Напоминание

ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ


Авторы: Вяткина Любовь Владимировна, Трусова Татьяна Геннадиевна
Должность: преподаватель вф фгбоу иво мггэу
Учебное заведение: Волгоградский Филиал ФГБОУ ИВО МГГЭУ
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

преподаватели ВФ ФГБОУ ИВО МГГЭУ

Вяткина Л.В., Трусова Т.Г.

К моменту завершения основного/среднего общего образования

молодые люди

должны

подойти

психологически

готовыми

к

вступлению

во

взрослую

жизнь,

что

предполагает наличие способностей и потребностей, которые позволят наиболее полно

реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Эти

качества, будучи сформированными, образуют психологическую базу для личностного и

профессионального самоопределения.

Профессиональное

самоопределение

представляет

собой

процесс

нахождения

смысла, ценности самостоятельно выбранной профессии.

Очевидно, что проблема профессионального самоопределения настолько сложна,

что

удовлетворительное

ее

решение

крайне

затруднительно

для

подавляющего

большинства людей. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует

разностороннего информационного и организационного обеспечения.

Сформированность

профессионального

самоопределения

является

основным

критерием эффективности работы по профориентации, которая реализуется посредством

различных

мероприятий

соответствующей

направленности.

И

если

формы

этих

мероприятий давно известны и могут использоваться в «готовом» виде, то наполнение их

конкретным материалом, разработка их содержательной части в большинстве случаев

-творческий труд самих педагогов.

Актуальность

темы: Проблема профессиональной мотивации в настоящее время

приобретает

особое

значение.

Именно

в

ней

специфическим

образом

высвечиваются

основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный

процесс приобретает приоритетное значение.

Проблема

выбора

профессии

стара

как

мир,

а

удачно

выбранная

профессия

сокращает

частоту

физических

и

психических

проблем,

связанных

со

здоровьем

и

усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни

каждого

человека

и

оказывает

большое

влияние

на

его

состояние

и

самочувствие.

Следовательно,

адекватность

выбора

и

уровень

освоения

профессии

влияют

на

все

стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле

судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является

вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.

Переход

от

старшего

школьного

возраста

к

студенческому

сопровождается

противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать,

что

отличия

в

мотивации

могут

наблюдаться

у

студентов

различных

курсов,

и

специальностей.

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и

ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. [1.]

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое

значение.

Именно

в

ней

специфическим

образом

высвечиваются

основные

моменты

взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает

приоритетное значение.

Правильное

выявление

профессиональных

мотивов,

интересов

и

склонностей

является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.

Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными

факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.

Профессиональное

становление

представляет

собой

достаточно

сложный,

длительный, весьма подвижный и многоплановый процесс.

1

Раньше

"идеальный"

образ

профессионала

во

многом

был

связан

с

образом

конкретных людей и их "профессиональной" биографией, иногда это был собирательный

образ, но всё равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации

молодого человека

В

настоящее

время

наблюдается

то,

что

"идеальный

образ

профессионала"

заменился на "идеальный образ жизни", то есть профессия выступает как средство для

достижения желаемого образа жизни.

Столкновение

идеального

жизненного

замысла

с

реальностью,

как

она

есть,

провоцирует

юношеский

профессиональный

кризис

-

переосмысление

жизни,

профессии и своего места в них.

В каждой профессии можно выделить 2 стороны:

содержательную

-

специфические

требования

к

личностным

особенностям

человека,

то

есть

набор

необходимых

знаний

и

умений,

которые

поддаются

воспитанию и тренировке.

динамическую - определённый темп выполнения, скорость, умение переключаться

с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д.

Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной

пригодности (классификация Гуревича).[7]

Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью

(то

есть

профессия

предъявляет

жесткие

требования

к

личностным

особенностям

человека).

Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности

(то

есть

данной

профессией

может

обладать

практически

каждый

человек,

но

при

условии - желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных

усилий).

Следующая,

широко

использующаяся

в

профориентации

классификация Е.А.

Климова, [2] определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена

на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все

существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

"человек-техника"

"человек-природа"

"человек-знак"

"человек-человек"

"человек- художественный образ".

Далее

расширение

знаний

о

мире

профессий

и

своих

предпочтениях

можно

продолжить

определением

профессионального

типа

личности.

