Автор: Коваль Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Магистральная СОШ"
Населённый пункт: поселок Магистральный, Омская обл., Омский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учебно-познавательные игры на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магистральная средняя общеобразовательная школа Омского
муниципального района Омской области»
Применение учебно-познавательных задач на
уроках в начальной школе как средство
реализации системно-деятельностного
подхода.
Методическая разработка
для педагогов начальных классов
Разработал:
учитель начальных классов
О. А. Коваль
2016
Печатается по решению
Методического совета
МБОУ «Магистральная СОШ»
Протокол от 30 .05.2016 г. № 7
Рецензент:
Авдеева Р.В. , зам.директора по УВР
МБОУ «Магистральная СОШ»
Автор:
Коваль О.А.
Применение
учебно-познавательных
задач
на
уроках
в
начальной
школе
как
средство
реализации
системно-деятельностного
подхода:
Методическая разработка.- Магистральный, 2016.-24 с.
Методическая разработка
содержитописание учебно-познавательных
игр, направленных на формирование новых знаний, развитие мышления,
памяти,
наблюдательности
и
создание
у
обучающихся
положительного
эмоционального
настроя.
Автор
предлагает
разработанные
учебно-
познавательные
игры
базового
и
повышенного
уровня,
которые
способствуют
развитию
умений
рассуждать,
высказывать
своё
мнение
и
стимулируют активность всех детей в процессе обучения. Данная разработка
адресована учителям начальных классов для применения на уроках русского
языка, окружающего мира и для подготовки детей к участию в предметных
олимпиадах.
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………4
1 Назначение учебно-познавательных игр………………………………...6
2 Применение учебно-познавательных игр на уроках в начальной
школе…………………………………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………..16
Приложение…………………………………………………………………..17
3
Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным –
вот задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский.
Введение
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно,
зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным
является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не
только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент,
но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый
познавательный
интерес
и
внимание
формируются
разными
средствами.
Одним
из
них
является
учебно-познавательная
игра.
Все
необычное,
неожиданное
вызывает
у
детей
богатое
своими
последствиями
чувство
удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой
учебный
материал.
Игра
ставит
ученика
в
условие
поиска,
пробуждает
интерес
к
победе,
а
отсюда
стремление
быть
быстрым,
внимательным,
ловким,
собранным,
уметь
четко
выполнять
задания,
соблюдать
правила
игры.
Учебно-познавательная игра может использоваться, и как форма обучения, и
как самостоятельная игровая деятельность. Ее систематическое применение
способствует повышению эффективности психолого - педагогической работы
по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Из всего выше изложенного следует, что через учебно-познавательную игру
учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и
действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений,
делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса.
А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в
начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление,
умение связывать теоретический материал с практикой.
«Как ребенок играет, так он и будет работать», - говорил А.С.Макаренко.
Природа
создала
детские
игры
для
всесторонней
подготовки
к
жизни.
Поэтому
они
имеют
генетическую
связь
со
всеми
видами
деятельности
человека и выступают как детская форма и познания, и труда, и общения, и
искусства, и спорта. Именно при умелом руководстве со стороны взрослых
игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым,
незнайку – знающим, неумелого – умелым. Словно волшебная палочка, игра
может изменить отношение детей к тому, что порой им кажется слишком
обычным,
скучным.
Без
учебно-познавательных
игр,
без
творческого
воображения невозможно представить полноценное обучение. Очень важно,
чтобы мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не
закрывался перед ребенком классной дверью.
4
Известный
педагог
С.
Т.
Шацкий
называл
учебную
игру
жизненной
лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы: «Когда
человек
играет,
он
повышает
свои
эмоции».
В
игре
воспитываются:
сознательная
дисциплина,
дети
приучаются
к
соблюдению
правил,
справедливости,
умению
контролировать
свои
поступки,
правильно
и
объективно оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство
самовыражения, проба сил. И что очень важно, игра сближает взрослых и
детей, помогает установить более тесный контакт.
Исследователями проверено и доказано резкое возрастание у детей интереса
к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебные
задачи становятся для учащихся более доступными. В учебно-познавательной
игре дети попадают в ситуации, позволяющие им критически оценивать свои
знания в активном действии, приводить эти знания в систему.
Существует трехступенчатая мотивация игры: «ХОЧУ», «НАДО», «МОГУ»,
в
которой заключен основной механизм ее влияния на личность, секрет
самовоспитания.
