Напоминание

"Проблемы аргументации собственного мнения в сочинениях выпускников на ЕГЭ по русскому языку и пути их решения"


Автор: Зайцева Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 пос. Никеля
Населённый пункт: по. Никель Печенгского района Мурманской области
Наименование материала: исследование
Тема: "Проблемы аргументации собственного мнения в сочинениях выпускников на ЕГЭ по русскому языку и пути их решения"
Раздел: полное образование





Назад




Проблемы аргументации собственного мнения в сочинениях

выпускников на ЕГЭ по русскому языку и пути их решения

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы

Зачем проводилось данное исследование ?

С

2003

года

образовательные

учреждения

Мурманской

области

сдают

ЕГЭ

по

русскому

языку,

за

одиннадцать

лет

накоплен

огромный

опыт

подготовки

обучающихся

методистами

и

учителями-словесниками,

и

тем

не

менее

часть

С

вызывает

наибольшие затруднения у выпускников. Даже те обучающиеся,

которые

владеют

монологической

речью,

умеют

анализировать

текст, имеют высокий уровень общего развития, зачастую не могут

набрать

максимальное

количество

баллов

за

сочинение.

Меня,

прежде

всего,

как

учителя,

ежегодно

сталкивающегося

с

этой

проблемой, заинтересовал данный вопрос, и я решила провести

исследование,

чтобы

выяснить,

какая

именно

часть

сочинения

вызывает затруднения у обучающихся, и на основе методической

литературы

и

своего

личного

опыта

разработать

стратегию

подготовки к сочинению в формате ЕГЭ.

Анализ сочинений и анкет обучающихся выявил, что критерий 4 –

аргументация собственного мнения по проблеме – представляет

для них самый сложный вид работы при написании сочинения по

исходному тексту.

Задачи исследования:

-

организовать анкетирование обучающихся 11-х классов по

заранее составленным вопросам;

-

изучить новую методическую литературу ( материалы с

методическими рекомендациями) по выполнению заданий

части 3 (С);

-

разобрать на примере сочинений обучающихся 11 классов

наиболее типичные ошибки, допущенные в работе над

критерием 4;

-

ознакомить обучающихся с разными видами аргументов

(рациональными, иллюстративными, ссылками на авторитет,

собственными наблюдениями и выводами и т.п..); в качестве

одной из форм работы на уроках планировать дискуссии по

материалам публикаций в СМИ, связанных с актуальными

проблемами современного общества;

-

создать свой «банк аргументов» из художественной и

публицистической литературы;

-

после проведённой работы написать контрольное сочинение,

сопоставить результаты с предыдущими.

Цели данной работы:

-

выявить причины затруднений, связанных с аргументацией;

-

на основе анализа методических материалов и личного опыта

разработать способы преодоления данной проблемы;

-

представить данный материал в виде схем, таблиц, памяток для

использования на уроках подготовки к ЕГЭ и провести по

данным материалам работу с обучающимися;

-

сопоставить результаты по критерию К4 в сочинениях

выпускников до проведённой работы и после неё.

Методы исследования:

- обработка информации: анализ методической литературы,

систематизация, обобщение, сопоставление с фактами,

аргументированные выводы;

- анкетирование и анализ анкет и сочинений обучающихся 11 классов

Гипотеза: причины трудностей, связанные с аргументацией

собственного мнения, обусловлены не только недостатком культурно-

исторического опыта, но и ограниченным представлением о том, что

может служить доказательством той или иной мысли, какие виды

аргументов можно использовать. В связи с этим введение в материал

уроков и элективных курсов схем, таблиц, памяток, указывающих на

разнообразные виды аргументов, а также публицистических и научно-

популярных текстов, анализирующих современное состояние

общества, его культуры, экономики, науки, поможет обучающимся

сориентироваться в подборе доказательств при написании сочинения.

Основная часть. Анализ анкетирования обучающихся 11 класса.

Для выявления проблем, связанных с написанием сочинения, 25

обучающимся 11-х классов была предложена анкета, содержащая

следующие вопросы:

1.

Какая часть экзаменационного сочинения кажется для вас

наиболее трудной?

а) определение и формулировка проблемы текста;

б) комментарий проблемы;

в) выявление авторской позиции;

г) аргументация собственного мнения

Выбрали ответ под буквой а) 4 – 16%

б) 3 – 12%

в) 2 – 8%

г) 16 – 64%

2. Как вы понимаете значение слова «аргумент»?

