Напоминание

"Национальные виды спорта"


Автор: Мухоплев Семен Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Быковская СОШ" МО "Булунский улус (район)" РС(Я)
Населённый пункт: с.Быковский Булунский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Национальные виды спорта"
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Быковская СОШ» МО «Булунский улус (район)» Республика Саха (Якутия)

Мухоплев Семен Алексеевич, учитель физической культуры.

Доклад на тему: «Национальные виды спорта. Национальные якутские прыжки».

Вопросы развития физической культуры и спорта, формирование здорового

образа жизни приобретает в настоящее

время особое значение. Поскольку

общая

политика

нашего

государства

направлена

на

заботу

о

человеке,

о

развитии

его

физического,

интеллектуального,

нравственного

и

духовного

потенциала,

создание

благоприятных условий

для активизации творческих сил. История развития любого

этноса,

большого

или

малочисленного

народа

предполагает

знание,

прежде

всего,

сущности

традиций

народного

воспитания.

У

народов

Севера

издавна

сложилась

своеобразная по содержанию, формам и

методам система народной педагогики. Она

способствовала

коренным

народам

сохранить

себя

из

поколения

в

поколение

в

экстремальных

условиях

Севера.

В

суровых

условиях

Крайнего

Севера,

где

восемь

месяцев

зимы

наши

предки,

учитывая

многовековую

историю

народа

и

географо-

климатические условия, создали самобытные, уникальные, разнообразные национальные

виды спорта, физические упражнения, игры, которые всесторонне развивают физические

качества (силу, быстроту, выносливость и ловкость), а также морально-волевые качества,

воспитывают нравственные, эстетические ценности человека. Философией национального

видаспорта и подвижных

игр становятся пропаганда молодежи к ведению здорового

образа жизни, активным занятиям физической культурой

и спортом.

В современном

обществе национальные виды спорта, национальные физические упражнения и игры

народов Якутии, получили дальнейшее развитие, как

отдельное направление в общей

системе

физической

культуры

и

спорта

РС/Я/.

Наша

многонациональная

республика

становится примером бурного развития и совершенствования, неродных традиций, как

инициатор

крупных

международных

и

спортивных

всероссийских

мероприятий.

Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей

культуры нашего народа.

К 7-10 годам учащиеся в основном обладают базовыми двигательными действиями в

беге, в прыжках, метании, лазанье, национальных прыжках, играх. У них складываются

весьма

благоприятные

предпосылки

для

углубленной

работы

над

развитием

двигательных способностей. В связи с этим одной

из главных задач, которые должен

решать учитель, становится обеспечение

всестороннего развития, координационных

(ориентирование в пространстве быстрота и точность двигательных реакций, согласование

движений, ритм, равновесие, точность). Воспроизведение и дифференцирование силовых,

временных

и

пространственных

параметров

движений

и

кондиционных

(скоростно-

силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей учащихся, а также

все

их

сочетание.

В

этом

возрасте

продолжается

овладение

школьниками

базовыми

двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (л/атлетика, с/игры,

гимнастика, единоборства, лыжи, национальные виды спорта, прыжки).

Углубляются

знания по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на основные

системы организма (дыхание, кровообращение, центральную нервную систему, обмен

веществ) на развитие волевых и нравственных качеств. Усвоение знаний учащихся надо

контролировать на основе наблюдения, устного или письменного опроса, специальных

заданий по применению теоретического материала на практике.

Якутские национальные прыжки — традиционный вид спорта жителей республики Саха

(Якутия) — состязание в силе, ловкости и выносливости среди мужчин. Впервые якутские

прыжки упоминаются в путевых заметках историка и натуралиста Герарха Фридриха

Миллера

во

время

его

второй

Камчатской

экспедиции

в

1744

году.

