Напоминание

Воспитание толерантности - залог успешной социализации ребёнка


Автор: Комелькова Ольга Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №!
Населённый пункт: г. Лабытнанги, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание толерантности - залог успешной социализации ребёнка
Раздел: начальное образование





Назад




Позитивный опыт толерантного взаимодействия

Толерантная личность

ученика

Психологическая защищённость

Психолого- педагогическая поддержка

Диалог

Позитивные отношения детей и взрослых

Благоприятная психологическая среда в коллективе

Сотрудничество

Демократический стиль педагогического руководства

Благоприятная здоровая атмосфера в детском коллективе

Воспитание толерантности – залог успешной социализации ребёнка.

Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Поэтому одной из

важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя

гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная

роль

в

решении

этой

проблемы

принадлежит

школе

как

важнейшему

институту

социализации личности!

Стратегическая

задача

образования

в

21

веке:

научить

детей

жить

вместе,

независимо от государственных границ, рас, национальностей и вероисповеданий.

Основные цели

образования - формирование толерантности и культуры мира у

обучающихся на основе образовательного ресурса, достижению которых способствуют

поставленные тактические задачи:

1. Формирование знаний школьников о национальных культурах народов России и

мира: языка, литературы, музыки, истории искусства.

2. Развитие умений жить в мире и согласии с другими людьми, народами, решение

конфликтных ситуаций мирным путём, умение спорить и дискутировать, критиковать и

защищать свои интересы и интересы других.

3. Освоение культурных традиций прошлого и настоящего.

4. Воспитание уважения к особенностям и инокультурам других людей: другому

полу, национальности, возрасту, традициям, склонностям.

Новые условия заставляют пересматривать прежние позиции, ставят педагогов

перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего

поколения.

Наша школа - это многонациональное государство. В классе учатся ребята разных

национальностей: есть татары, украинцы, коми, чуваши, узбеки, азербайджанцы, русские,

а учитель у них, то есть я, белоруска. Но такая мозаика нашего коллектива не мешает нам

в работе, а наоборот помогает жить интересно и увлекательно.

Создание толерантной образовательной среды - это главное условие для развития

этнокультурного

сознания

и

межэтнической

толерантности

обучающихся.

И

в

моём

представлении толерантная образовательная среда выглядит следующим образом:

Толерантная образовательная среда

Как воспитать толерантные качества у младших школьников? Речь здесь может идти

конечно же, не о «наборе» мероприятий, а о целостном воспитательном процессе (системе

воспитательной работы) с продуманным содержанием, стратегией, тактикой.

Данный процесс я строю с учетом следующих принципов:

- принцип доступности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности обучающихся;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительные качества в человеке;

- принцип включения в деятельность.

Все мероприятия, направленные на воспитание толерантности у обучающихся, я делю

на блоки:

Гуманизм; Я - человек.

Политкультурность; Я – гражданин.

Народность; Я – русский, татарин, ненец…..

Духовность; Я – совесть.

Природосообразность; Я – природа.

Культуросообразность; Я – культура.

Толерантность; Я - мы.

Ребёнок, вливающийся в новый школьный коллектив, вовлекается мною в новую для

него школьную деятельность, поэтому я формирую

доверительные отношения между

всеми

участниками

образовательного

процесса

-

учеником

и

учителем,

учеником

и

сверстниками, то есть организую

успешную адаптацию к школьной жизни, а так же

создаю предпосылки для формирования классного коллектива, детской организации. С

этой целью провожу:

индивидуальные беседы: «Твоё настроение», «Кто твои друзья?» «Почему у тебя

плохое настроение?», «Как стать добрее?»;

классные

часы: «Мы стали школьниками!» (о правилах поведения в школе),

«Права и обязанности ученика в школе», «Конституция- главный Закон страны»,

«Дом, в котором я живу», «Праздник твоего имени», «Мои родные» ;

праздники: «Посвящение в первоклассники», Праздник музыки», «Папа, мама, я -

дружная

семья»,

«Про

волшебное

слово

и

многое

другое»

(по

рассказам

В.

Осеевой) .

Также эффективным средством формирования личности младшего школьника, его

морально-волевых качеств, является игра - в игре реализуется потребность воздействия на

мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В своей работе я использую игры и упражнения на развитие этнокультурного

самосознания и межэтнической толерантности. Среди них:

1. «Мы разные» - игра

Расскажите о себе:

Я по национальности ………..

Я люблю……….

Я умею………...

Я мечтаю о …………

2 . У п р а ж н е н и е

« З в а л и ,

з о в у т ,

б у д у т

з в а т ь … »

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда

я

был

совсем

маленький,

меня

звали

Сашенька,

сейчас

в

школе

меня

зовут

Александр,

а

когда

я

вырасту,

меня

будут

звать

Александр

Николаевич».

Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но

при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на

будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по

именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться

никого не обижать.

Аплодисменты»

Попрошу встать тех, кто умеет:

• кататься на роликах;

• вышивать;

• сочинять стихи;

• играть в футбол;

• танцевать;

• плавать и т. д.

(Остальные учащиеся аплодируют.)

7. «Это здорово!»

Сейчас

кто-нибудь

из

вас

выйдет

и

скажет

о

любом

своем

умении

или

таланте,

например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать

страшилки».

В

ответ

все

должны

хором

отвечать

«Это

здорово!»

и

одновременно

поднимать вверх большой палец.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

8. Упражнение "Камушек в ботинке"

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с

окружающими людьми (поиск темного пятна).

9. Проблемные ситуации

(Учитель

делит

класс

на

три

группы.

Каждая

группа

разыгрывает

проблемную

ситуацию.

Затем

учащиеся

обсуждают,

как

сделать

поведение

в

таких

ситуациях

толерантным.)

10. «В семье»

Мама увидела в окно, что ее дочь общается с девочкой Валей, о которой окружающие

плохого мнения. Когда дочка вернулась домой, между ней и мамой состоялся разговор.

Мама сказала, что она не хочет, чтобы ее дочь общалась с Валей, так как боится, что о ней

(дочке) станут говорить тоже плохо. Как поступить девочке? Что сказать в ответ?

Гуманизм: Я – человек.

Уже, в первые дни обучения, на моё предложение: «Представьте себе, что все люди

одинаковы…», первоклассники, не задумываясь, отметили тот факт, что тогда в мире было

бы неинтересно жить. А ещё хуже было бы, если бы все мыслили одинаково. Так чем же

люди отличаются друг от друга? И, как здорово, когда маленькие первоклашки называют

чисто внешние (цвет волос, кожи, разрез глаз, рост), языковые отличия.

Участвуя в игре «Мы разные», ребята рассказывают, какой они национальности,

(Особую гордость от

принадлежности

к национальности испытывают татары, они

демонстрируют знание языка, а все остальные ребята с восхищением слушают этот

певучий язык и во время перемены просят научить некоторым словам.), делятся тем, что

они любят, умеют, о чем мечтают.

Такие игры позволяют первоклассникам

сделать вывод о том, что мир очень

разный, в нем живут разные люди, непохожие друг на друга, каждый из нас любит что-то

свое, мечтает по-своему, наш мир – разноцветный.

На вопрос: «Зачем ребенку дают имя!», малыши сначала задумываются, а потом

дают уверенные ответы и делают вывод: жизнь начитается с нашего имени!

А как здорово, когда мальчики к празднику 8 Марта готовят для девочек сюрприз в

виде раскрытия тайны имени. И девочки узнают, что Дарья трактуется, как «добрая»,

«хорошая», «положительная». И от таких слов Даша становится ещё лучше и добрее. А

Лера

в

переводе

с

латинского

«рождённая

здоровой

и

сильной»,

и,

услышав

такую

трактовку,

записывается

в

лыжную

секцию.

Виктория

-

это

Победа.

И

наша

Вика

мобилизуется и становится призёром конкурса чтецов Леонида Лапцуя «Экология души».

Политкультурность: Я – гражданин.

Любовь к родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь,

образуют могучую реку патриотизма.

Воспитание патриотизма – это, прежде всего,

воспитание нравственности.

Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. И считаю, что

работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а

ежедневно.

Мы обсуждаем события, которые происходят

в мире, в стране, в городе,

делимся впечатлениями, мыслями, оцениваем поступки людей, ставим себя на место

других.

Тема войны - это особая тема в воспитании молодого поколения. Традиционными

стали встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с теми,

кого

в

годы

войны

называли

«Дети

войны».

Такие

встречи

проходят

на

высоком

эмоциональном подъёме. Ребята любят слушать рассказы гостей, задают много вопросов.

А встречи с хором ветеранов «Рябинушка» ребята ждут с особым нетерпением. Ведь петь

с

профессионалами

военные

песни

доставляет

удовольствие

всем.

Такие

встречи

воспитывают у ребят уважение

к героическому прошлому нашей страны, уважение к

старшему поколению.

С гордостью и нежностью писала в своём сочинении одна из учениц о своём прадедушке

- Позднякове Иване Фроловиче, а 9 мая с большой ответственностью и чувством долга и

гордости несла портрет деда в «Бессмертном полку», шествовавшем по улицам нашего

города.

Затихают ребята и в моменты, когда одноклассники читают стихи о Хатыни. И так

проникновенно, с такой болью девочка передаёт интонации горя, страха, беды, что слёзы

появляются на глазах у мальчишек. Ребята несколько мгновений сидят молча, а потом

начинают аплодировать. И не важно, какое место на конкурсе может занять ученик, а

важно то, что он проникся событиями того страшного времени, он сострадает, переживает,

он рядом с теми, кто в беде и готов принять участие в их судьбе.

