Напоминание

"Мир профессий- глазами ребенка" детский сад №9


Автор: Карпенко Евгения Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ №4 детский сад №9
Населённый пункт: г.о. отрадный, самарская область
Наименование материала: программа для старшей и подготовительной группы
Тема: "Мир профессий- глазами ребенка" детский сад №9
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОГРАММА

"МИР ПРОФЕССИЙ - ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА"

ДЕТСКИЙ САД №9

СОСТАВИЛ:

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

КАРПЕНКО Е.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих тружеников своей

страны.

Несмотря

на

то,

что

кажется

странным

такое

раннее

решение

проблемы

профориентации, данная работа обусловлена следующими факторами:

-

Дошкольный

возраст

наиболее

благоприятный

период

для

формирования

любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным

видам профессий.

- Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для

детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей,

желание стать такими, как папы и мамы.

Большую

роль

в

формировании

предст авлений

дошкольников

о

профессиональной

деятельности

взрослых

играют

сюжетно

ролевые

игры

профессионально – ориентированной направленности. Следует обратить внимание, что

игры группируются с учетом сезонного труда. В играх дети учатся комбинировать

непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов,

фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных

специальностей, моделируют профессиональное поведение.

Наблюдения показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание

деятельности

представителей

самых

разнообразных

профессий

(врача,

строителя,

шофера, парикмахера и т.д.). Таким образом, вместе с педагогом разыгрываются целые

сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы

по темам: «Мы шоферы», « Я – врач», «Мы строители», «Моя парикмахерская» и т.д.,

учатся

создавать

элементы

для

атрибутов

игры,

осваивают

различные

техники

по

выполнению этих атрибутов, как с педагогами группы, так и их родителями. В работе с

детьми

среднего

возраста

по

профориентационному

направлению

ведущая

роль

принадлежит наглядным и практическим методам обучения, так как у детей в данном

возрасте

преобладает

наглядно

образное

мышление

(используются

наблюдение,

рассматривание картин, фотографий, атрибутов). Данная работа предполагает создание

определенного фонда учебно – наглядных пособий (подбор иллюстраций, создание

фабрики

игрушек).

Для

проведения

занятий

удачно

используются

ТСО

(видеопросмотры отрывков из произведений детских писателей В.В.Маяковского «Кем

быть»,

С.Я.Маршака

«Пожар»,

Дж.

Родари

«Чем

пахнут

ремесла»

и

т.п.)

Предварительная работа: дидактические игры, экскурсии, беседы как индивидуальные,

так и групповые, чтение худ. произведений.

Как

известно,

любое

обучение

дошкольников

проходит

на

диалоге,

что

способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.

Актуальность

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем

дошкольном возрасте, когда дети узнают о разных профессиях через сказки и общение

со

взрослыми.

В

зависимости

от

способностей,

психологических

особенностей

темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда

формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным

видам деятельности.

Новизна

опыта.

Окружающий

мир

включает

три

составляющих:

природный

мир,

социальный

и

предметный

мир.

В

психолого

педагогической

литературе

рассматривается

методика

ознакомления

детей

с

каждой

из

этих

составляющих

в

отдельности. В данной программе разработан комплекс мероприятий с дошкольниками

подготовительной

группы

по

ознакомлению

с

окружающим

социальным

миром

в

процессе ранней профориентации. Особенностью данного комплекса является то, что

ребенок

получает

свод

знаний

о

профессиях

и

профессиональной

деятельности

взрослых (родителей) в доступной для них форме. Усвоению и закреплению этих

знаний

способствуют

экскурсии,

беседы,

дидактические

материалы,

продуктивная

деятельность,

при

помощи

которых

ребенок

может

самообучаться.

Все

эти

виды

деятельности

входят

в

одну

общую

проектную.

Позанимавшись

с

материалом,

ребенок

имеет

возможность

самостоятельно

проверить

правильность

выполненного

задания и завершить его общей презентацией по каждой теме.

Цель:

развитие у дошкольников шестого года жизни нравственно – эстетического

восприятия и эмоционального отношения к профессиональной деятельности взрослых

(родителей) .

Задачи:

Образовательные: продолжить обогащение знаний дошкольников, формировать

нравственно

эстетические

представления

детей

о

труде

взрослых

и

их

профессиях, обогащать пассивный и активный словарь; формировать желание

закреплять полученные знания в продуктивной деятельности.

