Напоминание

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Авторы: Орехова Наталья Алексеевна, Трусова Татьяна Геннадиевна
Должность: преподаватель вф фгбоу иво мггэу
Учебное заведение: Волгоградский Филиал ФГБОУ ИВО МГГЭУ
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: ИНТЕРАКТИВНОСТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИНТЕРАКТИВНОСТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Орехова Наталья Алексеевна

студентка ВФ МГГЭУ 2 курса

специальность Профессиональное обучение

(по отраслям)

Под руководством преподавателей ВФ ФГБОУ ИВО МГГЭУ

Трусовой Т.Г., Вяткиной Л.В.

В

Федеральных

государственных

образовательных

стандартах

среднего

профессионального образования (ФГОС СПО) одним из важнейших условий реализации

компетентностного

подхода

в

программе

подготовки

специалистов

среднего

звена

(ППССЗ)

является

широкое

использование

в

образовательном

процессе

активных

и

интерактивных форм проведения занятий со студентами.

Необходимость проведения

учебных занятий

с применением

интерактивных форм, обусловлены главной целью

ППССЗ, а также прослеживается,

прямая зависимость от особенностей контингента

обучающихся и содержания конкретных учебных дисциплин.

В зависимости от этого объем занятий, проводимых с применением интерактивных

форм должен быть не менее 20 % от общего объема аудиторных занятий.

С учетом этого при проведении занятий преподавателями дисциплин должны быть

обеспечены условия для активного вовлечения студентов в учебный процесс, что призвано

способствовать лучшему восприятию, запоминанию и усвоению учебного материала.

Интерактивные и активные методы

основаны на принципах взаимодействия,

активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Их

внедрение

способствует

созданию

среды

образовательного

общения,

которая

характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов,

накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

В ходе таких занятий преподаватель вместе с предоставлением студентам новых

знаний

ведет

обучающихся

к

самостоятельному

поиску.

Активность

преподавателя

трансформируется в активность студентов. В данной обстановке его задачей становится

создание условий для творческой активности обучающихся. В свою очередь творческая

активность студентов на занятиях способствует достижению поставленных учебных и

воспитательных целей.

Хочу обратить ваше внимание на то, что в

педагогической системе подготовки

студентов

сложились

и

получили

широкое

распространение

три

группы

форм

взаимодействия преподавателей и обучающихся в ходе проведения занятий.[1]

1. Традиционные методы.

2. Активные методы.

3. Интерактивные методы.

Взаимодействие субъектов учебного процесса при использовании

тех или иных методов можно представить следующим образом.

Традиционный метод это форма взаимодействия преподавателя

и

студента,

в

котором

преподаватель

является

основным

действующим

лицом

и

управляющим

ходом

занятия,

а

студенты

выступают

в

роли

довольно

пассивных

слушателей, подчиненных указаниям преподавателя.

Рисунок 1. Традиционный метод

преподаватель

студент

студент

студент

Связь преподавателя со студентами на таких занятиях осуществляется посредством

опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

С

позиций

современных

педагогических

технологий

и

эффективности

усвоения

студентами учебного материала традиционный метод

не

достаточно

эффективен,

хотя

в

тоже

время

он

имеет

существенные

плюсы.

Это

относительно несложная подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность

преподнести

сравнительно

большее

количество

учебного

материала

в

ограниченных

временных рамках занятия.

К основным традиционным методам обучения относятся: лекции,

семинары, практические и лабораторные занятия (практикумы), самостоятельная работа,

все виды контроля (текущий, периодический, итоговый).

Активный метод характеризуется как форма взаимодействия

преподавателя и студентов, при котором они взаимодействуют друг с

другом, при этом студенты не являются пассивными слушателями, а

играют роль активных участников образовательного процесса.

Рисунок 2. Активный метод

Преподаватель и студенты имеют равные права. Стиль управления занятием в данном

случае более демократичен.

Интерактивный

метод означает взаимодействие не только между преподавателем и

студентами, но также и между студентами и позволяет участникам образовательного

процесса находиться в режиме диалога, беседы.

Рисунок 3. Интерактивный метод

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму

активных методов. В отличие от активных интерактивные методы ориентированы на более

широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, а

также

на

доминирование

активности

студентов

в

процессе

обучения.

При

этом

преподаватель направляет деятельность студентов на достижение целей занятия.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

- пробуждение у обучающихся интереса к изучаемым учебным вопросам;

- обеспечение эффективного усвоения учебного материала;

преподаватель

студент

студент

студент

студент

студент

студент

преподаватель

-

приобщение

студентов

к

самостоятельному

поиску

путей

и

вариантов

решения

поставленных учебных задач (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение

собственного варианта и обоснование принятого решения);

- формирование у обучающихся способности к выражению собственного мнения;

-

установление

делового

взаимодействия

между

студентами,

обучение

их

работать

в

команде, проявлять терпимость к любым точкам зрения, уважению к праву каждого на

свободу слова и собственного достоинства;

- становление жизненных и профессиональных навыков;

- выход в итоге на уровень осознанной компетентности студента.

