Напоминание

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА "МАЛЫШОК" В УСЛОВИЯХ ДОУ


Автор: Кузнечикова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 101 "Машенька" (МДОУ № 101 " Машенька")
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: учебная программа
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА "МАЛЫШОК" В УСЛОВИЯХ ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 101 «Машенька»

(МДОУ № 101 «Машенька»)

ТЕМА:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА

«МАЛЫШОК» В УСЛОВИЯХ ДОУ».

Подготовила воспитатель:

Н.А. Кузнечикова

Вологда

2017 г.

Здравствуйте,

уважаемые

коллеги!

Я,

воспитатель Муниципального

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего

вида

101

города

Вологда

«Машенька»

Кузнечикова

Наталья

Александровна.

С 2016 года на базе нашего учреждения я веду кружок «Малышок»

для детей младшего дошкольного возраста. В данной статье мне бы хотелось

познакомить

Вас

со

своей

программой

кружка

и

результатами

его

деятельности. Надеюсь мой опыт в данной сфере пригодиться кому-нибудь

еще.

«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек

открывает прекрасное в самом себе».

(Василий Александрович Сухомлинский)

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему

возможность всестороннего развития своих задатков».

(Карл Маркс, Фридрих Энгельс)

Цель

программы

кружка:

развитие

художественно-творческих

способностей

детей

младшего

дошкольного

возраста

посредством

комплексных занятий на кружке «Малышок».

Основные задачи программы кружка:

содействие

овладению

элементарными

навыками

и

умениями

изобразительной

деятельности,

усвоению

знаний

о

разнообразных

материалах, используемых на занятиях рисованием;

ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их

п р и ме н е н и е м,

в ы р а зи т е л ь н ы ми

во змож н о с тя ми ,

с в о й с т в а м и

изобразительных материалов;

создание условий для формирования творческой личности;

развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

формирование чувства цвета;

воспитание

выдержки,

волевого

усилия,

способности

быстро

переключать внимание;

содействовать формированию обычных учебных умений и навыков

(правильно сидеть за столом, правильно ориентироваться на рабочем месте,

держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

развитие речи: увеличение пассивного и активного словаря детей;

развитие общей и мелкой моторики.

Новизна и уникальность данной программы заключается в том, что

каждое занятие содержит несколько различных видов деятельности: занятия

по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, предметной и

художественно-продуктивной деятельности, занятия по развитию моторики,

что

очень

важно

для

детей

данного

возраста,

поскольку

дети

легко

утомляются и быстро возбуждаются от однообразных действий. Частая смена

деятельности

помогает

сохранить

внимание

детей

на

протяжении

всего

занятия и снимает утомляемость. Все игры и упражнения, включенные в одно

занятие, объединены одним сюжетом, что делает переход от одной части к

другой плавным и тематически логичным.

Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги, при

поступлении ребенка в дошкольное учреждение, - его адаптация в новой

среде. Особенно остро проблема это стоит в группах раннего и младшего

дошкольного возраста. Начиная посещать детский сад, ребенок вынужден

ломать

свои

ранее

сформированные

стереотипы,

и

помимо

иммунной

и

физиологической

ломки,

преодолевать

психологическую

преграду.

Стресс

может вызвать у ребенка защитную преграду в виде отказа от еды, сна,

общения с окружающими, ухода в себя другое.

Чтобы избежать всего этого, необходимо сделать переход ребенка из

семьи в дошкольное учреждение по возможности плавным. Занятия в кружке

«Малышок» решают эту проблему.

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и

литературе

преобладает

жестокость

и

агрессия,

дети

зачастую

либо

замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными

эмоциями. Именно поэтому в программу кружка включена форма работы -

нетрадиционное

рисование

детей,

способствующее

успешной

адаптации

детей

дошкольного

возраста

в

условиях

временного

коллектива,

стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности

в

себе,

агрессивности.

Содержание

данной

программы

насыщенно,

интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам

деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации

своих художественных желаний и возможностей и не только.

"Все

мы

родом

из

детства…".

Эти

прекрасные

слова

принадлежат

психологу

Антуане

Сент-Экзюпери,

и

они

могли

бы

быть

своего

рода

эпиграфом

к

работе

психологов,

в

первую

очередь

детских

психологов,

которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек

в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и на протяжении

такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается

то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу.

Еще Л. Н. Толстой писал: "Разве не тогда приобрел все то, чем я теперь

живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не

приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А

от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние." Конечно, это

некоторое преувеличение. Но не случайно сейчас внимание психологов все

больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития личности

человека. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования

способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему

дать возможность для наиболее полного развития.

Нужно воспитывать и развивать ребенка так, чтобы он в будущем мог

создавать что-то новое, стал творческим человеком.

Формирование

творческих

способностей

ребенка

обусловлено

не

только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными

занятиями,

организуемыми

в

дошкольных

учреждениях.

Музыка,

пение,

рисование,

лепка,

игра,

художественная

деятельность

-

все

это

является

благоприятными условиями для развития творческих способностей.

Я бы хотела обратить внимание на комплексные занятия, в которых

развитие

творческих

способностей

реализуется

средствами

разных

видов

искусства.

