Напоминание

"Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ"


Автор: Черных Мария Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ РК "С(К) Ш № 40" г. Сыктывкара
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Невербальные средства общения.

Методика работы с пиктограммами в

процессе обучения и воспитания

детей с ОВЗ

*

Адаптация и интеграция в нормальную

среду детей с ТМНР – ведущее

направление работы в области развития

коррекционной педагогики и воспитания

*

Среди детей с тяжелой формой

интеллектуальной недостаточности

имеется значительное количество детей

с тяжёлой речевой патологией

Категории детей, которые не используют

вербальную коммуникацию вследствие

нарушений развития:

*

Синдром Дауна

*

ДЦП (детский церебральный паралич)

*

РДА (ранний детский аутизм)

*

Ментальные нарушения

*

Другие нарушения

Причины отсутствия речи:

Неврологические нарушения

Психопатологические нарушения

Нарушения церебрально- органического

генеза свидетельствующие о задержке ЦНС

Наличие повреждений отдельных мозговых

структур головного мозга

Если речь и связанное с ней вербальное

общение не развиты или развиты крайне

пассивно, следует использовать

невербальное общение (альтернативная

коммуникация)

Альтернативная коммуникация – это любая

форма языка помимо речи, которая

облегчает социальную коммуникацию для

ребенка

Использование языковой альтернативы

призвано:

улучшить общение

облегчить всестороннее развитие

ребенка

участие в педагогическом процессе

возможность интеграции в более социум

Пиктограммы могут использоваться в

следующих качествах:

как средство временного общения

как средство постоянного

общения

как средство, облегчающее

развитие общения, речи,

когнитивных функций

как подготовительный этап к

освоению письма и чтения детьми с

проблемами в развитии

Этапы обучения в работе с пиктограммами:

1.Ознакомление ребёнка со знаком символом

и уточнение его понимания

2.Алгоритм установления связи между

изображениями предметов и их функций

3.Последовательность логического

конструирования фрвзы путём

самостоятельного выбора необходимого

символа

1. Ознакомление ребёнка со знаком-

символом и уточнение его понимания:

Идентификация символа

Выбор нужной пиктограммы из ряда

других

Выбор двух одинаковых пиктограмм

среди ряда других;

Выбор такой же пиктограммы среди

определённого множества других;

Конструирование фразы с помощью

пиктограмм

Выбор (показ) из нескольких фраз

2.

Алгоритм установления связи между

изображениями предметов и их функций:

Составить из пиктограмм пару.

Например, кукла

играть, яблоко

есть. Второй вариант: слушать

уши,

пить

вода;

Среди определённого множества

пиктограмм выбрать только те, которые

относятся к одной тематической группе

Четвёртый лишний;

Найти и исправить ошибку в парах

пиктограмм. Например, уши – смотреть,

глаза – слушать;

Найти и исправить ошибку во фразе.

3

. Последовательность логического

конструирования фразы путём самостоятельного

выбора необходимого символа:

Дополнить фразу нужной пиктограммой,

выбрав её из серии других;

Составить из пиктограмм произнесённую

взрослым фразу;

Составить фразу из пиктограмм, соединив их

между собой по смыслу стрелками;

Подобрать группу пиктограмм по заданному

признаку;

Составить логические цепочки.

Формирование логической цепочки:

Первоначальное понятие «знак»

(пиктограмма) обобщающее понятие

закрепление навыка самостоятельных

действий с пиктограммами

самостоятельная ориентировка в системе

знаков



В раздел образования