Напоминание

"Школа для родителей будущих первоклассников"


Автор: Андреева Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №42 г. Салавата
Населённый пункт: г. Салават, РБ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Школа для родителей будущих первоклассников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида №42» Городского округа город Салават Республики Башкортостан Методическая разработка «Школа для родителей будущих первоклассников» Подготовила: Воспитатель: Андреева Надежда Сергеевна Салават,2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК
А
Актуальность
Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии дошкольника, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к началу регулярного обучения в школе. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации. Дошкольное детство пролетает стремительно. Кажется, совсем недавно малыш пришел в детский сад, а уже через несколько месяцев он станет первоклассником Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу. Я считаю необходимой работу с родителями, поскольку именно близкие люди являются наиболее значимыми для дошкольника и в большинстве случаев именно специфика семейных отношений является причиной детских проблем. Практика показывает, что многим родителям, даже имеющим высшее образование, не хватает теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения: нужно знать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Ц е л ь :
психологическое просвещение родителей будущих первоклассников.
Задачи:
Повышать компетентность родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению. Расширять представления родителей о подготовке детей к школе. Развивать необходимые навыки сотрудничества с детьми. Обучать эффективным способам общения с детьми, методам и приемам обучения. Развивать навыки рефлексии у родителей.
Ожидаемый результат:
Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей. Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей. Создание положительной эмоциональной среды общения между родителями, детьми и педагогами.
Критерии
достижения цели: -Повышение количественного состава участников группы «Школа для родителей, будущих первоклассников. -Инициативность и активность родителей в работе группы. -Способность рефлексии родителями собственных возможностей. Период реализации: Сентябрь-апрель 2015-2016г
Методы отслеживания результативности:
Непрерывность посещения занятий родителями. Анкетирование после тренингов (опрос родителей, позволяющий оценить результаты работы). Родители указывают темы наиболее удачных
выступлений педагога, выделяют «трудные вопросы» оценивают результат практического применения полученных знаний. На итоговом занятии обсуждаются результаты работы группы и его эффективности в решении вопросов воспитания и развития ребенка. Программа представляет собой синтез практического и теоретического материала по вопросам подготовки детей к школьному обучению. В начале учебного года проводится родительское собрание для подготовительной группы, где воспитатель знакомит родителей с проектом «Школа для родителей будущих первоклассников»(цели, задачи, результаты ожидания).Родители по желанию записываются ,комплектование группы 10- 12 участников. Время проведение встреч-вечернее(17.00),наиболее удачное для родителей. Содержание и объём определены исходя из запросов родителей. Курс состоит из 8 занятий длительностью 1-1,5 часа, предполагает изложение теоретического материала, выполнение практиче ских упражнений, живое общение с родителями. .


Тема

Месяц
1 «Психологический портрет ребенка 6-7 лет Сентябрь 2 «Школьная зрелость. Что это?» Октябрь 3 «Интеллектуальная готовность ребенка к школе» Ноябрь 4 «Мотивационная готовность ребенка к школе» Декабрь 5 «Роль семьи в подготовке детей к школе» (тест о стилях воспитания) Январь 6 «Самооценка старшего дошкольника» Февраль 7 «Физическая готовность ребенка к школьному обучению. Что думают современные дошкольники о здоровье?» Март 8 «Учет особенностей темперамента при подготовке ребенка к школе» (тест на темперамент) Апрель Использование наглядности (схемы, игры продуктивные виды деятельности), непосредственное живое общение способствуют активизации восприятия и поддержания интереса к работе на тренинге.
Занятия имеют четкую структуру, включает в себя следующие части: приветствие, разминка, основная часть (информативный блок, практическая часть), психогимнастические упражнения, обратная связь, ритуал прощания. -Приветствие помогает создать положительный эмоциональный фон, настраивает участников на совместную плодотворную работу, снимает Эмоциональное напряжение. Упражнения «Импульс», «Эхо», «Упражнение со свечой», «Игра в мяч», «Ноев ковчег», «Нетрадиционное приветствие». -Разминка помогает снять мышечные зажимы, улучшить самочувствие настроение, восстановить внимание, лучше узнать друг друга. Упражнения «Снежный ком», «Зеркало», «Никто не знает, что я...». -Основная часть включает теоретическую и практическую части: инфор- мативный блок, лекции, упражнения по отработке практических навыков, обмен мнениями. •Ритуал прощания, участники обмениваются своими впечатлениями, сомнениями успехами и трудностями, с которыми они столкнулись на данном занятии, прощаются друг с другом, подводят итоги прошедшего занятия. Упражнения «Колокол», «Да!», «Я очень хорошая!». Занятия тренинга строятся на упражнениях Фопеля К., Кряжевой Н. П., Мониной Г.Б. и Лютовой Е. К., Хухлаевой О. С, психогимнастических упражнениях Чистяковой М. И., релаксационных упражнениях и визуализации. Использование этой нетрадиционной формы работы в просвещении родителей, на мой взгляд, будет эффективной, даст хорошие результаты и окажет действенную помощь.

