Автор: Шурупова Татьяна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12
Населённый пункт: г.Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Специальные образовательные условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образования"
Раздел: дошкольное образование
Специальные образовательные условия обучения детей с
расстройствами аутистического спектра в условиях образования.
учитель-дефектолог Т.В. Шурупова
МБДОУ д/с №12 г.Белгород
За
последние
десятилетия
количеством
детей
с
искаженным
психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра
(РАС) заметно возросло.
Д е т и
с
РАС
-
э то
це лы й
с пе кт р
на ру ше ний
р а з в и т и я ,
характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной,
волевой и когнитивной сфер и поведения в целом.
При работе с дети РАС в первую очередь следует обратить особое
внимание на развитие коммуникативных навыков, у таких детей имеются
трудности в установлении взаимодействия и отношения как с детьми, так и
со взрослыми, характерна чрезмерная ранимость и уязвимость по отношению
к себе, дети имеют значительные трудности произвольной организации себя в
пространстве и времени, невозможность ориентироваться в той или иной
коммуникативной или учебной ситуации.
На
данный
момент
существует
большое
количество специальных
учебных
пособий,
программ
приспособленных
для
детей
с
различными
трудностями обучения, взаимодействия и воспитания.
Цель,
которую
мы
перед
собой
ставим
в
обучении
и
воспитании
ребенка
с
РАС
- созданию
специальных
образовательных
условий
для
развития коммуникативных способностей у детей с РАС на основе учета
особенностей
состояния
их
когнитивной
и
коммуникативной
сфер,
для
успешной социализации в современном обществе.
Основная
задача
разработка
методических
рекомендаций
в
адрес
специалистов
по
созданию
специальных
образовательных
условий
для
ребенка с
расстройствами
аутистического
спектра
в
образовательной
организации.
Обращая
внимание
на
специфические
особенности
детей
с
РАС,
следует
в
первую
очередь
оказать
помощь
в
освоении
пространства
учреждения, растерянность, тревога уменьшатся, если ребенок четко усвоит
свое основное место занятий.
Во-вторых, такому ребенку необходима помощь в организации себя во
времени.
Ему
необходимо
усвоение
особенно
четкого
и
стабильного
расписания каждого текущего дня с его конкретным порядком переключения
от одного занятия к другому.
Планируя занятия и игровую деятельность такого ребенка, необходимо
помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом
истощении.
Поэтому
для
него
важно
организовать
индивидуальный
адаптированный
ритм
занятий
и
игр,
возможность
своевременного
переключения.
Все полученные умения и навыки необходимо закреплять и переносить
в
различные
жизненные
ситуации.
Работа
по
улучшению
социальной
адаптации должна идти в тесном взаимодействии с родителями.
Дети с РАС должны получить помощь в осознании того, что они любят
и не любят, к чему привыкли, что им хочется изменить, что такое хорошо и
что
такое
плохо,
чего
от
них
ждут
другие
люди,
где
границы
их
возможностей.
Все
это
они
могут
усвоить,
только
подробно
проживая,
сопереживая
все
возникающие
жизненные
ситуации
вместе
с
близкими
взрослыми - родителями, учителями.
При включении такого ребенка в среду обычных сверстников очень
важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. Важно,
чтобы ребенок заранее познакомился и с педагогом и с детьми.
Понимание
особенностей
детей
с
аутистическими
расстройствами
требует создания специальных организационных и содержательных условий
обучения
и
воспитания,
необходимых
для
успешного
включения
и
социальной адаптации ребенка в среде обычных сверстников, прежде всего
создания
адаптированной
образовательной
программы
по
ряду
учебных
предметов с составлением индивидуального учебного плана.