Отсюда
легко
вывести
соответствующие
направления
педагогического
руководства игровой деятельности:
-
вовлекать
детей
в
учебно-познавательнуюигру,
использовать
особые
приемы, побуждающие желание играть: «Хочу играть»;
- помогать действовать по правилам и решать игровые задачи «Так надо»;
- развивать творческий потенциал ребенка в процессеучебно-познавательной
игры,
способствовать
появлению
адекватной
самооценки
и
чувства:
«Я
могу».
В свое время Монтель точно подметил, что игры взрослых и детей – разные.
Их главное отличие состоит в том, что у взрослых людей игра и труд –
противоположные явления. У детей же они очень часто слиты. Между игрой
и трудом нет строгой границы.
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является
развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,
умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике,
легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Учебно-познавательные
игры,
с
одной
стороны,
спо собствуют
формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или
повторению
и
закреплению
пройденного,
т.е.
решают
определенные
дидактические
задачи.
С
другой
стороны,
они
способствуют
развитию
мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей
вырабатывается
привычка
мыслить
самостоятельно,
сосредотачиваться,
проявлять инициативу.
В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует
серьезности,
мобилизации
усилий,
деятельности
детей.
Учебно-
познавательная
игра
имеет
две
цели:
одна
из
них
обучающая,
которую
преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.
5
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение
программного материала.
1.Назначение учебно-познавательных игр
В
самом
термине
«учебно-познавательная
игра»
подчеркивается
педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения.
Учебно-познавательную игру не надо путать с забавой.
Учебно-познавательную игру следует отличать от игры вообще и игровой
формы занятия, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается
на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как
средство
побуждения,
стимулирования
учащихся
к
деятельности.
В
ходе
учебно-познавательной
игры
происходит
процесс
обучения,
который
стимулирует
активность
всех
детей.
Учебно-познавательная
игра
способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при
этом
ошибиться, ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как
неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В учебно-познавательных
играх есть возможность формировать новые знания.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,
мыслить
самостоятельно,
развивается
внимание,
стремление
к
знаниям.
Увлёкшись,
дети
не
замечают,
что
учатся:
познают,
запоминают
новое,
ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений,
понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в
игру
с
огромным
желанием,
прилагают
все
усилия,
чтобы
не
подвести
товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно
учебно-познавательныеигры
самым
тесным
образом
связаны
с
учебно-
воспитательным
процессом.
Они
используются
в
качестве
одного
из
способов обучения различным предметам в начальной школе.
Учебно-познавательная игра– это вид деятельности, занимаясь которой, дети
учатся. Учебно-познавательная игра, как и каждая игра, представляет собой
самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может
быть
индивидуальной
или
коллективной.
Данная
игра
является
ценным
средством
воспитания
действенной
активности
детей,
она
активизирует
психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу
познания.
В
ней
охотно
дети
преодолевают
значительные
трудности,
тренируют
свои
силы,
развивают
способности
и
умения.
Она
помогает
сделать
любой
учебный
материал
увлекательным,
вызывает
у
учеников
глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает
процесс
усвоения
знаний.
В
учебно-познавательных
играх
ребёнок
6
наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или
иным
признакам,
производит
доступный
ему
анализ
и
синтез,
делает
обобщения.
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается
уровень
его
развития.
Поэтому
учебно-познавательнаяигра
требует
индивидуального
подхода
к
детям.
Учитель
должен
считаться
с
индивидуальными
особенностями
каждого
ребёнка
при
выборе
задания,
постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее,
одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне
самостоятельного
решения.
Особого
внимания
требуют
дети
робкие,
застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не
решается
ответить,
смущенно
молчит.
Учитель
помогает
ему
преодолеть
застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его
вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).
Учебно-познавательные игры особенно необходимы в воспитании и
обучении детей начальных классов. В них удаётся сконцентрировать внешне
даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре,
а
затем
и
к
тому
учебному
материалу,
без
которого
участие
в
игре
невозможно.
Недооценка
или
переоценка
учебно-познавательной
игры
отрицательно
сказывается
на
учебно-воспитательном
процессе.
При
недостаточном
использовании
учебно-познавательных
игр
снижается
активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при их
чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в
неигровых условиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что учебно-познавательная игра
при включении ее в урочную деятельность способствует успешной учебной
деятельности.
Учебно-познавательные
игровые
формы
обучения
способствуют
социальным
и
практическим
навыкам,
вызывают
у
детей
желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.