Развивающие:

развивать

логическое

мышление

и

моральное

сознание

детей,

внимание,

наблюдательность,

образное

восприятие;

создавать

условия

для

развития эмоционально – волевой сферы; способствовать развитию высших сфер

личности ребенка, приобщению детей к духовным смыслам человеческой жизни;

способствовать

развитию

социальной

адаптации

дошкольников

через

формирование представлений о профессиях; развивать ручные умения и навыки,

живой интерес к труду взрослых.

Воспитательные

задачи:

воспитывать

дружелюбие,

умение

работать

вместе,

воспроизводить простые игровые действия, отражающие деятельность взрослых,

радоваться возможности общения, проведению совместного досуга; укреплять

стремление детей к сохранению нравственно – эстетических ценностей.

Цель программы – внедрение в мир детства субъективную реальность, в которой

каждый ребенок познает особенности окружающей жизни.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

- Проследить организацию работы по ранней профориентации дошкольников.

- Выявить методики работы по ранней профориентации дошкольников.

- Отследить организацию и планирование сюжетно – ролевых игр для детей средней

группы

апробировать

различные

средства

и

методики,

стимулирующие

развитию

познавательных процессов посредством сюжетно – ролевых игр.

-Расширять представления о разных профессиях; трудовых

действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для

работы;

- Пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности

своих родителей.

-Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание

выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.

Адресат:

Потенциальные

участники

программы-дети

старшего

дошкольного

возраста,

социальные партнеры, родители и педагоги детского сада.

Наличие меж предметных связей:

Для практической реализации программы было проведено

исследования, которые

позволили выделить четыре основных подхода к профориентации : “педагогический”,

“психофизиологический”, “социальный” и “психологический” подходы.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

В основу реализации программы положены следующие принципы:

Принцип Наглядности.

Широкое

представление

соответствующей

изучаемому

материалу

наглядности:

Иллюстрации, фотографии, презентации, проекты;

Принцип последовательности.

Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно

(от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной

системе;

Принцип занимательности.

Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип

формирует

у

детей

желание

выполнять

предлагаемые

виды

заданий,

стремится

к

достижению результата.

Принцип доступность.

Педагоги

понимают

важность

и

необходимость

применения

в

своей

работе

с

дошкольниками именно доступного пониманию ребенка материала. На занятиях и в

свободной

деятельности

мы

знакомим

детей

с

объектами

и

явлениями

природы,

учитывая не только доступность

предлагаемой информации, но и значимость для

ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску в процессе познания.

Принцип

системно-

организованного

подхода.

который

предполагает

скоординированную работу всех специалистов.

Организация работы:

Работа с детьми –четыре раза в месяц;

Работа с социальными партнёрами- 1 раза в месяц;

Работа с педагогическим коллективом- 1 раз в месяц

Работа с родителями – один раз в месяц;

Формы работы:

Рабата с социальными партнерами предполагает следующие формы работы:

Беседы

Экскурсии на предприятие.

Проведение презентаций.

Просмотр фильмов, диафильмов и т.д

Работа с педагогическим коллективом:

Создание социальных проектов связанных с профессиями.

Анкетирование

Проведение консультаций

Проведение занятий -практикумов

Проведение семинаров

Работа с воспитанниками ДОУ:

Важным условием для успешности реализации программы является исходные

функции показателей профориентации у детей. Полученные первичные результаты

Являются отчетом для прогнозирования

личности ребенка, подбора оптимального

содержания

обучения

и

воспитания,

средств

и

приемов

психолого-педагогического

воздействия.

Важную

роль

играет

формирование

навыков

успешного

социального

развития через основные виды активной деятельности:

Система блочных занятий.

Содержание занятий ориентированно на развитие интереса к человеку, обществу, учет

личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что

приводит

к

осознанию

и

накоплнию

своего

жизненного

опыта.

Это

позволяет

активизировать интерес дошкольника в начале к самому себе, потом окружению, семье,

обществу.

Игровая деятельность.

Система применения игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же

освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно- ролевые

игры, дидактические.

Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами:

1. Позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство,

которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.

2. Способствует реализации цели образования- всестороннего

развития личности

ребенка.

3.

