Автор: Кузнечикова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 101 "Машенька" (МДОУ № 101 " Машенька")
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: учебная программа
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА "МАЛЫШОК" В УСЛОВИЯХ ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 101 «Машенька»
(МДОУ № 101 «Машенька»)
ТЕМА:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА
«МАЛЫШОК» В УСЛОВИЯХ ДОУ».
Подготовила воспитатель:
Н.А. Кузнечикова
Вологда
2017 г.
Здравствуйте,
уважаемые
коллеги!
Я,
воспитатель Муниципального
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего
вида
№
101
города
Вологда
«Машенька»
Кузнечикова
Наталья
Александровна.
С 2016 года на базе нашего учреждения я веду кружок «Малышок»
для детей младшего дошкольного возраста. В данной статье мне бы хотелось
познакомить
Вас
со
своей
программой
кружка
и
результатами
его
деятельности. Надеюсь мой опыт в данной сфере пригодиться кому-нибудь
еще.
«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек
открывает прекрасное в самом себе».
(Василий Александрович Сухомлинский)
«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему
возможность всестороннего развития своих задатков».
(Карл Маркс, Фридрих Энгельс)
Цель
программы
кружка:
развитие
художественно-творческих
способностей
детей
младшего
дошкольного
возраста
посредством
комплексных занятий на кружке «Малышок».
Основные задачи программы кружка:
содействие
овладению
элементарными
навыками
и
умениями
изобразительной
деятельности,
усвоению
знаний
о
разнообразных
материалах, используемых на занятиях рисованием;
ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их
п р и ме н е н и е м,
в ы р а зи т е л ь н ы ми
во змож н о с тя ми ,
с в о й с т в а м и
изобразительных материалов;
создание условий для формирования творческой личности;
развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
формирование чувства цвета;
воспитание
выдержки,
волевого
усилия,
способности
быстро
переключать внимание;
содействовать формированию обычных учебных умений и навыков
(правильно сидеть за столом, правильно ориентироваться на рабочем месте,
держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
развитие речи: увеличение пассивного и активного словаря детей;
развитие общей и мелкой моторики.
Новизна и уникальность данной программы заключается в том, что
каждое занятие содержит несколько различных видов деятельности: занятия
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, предметной и
художественно-продуктивной деятельности, занятия по развитию моторики,
что
очень
важно
для
детей
данного
возраста,
поскольку
дети
легко
утомляются и быстро возбуждаются от однообразных действий. Частая смена
деятельности
помогает
сохранить
внимание
детей
на
протяжении
всего
занятия и снимает утомляемость. Все игры и упражнения, включенные в одно
занятие, объединены одним сюжетом, что делает переход от одной части к
другой плавным и тематически логичным.
Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги, при
поступлении ребенка в дошкольное учреждение, - его адаптация в новой
среде. Особенно остро проблема это стоит в группах раннего и младшего
дошкольного возраста. Начиная посещать детский сад, ребенок вынужден
ломать
свои
ранее
сформированные
стереотипы,
и
помимо
иммунной
и
физиологической
ломки,
преодолевать
психологическую
преграду.
Стресс
может вызвать у ребенка защитную преграду в виде отказа от еды, сна,
общения с окружающими, ухода в себя другое.
Чтобы избежать всего этого, необходимо сделать переход ребенка из
семьи в дошкольное учреждение по возможности плавным. Занятия в кружке
«Малышок» решают эту проблему.
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и
литературе
преобладает
жестокость
и
агрессия,
дети
зачастую
либо
замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными
эмоциями. Именно поэтому в программу кружка включена форма работы -
нетрадиционное
рисование
детей,
способствующее
успешной
адаптации
детей
дошкольного
возраста
в
условиях
временного
коллектива,
стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности
в
себе,
агрессивности.
Содержание
данной
программы
насыщенно,
интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам
деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации
своих художественных желаний и возможностей и не только.
"Все
мы
родом
из
детства…".
Эти
прекрасные
слова
принадлежат
психологу
Антуане
Сент-Экзюпери,
и
они
могли
бы
быть
своего
рода
эпиграфом
к
работе
психологов,
в
первую
очередь
детских
психологов,
которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек
в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и на протяжении
такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается
то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу.
Еще Л. Н. Толстой писал: "Разве не тогда приобрел все то, чем я теперь
живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не
приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А
от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние." Конечно, это
некоторое преувеличение. Но не случайно сейчас внимание психологов все
больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития личности
человека. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования
способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему
дать возможность для наиболее полного развития.
Нужно воспитывать и развивать ребенка так, чтобы он в будущем мог
создавать что-то новое, стал творческим человеком.
Формирование
творческих
способностей
ребенка
обусловлено
не
только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными
занятиями,
организуемыми
в
дошкольных
учреждениях.
Музыка,
пение,
рисование,
лепка,
игра,
художественная
деятельность
-
все
это
является
благоприятными условиями для развития творческих способностей.
Я бы хотела обратить внимание на комплексные занятия, в которых
развитие
творческих
способностей
реализуется
средствами
разных
видов
искусства.
