Напоминание

"Специальные образовательные условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образования"


Автор: Шурупова Татьяна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12
Населённый пункт: г.Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Специальные образовательные условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Специальные образовательные условия обучения детей с

расстройствами аутистического спектра в условиях образования.

учитель-дефектолог Т.В. Шурупова

МБДОУ д/с №12 г.Белгород

За

последние

десятилетия

количеством

детей

с

искаженным

психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра

(РАС) заметно возросло.

Д е т и

с

РАС

-

э то

це лы й

с пе кт р

на ру ше ний

р а з в и т и я ,

характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной,

волевой и когнитивной сфер и поведения в целом.

При работе с дети РАС в первую очередь следует обратить особое

внимание на развитие коммуникативных навыков, у таких детей имеются

трудности в установлении взаимодействия и отношения как с детьми, так и

со взрослыми, характерна чрезмерная ранимость и уязвимость по отношению

к себе, дети имеют значительные трудности произвольной организации себя в

пространстве и времени, невозможность ориентироваться в той или иной

коммуникативной или учебной ситуации.

На

данный

момент

существует

большое

количество специальных

учебных

пособий,

программ

приспособленных

для

детей

с

различными

трудностями обучения, взаимодействия и воспитания.

Цель,

которую

мы

перед

собой

ставим

в

обучении

и

воспитании

ребенка

с

РАС

- созданию

специальных

образовательных

условий

для

развития коммуникативных способностей у детей с РАС на основе учета

особенностей

состояния

их

когнитивной

и

коммуникативной

сфер,

для

успешной социализации в современном обществе.

Основная

задача

разработка

методических

рекомендаций

в

адрес

специалистов

по

созданию

специальных

образовательных

условий

для

ребенка с

расстройствами

аутистического

спектра

в

образовательной

организации.

Обращая

внимание

на

специфические

особенности

детей

с

РАС,

следует

в

первую

очередь

оказать

помощь

в

освоении

пространства

учреждения, растерянность, тревога уменьшатся, если ребенок четко усвоит

свое основное место занятий.

Во-вторых, такому ребенку необходима помощь в организации себя во

времени.

Ему

необходимо

усвоение

особенно

четкого

и

стабильного

расписания каждого текущего дня с его конкретным порядком переключения

от одного занятия к другому.

Планируя занятия и игровую деятельность такого ребенка, необходимо

помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом

истощении.

Поэтому

для

него

важно

организовать

индивидуальный

адаптированный

ритм

занятий

и

игр,

возможность

своевременного

переключения.

Все полученные умения и навыки необходимо закреплять и переносить

в

различные

жизненные

ситуации.

Работа

по

улучшению

социальной

адаптации должна идти в тесном взаимодействии с родителями.

Дети с РАС должны получить помощь в осознании того, что они любят

и не любят, к чему привыкли, что им хочется изменить, что такое хорошо и

что

такое

плохо,

чего

от

них

ждут

другие

люди,

где

границы

их

возможностей.

Все

это

они

могут

усвоить,

только

подробно

проживая,

сопереживая

все

возникающие

жизненные

ситуации

вместе

с

близкими

взрослыми - родителями, учителями.

При включении такого ребенка в среду обычных сверстников очень

важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. Важно,

чтобы ребенок заранее познакомился и с педагогом и с детьми.

Понимание

особенностей

детей

с

аутистическими

расстройствами

требует создания специальных организационных и содержательных условий

обучения

и

воспитания,

необходимых

для

успешного

включения

и

социальной адаптации ребенка в среде обычных сверстников, прежде всего

создания

адаптированной

образовательной

программы

по

ряду

учебных

предметов с составлением индивидуального учебного плана.



В раздел образования