Дали правильные ответы на вопрос 24 обуч. 96%

Не смог объяснить значение этого слова 1 обуч. (4% )

Некоторые интерпретации значения этого слова не могут не вызвать

улыбку: «Аргумент – это заключение, приводимое в подтверждение

своего утверждения».

3.

Объясните, какие виды аргументов вы знаете?

21 обучающийся (84%) указали на аргументы из художественной

литературы и аргументы из жизненного опыта, ссылаясь на «случаи из

жизни, которые происходили со мной или моими знакомыми».

4 обучающихся (16 %) более широко представили виды аргументов,

называя и публицистические статьи, и биографии известных деятелей

науки и культуры, и научные исследования, и личные переживания и

эмоции ( не только «случаи, происшествия из жизненного опыта!)

4.

Укажите причины, по которым трудно для Вас лично приводить

аргументы.

а) из читательского опыта:

- 13 обучающихся (52%) указали на недостаточно глубокое знание

литературных произведений;

- 10 обучающихся (40%) жалуются на свою память (« Мне трудно

приводить примеры из-за забывчивости: ведь знаю произведения, но

мысль настигает меня не сразу»; «Забываю имена героев, названия

произведений);

- 2 обуч. (8%) ссылаются на несоответствие проблематики текстов

ЕГЭ произведениям, изучаемым в школьной программе («Проблема

текста ЕГЭ не освещалась в произведениях школьной программы по

литературе»).

б) аргументы из жизненных наблюдений:

- 11 обучающихся (44 обуч.) указали на недостаточный жизненный

опыт («С нами не случалось того, о чём говорилось в тексте, и

подобных случаев из жизни знакомых нам людей мы тоже не знаем».

«Выпускникам в период написания ЕГЭ только 17-18 лет, поэтому

вряд ли с ними могли произойти ситуации из текстов»).

- 7 обуч. (28%) не испытывают затруднений в данном виде

аргументации;

- 7 обуч. (28%) ссылаются на свою забывчивость («Не всегда могу

вспомнить ситуации из жизненного опыта»)

5.

Что для Вас труднее всего в аргументировании:

а) начать вводить аргумент в текст сочинения;

б) привести (описать) аргумент,

в) сделать вывод из аргументации?

Выбрали ответ под буквой

а) 9 (36%)

б) 10 (40%)

в) 9 (36%)

6. Какие виды работы, по Вашему мнению, наиболее эффективны в

подготовке к экзаменационному сочинению ( в том числе в

аргументации собственного мнения)?

а) написание сочинений на уроке вместе с учителем,

б) запись клише (шаблонов) к сочинению,

в) анализ Ваших ошибок, допущенных в написании сочинений в

формате ЕГЭ,

г) анализ образцов лучших сочинений.

Выбрали ответ под буквой

а) 10 (40%)

б) 13 (52%)

в) 14 (56%)

г) 12 (48%)

Анализ анкет показал, что, действительно, аргументация

представляется выпускникам самой сложной частью сочинения.

Кроме того, представления об аргументах носят весьма примитивный

характер, и, в основном, все виды аргументов подразделяются

выпускниками на два вида – из личного опыта и из художественной

литературы.

Сочинения обучающихся 10-11 классов в формате ЕГЭ, написанные

в период подготовки к экзаменам, также подтверждают, что далеко

не у всех наших учеников сформировано умение излагать и

аргументировать свою точку зрения, последовательно выстраивать

доказательства. Иногда в их работах просто отсутствует фрагмент

сочинения, в котором должно быть изложено аргументированное

мнение по проблеме, поставленной автором. Чаще всего выпускники,

пытаясь изложить и доказать свою точку зрения, допускают

следующие ошибки:

1)

аргумент не соответствует заявленному тезису. Тезис:

«Произведения массовой литературы оказывают негативное

воздействие на духовное развитие человека». Пример из

сочинения: «Я не могу не согласиться с мнением автора. В

качестве собственного примера могу привести такой случай:

прежде чем выбрать серьёзную профессию, я очень тщательно

продумывала это решение, прочитала много книг»;

2)

аргументация не вычленяется как отдельное действие:

отсутствуют её важнейшие элементы – тезис – обоснование –

вывод, то есть учащиеся не аргументируют, а иллюстрируют

высказанную точку зрения, не поясняя, что именно доказывается

данным примером. Тезис: «Вера даёт человеку силы жертвовать

собой ради высокого и великого». Пример из сочинения: «В

романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева главный герой Евгений

Базаров является нигилистом, который отвергает общепринятые

ценности, не принимает ни одного принципа на веру, не верует в

Бога».