Классификация комплексных занятий.
1).
По
содержанию
комплексные
занятия
могут
быть
достаточно
разнообразными и осуществляться в разных вариантах:
отдельные
блоки
занятий
по
введению
детей
в
мир
искусства
(музыкального и изобразительного);
блоки занятий, объединенных по наиболее интересным для детей
темам: "Зоопарк", "Любимые сказки";
блоки
занятий
по
знакомству
детей
с
творчеством
писателей,
музыкантов, художников и их произведениями;
блоки
занятий
на
основе
работы
по
ознакомлению
детей
с
окружающим миром, с природой;
блок занятий по ознакомлению с народным искусством;
блок занятий по нравственному и эмоциональному воспитанию.
2). Структура комплексных занятий зависит от возраста ребенка, от
накопления чувственного опыта: от живого наблюдения к рассматриванию
картин, к восприятию образа в стихах, музыке.
3-4
года
-
живое
наблюдение
предмета
или
явления
плюс
яркая
иллюстрация его.
4-5 дет - яркая иллюстрация или картина, небольшое литературное
произведение.
5-6 лет - литературное произведение плюс несколько репродукций,
позволяющих выделить выразительные средства; музыкальное произведение
или песня (как фон или как самостоятельная часть занятия).
6-7
лет
-
художественное
произведение
плюс
2-3
репродукции
(изображающие
либо
сходный
пейзаж
либо
различный)
либо
описание
предмета
или
явления
в
2-3
стихотворениях
(сравнение,
сопоставление);
музыкальное произведение (в сравнении - какое подходит к репродукции или
стихотворению).
Отбор содержания для проведения комплексных занятий.
Для того, чтобы провести комплексное занятие необходимо правильно
отобрать произведения искусства (литературы, музыки, живописи):
доступность
произведений
искусства
детскому
пониманию
(опираться на детский опыт);
реалистичность
произведений
художественной
литературы,
живописи;
привлекательность для детей, по возможности следует подбирать
произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающий эмоциональный
отклик в душе ребенка.
Наиболее эффективной формой интеграции разных видов искусства
является их объединение в своеобразные блоки различной тематики. Блоки
должны быть вариативными, чтобы каждый педагог мог выбирать то, что
соответствует
его
возможностям
(состав
группы,
условия
дошкольного
учреждения и т. д.).
Работа по блокам предполагает интеграцию разных видов деятельности
на интересном для детей содержании и концентрацию внимания на этом
содержании,
осваиваемом
в
разных
видах
деятельности
(чтение
произведений детской литературы, рисование, лепка, аппликация, слушание
музыки и пения, восприятие и осмысление изобразительного искусства).
Для
организации
кружка
«Малышок»
было
выбрано
методическое
пособие «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста»
Екатерины Евгеньевны Хомяковой рекомендовано ФГОС. В данном пособии
собраны конспекты комплексных игровых занятий. Все игры и упражнения
включены в одно занятие и объединены одним сюжетом, что делает переход
от одной части к другой плавным и тематически логичным. Каждое занятие
включает в себя блок художественно-продуктивной деятельности. Малыши
знакомятся
с
разнообразными
материалами,
учатся
первым
приемам
рисования,
лепки,
аппликации,
конструирования.
Большое
внимание
уделяется
воспитанию
положительного
отношения
к
данным
видам
деятельности, формированию интереса как к процессу, так и к результату.
Большинство музыкальных физминуток, описанных в конспектах, проводятся
с
использованием
песенок,
представленных
на
дисках
Е.С
Железновой
«Музыка с мамой» и «Аэробика для малышей». В текстах использованы
стихи В.Д. Берестовой, А.Л. Барто, Т.В. Волгиной, О. И. Высотской, С.Я.
Маршака, К.И. Чуковского и других, а также русские народные песенки и
потешки.
Этапы работы.
. Подготовительный этап:
анализ
психолого-педагогической
и
методической
литературы
о
влиянии продуктивной деятельности на развитие творческих способностей
младших дошкольников;
Организация и пополнение развивающей среды;
Анализ
развития
творческих
способностей
детей
младшего
дошкольного возраста;
Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов,
способствующих развитию творческих способностей детей.
Разработка
перспективного
плана
по
развитию
творче ских
способностей дошкольников;
Составление плана взаимодействия с родителями.
II.
Основной
этап:
Реализация
намеченных
мероприятий
с
детьми
(непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);
Осуществление взаимодействия с родителями.
III.
Заключительный
этап:
оформление
и
анализ
результатов
деятельности,
подведение
итогов,
прогнозирование
дальнейшей
деятельности.
Заключение
Таким
образом,
в
процессе
комплексных
занятий
на
кружке
«Малышок»
дети
самостоятельно,
а
иногда
и
с
помощью
воспитателя
(особенно в младшей и средней группах) учатся использовать художественно-
выразительные
средства
всех
видов
искусства
для
передачи
замысла.
Приобретенный
ранее
художественный
опыт
помогает
им
создавать
выразительный
образ
(музыкальный,
поэтический,
изобразительный).
Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают
необходимые
условия
для
формирования
и
развития
творческих
способностей.