Автор: Черных Мария Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ РК "С(К) Ш № 40" г. Сыктывкара
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Невербальные средства общения.
Методика работы с пиктограммами в
процессе обучения и воспитания
детей с ОВЗ
*
Адаптация и интеграция в нормальную
среду детей с ТМНР – ведущее
направление работы в области развития
коррекционной педагогики и воспитания
*
Среди детей с тяжелой формой
интеллектуальной недостаточности
имеется значительное количество детей
с тяжёлой речевой патологией
Категории детей, которые не используют
вербальную коммуникацию вследствие
нарушений развития:
*
Синдром Дауна
*
ДЦП (детский церебральный паралич)
*
РДА (ранний детский аутизм)
*
Ментальные нарушения
*
Другие нарушения
Причины отсутствия речи:
•
Неврологические нарушения
•
Психопатологические нарушения
•
Нарушения церебрально- органического
генеза свидетельствующие о задержке ЦНС
•
Наличие повреждений отдельных мозговых
структур головного мозга
Если речь и связанное с ней вербальное
общение не развиты или развиты крайне
пассивно, следует использовать
невербальное общение (альтернативная
коммуникация)
Альтернативная коммуникация – это любая
форма языка помимо речи, которая
облегчает социальную коммуникацию для
ребенка
Использование языковой альтернативы
призвано:
•
улучшить общение
•
облегчить всестороннее развитие
ребенка
•
участие в педагогическом процессе
•
возможность интеграции в более социум
Пиктограммы могут использоваться в
следующих качествах:
•
как средство временного общения
•
как средство постоянного
общения
•
как средство, облегчающее
развитие общения, речи,
когнитивных функций
•
как подготовительный этап к
освоению письма и чтения детьми с
проблемами в развитии
Этапы обучения в работе с пиктограммами:
1.Ознакомление ребёнка со знаком символом
и уточнение его понимания
2.Алгоритм установления связи между
изображениями предметов и их функций
3.Последовательность логического
конструирования фрвзы путём
самостоятельного выбора необходимого
символа
1. Ознакомление ребёнка со знаком-
символом и уточнение его понимания:
•
Идентификация символа
•
Выбор нужной пиктограммы из ряда
других
•
Выбор двух одинаковых пиктограмм
среди ряда других;
•
Выбор такой же пиктограммы среди
определённого множества других;
•
Конструирование фразы с помощью
пиктограмм
•
Выбор (показ) из нескольких фраз
2.
Алгоритм установления связи между
изображениями предметов и их функций:
•
Составить из пиктограмм пару.
Например, кукла
→
играть, яблоко
→
есть. Второй вариант: слушать
→
уши,
пить
→
вода;
•
Среди определённого множества
пиктограмм выбрать только те, которые
относятся к одной тематической группе
•
Четвёртый лишний;
•
Найти и исправить ошибку в парах
пиктограмм. Например, уши – смотреть,
глаза – слушать;
•
Найти и исправить ошибку во фразе.
3
. Последовательность логического
конструирования фразы путём самостоятельного
выбора необходимого символа:
•
Дополнить фразу нужной пиктограммой,
выбрав её из серии других;
•
Составить из пиктограмм произнесённую
взрослым фразу;
•
Составить фразу из пиктограмм, соединив их
между собой по смыслу стрелками;
•
Подобрать группу пиктограмм по заданному
признаку;
•
Составить логические цепочки.
Формирование логической цепочки:
Первоначальное понятие «знак»
(пиктограмма) обобщающее понятие
закрепление навыка самостоятельных
действий с пиктограммами
самостоятельная ориентировка в системе
знаков