3)

пересказ авторских аргументов из исходного текста; вместо того

чтобы приводить свои примеры, учащийся подробно

рассматривает аргументацию, которую использовал сам автор.

Пример из сочинения. «Я полностью согласна с позицией автора

текста: люди не всегда по достоинству оценивают исторических

деятелей. Во-первых, автор приводит в пример судьбу русского

полководца Барклая-де-Толли, не понятого и не оценённого

современниками, во-вторых, в тексте рассказывается история

титана Прометея, похитившего для людей огонь…»

4)

используют в качестве аргументов суждения, пустые в

содержательном плане; особенно часто это происходит, когда

выдумывают «примеры из жизненного опыта».. Тезис:

«Нынешнее поколение и предыдущее нельзя характеризовать

понятием «лучше» или «хуже»». Пример из сочинений: «У меня

много знакомых, иллюстрирующих проблему текста. Они хотят

сначала получить образование, работу, наладить свою жизнь, а

потом жениться».

5)

допускается много ошибок в фоновом материале (фактических

ошибок): неумение определить жанр того произведения,

которое учащиеся пытаются использовать в аргументации,

искажение фамилий авторов произведений, имён действующих

лиц, фактов, содержащихся в тексте, и т.п. Примеры из

сочинений. «В романе Шолохова «Тихий Дон» рассказывается о

двух братьях Астаховых». «Я хочу привести пример из трагедии

И.С. Тургенева «Муму». «Пример того, какой вред мы наносим

природе, мы можем увидеть в пьесе «Вишнёвый сад», где

происходит вырубка яблонь» и т.п..

Исходя из вышеизложенного, для устранения подобных ошибок в 10

- 11-х классах была проведена следующая работа: во-первых, для

расширения представления обучающихся о разнообразии аргументов

были представлены разные виды их классификации. Во-вторых,

разработаны памятки, схемы, помогающие выстроить аргументацию.

В-третьих, на уроках чаще стали использовать тексты общественно-

политического и научно-популярного характера, работая над ними по

определённой методике.

Рассмотрим данную информацию более подробно.

Виды аргументов (таблица 1)

Логические аргументы

Психологические аргументы

законы природы

эмоциональная убеждённость

пишущего

научные аксиомы

апелляция к общечеловеческим

нравственным ценностям

(сострадание, совесть, честь, долг

и т.д.)

статистические данные

Ссылки на цитаты, афоризмы,

пословицы, вызывающие

эмоциональный отклик адресата

примеры из жизни и литературы

Существуют

различные

классификации

аргументов.

Например,

различают логические

аргументы

это

доводы,

апеллирующие

к

человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы,

статистические

данные,

примеры

из

жизни

и

литературы)

и

психологические аргументы – доводы, которые вызывают у адресата

определённые

чувства ,

эмоции

и

формируют

определённое

отношение

к

описываемому

человеку ,

предмету ,

явлению

(

эмоциональная

убеждённость

пишущего

,

апелляция

к

общечеловеческим ценностям и др.).

Существуют также и другие классификации аргументов, например

такая:

Виды аргументов (таблица 2)

рациональные

(логические)

иллюстративные

ссылки на авторитет

реальные факты

конкретные

примеры

из жизни

мнения

выдающихся

людей

статистика

примеры

из

художественных

произведений

цитаты

из

авторитетных

источников

законы природы

предположительные

примеры

мнение очевидцев

положения

официальных

документов

общественное мнение

Возможны также различные способы аргументации.

Доказывая один и тот же тезис, можно использовать «аргументы к

обещанию» и «аргументы к угрозе»

приводим доводы,

подтверждающие авторский

тезис: тезис - прямые

доказательства - вывод

поддерживающ

ая

не соглашаемся с автором и

приводим тезис,

противоположный авторскому,

истиннсть которого

доказываем аргументами: тезис

- обратные доказательства -

антитезис

опровергающая

содержат указание на положительные

последствия принятия тезиса

Хорошая речь свидетельствует о

начитанности, внутренней культкре ,

развитой логике мышления

"аргументы к

обещанию"

указывают нав негативные последствия

принятия (или игнорирования) тезиса

К сожалению, есть люди, которые не

говорят, а "плюются словами". На самом

деле за этими "словами-плевками"

кроется обыкновенная трусость и

духовная пустота.