7
2. Применение учебно-познавательных игр на уроках в
начальной школе
Осуществляя индивидуальный подход, я создаю условия для успеха
ребенка на каждом уроке, сопоставляя его достижения с теми, которые были
у него вчера, т. е. формирую рефлексивное сознание. Предложенные задания
делаю доступными, трудность наращиваю постепенно.
Данные
учебные
игры
составляю,
как
для
работы
в
группах,
в
парах,
так
и
для
индивидуальной работы. Использовать такие игры можно при закреплении,
обобщении, повторении
пройденного материала,
а так же при изучении
нового материала, создавая проблемную ситуацию.
Если
провожу
работу
в
группе,
то
для
каждой
группы
готовлю
по
две
карточки разного цвета. На одной составляю таблицу с заданием, а на другой
расставляю
точки
и
подписываю
их
числами,
но
предварительно
придумываю рисунок. Если дети соединят точки правильно по заданию, то у
них получится рисунок, который я придумала.
На уроках русского языка предлагаю детям игру «Соедини точки» по
теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».
Даю детям задание: перед вами лежат две карточки. На одной – таблица с
заданием, на другой – точки, обозначенные числами. (Приложение 1)
Внимательно прочитать каждое предложение и
выбрать букву, которую
нужно вставить на конце слова. Если в первом предложении выбрали глухую
согласную (к), то на второй карточке соединяете точки, которые обозначены
числами 3-4. Читаете второе предложение и выбираете правильно букву,
смотрите на числа в колонке под выбранной вами буквой, если выбрали
звонкую
согласную,
значит,
соединяете
точки
под
номерами
4-5
и
так
работаете над каждым предложением. Если правильно выберите буквы, то
должен получиться рисунок.
Игра «Соедини точки».
№
п/п
Предложения с пропущенными буквами
Звонкая
Глухая
1
Я в тесто добавляю ма…(г/к).
1-5
3-4
2
На арену вышел ма…(г/к).
4-5
5-2
3
Лень- это большой поро…(г/к).
2-4
5-6
4
Я еле отмыла наш поро…(г/к).
6-9
4-7
5
У меня нет ко…(з/с), и ленты мне не нужны.
7-3
5-13
6
Это молоко от наших ко…(з/с).
13-3
3-10
7
У сейфа надежный ко..(д/т).
3-2
6-10
8
8
Я набрал воды в ро…(д/т).
2-13
3-6
9
На дереве созрел сладкий пло…(д/т).
6-1
9-13
10
Мальчики построили пло…(д/т).
3-1
7-8
11
Я не могу переплыть пру…(д/т).
7-10
10-8
При проверке учащиеся поднимают свои рисунки. По рисунку видно,
допустили дети ошибки или выполнили все верно. К данной таблице должен
получиться рисунок «Лист дерева» (Приложение 1.1)
Подобные игры составляю к урокам русского языка при изучении тем:
«Слова
с
двойными
согласными»,
«Правописание
безударных
гласных
в
корне слова», «Правописание непроизносимых согласных», «Приставки и
предлоги» и другие, а так же на уроках окружающего мира. К каждой игре
придумываю свой рисунок.
Можно
использовать
этот
вид
учебной
игры
при
работе
над
словарными словами. Данная таблица составлена для учащихся 2 класса.
Учитель сообщает учащимся, что перед ними лежат два листа. На одном,
таблица,
в
которой
записаны
словарные
слова,
а
на
другом
стоят
пронумерованные точки. (Приложение 2)
Нужно выбрать гласную букву (а или 0), внимательно посмотреть какими
числами обозначены данные точкии правильно соединить точки на другом
листе. Если правильно вставите буквы, то получиться рисунок. При проверке
дети поднимают свои рисунки и четко видно, кто справился без ошибок, кто
допустил ошибку, а кто нашел свою ошибку и исправил.
№
п/
п
Словарные слова
Гласная о
Гласная а
1
Р..бота
1-2
2-5
2
С..поги
3-7
8-9
3
Р..бочий
7-8
10-11
4
Т..пор
1-3
2-9
5
М..л..ток
11-19
6-12
6
М..шина
8-10
4-6
7
Д..рога
19-7
11-15
8
Гор..д
10-12
14-7
9
Быстр..
7-5
1-5
10
З..вод
1-4
12-13
11
Л..пата
14-15
4-2
12
Н..род
8-11
8-16
13
Скор..