О

быстроногих

одаренных от природы прыгунах сложены легенды, сказания, о них поется в старинном

эпосе народов Севера Олонхо. Состязание прыгунов обязательно проводились вов ремя

народного

праздника

Ысыах

(встреча

якутского

Нового

года).

На

соревнованиях

разыгрывались большие призы, вплоть до выдачи замуж любимой дочки.

Якутский народ всегда занимался охотой, от того, насколько удачной она будет,

от смелости и выносливости охотника зависело, будет ли сытым его семья. Поскольку

местность Якутии полна кочками, ямками, пригорками, навыки быстро и ловко прыгать

помогали охотнику. Для развития умения хорошо прыгать, якуты придумали специальные

упражения — так и появились якутские национальные прыжки, которые в последнее

время пользуются огромной популярностью среди разных народов.

В якутских прыжках, как и в любом другом виде спорта, существует ряд четких правил:

1. Все прыжки выполняются одиннадцать раз подряд — безостановочно.

2. Прыжки выполняются с разбега.

3. Прыжки выполняются на 12 отметках, обозначенных брусками (раньше их заменяли

куски березовой коры). Число 12 выбрано неспроста — у народа саха оно считается

счастливыми и связано с движением небесных тел.

Принцип

этого

вида

спорта

практически

не

изменился

со

временем

прыжки

напоминают движения животных и имеют соответствующие названия:

кылыы — танец журавля — скачки на одной ноге;

ыстанга — скачущий олень — прыжки с ноги на ногу;

куобах — заячий прыжок — скачки на двух ногах.

Национальные якутские прыжки являются прекрасным средством физического

развития, выработки координации, способности к ориентации в пространстве и развития

таких

качеств,

как

выносливость,

ловкость

и

сила.

В

силу

технической

сложности

прыжков для младших школьников, а также облегчения лучшего восприятия детьми, я

рекомендую при выполнении упражнений использовать такие термины, как «прыжки

оленя» (ыстанга), «прыжки зайца» (куобах) или «журавля» (кылыы). В начальной школе

начинается

выполнение

и

усвоение

понятия

«техника».

При

обучении

используйте

простые, понятные слова- кратко, четко, ясно, без нудного, монотонного объяснения.

Необходим яркий наглядный рисунок, понятный для детей, например – прыжок зайца,

оленя и т.д. Следует обратить внимание как «заяц» ставит ноги, как он отталкивается и как

двигаются «руки». Чтобы дети выполняли подводящие и специальные упражнения с

удовольствием,

не

вызывая

перегрузки

и

утомления

организма,

необходимо

строгое

соблюдение

дозировки,

соответствие

их

физическому

состоянию,

степени

подготовленности.

Не

надо

бояться

применения

максимально

возможного

количества

наглядного материала, дополнительных ориентиров. Например, для дальности прыжков –

«прыгнуть до красного кружка», для высоты полета – дотянуться до предмета, и даже

просто

коснуться

коленями

до

локтя

вытянутой

руки

вперед

и

т.д.

эти

небольшие

элементы веселят детей, и заставляют выполнять упражнения правильно и качественно.

Никогда не говорите ребенку, что он выполняет упражнение неправильно. Правильнее

обращать внимание и объяснять то, чего не хватает в технике исполнения упражнения,

чтобы сделать его лучше. В крайнем случае сказать: «если бы сделал так….», или «вот это

упражнение дома повторишь.

Национальные виды спорта в школьной программе по физкультуре, по моему

мнению,

должны

быть

обязательны.

Они

имеют

огромное

воспитательное,

оздоровительное,

общеобразовательное,

общеразвивающее

значение.

Воспитательное

значение национальных видов спорта, упражнений и игр, огромно. Народ, придумавший,

эти виды всегда отличался скромностью, воспитанностью, гостеприимностью.

