении.

Для того, чтобы текст был оценен слушателями, он должен быть, прежде всего, грамотно

прочитан. Произведение должно быть исполнено грамотно, четко, построение фраз ясное и

осмысленное.

Затем

необходима

работа

над

образами

произведения

и

подготовка

к

выступлению на эстраде.

Выступление

на

эстраде

всегда

является

большой

радостью

и

праздником

для

учащихся. Эти выступления не только доставляют им радость,

но и рождает чувство

удовлетворения, когда дети видят результаты своего труда, его общую значимость.

После

выступления

необходимо

обговорить

все

положительные

и

отрицательные

стороны выступления. Только на основе контроля и самоконтроля можно надеяться на успехи

дальнейшей музыкальной деятельности учащихся.

Список литературы:

1.

Методика музыкального воспитания; Издательство «Музыка», Москва.

2.

Берлянчик М. «Основы воспитания начинающего скрипача». СПб., 2000.

3.

Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования.

Педагогика и исполнительство. М., 1996

4.

Бороздинов А. Инструментовка в детском оркестре. Искусство в школе. М., 1998

5.

Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск №7; Москва «Музыка» 1986г.

6.

Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты; Новосибирск 1973г.

7.

Гертович Р. Оркестр в ДМШ: вопросы организации руководства. М., «Музыка», 1986

8.

Г. Гайдамович «Инструментальные ансамбли»; Музыкальное издательство, Москва

1960г.

9.

Готлиб А.Д. «Основы ансамблевой техники». М.М.1971.

10. Зеленин В.М. «Работа в классе ансамбля» Минск,1979.

11. Зыбцев А. Из опыта работы педагога класса камерного ансамбля. М.М.1980.

12. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство; Издательство «Музыка», Москва

1979г.

13. Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном

воспитании учащихся. М., 1981

14. Морозюк Э.Н. «Формирование ансамбля скрипачей». М., 2004.



В раздел образования