Автор: Маркусенко Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 34"
Населённый пункт: Краснобродский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Различение падежей"
Раздел: начальное образование
1.
Тема: "Различение падежей"
2. Тип урока – закрепление предметных знаний и УУД.
3.
Цель
урока – создание условий для организации совместной
и самостоятельной деятельности обучающихся по
формированию у детей навыка безошибочного определения и различения падежных форм имен существительных.
4. Задачи урока:
предметные:
* организовать деятельность обучающихся по формированию у детей навыка безошибочного определения и
различения падежных форм имен существительных;
* формировать умение безошибочно определять и различать падежные формы имен существительных;
метапредметные:
* регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному
плану, способствовать развитию навыков самоконтроля;
* коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах;
* познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в
учебных словарях, понимать информацию;
*
познавательные
(общеучебные)
-
способствовать
формированию
умения
пользоваться
инструкцией,
умению
обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы;
личностные:
* организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.
5. Оборудование:
- доска;
- карточки для парной работы;
- магнитная доска.
6. Ход урока
Структура
урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Оргмомент,
эмоциональны
й настрой и
мотивация
(3 мин)
- Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнем скорей урок!
Подарите улыбку соседу.
Садитесь.
- Сегодня на уроке нас ждут новые
открытия. И чтобы сохранить хорошее
настроение и во всем разобраться, какими
нужно быть на уроке?
- Проверка готовности к уроку. Запись
числа, классной работы.
Дарят улыбки, садятся.
Ответы детей: «нужно быть
внимательными, смелыми, активными,
организованными» и т. п.
Открывают тетради, записывают число,
классная работа.
Личностные:
положительный
эмоциональный
настрой на урок.
2.
Актуализация
знаний
(5 мин)
3.Введение в
тему
(3мин)
Начинаем наш урок с загадки:
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
С какого звука начинается слово?
Дайте характеристику звука.
Звук [з] какой буквой обозначается на
письме?
Сегодня на минутке чистописания мы
повторим правильное написание буквы Зз
Зо зи за оз зи.
Повторим словарные слова, которые мы
изучили на прошлом уроке:
Осина, отец, песок, пирог, пирожное.
Поменяйтесь с соседом по парте, проверьте
правильность написания слов. Оцените
работу соседа.
Зачем мы учим словарные слова?
Запишите предложение:
Мороз рисует на стекле сказочные узоры.
Назовите встретившиеся орфограммы.
Подчеркните основу предложения.
Назовите имена существительные,
определите их род, число. Определите
падеж.
На доске слова.
Страна, о стране, страной, страны,
стране, страну.
-Внимательно прочитайте слова, в одной
Отгадывают загадку.
Произносят звук [з].
Дают характеристику звука [з].
Произносят букву З.
Пишут букву и слоги.
Самостоятельно записывают слова.
Меняются тетрадями, проверяют
правильность написания слов.
Оценивают работу соседа по парте.
Ответы детей.
Записывают предложение. Один ученик у
доски.
Регулятивные:
развитие навыков
самоконтроля.
Коммуникативны
е: работа в парах.
Регулятивные:
развитие навыков
самоконтроля.
- Смысл какого слова в названии темы
вызывает у вас затруднение?
Различение.
- Кто уже может объяснить значение
этого слова?
Ответы детей:
-«умение различать падежи»
5. Мотивация и
целеполагание
(3мин)
На доске появляется тема урока:
«Различение падежей» - Сегодня на уроке
мы будем совершенствовать умение
определять падежи и различать падежные
формы имён существительных.
и опорные слова:
Я хочу
- узнать, как…
Я хочу научиться
- различать…,
- определять….
- Прочитайте ещё раз тему урока.
Самостоятельная деятельность детей:
чтение темы урока.
Регулятивные:
постановка
учебной задачи
самостоятельно.
Личностные: учёт
позиции
собеседника.
Коммуникативны
е: работа в
парах.
- По опорным словам сформулируйте для
себя цель урока: чему вы хотите научиться
на уроке?.
