Школа раннего творческого развития сегодня – путь к успеху завтра!
Автор: Рубцов Николай Михайлович Должность: педагог Учебное заведение: МАУ ДО "Кристалл" Населённый пункт: г.Тулун Наименование материала: Статья Тема: Школа раннего творческого развития сегодня – путь к успеху завтра! Раздел: дополнительное образование
Школа раннего творческого развития сегодня – путь к успеху завтра!
Социально - экономическая ситуация на современном этапе развития общества выдвигает
на
первый
план
личность,
способную
действовать
уверенно,
владеющую
культурой
жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, т.е.
личность социально-компетентную.
В процессе ее становления значительная роль отводится учреждениям дополнительного
образования, вооружающих ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной
культурой, которая дает свободу самоопределения личности.
Дошкольное образование и воспитание является, пожалуй, самым важным периодом в
формировании подрастающего поколения. Именно
в это время закладываются основы
характера, начинается формирование полноценной самостоятельной личности.
В Центре развития творчества детей и юношества «Кристалл» не первый год работает
Школа раннего творческого развития ребёнка «Звёздочки» - это детское объединение
детей
дошкольного
возраста,
от
5
до
7
лет,
представляет
собой
комплексную
образовательную
услугу
по
раннему
творческому
развитию
детей,
оказываемую
Муниципальном образовательным учреждением родителям детей дошкольного возраста.
Занятия в Школе
направлены на развитие
творческих и эстетических способностей
детей, они
получают не только необходимые знания, умения и навыки, но и, самое
главное, развивают
заложенные
в
них
способности,
развивают
память,
мышление,
восприятие, учатся творческому отношению ко всему, учатся учиться.
Умение учиться
включает умения слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать
свою деятельность, контролировать и оценивать ее. Дети, которые посещают
нашу
Школу, не только умеют учиться, но и любят учиться, что очень важно для будущего
школьника. Хочется подчеркнуть, что мы не готовим детей к школе (в том смысле, что мы
не учим их читать, писать, считать, т.к. это не наша функция), мы развиваем творческие,
коммуникативные способности детей, и тем самым помогаем им подготовиться к школе.
Необходимо отметить что в нашей Школе занятия ведут разные педагоги, ребенок учится
общаться
со
взрослыми,
приспосабливается
к
характеру
каждого
педагога,
не
зацикливаясь на одном человеке с его недостатками и проблемами. Педагоги стараются
окружить каждого ребенка вниманием и заботой, они могут подобрать ключик к каждому
малышу. Все педагоги Школы это профессионалы, специалисты своего дела, имеющие
педагогическое образование и большой опыт работы с детьми. Основа деятельности –
индивидуальный подход.
Задачи, решаемые в Школе раннего развития это:
создание условий для раскрытия природных возможностей ребенка с включением
личного потенциала (эмоционального, физического, интеллектуального);
развитие интеллектуальных, эстетических, физических возможностей ребенка;
развитие представлений об окружающем пространстве;
повышение адаптивности ребенка к окружающей среде;
выработка устойчивого интереса к самовыражению, познанию нового развития
творческого потенциала ребенка;
активное включение родителей в образовательный процесс.
Содержание
образовательного
процесса
в
Школе
определяется
программами,
утвержденными экспертным советом управления образования. Обучение строится
на педагогически обоснованном выборе педагогами технологий, методик, средств, форм
и методов обучения, способствующих формированию интеллекта, ранних
творческих
навыков
ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие.
Занятия в Школе раннего развития регулярно посещают 85- 88 обучающихся 5-6 лет. В
группах не более 10 - 12 человек. Обучающиеся посещают Школу 2 раза в неделю по 4
занятия. Также сформированы две
экспериментальные группы дошкольников
по
изучению основ работы на компьютере.
Заинтересованность детей достигается за счет оптимально выстроенного расписания.
Занятия включают в себя различные виды деятельности, которые быстро сменяют друг
друга. Ребенок просто не успевает устать и получает настоящее удовольствие. Занимаясь
в Школе раннего развития, ребенок сможет раскрыть свои творческие способности и
окунуться в волшебный мир красок, театра, танца, музыки…
Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на
человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее
называют
языком
чувств,
моделью
человеческих
эмоций.
Современные
научные
исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не
заменимое
воздействие
на
общее
развитие:
формируется
эмоциональная
сфера,
совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в
жизни.
И
если
в
детстве
ребёнок
не
получил
полноценных
впечатлений,
то
это
впоследствии невосполнимо.
Итогом обучения является показатель высокого уровня усвоения программы до 70%, на
начало учебного года 32%. Дети принимали участие в различных мероприятиях, в том
числе и в городском вокальном конкурсе «Весенние нотки».