Классификация комплексных занятий.

1).

По

содержанию

комплексные

занятия

могут

быть

достаточно

разнообразными и осуществляться в разных вариантах:

отдельные

блоки

занятий

по

введению

детей

в

мир

искусства

(музыкального и изобразительного);

блоки занятий, объединенных по наиболее интересным для детей

темам: "Зоопарк", "Любимые сказки";

блоки

занятий

по

знакомству

детей

с

творчеством

писателей,

музыкантов, художников и их произведениями;

блоки

занятий

на

основе

работы

по

ознакомлению

детей

с

окружающим миром, с природой;

блок занятий по ознакомлению с народным искусством;

блок занятий по нравственному и эмоциональному воспитанию.

2). Структура комплексных занятий зависит от возраста ребенка, от

накопления чувственного опыта: от живого наблюдения к рассматриванию

картин, к восприятию образа в стихах, музыке.

3-4

года

-

живое

наблюдение

предмета

или

явления

плюс

яркая

иллюстрация его.

4-5 дет - яркая иллюстрация или картина, небольшое литературное

произведение.

5-6 лет - литературное произведение плюс несколько репродукций,

позволяющих выделить выразительные средства; музыкальное произведение

или песня (как фон или как самостоятельная часть занятия).

6-7

лет

-

художественное

произведение

плюс

2-3

репродукции

(изображающие

либо

сходный

пейзаж

либо

различный)

либо

описание

предмета

или

явления

в

2-3

стихотворениях

(сравнение,

сопоставление);

музыкальное произведение (в сравнении - какое подходит к репродукции или

стихотворению).

Отбор содержания для проведения комплексных занятий.

Для того, чтобы провести комплексное занятие необходимо правильно

отобрать произведения искусства (литературы, музыки, живописи):

доступность

произведений

искусства

детскому

пониманию

(опираться на детский опыт);

реалистичность

произведений

художественной

литературы,

живописи;

привлекательность для детей, по возможности следует подбирать

произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающий эмоциональный

отклик в душе ребенка.

Наиболее эффективной формой интеграции разных видов искусства

является их объединение в своеобразные блоки различной тематики. Блоки

должны быть вариативными, чтобы каждый педагог мог выбирать то, что

соответствует

его

возможностям

(состав

группы,

условия

дошкольного

учреждения и т. д.).

Работа по блокам предполагает интеграцию разных видов деятельности

на интересном для детей содержании и концентрацию внимания на этом

содержании,

осваиваемом

в

разных

видах

деятельности

(чтение

произведений детской литературы, рисование, лепка, аппликация, слушание

музыки и пения, восприятие и осмысление изобразительного искусства).

Для

организации

кружка

«Малышок»

было

выбрано

методическое

пособие «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста»

Екатерины Евгеньевны Хомяковой рекомендовано ФГОС. В данном пособии

собраны конспекты комплексных игровых занятий. Все игры и упражнения

включены в одно занятие и объединены одним сюжетом, что делает переход

от одной части к другой плавным и тематически логичным. Каждое занятие

включает в себя блок художественно-продуктивной деятельности. Малыши

знакомятся

с

разнообразными

материалами,

учатся

первым

приемам

рисования,

лепки,

аппликации,

конструирования.

Большое

внимание

уделяется

воспитанию

положительного

отношения

к

данным

видам

деятельности, формированию интереса как к процессу, так и к результату.

Большинство музыкальных физминуток, описанных в конспектах, проводятся

с

использованием

песенок,

представленных

на

дисках

Е.С

Железновой

«Музыка с мамой» и «Аэробика для малышей». В текстах использованы

стихи В.Д. Берестовой, А.Л. Барто, Т.В. Волгиной, О. И. Высотской, С.Я.

Маршака, К.И. Чуковского и других, а также русские народные песенки и

потешки.

Этапы работы.

. Подготовительный этап:

анализ

психолого-педагогической

и

методической

литературы

о

влиянии продуктивной деятельности на развитие творческих способностей

младших дошкольников;

Организация и пополнение развивающей среды;

Анализ

развития

творческих

способностей

детей

младшего

дошкольного возраста;

Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов,

способствующих развитию творческих способностей детей.

Разработка

перспективного

плана

по

развитию

творче ских

способностей дошкольников;

Составление плана взаимодействия с родителями.

II.

Основной

этап:

Реализация

намеченных

мероприятий

с

детьми

(непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);

Осуществление взаимодействия с родителями.

III.

Заключительный

этап:

оформление

и

анализ

результатов

деятельности,

подведение

итогов,

прогнозирование

дальнейшей

деятельности.

Заключение

Таким

образом,

в

процессе

комплексных

занятий

на

кружке

«Малышок»

дети

самостоятельно,

а

иногда

и

с

помощью

воспитателя

(особенно в младшей и средней группах) учатся использовать художественно-

выразительные

средства

всех

видов

искусства

для

передачи

замысла.

Приобретенный

ранее

художественный

опыт

помогает

им

создавать

выразительный

образ

(музыкальный,

поэтический,

изобразительный).

Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают

необходимые

условия

для

формирования

и

развития

творческих

способностей.



В раздел образования