Напоминание

"Использование интегрированных занятий посредством регионального компонента"


Автор: Карасова Заира Азаматовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Руслан"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование интегрированных занятий посредством регионального компонента"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Руслан»

Выступление на городское методическое объединение

на базе МДОУ ДС КВ «Цветок Уренгоя»

Тема: «Использование интегрированных занятий посредством

регионального компонента»

Подготовила: воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Руслан»

Карасова Заира Азаматовна

Пашаева Насиба Магомедовна

г. Новый Уренгой 2015 г.

Воспитание духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств

подрастающего поколения осуществляется через познание детьми родного края, той

общественной

среды,

в

которой

они

живут.

Поэтому

сегодня

мы

говорим

о

внедрение в образовательный процесс дошкольников национально – регионального

компонента

Национально-региональный компонент составляют нормы, отражающие

специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды регион. Они связаны

с изучением родного языка, истории, культуры, природы родного края.

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где

закладываются

базовые

системы

ценностей,

формируется

мировоззрение,

национальное

самосознание,

нравственно-патриотические

позиции,

которые

проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине

.

Веками

народ

приобретал

опыт,

собственный

уклад

жизни,

традиции.

Соприкосновение

с

народным

искусством

и

традициями,

участие

в

народных

праздниках

духовно

обогащают

ребенка,

воспитывают

гордость

за

свой

народ,

поддерживают интерес к его истории и культуре

У каждого народа - она своя, индивидуальная, отличающаяся от других. Это

отличие дают ей регионально – национальные особенности и содержание идеала

человека, сказок, песен, игр, праздников, традиций и т.п. Национальное воспитание

в дошкольном возрасте ведет к интеграции двух культур, сосуществованию народов,

что сегодня особенно актуально.

В условиях возрождения народных традиций возникает потребность в

теоретической и методической разработке национально-регионального компонента в

условиях

дошкольного

учреждения

через

возрождение

традиций,

менталитет

народа, среди которого живет и развивается ребенок.

Непосредственно образовательная деятельность, реализуется не на жестко

регламентируемых

занятиях,

а

через

организацию

различных

видов

детской

деятельности

(игровой,

двигательной,

познавательно

исследовательской,

коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также

чтения

художественной

литературы)

или

их

интеграцию

с

использованием

разнообразных

форм

проблемно

игровая

ситуация,

чтение

художественной

(познавательной

литературы,

наблюдение,

подвижная

игра,

игровое

упражнение,

детское

экспериментирование,

проектная

деятельность

и

др)

выбор

которых

осуществляется педагогами самостоятельно.

Интеграция

национальных

ценностей

и

системы

образования

процесс

постоянного совершенствования содержания дошкольного образования, его целей,

ценностей,

смысловых

установок.

Введение

элементов

национальной

культуры

в

содержание познавательно – исследовательской деятельности ребенка способствует

формированию

личности

с

высоким

уровнем

национального

самосознания

и

духовной культуры.

Интеграция не самоцель, а потребность перехода системы регионального

образования в новое состояние.

Включение национальной культуры в систему дошкольного образования

осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной

культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен,

народных танцев, игры. Это направление представляют образовательные области

«Художественное творчество», «Музыка».

В своей работе

используем

ряд

методов

и

приемов,

стимулирующих

познавательную, исследовательскую и социальную активность детей:

концентрический

метод

обучения

(по

спирали)

с

соблюдением

дидактического принципа от простого к сложному;

метод “оживления” теоретического материала – сказок, мифов, легенд и

преданий посредством театрализованных постановок;

метод

моделирования,

реконструкции,

позволяющий

вводить

в

обучение дошкольников элементы проектной деятельности.

Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала,

являются комплексные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:

Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды,

сказки, сказания)

Использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток,

иллюстраций, коллажей, картин местных художников, , быт и

праздники коренных жителей Ямала и т.д.)

Использование фольклора (элементы национальных танцев, попевки,

песенки, хороводы, заклички, этюды)

Ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала,

фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементы

костюмов, конструирование макетов)

Народные спортивные игры (в том числе, носящие соревновательный

характер), динамические паузы, физкультминутки.

Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого

и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности,

так

и

в

виде

образовательной

деятельности,

осуществляемой

в

ходе

режимных

моментов.

Одним из основных средств создания иноязычной среды выступает иноязычная

речевая деятельность взрослых в дошкольном учреждении. Обучающий характер

должен

проявляться

не

только

в

специальных

учебных

речевых

ситуациях

на

занятиях. Но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных

моментах.

