Автор: Стручкова Мария Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад 4 " Сырдах" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г.Якутск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Кружковая работа по ИЗО в старших группах ДОУ Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Сырдах»
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая МБДОУ №4 «Сырдах»
______________________________
«___»_________________________
Кружковая работа по художественно – эстетическому развитию
Перспективный план работы кружка
«Кустук»
Руководитель: Стручкова М.В.
2015-2016 гг.
Пояснительная записка
Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое
воспитание подрастающего поколения. В нашей стране создаются все условия для
проявления творческих способностей. Уже с раннего возраста у ребенка должно
развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и
ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это
способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.
Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают
Первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают
разными видами художественной деятельности, среди которых большое место
занимает рисование. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для
дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об
окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги.
Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивление.
Изобразительная способность – это возможность человека качественно,
оригинально и за относительно короткое время отражать свои чувства, мысли,
переживания, художественными средствами для достижения той или иной цели в
изобразительной деятельности.
Важнейшими показателями изобразительных способностей являются умение
передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного
усвоения специальных знаний, умений и навыков. Наличие выразительной
композиции, умение увидеть в предметах или явлениях основные, наиболее
характерные, умение образно мыслить, легкость изображения каких – либо сцен,
событий отдельных людей, пейзажа, ценности изображения, большая любовь к
изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он
может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не
разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить –
внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается
чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе
художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая
личность – это достояние всего общества.
Известно,
что
изобразительная
деятельность
–
это
деятельность,
специфическая
для
детей,
позволяющая
им
передавать
свои
впечатления
от
окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе
рисования
испытывает
разные
чувства
–
радуется
созданному
им
красивому
изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний
эстетического
воспитания,
так
как
оно
связано
с
самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка
совершенствуются
наблюдательность
и
эстетическое
восприятие,
художественный
вкус
и
творческие
способности.
Рисуя,
ребенок
формирует
и
развивает
у
себя
определенные
способности:
зрительную
оценку
формы,
ориентирование
в
пространстве,
чувство
цвета.
Также
развиваются
специальные
умения
и
навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое
овладение
всеми
необходимыми
средствами
и
способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
(эстетическое,
интеллектуальное,
нравственно-трудовое,
физическое).
А
также,
позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Возрастные особенности детей 4 - 5 лет.
Значительное
развитие
получает
изобразительная
деятельность.
Рисунок
становится
предметным
и
детализированным.
Графическое
изображение
человека
характеризуется
наличием
туловища,
глаз,
рта,
носа,
волос,
иногда
одежды
и
ее
деталей. Совершенствуетсятехническая сторона изобразительной деятельности. Дети
могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать
изображения на бу магу и т.д. Формируются навыки конструирования по собственному
замыслу, а также планирование последовательности. Совершенствуется ориентация в
пространстве ,возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
Н ач и н а е т развиваться
образное
мышление.
Дети
оказываются
способными
использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Дошкольники
могут
строить
по
схеме,
решать
лабиринтные
задачи.
Развивается
предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут
сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно
встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное
преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его
особенности,
как
оригинальность
и
произвольность.
Дети
могут
самостоятельно
придумать
небольшую
сказку
на
заданную
тему.
Увеличивается
устойчивость
внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение
15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий
несложное условие. В группах начинают выделяться лидеры. Основные достижения
возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных
взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, конструированием по
замыслу,
планированием;
совершенствованием
восприятия,
развитием
образного
мышления
и
воображения,
развитием
памяти,
внимания,
речи,
познавательной
мотивации,совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении
со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности
со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я».
Цель кружковой работы:
Развивать художественные способности детей 4-5 лет; Помочь ребенку проявить
свои художественные способности в различных ее видах.
Основные задачи кружковой работы:
1.
Вызвать интерес к различным материалам изобразительной деятельности,
познакомить с приемами рисования, лепки, аппликации.
2.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности
то, что для них интересно или эмоционально значимо;
3.
Развивать
творческие
способности
детей,
эстетическое
восприятие,
чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
4.
Учить создавать коллективные работы.
Кружковая работа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй
половине дня. Продолжительность занятия-20 минут.
Ожидаемые результаты:
развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к
письму;
возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на
полноту восприятия окружающего мира;
сформировать эмоционально – положительное отношение к самому процессу
художественной деятельности;
способствовать более эффективному развитию воображения, восприятия и, как
следствие, познавательных способностей;
возможность для организации тематических выставок детских работ в ДОУ, для
участия в выставках и конкурсах городского уровня.
Сентябрь.
№
Тема
Цель
1.
«Золотая
осень»
Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком»
Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики
рук, координации движений.
2.