17-18
6-14
9
14
Пр..щай
13-2
4-7
15
М..роз
9-16
9-5
Получиться рисунок «дерево». (Приложение 2.1)
Можно дополнить таблицу другими словарными словами или взять меньше
слов, но при этом помнить, что нужно будет изменить и рисунок.
По теме «Предлог и приставка»(Приложение 3)
№
п/
п
Слова со скобками
Предлог
Приставка
1
(с)летел
2-9
2-5
2
(с)дерева
1-3
6-16
3
(под)полз
17-21
4-6
4
(под)соломинку
7-8
4-16
5
(про)нес
16-9
5-9
6
(про)кота
10-11
4-10
7
(до)ехал
19-8
12-13
8
(до)школы
14-15
19-11
9
(по)крыше
16-17
6-19
10
(по)ходил
21-7
18-12
11
(со)гнал
10-8
10-19
12
(со)скамейки
18-20
10-20
13
(на)клеила
11-20
20-14
14
(на)тетрадь
16-21
11-15
15
(от)крывать
20-13
4-21
16
(от)дома
2-22
20-12
17
(у)бежал
18-14
9-22
18
(у)папы
22-3
18-13
При планировании урока вспоминать о знаменательных датах своей
страны,
реализовывать
связь
с
жизнью.
Можно
придумывать
не
только
рисунки, но и использовать надписи (12 апреля, 9 мая, День Победы и т. д.)
При проверке темы «Предлог и приставка» у учащихся должна появиться
надпись «9 мая»(Приложение 3.1)
Те м а
« М я г к и й
з н а к
н а
ко н ц е
с у щ е с т в и т е л ь н ы х п о с л е
шипящих»(Приложение 4)
№
п\
Слова с пропусками
Сущ.
Ж.р.
Сущ.
М.р.
10
п
1
Наступила темная ноч_.
1-4
12-2
2
В лесу проснулся ландыш_.
2-3
2-5
3
Проросла озимая рож_.
1-3
2-1
4
Прилетел молодой грач_.
6-4
3-6
5
В лесу наступила тиш_.
7-2
3-4
6
В зоопарке появился врач_.
6-7
8-9
7
В норке запищала мыш_.
10-11
4-12
8
Делает шаги малыш_.
12-5
7-12
9
У меня есть модный плащ_.
5-7
10-13
10
Дачу охранял сторож_.
8-16
1-14
11
Студент начертил чертеж_.
9-10
14-15
12
Приехала скорая помощ_.
16-17
11-13
Как вы думаете, что это за загадочный рисунок у вас получился?
Правильно, это ребус. (Приложение 4.1). Отгадайте и запишите в тетрадь.
(Пенал) И дальше можно продолжить работу со словарными словами.
Тема «Падеж имени существительного ».
Эту
игру
провожу,
как
для
закрепления
изученной
темы,
так
и
для
повторения пройденного ранее материала. Детям даю задание: определить
падеж у существительных в каждом предложении. Внимательно посмотреть
на
числа
в
колонке
под
выбранным
вами
падежом.
На
другом
листе
соединить
точки,
которые
обозначены
данными
числами.(Приложение
5)
Если
правильно
определите
падеж
у
существительных
в
каждом
предложении, то получится четкая картинка-рисунок.
№
п/
п
Предложения
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
1
Был за рощей.
10-1
10-11
10-3
10-4
1-2
10-5
2
Бьет из-под земли.
8-16
3-4
8-13
3-5
9-15
4-14
3
Скатился с окошка.
9-5
4-5
9-14
9-2
9-6
9-4
4
Поехала за город.
3-5
3-15
3-7
6-7
3-8
3-1
5
Отнесли за озеро.
1-5
1-4
2-15
8-9
2-5
2-7
6
Кружил над степью.
7-14
7-1
2-6
10-12
9-3
4-12
7
Потемнели дороги.
8-10
5-2
8-3
6-13
14-5
8-1
8
Сидит на пеньке.
9-5
1-12
6-14
6-11
3-1
10-16
9
Надел шапку.
5-7
5-6
11-6
11-12
5-8
5-10
10
Садится на ветку.
12-1
12-2
12-7
12-6
12-8
12-9
11
Была под елью.
4-2
4-1
4-14
4-15
2-13
4-9
12
Вышли из домиков.
2-8
13-14
2-10
2-15
2-5
2-4
11
13
Пищат в гнезде.
6-1
6-4
6-5
6-15
6-14
14-15
14
Пишу другу.