Обдумывают свою цель.
- Проговорите в парах друг другу цель,
которую постараетесь сегодня достичь.
В парах по опорным словам продолжают
фразы:
-«Я хочу узнать, как безошибочно
определить падеж имен
существительных,
-«Я хочу научиться различать падежи.
- Озвучьте свою цель.
Учитель благодарит ребят.
Несколько обучающихся произносят
вслух собственную цель.
Физкультмин
утка
(2мин)
Марш на месте не спеша
Как погода хороша!
Не боимся мы мороза
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам
Снега хватит вам и нам.
Дети выполняют упражнения вместе с
учителем.
6. Изучение
нового
(10мин)
- Откройте учебники на с.102, рассмотрите
задание к упр.91.
- Давайте обсудим план работы.
Находят в учебнике на с.102 упр91
Познавательные:
поиск
информации в
учебной книге,
умение
пользоваться
инструкцией.
Регулятивные:
работа по
совместно
составленному
плану.
На доске появляется «ПЛАН РАБОТЫ»
-Я предлагаю начать работу вот с такого
пункта плана: прочитайте запись на доске.
Читают на доске первый пункт плана
работы:
1.Выполним упр.91.
- Остальные пункты плана давайте
составим вместе.
Читают задание, формулируют пункт
плана
2. Спишем текст.
3. Подчеркнем разные формы одного и
того же слова.
4. Определим падеж.
5. Надпишем падеж.
-Прочитайте текст.
-Какое слово стоит в разных формах ?
- Назовите разные формы слова?
-Письменно выполняем упражнение.
-В каких падежах употреблено слово
сахарница.
-Слово в родительном падеже употреблено
с разными предлогами или нет. Назовите
их.
Читают текст стихотворения.
Называют слово - сахарница.
Сахарницу, у сахарницы, из сахарницы.
Дети работают самостоятельно в
тетрадях. Один ученик у доски.
Ученик, работающий у доски, отвечает
на вопросы.
7. Первичное
закрепление
(5мин)
- Переходим к следующему упражнению 92.
-Прочитайте задание.
-Выполним это упражнение устно.
Находят упражнение.
Читают задание.
Устно отвечают на вопросы в учебной
книге.
Познавательные:
поиск
информации в
учебной книге,
умение
пользоваться
инструкцией.
Регулятивные:
развитие навыков
самоконтроля.
8.
Самостоятельн
ая работа с
самопроверкой
по эталону
(5мин)
Это задание будете выполнять в парах.
Инструкция:
- Выполним упражнения в определении
падежей имен существительных.
-На листочках записаны пословицы и
простые предложения. Нужно расставить
их в такой последовательности, чтобы
слово «труд» изменялось по падежам
последовательно. Указать в каком падеже
стоит слово «труд».
- Проверка самостоятельной работы (на
Работают в парах. Читают предложения,
определяют последовательность
предложений, указывают падеж
существительных.
Коммуникативны
е: работа в
парах.
Личностные: учёт
позиции
собеседника.
Регулятивные:
доске печатный вариант ).
-Что изменяется в словах при изменении
его по падежам?
Отвечают : окончание.
развитие навыков
самоконтроля.
9. Рефлексия
деятельности
(итог урока)
(3мин)
- Вспомните, какую цель каждый поставил
в начале урока? Кто достиг своей цели?
- Расскажите, что вы сегодня на уроке
узнали нового?
Для ответа можно пользоваться
опорными словами:
узнал, как…
- узнал, какие…
научился
- различать …,
- определять ….
Подведем итоги.
Вспоминают свою цель, поднимают руку
те, кто достиг цели.
Продолжают фразы, напечатанные на
листе бумаги.
Регулятивные:
развитие навыков
самоконтроля.
10.Домашнее
задание
(3мин)
-Вспомнить все то, о чем говорили сегодня
на уроке .
-Выполнить упражнение упр. 93, стр.103
Открывают дневники, записывают
домашнее задание.