А

когда

звучит

набат,

напоминающий

о

минуте

молчания,

мои

малыши

взрослеют….

Минута молчания….. Это так мало… И за эту минуту ребята становятся

другими - серьёзными, сосредоточенными.

Минута молчания…

Как жаль, что за

последнее время таких минут становится всё больше и больше. Разбившийся в небе

авиалайнер Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург над

Синаем, взрыв в метро Санкт-

Петербурга…

И

сотни

погибших

людей,

наводнения,

землетрясения…

Обсуждая

страшные

события,

ребята

непривычно

тихи,

каждый

даёт

возможность

высказаться

товарищу, никто никого не перебивает…

И вдруг, один из ребят предлагает почтить

минутой молчания тех, кто погиб…И наступает минута тишины… К таким минутам

нельзя привыкнуть. Но они говорят сами за себя - растут достойные, умеющие разделить

чужое горе ЛЮДИ. И тогда у меня невольно рождаются строки:

Сегодня на душе тоска,

И боль не унимается в груди.

Сегодня все каналы по ТВ

Оповестили о трагедии страны.

Ушли из жизни те, кому бы жить…

Судьба жестоко с ними обошлась,

А ведь они надеялись любить,

Растить детей, работать и мечтать.

Прервались жизни маленьких ребят,

Отцов, подруг, сынов и матерей

И все сегодня в мире…все скорбят..

По пассажирам рейса ШАРМ-ЭЛЬ-ШЕЙХ…

Учитель в первую очередь на своём примере должен показывать, что ему не

безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю не должно быть безразлично, что

происходит в мире, в родном городе, в школе, в

России, что ожидает нашу страну в

будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их наставник на деле, а не на словах

любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет

направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.

Народность: Я - русский, татарин, ненец…

Традиционная школьная неделя толерантности позволяет нам познакомиться с бытом,

традициями, языком, достопримечательностями одного из соседних с Россией народов.

Так,

представляя

Беларусь,

ребята

узнали

много

интересного:

географическое

расположение на карте, название денежной валюты страны, познакомились с самыми

крупными

экономическими

и

красивыми

городами

Беларуси,

узнали

о

современных

достижениях

в

развитии

страны

и

об

основных

отраслях

сельского

хозяйства,

промышленности,

слушали

чудесную

белорусскую

музыку

и

истинных

белорусских

исполнителей. А самое главное в том, что ребята достойно представили Беларусь на

неделе толерантности. Огромную помощь в подготовке к этому славному мероприятию

нам оказывали родители: готовили костюмы, музыкальные инструменты и болели за нашу

команду.

Духовность: Я – совесть.

Уже с первых дней пребывания первоклассников в школе, ребята чётко разделяют

понятия ПОЗИТИВИЗМ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ… И на

предложение учителя: «Назвать команды», дают названия «Доброта», «Удача», «Счастье».

Природосообразность: Я и природа.

Классный час «Земля, Вода и Я» ставит перед ребятами проблему сохранения

водных ресурсов нашей планеты. Сигнал SOS от обитателей водоёма, заставляет ребят

принять решение о помощи, о необходимости выявления причин загрязнения водоёмов и

мерах их устранения. Работая в группах, обучающиеся решают поставленные задачи

посредством

постановки

опытов,

расследований

и

умозаключений.

И

благодаря

их

слаженным и умелым действиям, погибающий водоём снова оживает, в нем появляется

здоровая рыба, растительность, насекомые и природа говорит ребятам «СПАСИБО!»

Такие классные часы воспитывают в ребятах желание бережного отношения к

окружающей природе, умение видеть и находить пути решения трудных жизненных

проблем, желание придти на помощь.

Культуросообразность: Я – культура.

Экскурсии в Кернохранилище, Центральную библиотеку и библиотеку семейного

чтения, экскурсии в музей, походы, тематические классные часы и праздники

стали

постоянными спутниками нашей школьной жизни. И самыми надёжными помощниками

во внеклассной и внеурочной работе являются наши родители.

Активная жизненная позиция учителя - это пример становления активной жизненной

позиции ученика. В общении с детьми я стараюсь реализовывать следующие правила:

мотивировать ребёнка на положительные решения, действия, поступки;

умение выслушивать ребенка до конца;

умение организовать сотрудничество;

открытость и доступность в общении с окружающими.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не

бесполезной

для

детей,

нравственно

и

экономически

значимой.

Ведущие

виды

деятельности:

игровая,

познавательная,

интеллектуальная,

эстетическая,

физическая,

спортивная, духовная.

А отношения всех участников учебно-воспитательного процесса должны строиться на

взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Спасибо за внимание



В раздел образования