Знакомясь
с
языком
театра,
ребенок
погружается
в
мир
литературы,
музыки,
изобразительного и других видов искусств. Театральное искусство аккумулирует в себе
все возможности, которыми наделен человек. Именно эти занятия делают ребенка более
артистичным, обаятельным, а значит успешным. Театральные занятия в Школе проходят
в
виде
мини-уроков
актерского
мастерства,
развивают
индивидуальную,
творческую
деятельность, способствуют единению детей, их умению взаимодействовать между собой
и
педагогом,
обогащают
новыми
знаниями,
умениями,
навыками
и
закрепляют
их,
совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и
другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. При этом
решаются
и
речевые
задачи:
пополняется
словарный
запас
ребенка,
развивается
грамматический строй речи, связная речь, автоматизируются поставленные звуки. Одним
словом изучая азы театральной деятельности, ребенок решает одну из важных проблем
– развитие культуры речевого поведения в современном обществе, а также эти занятия
позволяют
обеспечить
всестороннее
развитие
интеллектуально-волевых
качеств
дошкольника, дают возможность сформировать у детей все психические процессы и такие
личностные
качества,
как
креативность,
любознательность,
ответственность,
самостоятельность, чувства коллективизма.
Следующее направление Школы - это хореография.
Искусство танца - великолепное средство воспитания и развития человека. Оно обогащает
духовный мир, помогает раскрыться ребенку, как личности. Систематические занятия
танцами формируют у детей навыки танцевальной техники, нравственно-волевые качества
личности, настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать
свои
движения.
Эти
занятия
обеспечивают
укрепление
физического,
психического
и
психологического
здоровья
детей;
развивают
у
детей
координацию,
чувство
ритма,
воображения, укрепляют и развивают мышечную систему, гибкость, пластику. Занятия
хореографией дарят уверенность в себе, учат выражать эмоции в движении, выплескивать
энергию в нужное русло.
На занятиях дети учатся не только достигать индивидуального результата и успеха, но и
быть частью коллектива, одним целым, работать в команде, уважать друг друга.
Хореография для детей – это польза
и радость одновременно. Это занятия, которые
обязательно оставят след в жизни ребенка.
С самого раннего возраста ребенок способен воспринимать окружающую его красоту. И
уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся, как это
прекрасно! Впечатления от первой встречи с искусством живут очень долго, порой всю
жизнь. Основной задачей обучения в области изобразительной деятельности в ШРТРР
является развитие наблюдательности детей, способности живо откликаться на события
жизни и первичное освоение художественных материалов. Для решения данной задачи,
занятия строятся таким образом, чтобы от занятия к занятию
дети развивали умение
видеть в природе многообразие форм и цвета, ценили красоту простых, обыденных
явлений. Нравственно-эстетическая отзывчивость формируется в процессе творческой
деятельности,
при
восприятии
произведений
(репродукции
художников,
репродукции
ДПИ), а так же при обсуждении творческих работ детей группы. Во время работы дети
используют
доступный
и
удобный
материал
(акварель,
гуашь,
цветные
карандаши,
цветную бумагу, клей ножницы и др.),
который позволяет
реализовать творческий
выплеск и освоить практические азы изобразительного искусства.
Для повышения творческой активности детей применяются и нетрадиционные способы
рисования
(рисование
на
мятой
бумаге,
набрызг,
рисование
ватными
палочками,
мыльными пузырями, используется в работе различный бросовый материал, такой как
яичная скорлупа, пенопласт, целлофан).
Поскольку дети дошкольного возраста все еще любят играть, большинство
занятий
строится
в
игровой
форме
с
применением
здоровье
сберегающих
технологий
(динамических пауз, физкульт. минуток, сказка - терапия, игра - терапия, музыка -
терапия и т.д.).
Введение
в
новую
тему
обязательно
сопровождается
какими-либо
литературными
произведениями:
сказками,
стихотворениями,
загадками,
а
так
же
музыкальным
сопровождением, что очень увлекает детей и повышает интерес к предмету. На занятиях
обязательно используется опыт и знания детей, полученные
ранее (знания о природе,
животных, насекомых, музыке, литературе и т.д.)
Итогом работы детей в области изобразительной деятельности в Школе является участие
обучающихся в выставках различного уровня.
Проводя мониторинг знаний, умений и навыков вводный, промежуточный и итоговый по
каждому
году
обучения
прослеживается
снижение
среднего
и
низкого
уровня,
увеличивается
количество
процентов
высокого
уровня
усвоения
программного
материала на 25%-28%.
В практике работы педагога проведение открытых занятий для родителей.
Для
обучающихся
и
их
родителей
ежемесячно
проходят
тематические
праздники,
выставки детского творчества, досуговые, развивающие и развлекательные программы,
которые имеют важную роль в социализации детей.
В конце учебного года проводится заключительное мероприятие – выпускной бал, на
котором дети показывают то, чему они научились в Школе.
Школа раннего развития – показала свою состоятельность, хороший помощник родителям
в развитии детей дошкольного возраста, и востребована временем.