11-9
11-4
15-5
11-5
11-3
11-8
15
Вышли артисты.
16-1
14-7
14-4
14-9
16-8
9-11
Игра закончена, играющие поднимают карточки с рисунками. Рисунок
«Яблоко». (Приложение 5.1) Если эта работа в группах, то у каждой группы
свой рисунок. По рисунку видно, допустили дети ошибки или выполнили все
верно. Каждая группа оценивает свою работу, что получилось, что нет.
Учебно-познавательные
игры
интересны
тем,
что
их
можно
использовать на любом уроке, а так же
и во внеурочной деятельности
обучающихся. Используя игровую деятельность любой этап
урока можно
оживить. Можно использовать данные игры и на уроках окружающего мира.
Данные задания взяла из рабочей тетради «Окружающий мир» для учащихся
2 класса, дополнила и придумала к ним рисунки. Тема «Если хочешь быть
здоров».
Задание: посмотрите на таблицу, какие советы даны всерьез, а какие в
шутку?
Если совет дан всерьез, то соедини пронумерованные точки под
ответом «Да», если в шутку, то соедини пронумерованные точки под ответом
«Нет». Пронумерованные точки соединяйте на другом листе.
(Приложение 6)
Получиться рисунок, если ваши ответы будут правильными
№
п/
п
Советы
Да
Нет
1
Чистить зубы надо два раза в день – утром и
перед сном.
1-5
1-8
2
Почистив зубы на ночь, съешь конфету,
чтобы во рту остался приятный вкус.
1-4
2-3
3
Верхние зубы надо чистить движением
сверху вниз, нижние – снизу вверх.
3-4
7-4
4
Чистить зубы надо только с наружной
стороны, а с внутренней достаточно провести
языком.
2-9
6-7
5
Чтобы хорошо почистить зубы, требуется не
меньше трех часов.
3-9
5-8
6
У каждого должна быть собственная зубная
8-2
5-4
12
щетка; чужой щеткой пользоваться нельзя.
7
Надо мыть тело мылом и мочалкой не реже
одного раза в неделю.
1-7
5-2
8
Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день –
утром и перед сном.
6-9
6-4
9
Руки мой с мылом несколько раз в день,
особенно перед едой.
7-2
6-1
10
Не забывай насухо вытирать их своим
полотенцем.
9-4
3-7
При
проверке
дети
поднимают
вверх
листы
с
рисунком
«ракета».
(Приложение 6.1)
Задание для детей: прочитайте советы, какие из них даны всерьез, а
какие в шутку? Если всерьез, соедини точки, обозначенные числами под
словом «Да», если в шутку,соедини точки, обозначенные числами под словом
«Нет».(Приложение 7)
№
п/п
Советы
Да
Нет
1
Всегда клади локти на стол.
1-6
1-9
2
Не разговаривай с полным ртом.
2-5
6-13
3
Всегда бери с блюда лучший кусок!
3-6
3-4
4
Прихлебывай погромче.
9-12
6-7
5
Не ешь с ножа.
8-10
10-7
6
Не пользуйся салфеткой, а вытирай руки об
одежду.
8-2
11-12
7
Пища не должна быть очень горячей.
3-13
2-7
8
Утром перед школой надо обязательно
завтракать. Иначе на уроках может заболеть
голова, снизятся внимание и
работоспособность.
10-14
1-2
9
Нужно есть разнообразную пищу, чтобы
получать все необходимые питательные
вещества.
15-16
3-1
10
Ужинать нужно не меньше чем за два часа
до сна. Наедаться прямо перед сном очень
вредно.
17-18
16-9
Проверка: поднимите карточку с рисунком вверх, что у вас получилось?
Рисунок « Снежинка» (Приложение 7.1)
13
При
подготовке
детей
к
олимпиадам,
конкурсам,
различным
турнирам
предлагаю учащимся задания повышенной сложности.
Задание детям: определите тип питания птицы, н – насекомоядные, х –
хищные, р – растительноядные, с – смешанного питания. На другой карточке
соедините
пронумерованные
точки
в
соответствии
с
типом
питания.
(Приложение 8)
№
п/п
Птицы
н
х
р
С
1
Ястреб
4-2
1-8
2-6
3-6
2
Дятел
2-1
8-3
5-6
2-3
3
Синица
1-4
1-5
1-3
1-7
4
Клест
3-8
3-6
3-5
8-7
5
Снегирь
2-8
3-6
4-6
5-1
6
Орел
7-8
6-8
8-3
7-2
7
Тетерев
2-8
3-4
2-5
1-6
8
Глухарь
3-8
2-1
5-7
5-6
Ответ:ястреб – х, дятел – с, синица – н, клест – р, снегирь – р, орел – х,
тетерев – р, глухарь – р.