Тема: «Психологический портрет ребенка 6—7 лет».
Цель: Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Задачи: -Повышение компетентности родителей. -Представление родителям информации о возрастных особенностях ребенка старшего дошкольного возраста. -Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу. Обучение эффективным способам общения. -Развитие навыков рефлексии у родителей. Ход 1 . Ведущий знакомит родителей с целями и задачами тренинга, с условиями и режимом работы. Вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким темам будут посвящены. 2.Знакомство. Разминка A)«Визитная карточка» Б) Упражнение «Представление по кругу» Мяч передается по кругу. Тот, у кого в руках мяч, представляет себя, на- зывает свое имя и качество, которое помогает ему в общении с ребенком. B)Упражнение «Снежный ком» Первый, у кого в руках мяч, снова называет свое имя и качество (как в предыдущем упражнении). Следующий называет имя и качество первого, а затем свое имя и качество. Третий человек по порядку называет имя и качество первого, затем имя и качество второго, затем свое имя и качество. Таким образом, каждый последующий называет всех предыдущих и себя. Г ) Упражнение «Ассоциации» Мяч передается хаотично от участника к участнику. Тот, у кого в руках мяч, быстро произносит слово-ассоциацию на слово «ребенок».
3.Основная часть. Информативный блок «Возрастные особенности развития детей 6—7 лет». «Понятие о кризисе 7 лет». «Роль родителя при взаимодействии с ребенком в кризисный период». 4. Основная часть. Практический блок А) Упражнение «Идеальный родитель» Родителям предлагается составить сборный портрет «идеального родителя». Ведущий просит называть качества, которыми должен, на их взгляд, обладать идеальный родитель. Записываются все качества, не обсуждая. Затем, когда предложений больше не поступает, ведущий зачитывает описание идеального родителя. Далее родителям показывают мишень, состоящую из 5 кругов, в центре находятся идеальные родители, а чем дальше от центра, тем дальше и от идеала. Ведущий. Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и отметить на мишени то место, где, по-вашему мнению, каждый из вас, находится сейчас по отношению к идеальному родителю. Отмечают инициалами. Упражнение проходит без комментариев. Мишень сохраняют до последнего занятия, на котором отмечают свою позицию на этой же мишени другим цветом. (Изменилось ли мнение родителей.) Б) Каким видят дети идеального родителя? Родителей знакомят с ответами детей. В) Упражнение «Мусорная корзина». Цель: развитие навыков рефлексии, способности осознавать свои действия и слова по отношению к ребенку. Ведущий. На одном листе напишите качества, которые мешают вам общаться с ребенком, тормозят развитие его инициативы, самостоятельности, провоцируют конфликты. На другом листе напишите те качества, которые бы вы хотели приобрести взамен тех, которые мешают, которые бы приблизили вас к позиции идеального родителя, помогли бы в общении с ребенком (вне
зависимости от того, могу я это сделать или нет), напишите, что должно произойти, чтобы эти качества появились. Затем родителям предлагается смять (или порвать) листок с теми качествами, которые мешают, и выбросить его в мусорную корзину, а листок с позитивными качествами оставить. Ведущий. Не всегда есть время обратить внимание на с е бя , проанализировать. Сейчас вы подумали, написали, провели определенную работу над собой. Первый шаг в достижении позиции идеального родителя вами сделан, так как вы пришли на наше занятие. Все изменения зависят только от нас. Иметь идеального родителя – мечта каждого ребенка. 5. Упражнение на визуализацию «Погружение в детство» Сядьте по удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное, спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами идет близкий человек. Посмотрите, кто это? Как он выглядит, во что одет? Вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Вам хорошо. Вы чувствуете надежную защиту и опору, вместе вам ничего не страшно. Вы уверенно и смело шагаете по весенней улице. Затем вы отпускаете руку и весело убегаете вперед, но не далеко. Останавливаетесь, ждете своего близкого человека и вновь берете за руку. Вдруг вы слышите незнакомый смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совершенно другого человека. Что вы чувствуете? Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова крепко берете за руку. Вы идете дальше вместе и весело смеётесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откройте глаза.
В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, роль родителя в формировании уверенности в дальнейшей жизни. Ведущий предлагает участникам поделиться своими эмоциональными переживаниями. Ведущий: позвольте вам дать один совет. Так как родителям чаще всего некогда заниматься своими детьми, но возьмите за правило, перед сном посидите возле кроватки 15 минут и посплетничайте с ребенком как прошел его день. 6.Обратная связь Участникам предлагается обменяться впечатлениями о занятии. 7.Ритуал прощания Сказать «Всего хорошего!» всем участникам.

