Авторы: Вяткина Любовь Владимировна, Трусова Татьяна Геннадиевна
Должность: преподаватель вф фгбоу иво мггэу
Учебное заведение: Волгоградский Филиал ФГБОУ ИВО МГГЭУ
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Раздел: среднее профессиональное
ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
преподаватели ВФ ФГБОУ ИВО МГГЭУ
Вяткина Л.В., Трусова Т.Г.
К моменту завершения основного/среднего общего образования
молодые люди
должны
подойти
психологически
готовыми
к
вступлению
во
взрослую
жизнь,
что
предполагает наличие способностей и потребностей, которые позволят наиболее полно
реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Эти
качества, будучи сформированными, образуют психологическую базу для личностного и
профессионального самоопределения.
Профессиональное
самоопределение
представляет
собой
процесс
нахождения
смысла, ценности самостоятельно выбранной профессии.
Очевидно, что проблема профессионального самоопределения настолько сложна,
что
удовлетворительное
ее
решение
крайне
затруднительно
для
подавляющего
большинства людей. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует
разностороннего информационного и организационного обеспечения.
Сформированность
профессионального
самоопределения
является
основным
критерием эффективности работы по профориентации, которая реализуется посредством
различных
мероприятий
соответствующей
направленности.
И
если
формы
этих
мероприятий давно известны и могут использоваться в «готовом» виде, то наполнение их
конкретным материалом, разработка их содержательной части в большинстве случаев
-творческий труд самих педагогов.
Актуальность
темы: Проблема профессиональной мотивации в настоящее время
приобретает
особое
значение.
Именно
в
ней
специфическим
образом
высвечиваются
основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный
процесс приобретает приоритетное значение.
Проблема
выбора
профессии
стара
как
мир,
а
удачно
выбранная
профессия
сокращает
частоту
физических
и
психических
проблем,
связанных
со
здоровьем
и
усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни
каждого
человека
и
оказывает
большое
влияние
на
его
состояние
и
самочувствие.
Следовательно,
адекватность
выбора
и
уровень
освоения
профессии
влияют
на
все
стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле
судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является
вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.
Переход
от
старшего
школьного
возраста
к
студенческому
сопровождается
противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать,
что
отличия
в
мотивации
могут
наблюдаться
у
студентов
различных
курсов,
и
специальностей.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и
ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. [1.]
Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое
значение.
Именно
в
ней
специфическим
образом
высвечиваются
основные
моменты
взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает
приоритетное значение.
Правильное
выявление
профессиональных
мотивов,
интересов
и
склонностей
является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.
Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными
факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.
Профессиональное
становление
представляет
собой
достаточно
сложный,
длительный, весьма подвижный и многоплановый процесс.
1
Раньше
"идеальный"
образ
профессионала
во
многом
был
связан
с
образом
конкретных людей и их "профессиональной" биографией, иногда это был собирательный
образ, но всё равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации
молодого человека
В
настоящее
время
наблюдается
то,
что
"идеальный
образ
профессионала"
заменился на "идеальный образ жизни", то есть профессия выступает как средство для
достижения желаемого образа жизни.
Столкновение
идеального
жизненного
замысла
с
реальностью,
как
она
есть,
провоцирует
юношеский
профессиональный
кризис
-
переосмысление
жизни,
профессии и своего места в них.
В каждой профессии можно выделить 2 стороны:
содержательную
-
специфические
требования
к
личностным
особенностям
человека,
то
есть
набор
необходимых
знаний
и
умений,
которые
поддаются
воспитанию и тренировке.
динамическую - определённый темп выполнения, скорость, умение переключаться
с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д.
Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной
пригодности (классификация Гуревича).[7]
Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью
(то
есть
профессия
предъявляет
жесткие
требования
к
личностным
особенностям
человека).
Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности
(то
есть
данной
профессией
может
обладать
практически
каждый
человек,
но
при
условии - желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных
усилий).
Следующая,
широко
использующаяся
в
профориентации
классификация Е.А.
Климова, [2] определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена
на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все
существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:
"человек-техника"
"человек-природа"
"человек-знак"
"человек-человек"
"человек- художественный образ".
Далее
расширение
знаний
о
мире
профессий
и
своих
предпочтениях
можно
продолжить
определением
профессионального
типа
личности.
