Напоминание

"Только вместе мы сильны и умелы, и быстры"


Автор: Бударин Денис Георгиевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ казачья СОШ № 16
Населённый пункт: г.Тимашевск, Краснодарский край
Наименование материала: мастер- класс, сплочение команды
Тема: "Только вместе мы сильны и умелы, и быстры"
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс

«СПЛОЧЕНИЕ КОМАНДЫ»

Тема: « Только вместе мы сильны и умелы, и быстры»

Я - учитель физической культуры и, кажется, мастер-класс должен проводить в спортивном

зале. Долго думая над формой проведения мастер-класса, я пришел к выводу, что физическая

культура

это

не

физ-ра

(как

часто

пишут

школьники

в

дневнике)

и

она

не

теряет

своей

привлекательности ни в спортивном зале, ни на площадке, ни в классе, надеюсь, не потеряет и в

актовом зале. Я выбрал из своей методической копилки те упражнения, которые будут одинаково

интересны как учителям разных предметов, так и классным руководителям. На первый взгляд может

показаться, что это совсем не относящиеся к физкультуре упражнения. Но, включив однажды такие

упражнения в урок, убеждаешься, что это как раз то, что помогает не только развивать определённые

качества, но и позволяет увлечь детей, заинтересовать их и повысить мотивацию к занятию.

У

каждого

педагога

есть

обязательные

отправные

моменты

в

проведении

уроков,

в

организации воспитательного процесса в классе и школе. Я представлю свои

разграничение,

общение, выбор, остановлюсь на последнем:

1) я выступаю за разграничение физкультуры и спорта в обучении, подразумевая, что уроки

физкультуры - для всех и в рамках учебного расписания, а занятия спортом – для желающих и после

уроков.

2) я приветствую общение учащихся на уроке; ведь если физкультура для всех, то она в

обязательном порядке предполагает коллективные взаимодействия.

3) я за то, чтобы физическую культуру как предмет всегда выбирали дети и она была для них

главным предметом, потому что самое важное и дорогое для человека – это здоровье.

4) я исхожу из трёх принципов в обучении, которые могут обеспечить интерес ребёнка, а

соответственно и его участие в работе: ученик должен хотеть, мочь и уметь.

«Хотеть» - это постоянное желание школьника что-то делать на уроке. «Мочь» - это тот

реальный индивидуальный показатель здоровья ребёнка, из которого приходится исходить при

построении работы. «Уметь» - этот показатель определяется способностью учителя донести свои

профессиональные знания до ученика, чтобы он научился применять их на практике.

Итак, физкультура для всех и каждого! И для всех он должен быть радостью, рождающейся

через игру, общение, помощь, взаимопонимание. А это всё позволяет учителю из класса создать

команду, пусть не спортивную, но Команду с большой буквы, в которой проявляется взаимовыручка,

в которой есть поддержка в сложных ситуациях. И только такая сплочённая команда может победить.

Победить, прежде всего, себя.

Свой мастер-класс я посвящаю сплочению команды.

Мне нужны ученики и, я приглашаю на сцену 8 добровольцев (нужно чётное количество)…..

Любой урок физкультуры начинается с разминки. В качестве разминки я предлагаю несколько

упражнений для активизации внимания и координации взаимных действий. Первое упражнение

называется «Атомы и молекулы».

1. Упражнение «Атомы и молекулы»

Ведущий: «Сейчас каждый сжимается в комок. Перевоплощайтесь. Вы – одинокие

атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие

столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в

молекулу, число атомов в которой я назову».

Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять».

Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из

молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но

не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших

и оставшихся на площадке.

Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры? На каких

предметах данное упражнение будет полезно и интересно детям?

Следующее разминочное упражнение учит координировать совместные действия, быстро

считать, выявляет степень групповой сплочённости и настрой участников на взаимодействие.

2. Упражнение «Точка опоры»

Цель:

Выявление

степени

групповой

сплоченности.

Настрой

участников

на

взаимодействие.

Материал: Не требуется.

Проведение: Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно

создать на полу 5 точек опоры, затем – 6, 7. Это простое задание. Решение его, как

правило, тривиально: четыре точки опоры - это ноги двух участников, пятая – две

соединенные

руки.

Далее

«разогрев»

продолжается

в

малых

группах

по

шесть

человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу.

Обсуждение:

Какие

качества

нужно

проявлять

участникам,

чтобы

успешно

справиться с таким заданием?

Это веселое упражнение имеет глубокий смысл и замечательно настраивает на работу

в группе, задает доброжелательный тон.

Мои ученики уже готовы к более сложной работе, они быстро нашли контакт друг с другом,

мы

видим

прекрасное

взаимодействие

и

поэтому

сейчас

мы

будем

в ы полнять

сложнокоординированные упражнения. Одно из таких упражнений -

«Карандаши». Оно учит

координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими

действиями (если в паре, группе никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает).

Кроме этого стимулируются подушечки пальцев.

3. Упражнение «Карандаши»

Цель: Упражнение учит координировать свои действия с партнером, а также брать

инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре, группе никто не

берет на себя руководящую роль – она проигрывает).

Описание упражнения: Участники разбиваются на две группы. Каждой группе

понадобятся

карандаши

(можно

использовать

также

закрывающийся

колпачком

фломастер

или

авторучку

с

убирающимся

стержнем).

Группы

встают

в

круг

и

поднимают карандаши до уровня плеч, прижав его между указательными пальцами

рук партнеров-соседей справа и слева. По команде ведущего они начинают движение:

опускание карандашей, поднимание, сведение к центру, приседания, повороты и др.

Можно

модифицировать

упражнение:

бег

с

одним

карандашом

в

паре,

можно

зажимать

одновременно

два

карандаша

(один

между

указательными

пальцами

правой,

а

второй

левой

руки),

бегать

по

сложным

траекториям,

в

тройках,

организовать эстафету. Упражнение выполнимо в шеренге, колонне на месте и в

движении.

Обсуждение: Какие

качества

важнее

всего

для

успешного

выполнения

этого

упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборот, препятствовало?

Ещё одно упражнение, которое тренирует умение действовать решительно и, в то же время,

координировать

собственную

активность

с

действиями

других

людей.

Одновременно

хорошо

укрепляет мышцы пальцев и рук.

4. Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать

собственную

активность

с

действиями

других

людей.

Сплочение,

улучшение

взаимопонимания участников.

Описание упражнения: 8 участников делятся на две группы по 4 человека. Им

выдают гимнастические палки и просят держать его горизонтально на указательных

пальцах вытянутых рук.

Вместо палки можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса

(например,

швабру,

гимнастический

обруч

или

сделанную

из

плотного

картона

настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников – опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он

должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то

палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение: Что препятствовало выполнению упражнения? Какие качества нужно

проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?

И

когда

мои

ученики

хорошо

разогрелись,

настроились

на

взаимодействие,

научились

координировать свои действия, предлагаю самое сложное упражнение «Путаница», которое

повысит тонус команды и окончательно сплотит участников.

5. Упражнение «Путаница»

Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.

Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По

сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число

игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят

себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый

человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова

выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое

словесное общение.

Обсуждение:

Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд,

задания?

Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Мы

с

вами

хорошо

поработали,

зарядились

энергией,

научились

взаимодействовать,

координировать

свои

действия,

сплотились

в

хорошую

рабочую

команду.

Надеюсь

многим

пригодятся

такие

упражнения

для

проведения

физкульминуток,

классных

часов.

Можно

использовать такие упражнения в проведении Дней здоровья. Я попрошу участников построиться в

шеренгу лицом к залу, согнуть руки в локтях так, чтобы ладони были обращены вверх, изображая

весы.

7. Завершающее упражнение «Спасибо!»

Описание упражнения: Участники встают в шеренгу (круг), и ведущий предлагает

каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой

багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом

занятии нового. И если правая рука перевесит левую – это здорово! Затем, все

одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься

над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво

на положительной эмоциональной ноте.

Спасибо моим ученикам, (прошу вас пройти в зал) у нас получилась хорошая сплочённая

команда.

Каждый урок или занятие должны заканчиваться на такой положительной эмоциональной

ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не

следует. А я же хочу закончить свой мастер-класс словами из песни, которую написал учитель

музыки из Челябинска Виктор Шилов, победитель конкурса «Учитель года России» в 1999 году:

Научить и душой обогреть –

В этом весь наш учительский труд,

И счастливее сделать сердца

Предстоит нам за 40 минут…

Всем большое спасибо!



В раздел образования