"аргументы к

угрозе

"

Тезис: «Хорошая речь – показатель интеллектуального и

нравственного развития человека».

Следует также подробно объяснить, что используемые выпускниками

аргументы «имеют разный вес», то есть оцениваются разными

баллами.

Аргументы,

оцениваем

ые 2

баллами

примеры из

художественной

литературы

(обязательна

ссылка на автра и

название

произведения)

примеры из

публицистической

литературы

примеры из

научной (научно-

популярной)

литературы

Необходимо также напомнить учащимся, что между тезисом и

аргументами должна чёткая связь, которая обычно бывает выражена

так называемыми «логическими переходами» - высказываниями,

связывающими известную информацию текста с новой, назовём это

«структурой аргумента».

Структура аргумента

примеры

из жизни

примеры

из жизни

пословицы,

поговорки,

афоризмы

(без

объяснения

)

пословицы,

поговорки,

афоризмы

(без

объяснения

)

собствен

ные

наблюде

ния и

выводы

собствен

ные

наблюде

ния и

выводы

Аргументы,

оцениваем

ые 1 баллом

ссылки

на

авторитет

ссылки

на

авторитет

предпол

ожитель

ные

примеры

предпол

ожитель

ные

примеры

примеры

из

кинофиль

мов

примеры

из

кинофиль

мов

Работа с текстами.

Я согласен с автором: одна из

важнейших задач искусства - будить

в человеке чувство родины.

Тезис

Не случайно русские писатели и

поэты в своих произведениях

многократно обращались к теме

родины и создали удивительные

образы нашей родины - России

Логический

переход

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н. А.

Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Блок - все это

поэты показывали читателям Россию с

разных сторон, с её достоинствами и

недостатками, но прежде всего - с большой

любовью к своему отечеству. Особенно мне

запомнились строки из стихотворения С.А.

Есенина: "Если крикнет рать святая,

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Аргумент

Наверное, это одно из самых ярких

признаний поэта в любви к родине,

которое не должно оставить нас,

граждан России, равнодушными.

Микровыво

д

Безусловно, анализ текстов, специальные задания и упражнения,

развивающие способность обучающихся логически выстраивать свою

аргументацию в связи с авторской проблемой, – наиболее важная

часть работы в подготовке к заданию С.

Приведём пример работы с текстом, в результате которой

учащиеся приобретают навыки находить прежде всего авторскую

аргументацию и точку зрения воображаемых собеседников в тексте, а

затем на её основе формулировать свою.

Текст для анализа

Есть ли будущее у искусства?

Последнее

десятилетие

смело

можно

назвать

началом

эры

информационных технологий. Персональные компьютеры, на первый

взгляд, призваны облегчить труд и высвободить энергию для занятия

искусствами.

Труд-то они облегчают, однако культурной революции в связи с

этим почему-то не наблюдается.

Отложим пока в сторону эту загадку и вернёмся в Россию начала

девяностых. Конец перестройки, реформы, приватизация, бандитский

беспредел. Какое тут искусство? Кинотеатры закрываются, книжные

магазины разоряются, театры бедствуют.

Газеты ещё читают новые, яркие и «весёлые». Печатают там всё, что

раньше было нельзя.

Для тех, кто хочет большего, есть видео. Боевики, туповатые

мультики

и

грубые

комедии.

После

десятилетий

цензуры

вся

эта

низкопробная продукция поглощается людьми со страшной силой.

Телевидение тоже не отстаёт. После «Рабыни Изауры» и «Просто

Марии»

южноамериканские

сериалы

уже

не

сходят

с

голубых

экранов. Чтоб не отставать от цивилизации.

Музыка тоже какая угодно и сколько влезет. И по радио, и по

телеку, и так. И всё же это не расцвет. Ажиотаж.

Литература? Шевелится кое-как. Читают, понятно, уже не все и не

всегда. На книжном рынке появляется давно проверенное в мировой

практике «чтиво» - любовные романы, детективы, триллеры.

А что же компьютеры? Помогают? С одной стороны, да. Интернет,

возможности мультимедиа – всё это позволяет приобщить к культуре

больше людей.