«Осенняя
слякоть»
Рисование пальчиками: пятно, точка, короткая линия,
цвет. Учить детей опускать в гуашь пальчик и наносить
точки, пятнышки на бумагу.
3.
«Божья
коровка»
Аппликация с использованием пластилина. Учить детей
отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина,
катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на
готовую форму .
4.
«Собираем
урожай»
Рисование. Учить детей правильно держать кисточку,
рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края
к центру.
Октябрь.
№
Тема
Цель
1.
«Урожай
яблок»
Аппликация с использованием пластилина. Учить детей
отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина,
катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на
готовую форму .
2.
«Дорожка
Лепка. Учить детей отщипывать от большого куска
для ежика»
маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами,
аккуратно прилеплять равно по линии.
3.
«Осенние
листочки»
Аппликация с использованием салфеток. Учить детей
аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их
между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную
форму.
4.
«У
бабушки в
огороде»
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска
пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями,
придавая округлую форму.
Ноябрь.
№
Тема
Цель
1.
«Волшебные
листочки»
Рисование. Учить детей закрашивать вырезанные
формы.
2.
«Моя
необычная
собачка»
Аппликация с использованием пластилина. Учить
детей отрывать от большого куска маленькие комочки
пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно
приклеивать на готовую форму .
3.
«Оладушки
для мишки»
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска
пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями,
сплющивание комочка, выкладывание на
импровизированную тарелочку.
4.
«Первый
снег»
Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками,
белой гуашью на синей цветной бумаге.
Декабрь.
№
Тема
Цель
1.
«Наряжаем
елочку»
Аппликация с использованием пластилина. Учить
детей отрывать от большого куска маленькие комочки
пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно
приклеивать на готовую форму.
2.
«Дед Мороз
– красный нос»
Аппликация с использованием салфеток. Учить детей
аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать
их между пальцами, аккуратно наклеивать на
нарисованную форму.
3.
«Зажигаются
огоньки»
Рисование. Учить наносить яркие мазки на темный
фон.
4.
«Открытки
друзьям»
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать
клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон,
составляя композицию.
Январь.
№
Тема
Цель
1.
«Снеговик»
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать
клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на
картон, составляя композицию.
2.
«Волшебная
палочка»
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска
пластилина кусочки поменьше, катать их между
ладонями, сплющивание комочка, изображающего
конфеты и печенье, выкладывание на
импровизированную тарелочку.
3.
«Рождественские
чудеса»
Аппликация с использованием пластилина. Учить
детей отрывать от большого куска маленькие комочки
пластилина, катать их между пальцами, затем
аккуратно приклеивать на готовую форму.
Февраль.
№
Тема
Цель
1.
«С днем
Святого Валентина»
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать
клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон,
составляя форму цветка.
2.
«Наши
защитники»
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать
клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон,
составляя форму кораблика.
3.
«Разноцветные
шарики»
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска
пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями,
«колбаски» и «мячики», соединять их между собой.
4.
«Цирк! Цирк!
Цирк!»
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать
клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на
рисунок с изображением цирка.
Март.
№
Тема
Цель
1.
«Моя мама»
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать
клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на
картон, составляя форму цветка.
2.
«Мимоза»
Рисование тычками. Учить детей рисованию
тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
3.
«В
микромире»
Рваная аппликация. Учить детей отрывать
небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно
приклеивать на картон.
4.
«Мир глазами
кукол»
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска
пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые
формы, соединять их в одну украшать их мелкими
деталями.
Апрель.
№
Тема
Цель
1.
«Подснежники»
Рисование тычками. Учить детей рисованию
тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
2.
«Белая береза
под моим окном»
Аппликация с использованием пластилина. Учить
детей отрывать от большого куска маленькие комочки
пластилина, катать их между пальцами, создавая
овальную форму, затем аккуратно приклеивать на
готовую форму .
3.
«Веселый
клоун»
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать
клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на
картон, составляя фигуру клоуна.
4.
«Узор на
полоске»
Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать
клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на
картон, составляя узор по собственному желанию.
Май.
№
Тема
Цель
1.
«Цветик
семисветик
необычной красоты»
Рисование тычками. Учить детей рисованию
тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
2.
«Царство цветов»
Лепка. Учить отщипывать от большого куска
очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие
«колбаски». И составлять из них цветок.
3.
«Царство
насекомых»
Лепка. Учить детей отрывать от большого куска
пластилина кусочки поменьше, катать между
ладонями, «колбаски», соединять их между собой,
составляя домик.
4.
«Необычный
мир»
Рисование. Учить детей правильно держать
кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми
движениями от края к центру.
Список использованной литературы:
1.
Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».
2.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. «Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству».
3.
Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое
развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений».
4.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки».