Автор: Солдаткина Мария Вениаминовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Аистенок"
Населённый пункт: город Химки
Наименование материала: статья
Тема: Всё новое в забытом старом: Резиночка, как средство физического развития.
Раздел: дошкольное образование
Всё новое в забытом старом:
Резиночка, как средство физического развития.
Физическая культура и спорт во все времена оказывали положительное влияние
на человека. Но сегодня, когда так много внимания уделяется развитию
интеллектуальности и творчества, роль физкультуры в жизни человека в разы
возрастает. Ведь физическая культура открывает возможности не только для
физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного,
эстетического, интеллектуального и трудового воспитания.
Моя задача, как инструктора по физической культуре, помочь семье воспитать
всесторонне развитую гармоничную личность, умеющей преодолевать трудности и
достигать поставленной цели.
Я постоянно ищу новые способы увлечь ребят, поддержать их желание двигаться,
развивать в них потребность в здоровом образе жизни.
Однажды, проводя мастер-класс для воспитателей нашего дошкольного
учреждения «Игры нашего двора», мы вспоминали любимую игру нашего детства:
прыжки через резиночку.
Развивая это направление – работу с резиночкой – я постепенно начала включать
её в физкультурные занятия. И оказалось, что область применения обычной резинки
безгранична!
Различные виды резинки используются практически во всех видах
профессионального спорта (например: плавание, хоккей, гимнастика и т.д.), в фитнесе
(резинка-эспандер, фитнес-лента). Но в дошкольном учреждении резинку
использовали, как никогда.
Мы можем воспользоваться резинкой в начале занятия, при проведении разминки.
Включить в комплекс общеразвивающих упражнений. Можем использовать её в
основной части занятия для обучения и совершенствования разных видов прыжков,
подлезания и перелезания. С резинкой можно провести подвижную, малоподвижную
или игру на развитие внимания, всевозможные эстафеты. Любой досуг может украсить
и разнообразить простая резинка.
Нам не нужно покупать дорогостоящее оборудование, достаточно приобрести
несколько метров резинки и на физкультурных занятиях воспитанники получают
хорошую двигательную нагрузку, происходит эмоциональный подъём и
активизируется мыслительная деятельность.
Резинка может быть узкой или широкой, но главное, чтобы она была мягкой,
хорошо растягивающейся, яркой и красивой.
Мною разработаны конспекты занятий, комплексов общеразвивающих
упражнений и различных игр с резиночкой. И в каждом виде деятельности она
оказывается незаменимым помощником развития физических качеств дошкольника.
В разминке и комплексе общеразвивающих упражнений резинка используется в
качестве дополнительной нагрузки, для профилактики сколиоза и плоскостопия.
При выполнении различных видов прыжков развивается выносливость:
Прыжки на двух ногах на (или через) резинку, лежащую на полу, с
продвижением вперёд (или 5-35 см от пола).
Бег с высоким подниманием бедра через 4-6 резинок, лежащих на
полу (или 15-30 см от пола).
прыжки двумя ногами между 2-ух резинок правым (левым) боком
(или с продвижением вперёд) и т.д
Подлезания через резинку способствуют развитию ловкости. Инструктор и
воспитатель формируют из резинки лабиринт:
подлезания правым/левым боком не касаясь руками и коленями пола,
на четвереньках, на высоких четвереньках.
2
На развитие скоростно-силовых качеств: упражнение «лягушата». И.п. – присед
стоя на резинке (длина 1м), руки вперёд, хват резинки сверху; выпрыгиваем вперёд-
вверх, руки вперёд-вверх; следить за натяжением резинки под стопой.
На развитие гибкости: упражнение «корзиночка»: И.п. – лёжа на животе, ноги
согнуты назад, руки назад-вверх, резинка (сложена вдвое, длина 50 см) в руках и за
голеностопами; 1-8: корзиночка вверх, 9-16: и.п.
На развитие координации упражнение «черепашка»: стоя на высоких
четвереньках, резинка на запястьях и голеностопах, шагать вперёд одновременно
переставляя правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу.
В играх резинка может применяться в качестве ограничителя, например: «Мыши
в кладовой», «Мёд и пчёлы», «Кролики в клетке». Или в качестве дополнительной
нагрузки, или для совершенствования основных видов движений, или на развитие
внимания и умение действовать по сигналу.
Подвижная игра «Карусель» для детей младшего и среднего дошкольного
возраста. Дети встают в круг и держаться руками за резинку
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели, медленно идём по кругу
А потом-потом-потом постепенно ускоряемся
Всё бегом-бегом-бегом. Бежим
Кругом. Кругом. Кругом. Быстро меняется направление движения и
продолжаем бег.
Тише-тише не спешите, снижаем скорость
Карусель остановите. останавливаемся.
