Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Куркина Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №16
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитатель МДОУ д/c №16

Куркина В.А.

г. Москва

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,

когда

закладываются

основы

гражданских

качеств,

формируются

первые

представления

детей

об

окружающем

мире,

обществе

и

культуре.

В

дошкольном

возрасте

чувства

господствуют

над

всеми

сторонами

жизни

ребенка.

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям –

непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека

естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ,

а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую

Родину»

Д.С. Лихачев

В

детстве

начинается

длительный

процесс

познания

умом

и

сердцем

именно тех ценностей, которые лежат в основе человеческой морали.

Мораль – форма общественного сознания и отношений, поддерживаемая и

одобряемая

общественным

мнением,

которая

проявляется

в

функции

стимулирования и сдерживания поступков.

Функция педагога состоит в том, что с помощью него дети осваивают мир

социальных отношений. Именно в детстве дети адаптируется к общественной

жизни, морали, которые помогают удерживать свое поведение в рамках норм

и правил поведения, господствующий в обществе. Именно мораль – это

нравственный закон, воспринимаемый как осознанная необходимость.

Нравственно

моральные

качества

личности

первая

ступень

формирования нравственного и морального человека, которая закладывается

в

детстве.

Поэтому

главная

цель

педагога

создание

условий

для

приобщения

детей

к

нравственно

-

патриотическим

ценностям,

а

также

воспитание готовности следовать им.

Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе

общения

с

взрослыми.

Потребность

в

общении

важная

социальная

потребность,

и

взрослый

является

источником,

удовлетворяющим

эту

социальную потребность ребенка.

Быть

гражданином

значит

сознательно

и

активно

выполнять

гражданские обязанности и гражданский долг пред обществом, Родиной,

Обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм,

гуманное отношение к людям, добросовестное отношение к труду. Зачатки

этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет

жизни

пробуждать

в

нем

любовь

к

родной

земле,

воспитывать

черты

характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Малыш

впервые

открывает

Родину

в

семье.

Это

ближайшее

его

окружение,

где

он

черпает

такие

понятия,

как

«труд»,

«долг»,

«честь».

«Родина» и др.

Что доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может

волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живет. Например: Родная

природа! Именно она является - одина из сильных факторов воспитания

любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру

природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все

это источники формирования любви к родному краю.

Самые

яркие

впечатления

о

родной

природе,

полученные

в

детстве,

нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образе

воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое

чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в

детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался с ледяной

горки.

Воспитывая у людей любовь к природе, мы одновременно развиваем у

него

эстетическую

отзывчивость

на

все

прекрасное

в

окружающей

действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник

красоты. Недаром В.А. Сухомлинский придавал исключительное значение

воспитанию красотой: «От любования прекрасным и пониманию прекрасного

к

созданию

прекрасного

стремлению

жить

по

законам

красоты:

через

красивое - к человечному».

Ребенок видит трудовую жизнь города: строители возводят многоэтажный

дом, рабочие расширяют автомагистраль. В детском саду воспитатель и няня,

заведующая

и

повар,

врач

и

медицинская

сестра

выполняют

свои

обязанности.

Именно

наблюдая

за

трудом

взрослых,

ребенок

начинает

осознавать,

что

труд

объединяет

людей.

Требует

от

них

слаженности,

взаимопомощи, четкости знания своего дела, что труд взрослых надо беречь.

Эти

понятия

дети

осмысливают

с

помощью

взрослого.

Здесь

важны

специально организуемые наблюдения за трудовой деятельностью, умение

привлечь их внимание к нужному объекту, доходчивое разъяснение, меткое

слово, помогающее маленькому человеку вникнуть в суть происходящего.

Созидательная сила труда открывается ребенку не только благодаря тому,

что

он

увидел

и

услышал,

но

и

в

результате

собственного

участия

в

общественно – полезных делах. Если ребенок вместе со взрослыми посадил

деревце на ближайшей улице или в детском саду, участвовал в субботнике,

приводя в порядок двор, то он скорее сможет ощутить свою причастность к

трудовым

делам

людей,

проявить

бережное

отношение

к

народному

достоянию.

Особое значение имеет рождающее «чувство истории». Действительность

раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в

фактах, связанных с прошлым России. У маленького гражданина появляется

возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

Кто

же

помогает

открыть

Родину

маленькому

человеку?

Педагог

и

родители, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего

поколения.

Пусть

не

все

поймет

ребенок

сейчас,

но

след

в

его

сердце

останется, а позже он осмыслит цену завоеванного для него счастья.

Быть гражданином России – это непременно быть интернационалистом.

Одна

из

задач

воспитания

развивать

у

ребенка

эмоционально

положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим

нашу страну.

Правильное

отношение

к

людям

разных

национальностей

создается

у

ребенка под влиянием взрослых, благодаря постоянному соприкосновению с

окружающей

средой

и

общественными

событиями.

Ребенок

становится

свидетелем многих интересующих его явлений.

Природными богатствами, землей, техникой. Это обязывает педагога и

родителей

уже

сейчас

заботиться

о

формировании

в

ребенке

будущего

хозяина,

которому

присущи

такие

качества,

как

бережливость,

чувство

созидания, добросовестное отношение к труду и народному добру. Из наших

детей

должны

вырасти

не

только

хорошие

люди,

но

и

трудолюбивые,

честные, экономные хозяева.

Бережливость,

хозяйское

отношение

к

общественному

имуществу

вырастают

из

трудолюбия.

Труд

для

других

источник

формирования

общественного сознания. Ребенок в трудовой деятельности постигает важные

понятия: если все дружно трудятся – работа спорится; что одному не под

силу, всеми вместе легко преодолевается.

Каждому ребенку становится близка каждая мысль: все, что окружает тебя

– твое, мое, наше. Оно принадлежит всем, в том числе и тебе. И это надо

беречь.

Осознание

этого

не

только

предостережет

ребенка

от

эгоистичного,

потребительского

отношения

к

народному

достоянию,

но

и

поможет

созидателем и хранителем всех богатств, которые принадлежат народу и

служат общему благу.



В раздел образования