К 11–12 годам учащиеся в основном обладают базовыми двигательными действиями в

беге, в прыжках, метании, лазанье, национальных прыжках, играх. У них складываются

весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных

способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель,

становится обеспечение всестороннего развития, координационных (ориентирование в

пространстве быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм,

равновесие, точность). Воспроизведение и дифференцирование силовых, временных и

пространственных

параметров

движений

и

кондиционных

(скоростно-силовых,

скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей учащихся, а также все их

сочетание.

В

этом

возрасте

продолжается

овладение

школьниками

базовыми

двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (л/атлетика, с/игры,

гимнастика,

единоборства,

лыжи,

национальные

виды

спорта,

прыжки).

Углубляются

знания по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на основные

системы организма (дыхание, кровообращение, центральную нервную систему, обмен

веществ) на развитие волевых и нравственных качеств. Усвоению знаний учащихся надо

контролировать на основе наблюдения, устного или письменного опроса, специальных

заданий

по

применению

теоретического

материала

на

практике.

Для

того

чтобы

содействовать

укреплению

здоровья,

закаливанию

организма,

уроки

необходимо

проводить

преимущественно

на

свежем

воздухе.

Костюм

учащихся

должен

соответствовать

погодным

условиям

и

гигиеническим

требованиям.

Особенно

эффективны национальные прыжки на песке, лужайке. С началом учебного года проводим

уроки с 5 по 11 классы на свежем воздухе, в зале занимаемся лишь в том случае, когда на

улице непогода. С ноября до января уроки физкультуры проводим в спортзале, а в феврале

опять выходим на свежий воздух.

Приучая к самостоятельным занятиям физической культурой, мы учителя

физкультуры должны сами подавать пример здорового образа жизни. Здоровый образ

жизни не должен идти сверху с приказами или указами, ребенок должен достичь своим

сознанием, что это ему нужно, что без этого он не сможет достичь в жизни то, о чем

мечтает. В этом ему должны помочь учителя физкультуры и его близкие люди, мать, отец,

братья и сестры. На занятиях должен быть организован коллективно-распределенная

деятельность

с

регулярной

сменой

ролевых

функций

и

с

постепенным

переходом

к

автономной работе учащихся в процессе, которой они действуют по формуле “Я сам учусь

и тренируюсь!”, а не “Меня учат и тренируют”. Такой способ обучения способствует

увеличению

числа

учащихся,

самостоятельно

и

систематически

занимающихся

физической культурой. Задача учителя в данное время мне кажется, заключается в том, что

не тренировать и развлекать, а учить тренировать и развлекать средствами физической

культуры, отвлекать от вредных привычек, курения, алкоголя, наркотиков. Вести здоровый

образ жизни, активно занимается культурой на благо нации.

Таким образом, можно утверждать, что в результате применения элементов национальных

игр предков повысится уровень физического и моторного развития младших школьников.

Это обстоятельство позволит сделать учебный процесс соприродным и сообразным всей

национальной

культуре,

сохранить

и

развить

народные

традиции.

В

соединении

с

общемировой культурой и практикой физического и нравственного совершенствования

ребенка обращение к истокам национальной якутской традиции делает сам учебный

процесс более эффективным , органичным и современным фактором совершенствования

личности.

Самая

главная

цель

-

сохранение

здоровья

детей,

минимизация

распространенности поведенческих факторов риска в детской среде.

С 2003 года якутские национальные прыжки регулярно входит в программу первенства

России по легкой атлетике среди студентов и Всероссийского фестиваля по национальным

видам спорта на призы Василия Манчаары. В 2011 году этот вид спорта был впервые

включен в Чемпионат России по легкой атлетике.

Использованная литература:

1. «Национальные виды спорта Республики Саха (Якутия)» . «Якутское книжное

издательство»,2000г.

2. «Как заниматься самостоятельно физической культурой в условиях Якутии». «Якутское

книжное издательство»,2003г.

3. «Игры наших предков» .Якутск – Бичик, 2001.

4. «Здоровье населения Севера». «Якутское книжное издательство»,2005г.



В раздел образования