Раз, два, раз, два –
Повернулась детвора.
(Вот и кончилась игра).
Подвижная игра «Не останься в резинке». Стоя одной ногой в резинке дети идут
по кругу и говорят слова считалочки, после последних слов выпрыгивают из круга.
3
Последний, кто не успел выпрыгнуть из резиночки, выбывает из игры. Игру можно
усложнять: поднять резинку до колен, стоять в резинке двумя ногами, выпрыгивать
лицом вперёд, боком или спиной.
Игра «Третий лишний» для детей старшего дошкольного возраста. Вначале
выбирают водящего («догонялу», «волк»), который будет догонять, и игрока, который
будет убегать («третий лишний», «заяц»). Все играющие разбиваются по двое и
становятся парами в круг один за другим лицом внутрь круга. Догоняла и Третий-
лишний встают на противоположных сторонах круга и по сигналу начинается погоня.
Убегающий может пробежать не больше двух кругов и должен бегать только за кругом,
нельзя пробегать сквозь круг или, наоборот, убегать далеко от него, и не должны
дотрагиваться до стоящих пар. Убегающий может по ходу бега подлезть под резинку и
встать впереди любой пары, крикнув: «беги!» или «лишний!». Тогда последний третий
игрок становиться лишним и убегает. Если Догоняла успел осалить Третьего-лишнего,
до того как он встал в домик или ещё не успел выбежать из него, то они меняются
местами и игра начинается сначала.
Подвижная игра «Охотники и зайцы» для детей стершего дошкольного возраста.
Из числа играющих выбираются 3 охотника, остальные зайцы. На одной стороне зала
(площадки) отводится место для охотников, на другой натянута резинка — дом зайцев.
Охотники ходят по залу, делая вид, что ищут следы зайцев, а затем возвращаются к
себе. Зайцы выпрыгивают из кустов и прыгают на двух ногах (или на правой и левой
поочередно) в разных направлениях. По сигналу: «Охотники!» — зайцы убегают в
дом, а охотники бросают в них мяч (в руках у них мяч на резинке). Те, в кого попали,
считаются подстреленными, и охотник забирает их в свой дом. После каждой охоты на
зайцев охотник меняется, но не из числа пойманных. Для проведения данной игры (во
избежание травм) лучше использовать самодельные мячи, сшитые из кусочков ткани.
В играх-эстафетах также можно задействовать резинку.
«Близнецы». Первая пара по сигналу продевает в резинку по одной ноге, берётся
за руки, оббегает конус, возвращается и передаёт резинку другой паре. Выигрывает
команда первой закончившая эстафету.
«Гусеница». В команде участники встают парами и берутся за руки. Даётся по 2
резинки. Одну резинку дети держат справа, другую слева (держать свободной рукой, и
наступить на резинку той же ногой). По сигналу команды начинают движение вперёд.
Задача команды: действовать согласованно, не упускать резинку из-под ноги и как
можно быстрее добраться да линии финиша.
«Гусеничный трактор». Команда встаёт на резинку двумя ногами (стопы
развёрнуты наружу), руки вверх - держат резинку. По сигналу команда начинает
движение вперёд строго по резинке, при этом перебирая руками резинку вверху. Задача
команды: как можно быстрее пересечь линию финиша.
4
«Автобус-лодка-самолёт». Команды стоят в колонне по одному внутри резинки,
держа её на уровне пояса. По сигналу: «автобус», участники должны перестроится в
колонну по два, взяться за руки и выполнять полуприседы. По сигналу: «лодка»,
перестроиться в колонну по одному, сесть на пол ноги врозь и держась за резинку
двумя руками выполнять одновременно наклоны вперёд-назад, эмитируя греблю. По
сигналу: «самолёт», проявить фантазию и построить самолёт (нос, хвост и крылья
самолёта). Отмечается команда, которая правильно, красиво и быстро выполняет
задание.
Игры малой подвижности: «Раз, два, три – узелок найди». Стоя лицом в круг дети
держат руками резиночку (хват сверху) на которой завязан узелок. Водящий в центре
круга и закрывает глаза. Дети перебирают резиночку по кругу, говорят любую
считалочку и по окончании слов один на ком остановился узелок прячет его в кулачке
и дружно говорят: «Раз, два, три – узелок найди!». Водящий открывает глаза и
отгадывает у кого в руке спрятан узелок. Если угадал у кого узелок игроки меняются
местами и игра продолжается.
Применение на занятиях по физической культуре резинки даёт хорошие
результаты хорошая физическая подготовка моих воспитанников. Они становятся
призёрами и победителями городских Спартакиад, футбольных соревнований и
5
лыжных гонок. А недавно, наши воспитанники успешно выполнили испытания 1-ой
ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» и получили золотые знаки отличия.
Играйте на здоровье и будьте здоровы!
6