Тема: «Школьная зрелость. Что это?»
Цель: Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Задачи: -Повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению, психологическое просвещение. -Осознание проблемы готовности к систематическому школьному обучению. -Обучение родителей эффективным способам общения с детьми, методам и приемам обучения. Развитие навыков рефлексии у родителей. Ход 1.Приветствие. Упражнение « Импульс» Участники, стоя по кругу, берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий посылает импульс (жмет правой рукой левую руку соседа), его сосед передает этот импульс дальше. Игра заканчивается, когда импульс снова вернется к ведущему. 2.Разминка А) Упражнение «Никто не знает, что я...» Участники передают мяч по кругу, называют свое имя, а затем: «Никто не знает, что я...»(каждый говорит о своих увлечениях, достижениях, умениях, новостях и о другом, о котором, возможно, никто из присутствующих не знает). Б ) Упражнение «Ассоциация» Перебрасывая мяч хаотично, участники называют слово-ассоциацию на слово «школа». 3.Основная часть А) Упражнение «Идеальный ученик» Предлагается назвать качества, которыми должен обладать идеальный ученик. Ведущий записывает все качества. Затем зачитывает описание идеального ученика.
Б)Информативный блок Лекция «Проблема готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Компоненты школьной зрелости». 4.Упражнение Звучащая сила Энергия звука (А) Ведущий. Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте, сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. На этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «А-а-а-а-а-а». Представьте себе, что при этом из вас вытекает ощущение усталости, утомления и скуки. А на выдохе представьте, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте «А-а-а» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не 'покинут вас полностью. 5.Основная часть(продолжение) А ) Лекция «Роль родителей в период подготовки ребенка к школе и во время адаптации» Б) Советы психолога родителям при подготовке ребенка к школе. 6.Медитация «Я свободен,быть самим собой» Звучит спокойная музыка, участники садятся в удобную позу, закрывают глаза. Ведущий. Для того чтобы стать гармоничной личностью, нужно принять в себе абсолютно все. Так разрешите своему сердцу раскрыться и увеличиться настолько, чтобы вместить все ваши особенности и странности. Те черты, которыми вы так гордитесь, и те, из-за которых смущаетесь. Те, которые отвергаете, и те, которые любите. Все они различные грани вашей личности. Вы прекрасны. И все мы прекрасны. Когда ваше сердце переполнено любовью к себе, тогда у вас есть чем поделиться с другими. Позвольте любви наполнить эту комнату и проникнуть во всех людей
,
которых вы знаете. Поместите их в центр комнаты так, чтобы они могли получить одинаковое количество любви, изливающейся из вашего сердца. Ваш внутренний ребенок поделится с детьми, которые живут внутри других людей. Теперь
взгляните, как весело эти дети танцуют, как они прыгают, кричат, кувыркаются и крутятся колесом, радуясь жизни. Позвольте вашему внутреннему ребенку проявить себя с лучшей стороны. Позвольте своему внутреннему ребенку играть с другими детьми. Позвольте ему танцевать, кричать, прыгать, петь. Дайте ему почувствовать себя в полной безопасности. Подарите ему свободу. Позвольте своему внутреннему ребенку быть таким, каким он всегда хотел стать. Вы совершенны, вы гармоничны, и все замечательно в вашей жизни. 7.Обратнаясвязь Участникам предлагается обменяться впечатлениями о занятии. 8.Ритуал прощания. Упражнение «Пожелание» Пожелать своему соседу справа что-то хорошее.