Такие

естественно

возникающие

диалоги

являются

моделью

речевого

поведения для детей и образцом для подражания.

Интегрированный подход к организации обучения рассматривается как

формирование

совокупности

способов

познания

и

познавательной

мотивации,

перенос способов познания из одного вида деятельности в другие. Ведущее внимание

в

них

уделяется

развитию

интегративных

качество

ребенка

в

разных

видах

деятельности,

которые

не

существуют

автономно,

дифференцированно,

а

взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический

процесс.

Особенностью интегрированного обучения является то, что оно базируется на

основе одной главной или доминантной деятельности, являющейся своеобразным

стержнем обучения. Остальные интегрируемые с ней деятельности помогают глубже

понять

главное

содержание

обучения,

существующие

связи

и

возможность

применения полученных знаний в самостоятельной детской деятельности.

Образовательные задачи разных направлений развития дополняют и взаимно

обогащают друг друга. Часто одни и те же образовательные задачи могут решаться на

разном содержании. Кроме того, в одном виде деятельности можно решать несколько

задач развития. Например, в продуктивных видах кроме технического освоения самой

деятельности могут решаться познавательные задачи (знакомим детей с искусством

кожаной мозаики, рассмотреть

цветные узоры)

задачи формирования творческих

способностей, развития речи (дети рассказывают о своих замыслах, о результатах

работы),

игровой

деятельности,

если

созданный

эскиз

включается

в

игровую

ситуацию.

При определенном построении процесса обучения образовательные задачи

способны

обогащать

друг

друга.

Такие

возможности

взаимообогащения

образовательных

задач

следует

учитывать

при

планировании

образовательного

процесса.

Планирование

образовательного

процесса

предусматривает

объединение

комплекса различных видов специфически детских видов деятельности вокруг единой

темы.

Инициатива

в

выборе

темы

может

принадлежать

педагогам,

детям

и

их

родителям.

В

качестве

видов

могут

выступать

тематические

недели,

события,

проекты, сезонные явления в природе, праздники, традиции и др. Освоение заданного

содержания реализуется в его самостоятельной деятельности.

Детские виды деятельности рекомендуется выстаивать таким образом, чтобы

каждое последующее содержание обогащало имеющиеся представления, позволяло

по – новому взглянуть на данное событие, явление, а продуктивная деятельность –

позволяла их воплощать. Такой подход дает возможность осознанно и творчески

осваивать историю, культуру, природу родного края и самостоятельно использовать

полученные знания. Используем

не жестко фиксированный, а подвижный график

деятельностей,

самостоятельно

определять

их

последовательность,

обеспечивая

баланс разных видов активности детей. Для решения тех или иных задач можно

заменять одни виды деятельности другими в рамках времени, отведенного для них в

режиме дня.

Планируя содержание, важно предусмотреть использование разных форм

взаимодействия взрослого с детьми: прямое, опосредованное обучение, равноправное

сотрудничество.

В

непосредственно

образовательной

деятельности,

мы

педагоги

раскрываем содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно (показываем

символику

города,

рассказываем

о

его

достопримечательностях,

истории).

Им

необходимо помочь осознать предоставленную информацию. Ребенок развивается не

только

в

совместной

деятельности

со

взрослым

и

сверстниками,

но

и

в

самостоятельной деятельности. Поэтому организовав

развивающую предметную

среду

в

группе,

учитывали

процессы

самостоятельного

развития

ребенка,

его

самостоятельные творческие проявления.

Планирование воспитательно–образовательного процесса с детьми разных

возрастов имеет специфику. В младшей группе образовательный процесс строится

преимущественно в свободных формах. По особенностям возраста детям гораздо

ближе наблюдения за реальными событиями, действия с конкретными объектами,

деятельность игрового и соревновательного характера.

Проектируя воспитательно–образовательный процесс, важно через планирование

объединять

деятельность

педагогов

дошкольного

образовательного

учреждения:

воспитателей,

учителей

логопедов,

инструкторов

по

физической

культуре,

музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования. Необходима

систематическая

работа

по

согласованию

содержания

деятельности

педагогов

по

реализации региональной программы дошкольного образования.

Мы надеемся, что наша задача воспитать личность социально направленную,

устойчивую, гармонично развитую, осознающую свои корни, историю и культуру,

будет реализована. Такое воспитание, на наш взгляд, не даст ребенку впоследствии

прийти к душевной пустоте, ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и

живыми.



В раздел образования