Позволяет

создать

равные

условия

воспитания

и

благоприятные

условия

для

полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

4. Способствует формированию основ базовой культуры личности,

5. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми,

обогащает представления детей о разнообразии учреждений культуры и желанию их

посещать; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Экскурсия-коллективное

посещение

определенных

объектов

с

познавательной

целью.

Акция-

организационное

действие,

предпринимаемое

для

достижения

какой-

нибудь цели.

Мультимедийная

презентация-

новый

стандарт

представление

информации,

позволяющий

одновременно

задействовать

графическую,

текстовую

и

аудиовизуальную информацию.

Анкетирование- письменная форма опроса, по интересующему вопросу.

Консультирование- это обучение и помощь советами.

Проектная деятельность- это форма организации совместной деятельности людей,

возможность

творчески

раскрыться,

проявить

себя

индивидуально

или

в

коллективе.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ:

- анкетирование

-проведение круглых столов

- проведение деловых игр

- Проведение консультаций

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ : один учебный год

Этапы реализации программы:

Программа

предусматривает

создание

условий

для

формирования

ранних

профессиональных

устремлений,

выделение

этапов

формирования

представлений

о

профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор

его предстоящего жизненного пути.

Учебный план программы:

Цель программы- расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях

труда, трудовых действиях.

Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста .

Срок обучения: один год.

Режим занятий : 1 раз в неделю

Программа

рассчитана

на

детей

старшего

дошкольного

возраста по 25 мин в неделю.

Учебно-тематический

план

программы:

Цель программы: осуществить систематическую работу по ознакомлению детей с

разными видами профессий.

Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста

Срок обучения: один учебный год.

Режим занятий : с детьми 1 раз в неделю, длительность одного занятия 25 минут

Название профессий

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

10

часов

10 мин

1

Ветеринар

1 час

Наблюдение,

экскурсия, беседа.

Знакомство с данной

профессией(просмотр

видеоматериала)

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа. Анализ

продуктивная

деятельность.

НОД по социальному

миру в старшей группе

Профессия: «Врач -

ветеринар»

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа .

наблюдение.

Экскурсия в

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение

№ Название профессий

Количество часов

1

ветеринар

1 час

2

Парикмахер

1 час

3

пекарь

1 час

4

Библиотекарь

1 час

5

Учитель химии

1 час

6

Швея

1 час

7

Тренер по плаванию

1 час

8

Хореограф

1 час

9

Редактор газеты

1 час

10

Грумер

1 час

ветеринарную клинику

Беседа с ветеринарным

врачом.

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа.

2

Парикмахер

1 час

Знакомство с

профессией через

просмотр

документального

фильма

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа. Анализ

продуктивная

деятельность.

Экскурсия в салон

красоты

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение беседа.

Анализ.

НОД «Профессия

парикмахер»

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа. Анализ

продуктивная

деятельность.

Социальный проект

«профессия

парикмахер»

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение беседа.

Анализ

3

Пекарь

65 мин

Рассматривание

иллюстраций

связанных с

профессией пекаря с

просмотром

видеоролика.

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение,

анализ.

Просмотр презентации

на тему все профессии

важны)

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение беседа.

Анализ

НОД – худ. творч.

лепка из саленного

теста-«Хлебобулочные

изделия»

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа. Анализ

продуктивная

деятельность.

4

Библиотекарь

1 час

Знакомство с

профессией через

просмотр видеоролика

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа. анализ

Акция : Книжки

малышки.

25 мин

Наблюдение, беседа

выставка конкурс.

Проект « бережное

отношение к книгам»

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение

Развлечение « как

азбука буквы

растеряла»

25 мин

5 мин

20 мин

Рефлексия

5

Учитель химии

65 мин

Оформление альбома

(юный химик)

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа. Анализ

продуктивная

деятельность.

Экскурсия в школу к

учителю химии

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение

Проект (что, зачем и

почему?)

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение

6

Швея

65 мин

Акция: С миру по

нитки.

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение,

беседа.

Просмотр презентации

на тему- профессия

швея.

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение,

беседа. Анализ.

Экскурсия в ателье.

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение.

7

Тренер по плаванию

65 мин

Знакомство с

профессией через

просмотр видео ролика

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа.

Наблюдение

Оформление альбома «

профессия тренер по

плаванию)

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа. Анализ

продуктивная

деятельность.

Социальный проект

(тренер по плаванию)

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение

8

Хореограф

50 мин

Проект ( в чем

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение

заключается

здоровье?)

Экскурсия в ЦДОД к

хореографу

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение

Беседа, анализ.

9

Редактор газеты

65 мин

Экскурсия в

типографию.

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение

Оформление альбома

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение,

анализ,

продуктивной

деятельности.

Конкурс « юный

журналист»

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа. Анализ.

10

Грумер

1 час

Просмотр

познавательного

фильма –профессия

грумер.

25 мин

5 мин

20 мин

Беседа.

Экскурсия к грумеру

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение,

беседа, анализ.

Проект (собачьи

стрижки)

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение

Социальный проект

Профессия грумер

25 мин

5 мин

20 мин

Наблюдение

Итого

10

ч.10ми

н

Календарно- тематический план работы.

МЕРОПРИЯТИЯ

ТЕМА

РАБОТА С

ДЕТЬМИ

РАБОТА С

ПЕДАГОГАМИ

РАБОТА С

СОЦИАЛЬНЫМИ

ПАРТНЕРАМИ

Сентябрь

1

Знакомство с данной

профессией(просмотр

видеоматериала).

Старшая

группа

Социальный

проект

Экскурсия, беседа.

2

НОД по социальному

миру в старшей группе

Профессия: «Врач -

ветеринар».

3

Беседа с

ветеринарным

врачом.

4

Экскурсия в

ветеринарную

клинику.

Октябрь

1

Знакомство с

профессией через

Старшая

группа

Социальный

проект

Экскурсия, беседа,

мастер-класс

просмотр

документального

фильма.

2

Познавательная

беседа с социальным

партнером.

3

Экскурсия в салон

красоты.

4

НОД «Профессия

парикмахер».

Ноябрь

1

Рассматривание

иллюстраций

связанных с

профессией пекаря

Старшая

группа

Социальный

проект

Экскурсия, беседа

2

Просмотр

презентации на тему

все профессии

важны).

3

НОД – худ. творч.

лепка из саленного

теста-«Хлебобулочные

изделия».

4

Рассматривание

иллюстраций

связанных с

профессией пекаря.

Декабрь

1

Знакомство с

профессией через

просмотр

видеоролика.

Старшая

группа

Социальный

проект

Экскурсия, беседа

2

Акция : Книжки

малышки.

Проект « бережное

отношение к книгам»

3

Оформление альбома

«красная книга.»

4

Развлечение « как

азбука буквы

растеряла»

Январь

1

Оформление альбома

(юный химик)

Старшая

группа

Социальный

проект

Экскурсия, беседа,

мастер-класс

2

Экскурсия в школу к

учителю химии.

3

Проект (что, зачем и

почему?)

4

Оформление альбома

(юный химик)

Февраль

1

Акция: С миру по

нитки.

Старшая

группа

Социальный

проект, мастер-

класс.

Экскурсия, беседа

2

Просмотр

презентации на тему-

профессия швея.

3

Экскурсия в ателье.

4

Акция: С миру по

нитки.

Март

1

Знакомство с

профессией через

просмотр видео

ролика

Старшая

группа

Социальный

проект

Беседа

2

Оформление альбома

« профессия тренер по

плаванию)

3

Социальный проект

(тренер по плаванию)

4

Знакомство с

профессией через

просмотр видео

ролика

Апрель

1

Экскурсия в

типографию.

Старшая

группа

Социальный

проект

2

Оформление альбома

3

Конкурс « юный

журналист»

4

Экскурсия в

типографию.

Май

1

Просмотр

познавательного

Старшая

группа

Экскурсия, беседа,

мастер -класс

фильма –профессия

грумер.

Социальный

проект

2

Экскурсия к грумеру

3

Проект (собачьи

стрижки)

4

Социальный проект

Профессия грумер

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;

пополнение лексики воспитанников;

расширение знаний о своей семье.

Для родителей:

успешное взаимодействие со своими детьми;

повышение психолого-педагогических компетенций.

Для педагога:

создание предметно-развивающей среды по теме проекта;

совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и

активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Для того, чтобы наши дети были разносторонне развитыми, нужно в разных формах

давать им познавательный материал. Вопрос выбора профессии поднимается уже в

начальной школе. Поэтому и в дошкольный период стоит знакомить детей с различными

профессиями, тем самым мы обращаем внимание воспитанников и на уважение

личности родителей, педагогов, на историю семьи, города и страны.



В раздел образования