Литература
1.Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учить. — М., 1994. 2.Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе. — М., 1998. 3.Божович А . И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. И. Леонтьева, А. И. Запорожца. — М., 1995. 4.Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе ? — М., 1994. 5. Гиппенрейтер Ю. В. Общаться с ребенком. Как ? — М., 1995. 6.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический проспект, 2000. 7.Забрамная С. Д., Боровик О. В.Развитие ребенка в ваших руках. —М., 2000. 8.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб. Питер, 2000. 9.Казанский О. А. Игры в самих себя. —М1994. 10.Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997. 11.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. 12.Корнеева Е. И. Ох уж эти первоклассники. – Ярославль, 1999. 13.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М.: Педагогика, 1991. 14.Крюкова С.В., Слободяник И.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000. 15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – Спб.,2001. 16.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб.,2006.
17.Немов Р.С. Психология.-М.,1995. 18.Особенности психического развития детей 6-7-,летнего возраста(под ред.)Д.Б.Элбконина, А.Л.Венгера. М.,1988. 19. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.,2000. 20.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. –М.,1996. 21.Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие. М.,1998. 22.Чистякова М.И. Психогимнастика. –М..1995. 23.Якобсон С.Г.,Соловьев Е.В. Дошкольник, каков он? –М.,2002. 24.Анисимова Н.,Каралшвили Е..Гигиеническая оценка условий обучения школьников-С.П.1990.
Приложение1
Памятка родителям будущих первоклассников
1.Поощряйте инициативу ребенка. 2.Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным. 3.Не ругайте за ошибки, не насмехайтесь. 4.Не забывайте хвалить. 5.Форма оценки (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «Ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно». 6.Необходима общая положительная оценка. 7.Подробно вместе разбирайте ошибки. 8.Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме. 9 . И з б е г а й т е п р и н у ж д е н и я , ко т о р о е сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись заниматься балбес». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам. 10.Не старайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не забегайте вперед и не начинайте проходить школьную программу. 11.Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достигнуть определенных результатов можно только затратив усилия. 12.Закаляйте ребенка, укрепляйте его здоровье. 13.Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами- специалистами, педагогами, логопедом, психологом. 14.Не перегружайте ребенка! Не требуйте невыполнимого! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет 15.Помните: «Нет плохих учеников, а есть плохие учителя».
Приложение 2
Режим дня для родителей, будущих первоклассников.
Режим дня основан на законах высшей нервной деятельности с учетом анатомо-физиологических особенностей ребенка. Режим-база для нормального развития ребенка.
Гигиенические

принципы,
которые необходимо учитывать при составлении режима дня: -привыкание к режиму осуществляется постепенно, недопустимы частые изменения, режим необходимо строго соблюдать; -деятельность ребенка должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры головного мозга; -отдых должен обеспечивать полное восстановление организма.
Шесть компонентов режима
: сон, прогулки на свежем воздухе, учебная деятельность, игровая деятельность по выбору, отдых, прием пищи и личная гигиена. Длительность компонентов зависит от возраста детей. Важно, чтобы компоненты режима распределялись в течение суток, чередовались с учетом суточных биоритмов. Работоспособность ночью меньше, чем днем. В течение дня выделяют пики работоспособности, когда она наиболее высока: -1 пик с 9.00 до 11.00-12.00; -2 пик с 16.00 до 18.00. Длительность компонентов режима зависит от возраста и для ребенка 6 лет составляет: -ночной сон – 10 ч; -дневной сон – 1ч 45мин; -отдых на воздухе – 4 ч; -учебные занятия – 3 ч; - отдых по выбору – 1 ч 30 мин;
-личная гигиена – 2 ч 15 мин. Приемы повышения работоспособности на начальном этапе утомления: умывание и обтирание холодной водой, дыхательные упражнения, физкультурные паузы.


В раздел образования