Автор: Ходырева Юлия Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №152 для учащихся с ОВЗ" г.Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение учебной мотивации учащихся с ЗПР посредством лексических игр".
Раздел: среднее образование
Некоторые рекомендации учителю английского языка для работы с детьми с задержкой
психического развития в процессе обучения их иностранному языку.
В связи с обусловленностью недостаточной дифференцированности восприятия, бедности сферы
образов – представлений, непрочности связей между вербальной и невербальной сферами,
слабости развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи, дети с задержкой
психического развития несколько ниже по уровню подготовки к обучению иностранному языку.
Естественным образом дети с ЗПР сталкиваются и испытывают определённые трудности при
изучении иностранного языка в силу специфики своего развития. А именно:
замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их
активное использование в устной речи;
затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике;
возникают проблемы при аудировании (слушании) устной речи;
появляются трудности в усвоении форм диалогической речи.
В процессе обучения учащиеся должны овладеть основными видами речевой деятельности:
чтением, говорением (устной речью), аудированием. Письмо на всех этапах обучения
предлагается использовать как средство, способствующее более прочному усвоению лексико-
грамматического материала и совершенствованию навыков в чтении и устной речи.
В то время как обучение иностранному языку детей с нормой развития строится на устной основе,
то в основе обучения детей с задержкой психического развития лежит обучение чтению на
иностранном языке и требования к практическому владению учащимися каждым видом речевой
деятельности определяются адаптированной программой обучения в каждом классе и учитывают
индивидуальные возможности каждого из учеников.
На начальных этапах обучения огромнейшую роль играет мотивация к изучению иностранного
языка, следовательно необходимо продумать, отобрать и подготовить материал направленный на
решение данной проблемы. Например, детям можно предложить интересные видео или аудио
пособия (учебные фильмы культурно-страноведческого плана), рассказы людей, посещавших
англоязычные и другие страны.
В связи с тем, что обучение детей с ЗПР базируется на обучении чтению, на начальном этапе
устный вводный курс сокращается и параллельно предлагается вводить изучение букв для
наличия зрительной опоры. В дальнейшем курс обучения чтению идёт более интенсивно.
Обусловлено это тем, что дети с ЗПР не в состоянии усваивать иностранный язык только на слух,
поэтому в отличие от программы обучения детей с нормой развития, где знакомство с буквами
начинается только с 11 урока, адаптированная программа для детей с ЗПР предлагает изучать
буквы и углубленно начинать работать с над чтением с использованием текстов из учебников.
Учитывая интеллектуальный уровень состава класса, то введение букв алфавита можно растянуть,
посвящая урок только введению пары букв или же только их закреплению, используя при этом
огромное количество разнообразных визуальных средств на нахождение и идентификацию букв
как разрозненно, так и словах, включая их в элементарные инсценировки типа:
- I am B. And you?
-I am C.
-We are B and C.
Четко разработанных тематических разделов в программе начального уровня обучения нет.
Основной упор делается на усвоении детьми лексических и синтаксических единиц, подобранных
для конкретной ситуации.
Подбор текстов для чтения требует особого внимания. Необходимо тщательно отбирать
лексический и грамматический минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей
этого возраста, можно не включать в лексический минимум малоупотребительные слова, а
расширить интернациональную лексику, которую легко узнать при чтении. Узнавание этих слов
улучшает процесс развития догадки, кроме того закрепляются звуко-буквенные связи. При
составлении текстов очень важно соотносить содержание текстов с картинками, иллюстрациями и
предлагать к ним проблемные задания на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста,
сравнение.
Наиболее значимым будет на начальном этапе обучение речевым образцам со смысловыми
глаголами сразу, а не только с глаголом- связкой быть, так как детям с ЗПР легче преодолеть
трудности в понимании и использовании языковых категорий и явлений, которых нет в родном
языке.
Например: – Посмотрите на картинку с изображением мальчика, прочитайте предложения и
заполните пропуски словами. This is a … His name is… He is a …
Значительно изменяется объём грамматического материала, исключается изучение косвенные
общие вопросы, альтернативные вопросы в косвенной форме, специальные вопросы в косвенной
форме, употребление артиклей даётся в ознакомительном плане. Исключение данного
грамматического материала обусловлено сложностью понимания и восприятия детьми с ЗПР
категорий такого типа из-за ослабленности абстрактно-логического мышления, задержкой
процессов внимания и памяти. За счёт освободившегося времени более детально отрабатывается
материал по чтению.
Рекомендуется начать обучение ведению словаря уже со второй четверти первого года обучения,
для подкрепления восприятия устной речи зрительными и артикуляционными опорами.
Контрольные работы в конце каждой четверти исключаются, в виду того, что у детей с ЗПР слабо и
не скоро формируются навыки аудирования и устной речи. Возможно проводить контроль чтения
в относительно сильной группе.
Начиная с 4 класса обучение иностранному языку должно вестись уже по четко разработанным
тематическим разделам. Тематические разделы не претерпевают особых изменений в то время
как объём изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала значительно
сокращается. Так, в 6 классе сокращается объём до 350 лексических единиц, исключается
употребление грамматических структур с оборотом to be going to..., с инфинитивом типа I want you
to help me, употребление числительных свыше 100, наречий, неопределённых местоимений some,
any, no и их производных. Если детей затрудняет усвоение перфектных форм, то изучение этого
материала целесообразнее перенести его изучение в 7 классе. Время, отведённое на изучение
данного материала в классах для детей с нормой развития, используется для более детальной
проработки упражнений по чтению, развитию устной речи и доступных грамматических явлений.
Необходимо отводить больше учебного времени на чтение и перевод прочитанного, причём
переводу нужно уделить особое внимание, так как при переводе дети осознают смысл
прочитанного и у них исчезает боязнь перед незнакомым текстом.
Новую лексику необходимо отрабатывать в предложениях и сочетать это с работой со словарём,
на дом давать не новые упражнения а отработанные на уроке.
Аудирование текстов, объём письменных упражнений, которые основаны на трудноусваиваемых
детьми грамматических явлениях желательно значительно сократить.
На примере адаптации программы для 6 класса показан принцип изменения программ обучения
иностранному языку с 5 по 9 классы. Необходимо заметить, что в 8 и 9 классах акцент в
преподавании смещается с чтения на перевод текстов и формирование устойчивого навыка
работы со словарём.
Устные темы можно более активно отрабатывать в сюжетно- ролевых играх (по типу игр Г.А.
Китайгородской). Драматизация – это один из самых эффективных способов при формировании
различных навыков устной речи ( как диалогической, так и монологической).
Специфика обучения иностранному языку детей с задержкой психического развития
предполагает использование огромного количества игрового, иллюстративного, занимательного
материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения лексических, грамматических
и синтаксических структур.
Учебный материал необходимо дробить и предлагать небольшими порциями, сочетая игровые и
учебные виды деятельности, так как психологические особенности детей с ЗПР таковы, что даже в
подростковый период игровая деятельность наряду с учебной занимает значительное место.