Автор: Бударин Денис Георгиевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ казачья СОШ № 16
Населённый пункт: г.Тимашевск, Краснодарский край
Наименование материала: мастер- класс, сплочение команды
Тема: "Только вместе мы сильны и умелы, и быстры"
Раздел: среднее образование
Мастер-класс
«СПЛОЧЕНИЕ КОМАНДЫ»
Тема: « Только вместе мы сильны и умелы, и быстры»
Я - учитель физической культуры и, кажется, мастер-класс должен проводить в спортивном
зале. Долго думая над формой проведения мастер-класса, я пришел к выводу, что физическая
культура
–
это
не
физ-ра
(как
часто
пишут
школьники
в
дневнике)
и
она
не
теряет
своей
привлекательности ни в спортивном зале, ни на площадке, ни в классе, надеюсь, не потеряет и в
актовом зале. Я выбрал из своей методической копилки те упражнения, которые будут одинаково
интересны как учителям разных предметов, так и классным руководителям. На первый взгляд может
показаться, что это совсем не относящиеся к физкультуре упражнения. Но, включив однажды такие
упражнения в урок, убеждаешься, что это как раз то, что помогает не только развивать определённые
качества, но и позволяет увлечь детей, заинтересовать их и повысить мотивацию к занятию.
У
каждого
педагога
есть
обязательные
отправные
моменты
в
проведении
уроков,
в
организации воспитательного процесса в классе и школе. Я представлю свои
разграничение,
общение, выбор, остановлюсь на последнем:
1) я выступаю за разграничение физкультуры и спорта в обучении, подразумевая, что уроки
физкультуры - для всех и в рамках учебного расписания, а занятия спортом – для желающих и после
уроков.
2) я приветствую общение учащихся на уроке; ведь если физкультура для всех, то она в
обязательном порядке предполагает коллективные взаимодействия.
3) я за то, чтобы физическую культуру как предмет всегда выбирали дети и она была для них
главным предметом, потому что самое важное и дорогое для человека – это здоровье.
4) я исхожу из трёх принципов в обучении, которые могут обеспечить интерес ребёнка, а
соответственно и его участие в работе: ученик должен хотеть, мочь и уметь.
«Хотеть» - это постоянное желание школьника что-то делать на уроке. «Мочь» - это тот
реальный индивидуальный показатель здоровья ребёнка, из которого приходится исходить при
построении работы. «Уметь» - этот показатель определяется способностью учителя донести свои
профессиональные знания до ученика, чтобы он научился применять их на практике.
Итак, физкультура для всех и каждого! И для всех он должен быть радостью, рождающейся
через игру, общение, помощь, взаимопонимание. А это всё позволяет учителю из класса создать
команду, пусть не спортивную, но Команду с большой буквы, в которой проявляется взаимовыручка,
в которой есть поддержка в сложных ситуациях. И только такая сплочённая команда может победить.
Победить, прежде всего, себя.
Свой мастер-класс я посвящаю сплочению команды.
Мне нужны ученики и, я приглашаю на сцену 8 добровольцев (нужно чётное количество)…..
Любой урок физкультуры начинается с разминки. В качестве разминки я предлагаю несколько
упражнений для активизации внимания и координации взаимных действий. Первое упражнение
называется «Атомы и молекулы».
1. Упражнение «Атомы и молекулы»
Ведущий: «Сейчас каждый сжимается в комок. Перевоплощайтесь. Вы – одинокие
атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие
столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в
молекулу, число атомов в которой я назову».
Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять».
Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из
молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но
не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших
и оставшихся на площадке.
Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры? На каких
предметах данное упражнение будет полезно и интересно детям?
Следующее разминочное упражнение учит координировать совместные действия, быстро
считать, выявляет степень групповой сплочённости и настрой участников на взаимодействие.
2. Упражнение «Точка опоры»
Цель:
Выявление
степени
групповой
сплоченности.
Настрой
участников
на
взаимодействие.
Материал: Не требуется.
Проведение: Начинается с работы в парах. Участникам предлагается совместно
создать на полу 5 точек опоры, затем – 6, 7. Это простое задание. Решение его, как
правило, тривиально: четыре точки опоры - это ноги двух участников, пятая – две
соединенные
руки.
Далее
«разогрев»
продолжается
в
малых
группах
по
шесть
человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу.
Обсуждение:
Какие
качества
нужно
проявлять
участникам,
чтобы
успешно
справиться с таким заданием?
Это веселое упражнение имеет глубокий смысл и замечательно настраивает на работу
в группе, задает доброжелательный тон.
Мои ученики уже готовы к более сложной работе, они быстро нашли контакт друг с другом,
мы
видим
прекрасное
взаимодействие
и
поэтому
сейчас
мы
будем
в ы полнять
сложнокоординированные упражнения. Одно из таких упражнений -
«Карандаши». Оно учит
координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими
действиями (если в паре, группе никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает).
Кроме этого стимулируются подушечки пальцев.
3. Упражнение «Карандаши»
Цель: Упражнение учит координировать свои действия с партнером, а также брать
инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре, группе никто не
берет на себя руководящую роль – она проигрывает).
Описание упражнения: Участники разбиваются на две группы. Каждой группе
понадобятся
карандаши
(можно
использовать
также
закрывающийся
колпачком
фломастер
или
авторучку
с
убирающимся
стержнем).
Группы
встают
в
круг
и
поднимают карандаши до уровня плеч, прижав его между указательными пальцами
рук партнеров-соседей справа и слева. По команде ведущего они начинают движение:
опускание карандашей, поднимание, сведение к центру, приседания, повороты и др.
Можно
модифицировать
упражнение:
бег
с
одним
карандашом
в
паре,
можно
зажимать
одновременно
два
карандаша
(один
между
указательными
пальцами
правой,
а
второй
–
левой
руки),
бегать
по
сложным
траекториям,
в
тройках,
организовать эстафету. Упражнение выполнимо в шеренге, колонне на месте и в
движении.
Обсуждение: Какие
качества
важнее
всего
для
успешного
выполнения
этого
упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборот, препятствовало?
Ещё одно упражнение, которое тренирует умение действовать решительно и, в то же время,
координировать
собственную
активность
с
действиями
других
людей.
Одновременно
хорошо
укрепляет мышцы пальцев и рук.
4. Упражнение «Опустить предмет»
Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать
собственную
активность
с
действиями
других
людей.
Сплочение,
улучшение
взаимопонимания участников.
Описание упражнения: 8 участников делятся на две группы по 4 человека. Им
выдают гимнастические палки и просят держать его горизонтально на указательных
пальцах вытянутых рук.
Вместо палки можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса
(например,
швабру,
гимнастический
обруч
или
сделанную
из
плотного
картона
настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).
Задача участников – опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он
должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то
палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.
Обсуждение: Что препятствовало выполнению упражнения? Какие качества нужно
проявлять участникам, чтобы успешно справиться с таким заданием?
И
когда
мои
ученики
хорошо
разогрелись,
настроились
на
взаимодействие,
научились
координировать свои действия, предлагаю самое сложное упражнение «Путаница», которое
повысит тонус команды и окончательно сплотит участников.
5. Упражнение «Путаница»
Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.
Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По
сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число
игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят
себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый
человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова
выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое
словесное общение.
Обсуждение:
Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд,
задания?
Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?
Мы
с
вами
хорошо
поработали,
зарядились
энергией,
научились
взаимодействовать,
координировать
свои
действия,
сплотились
в
хорошую
рабочую
команду.
Надеюсь
многим
пригодятся
такие
упражнения
для
проведения
физкульминуток,
классных
часов.
Можно
использовать такие упражнения в проведении Дней здоровья. Я попрошу участников построиться в
шеренгу лицом к залу, согнуть руки в локтях так, чтобы ладони были обращены вверх, изображая
весы.
7. Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в шеренгу (круг), и ведущий предлагает
каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой
багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом
занятии нового. И если правая рука перевесит левую – это здорово! Затем, все
одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься
над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво
на положительной эмоциональной ноте.
Спасибо моим ученикам, (прошу вас пройти в зал) у нас получилась хорошая сплочённая
команда.
Каждый урок или занятие должны заканчиваться на такой положительной эмоциональной
ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не
следует. А я же хочу закончить свой мастер-класс словами из песни, которую написал учитель
музыки из Челябинска Виктор Шилов, победитель конкурса «Учитель года России» в 1999 году:
Научить и душой обогреть –
В этом весь наш учительский труд,
И счастливее сделать сердца
Предстоит нам за 40 минут…
Всем большое спасибо!