Согласно
типологии
личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических
типов людей:
реалистический
интеллектуальный
социальный
конвенциальный (стандартный)
предприимчивый
артистический.
Каждый
тип
характеризуется
определёнными
особенностями
темперамента,
характера
и
т.д.
Следовательно,
определённому
психологическому
типу
личности
соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Хорошо определяет мотивацию обучения в ВУЗе методика Т. И. Ильиной. [5]
Поскольку мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек
готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе
той
или
иной
профессии:
общественно
социальная
значимость
данной
профессии,
2
престиж,
заработок.
Что
хочет
получить
студент
от
высшего
образования,
каких
жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать
и какие ценности в его жизни играют главную роль. Выдвигаются следующие критерии
для подробной характеристики мотивационной структуры студентов:
1) мотивы выбора профессии;
2) удовлетворенность выбором профессии;
3) осведомленность о будущей профессии;
4) желание работать в дальнейшем по специальности;
5) цели будущей профессиональной деятельности;
6) требования к будущей работе.
На
базе
Волгоградского
филиала
МГГЭУ
в
проце ссе
п р о вед е н и я
профориентационного мероприятия были опрошены ученики 9 Б класса МОУ СОШ №5 и
так же проведены опросы студентов 1 курса по методике Т.И. Ильиной, и Климовой Е.А.
выявлены следующие результаты:
Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или
иной профессиональной сфере потому, что у них пока еще нет достаточного количества
ресурсов: знаний, умений, готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в
самопознании, в том числе в профессиональной сфере, обусловленная новой ведущей
деятельностью – общением со сверстниками. Это характеризуется направленностью на
выявление
собственных
качеств,
имеющих
отношение
к
той
или
иной
профессии,
прояснение их содержания, оценке их уровня развития.
В
процессе
тестирования
учащихся
9
класса
было
выявлено
(по
методике
Климовой Е.А.) что Ч-Ч 40%, Ч-Т 20%, Ч-ХО 10%, Ч-З 30%
При работе с первокурсниками на период начала обучения было выявлено, что если
студенты хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они
знают
чего
хотят,
если
нет,
то
мотивы
еще
окончательно
не
сформированы
или
не
нацелены
на
профессию.
Результаты
тестирования:
20%
- Овладение
профессией»
(стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально
важные качества); 50 %- «Получение диплома» (Стремление приобрести диплом при
формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и
зачетов),
30%
-
«Приобретение
знаний»
(стремление
к
приобретению
знаний,
любознательность)
На вопрос какие же цели будущей профессиональной деятельности являются для
студентов приоритетными сегодня? Изменения произошли: на первое место выступили
мотивы заработной платы и самореализации.
На период обучения на выпускном курсе было определено по данной методике, что
на
первое
место
выходят
результаты
тестирования
70%
- Овладение
профессией»
(стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально
важные качества); 20 %- «Получение диплома» (Стремление приобрести диплом при
формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и
зачетов),10%
-
«Приобретение
знаний»
(стремление
к
приобретению
знаний,
любознательность)
Полученные данные позволяют нам сделать вывод: в процессе профессионального
развития
личности
большое
значение
имеют
мотивация
к
овладению
профессией,
профессиональные притязания студентов, именно они являются залогом и индикатором
успешности профессионализации будущих специалистов.
Итак, в ходе исследования были обнаружены следующие проблемы, затрудняющие
профессиональное
становление
студентов:
неосознанное
профессиональное
самоопределение и, как следствие, отказ от работы по специальности.
Результаты
исследования
являются
подтверждением
необходимо сти
психологического сопровождения профессионализации будущих специалистов.
3
Со школьной скамьи необходимо проводить работу по воспитанию сознательного
выбора
профессии.
Профессиональное
самоопределение
молодежи
должно
осуществляться в ходе специально организованной научно - практической деятельности -
профориентации.
Список литературы
1.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: ACADEMA,
1999 .
2.
Климова А.Е. Дифференциально-диагностический опросник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА –
М, 2011.
3.
Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: ACADEMA, 1998.
4.
Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. Ильинского И.М., Шаронова
А.В. М.: Молодая гвардия, 2006.-С.98
5.
Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.:
Речь, 2001.- 688 с.:ил.
6.
Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов
молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. –С.69
7.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.т. 1-2, М.: ACADEMA, 2007.
4