Но, с другой стороны, компьютер, компьютерные игры и Интернет

злостные

конкуренты

телевидению,

газетам,

книгам

и

прочим

традиционным

носителям

искусства.

Компьютер

способен

один

перекрыть все духовные потребности человека. Там есть, что почитать,

посмотреть, даже послушать. Предложите ребёнку выбор: почитать

книгу, посмотреть телевизор или поиграть на компьютере? Что он

выберет? Конечно, компьютер. Остальное подождёт.

Таким

образом,

развитие

информационных

технологий

существенно

снижает

степень

популярности

привычных

форм

искусства.

Конечно,

читать

с

экрана

монитора

текст

или

слушать

убогую интернет-музыку не очень приятно. Но это дело привычки.

Дети

уже

сейчас

воспринимают

такие

вещи

как

само

собой

разумеющееся. Прогресс – куда деваться?

Нынешнее состояние искусства нельзя назвать ни процветающим,

ни упадочным. Материальные интересы взяли верх над духовными, и

культура стала вторичной по отношению к производству и экономике.

Это грустно, но факт. Время романтиков кануло в Лету.

Всё будет развиваться по этой логике и дальше, если только не

случится

какой-нибудь

катаклизм

планетарного

масштаба,

или

с

евроатлантической цивилизацией не случится то же, что с Римской

империей, и её искусство и культура не будут уничтожены молодой и

агрессивной цивилизацией Азии с её религиозным фанатизмом и

средневековыми порядками.

Будем надеяться, что до этого не дойдёт.

(По Г. Игнатченко)

Задание к тексту

Заполните таблицу, изложив предполагаемую позицию и аргументы

(не

менее

двух)

следующих

участников

дискуссии

по

проблеме,

поставленной автором

Участники

дискуссии

Точка зрения (тезис)

Аргументы

(

не

менее двух)

Автор текста

1.

2.

Продюсер

кино

,

телевизионных

и

музыкальных

программ

1.

2.

Книжный

обозреватель

1.

2.

Современный

пользователь

Интернета

1.

2.

Личностная

позиция

1.

2.

Такая форма работы учит выпускников ставить себя на место

участников дискуссии с разными взглядами на проблему,

формулировать от их лица точку зрения и доказывать её,

сопоставлять своё мнение с мнением автора и других предполагаемых

лиц.

После того как на уроках и занятиях элективного курса была

подробно рассмотрена и проанализирована изложенная выше

информация, написаны несколько домашних и классных сочинений,

был проведён контрольный урок, на котором выпускники написали

самостоятельно сочинение в формате ЕГЭ.

Сопоставительный анализ результатов сочинений, написанных в

декабре и в феврале, позволяет сделать вывод о том, что проведённая

работа дала свои положительные результаты, и в настоящее время

аргументация как часть сочинения вызывает у выпускников меньше

затруднений.

Результаты выполнения части С по критерию К4

Дата

написания

сочинения

К4 (3 балла)

К4 (2 балла)

К4 (1 балл)

К4 (0

баллов)

11.12.2013

3

6

14

2

12.02.2014

9

10

6

0

Следовательно, подтвердилась гипотеза о том, что причины

трудностей, связанные с аргументацией собственного мнения,

обусловлены не только недостатком культурно-исторического опыта,

но и ограниченным представлением о том, что может служить

доказательством той или иной мысли, какие виды аргументов можно

использовать. Проведённая работа помогла обучающимся

сориентироваться в подборе доказательств при написании сочинения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Егораева Г.Т. Русский язык ЕГЭ. Комментарии к основной

проблеме текста. Аргументация. - М.: Экзамен, 2014.

2.

Павлова Т.И., Раннева Н.А. Путь к успеху. Сочинение-

рассуждение. Творческое задание (часть С) на итоговой

аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. – Ростов-на-Дону:

Легион, 2013.

3.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ.

Курс интенсивной подготовки. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

4.

Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых

И.П., Соловьёва Т.В. Русский язык. Типичные ошибки при

выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.:

Русское слово, 2009.

5.

Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.И.,

Кочеткова О.Л., Маслова И.Б., Пучкова Л.И., Сокольницкая Т.Н.,

Степанова Л.С. Методические рекомендации по оцениванию

выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык.

– М.: Русское слово, 2009.



В раздел образования