Согласно

типологии

личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических

типов людей:

реалистический

интеллектуальный

социальный

конвенциальный (стандартный)

предприимчивый

артистический.

Каждый

тип

характеризуется

определёнными

особенностями

темперамента,

характера

и

т.д.

Следовательно,

определённому

психологическому

типу

личности

соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Хорошо определяет мотивацию обучения в ВУЗе методика Т. И. Ильиной. [5]

Поскольку мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек

готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе

той

или

иной

профессии:

общественно

социальная

значимость

данной

профессии,

2

престиж,

заработок.

Что

хочет

получить

студент

от

высшего

образования,

каких

жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать

и какие ценности в его жизни играют главную роль. Выдвигаются следующие критерии

для подробной характеристики мотивационной структуры студентов:

1) мотивы выбора профессии;

2) удовлетворенность выбором профессии;

3) осведомленность о будущей профессии;

4) желание работать в дальнейшем по специальности;

5) цели будущей профессиональной деятельности;

6) требования к будущей работе.

На

базе

Волгоградского

филиала

МГГЭУ

в

проце ссе

п р о вед е н и я

профориентационного мероприятия были опрошены ученики 9 Б класса МОУ СОШ №5 и

так же проведены опросы студентов 1 курса по методике Т.И. Ильиной, и Климовой Е.А.

выявлены следующие результаты:

Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или

иной профессиональной сфере потому, что у них пока еще нет достаточного количества

ресурсов: знаний, умений, готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в

самопознании, в том числе в профессиональной сфере, обусловленная новой ведущей

деятельностью – общением со сверстниками. Это характеризуется направленностью на

выявление

собственных

качеств,

имеющих

отношение

к

той

или

иной

профессии,

прояснение их содержания, оценке их уровня развития.

В

процессе

тестирования

учащихся

9

класса

было

выявлено

(по

методике

Климовой Е.А.) что Ч-Ч 40%, Ч-Т 20%, Ч-ХО 10%, Ч-З 30%

При работе с первокурсниками на период начала обучения было выявлено, что если

студенты хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они

знают

чего

хотят,

если

нет,

то

мотивы

еще

окончательно

не

сформированы

или

не

нацелены

на

профессию.

Результаты

тестирования:

20%

- Овладение

профессией»

(стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально

важные качества); 50 %- «Получение диплома» (Стремление приобрести диплом при

формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и

зачетов),

30%

-

«Приобретение

знаний»

(стремление

к

приобретению

знаний,

любознательность)

На вопрос какие же цели будущей профессиональной деятельности являются для

студентов приоритетными сегодня? Изменения произошли: на первое место выступили

мотивы заработной платы и самореализации.

На период обучения на выпускном курсе было определено по данной методике, что

на

первое

место

выходят

результаты

тестирования

70%

- Овладение

профессией»

(стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально

важные качества); 20 %- «Получение диплома» (Стремление приобрести диплом при

формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и

зачетов),10%

-

«Приобретение

знаний»

(стремление

к

приобретению

знаний,

любознательность)

Полученные данные позволяют нам сделать вывод: в процессе профессионального

развития

личности

большое

значение

имеют

мотивация

к

овладению

профессией,

профессиональные притязания студентов, именно они являются залогом и индикатором

успешности профессионализации будущих специалистов.

Итак, в ходе исследования были обнаружены следующие проблемы, затрудняющие

профессиональное

становление

студентов:

неосознанное

профессиональное

самоопределение и, как следствие, отказ от работы по специальности.

Результаты

исследования

являются

подтверждением

необходимо сти

психологического сопровождения профессионализации будущих специалистов.

3

Со школьной скамьи необходимо проводить работу по воспитанию сознательного

выбора

профессии.

Профессиональное

самоопределение

молодежи

должно

осуществляться в ходе специально организованной научно - практической деятельности -

профориентации.

Список литературы

1.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: ACADEMA,

1999 .

2.

Климова А.Е. Дифференциально-диагностический опросник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА –

М, 2011.

3.

Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: ACADEMA, 1998.

4.

Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. Ильинского И.М., Шаронова

А.В. М.: Молодая гвардия, 2006.-С.98

5.

Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.:

Речь, 2001.- 688 с.:ил.

6.

Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов

молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. –С.69

7.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.т. 1-2, М.: ACADEMA, 2007.

4



В раздел образования