Если
определили
правильно
тип
питания
птиц,
то
должен
получиться
рисунок «Кораблик» (Приложение 8.1)
Использование
учебно-познавательных
игр
дает
возможность
учителю
продуктивно работать на уроке и позволяет образовавшийся резерв времени
использовать
для рефлексии. Ежедневные содержательные рефлексии,
помогают
оценить
ребенку,
насколько
увеличились
знания,
которые
формируются в ходе учебной деятельности. Постепенно, опираясь на данные
учителем игры, дети
самостоятельно составляют свои
учебные игры и
придумывают рисунки к ним.
14
Заключение
В
результате
могу
сказать,
что
в
педагогической
работе
большое
внимание следует уделять учебно-познавательной игре на уроке. Игры можно
использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового
материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить
в
активную
познавательную
деятельность
большее
число
учащихся.
Она
должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи
активизации
познавательной
деятельности,
и
быть
основной
ступенью
в
развитии
познавательных
интересов
учащихся. Учебно-познавательнаяигра
помогает
учителю
донести
до
учащихся
трудный
материал
в
доступной
форме.
Таким образом, учебно-познавательнаяигра - это игра только для детей.
Для учителя - это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она
создаёт "зону ближайшего развития" для каждого ученика, совершенствует
его познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение и
т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально-
пассивных
детей
в
учебной
деятельности,
даёт
ощущение
свободы
и
раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и
релаксирующее значение игры - возможность ученику передохнуть, снять
чувство давящей напряжённости.
Главное
-
уважение
к
личности
ученика,
не
убить
интерес
к
работе,
а
стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в
своих силах.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые приемы
работы
на
уроке
в
полной
мере
позволяют
расти
как
ученикам,
так
и
учителю.
15
Список литературы
1.
Актуальные
вопро сы
формирования
интере са
в
о бу ч е н и и .
Учебное пособие по ред. Г.И. Щукиной; М.1984
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!; М., 1983.
3.
Бёрн
Э.
Игры,
в
которые
играют
люди.
Люди,
которые
играют
в
игры.;Лениздат, 1992.
4.
Брунер
Дж.
Психология
познания
/перевод
под
ред.
А.Р.Лурия/;
М.,Прогресс, 1977.
5.
Бую
Т.А.
Игра
в
эстетическом
воспитании
младшего
школьника.
Начальная школа, 1997, №2
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы
психологии,1966.—№6. с.46.
7. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.,1988,с.6-12.
8. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой; М.1991
9. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?; М.,1997,с.72.
10. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках.
Начальная школа, 1997, №6
11. Игра как нестандартная форма учета знаний. Начальная школа, 1994, №12
12. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании; М.,1979. с.201-203.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология(Развитие ребёнка от рождения до
17 лет).Учебное пособие, 5-е издание; М., 1999г. с.120-139.
14. Макаренко А. С. Сочинения в 4 томах; М., 1957, т. IV
15.
Масловская
Т.А.
Дидактические
игры
на
уроках
математики.
Начальная школа. 1997, №2
16. Минский Е. М. От игры к знаниям; М., 1982.
17. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком; М., 1990.
с.61.
18.
Обухова
Л.Ф.
Возрастная
психология.
Учебное
пособие;
М . :
Педагогическое общество России,2000, с. 312-336.
19.
Подласый
И.П.
педагогика
начальной
школы.
Учебное
пособие;
М.,ВЛАДОС,2001 с. 71.
20. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры; М.,
"Просвещение" ,1999.
21. Сухомлинский В.А. О воспитании.; М., 1985.
22. Эльконин Д.Б. Психология игры.; М., 1978.
16
2
3
7
6
4
1
2
3
7
6
4
1
13
13
17
м
12
10
11
19
7
5
4
1
6
18
8
15
17
14
3
13
2
2
5
12
10
11
19
7
5
4
1
6
18
8
15
17
14
3
13
2
2
5
18
9
16
16
9
19
20
21
7
16
14
16
14
2
22
1
13
5
4
3
12
9
15
16
7
2
8
10
18
1
13
5
4
3
12
9
15
16
7
2
8
10
18
23
8
2
5
3
8
2
5
3
24
24