С

учетом

задач

активных

и

интерактивных

форм

обучения

преподавателем

разрабатывается

план

каждого

занятия,

продумываются

положения

по

созданию

комфортных

условий

обучения,

способствующих

студентам

чувствовать

свою

успешность,

интеллектуальную

состоятельность,

что

в

свою

очередь

делает

продуктивным сам процесс обучения, создает базу для результативного решения проблем,

как итога проведенного занятия.[2]

Высокая

результативность

данной

модели

определяется

повышенной

интенсивностью

деятельности

студентов,

высоким

уровнем

учебной

мотивации

интеллектуальной самостоятельностью.

В новых условиях меняется характер взаимодействия преподавателей и студентов.

Студент при этом становится не просто объектом

обучения, а должен превратиться в активного участника этого процесса. В тоже время

преподаватель в данном процессе играет роль наставника и координатора.

В

процессе

мониторинга

проведенного

в

ВФ

МГГЭУ

на

занятиях

профессионального модуля по двум направлениям: выполнение плана урока и групповой

динамики было выявлено, что интерактивные формы обучения способствуют активизации

познавательной деятельности студентов на занятиях и их внеаудиторной деятельности.

Объектами

мониторинга

могут

быть:

процесс

освоения

программы,

предмета;

интеграционные

процессы

в

обучении;

процесс

обновления,

совершен ствования,

содержания

методик,

технологий

обучения,

средств

контроля,

усвоения

учебного

материала; качество образовательного процесса.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в

проведении

исследований

и

наблюдений,

доступность

и

открытость

в

полученной

информации.

Поэтому

в

работе

используется

мониторинг

базовый,

тематиче ский

и

«одного

урока»

(из

опыта

работы

преподавателей

профессиональных

модулей

по

специальности Профессиональное обучение (по отраслям)).

Мониторинг «одного урока»:

1.

Структура урока с применением традиционных форм обучения:

Таблица 1. Структура традиционного занятия

Структурный компонент учебного занятия

Назначение этапа

Организационный момент

Проверка подготовки учащихся к занятию

Сообщение темы и цели урока

Мотивация к обучению

Сообщение нового материала

Знакомство с новой информацией методом

лекции

Закрепление материала

Дифференцированный опрос

Подведение итогов

Выдача домашнего задания

2.

Структура урока с применением интерактивных форм обучения:

Таблица 2. Структура интерактивного занятия

Структурный компонент учебного занятия

Назначение этапа

Инициация

С о з д а н и е

м о т и в а ц и и ,

з а в л а д е н и е

вниманием

студентов,

выход

с амих

студентов на тему занятия

Вхождение

Определение

совместными

усилиями

формулировки темы занятия и целей урока

Формирование ожиданий студентов

Определение совместно с учащимися задач

з а н я т и я ,

с о с т а в л я ю щ и х

а л г о р и т м

деятельности; предупреждение возможных

затруднений

Интерактивная форма обучения

Знакомство

с

новой

информацией

с

применением

интерактивной

формы

обучения

Проработка содержания

Групповая

работа

для

у гл у бл е н и я ,

закрепления

материала

или

приобретения

практических навыков

Рефлексия

Оценка

результативности

урока

самими

студентами

Эмоциональная разрядка

Осуществление перехода от одного этапа к

другому,

создание

нужного

настроя

и

поддержание работоспособности

В результате сделанного анализа определили, что применение интерактивных форм

обучения на занятиях создает у учащихся положительную мотивацию к выполнению

умственных

и

практических

действий

на

занятии.

Пробуждает

стремление

к

самостоятельному

выполнению

заданий

и

приобретению

новых

знаний

и

умений

управлять собственной познавательной деятельностью в процессе обучения.

Качественная

характеристика

усвояемости

материала

была

определена

в

ходе

дифференцированного опроса студентов после изучения темы.

При традиционной форме обучения средний балл полученных знаний составляет

2,5, а при использовании интерактивной формы средний балл поднялся до 4,5.

Диаграмма 1. Качественная характеристика усвояемости

традиционное обучение

инерактивное обучение

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

На

основании

приведенной

диаграммы

делается

сравнительный

анализ,

при

помощи которого можно проследить динамику изменения успешности студентов.

Исходя из того что интерактивные методы часто базируются на активных методах

обучения, и к интерактивным методам относятся:

- мультимедийные лекции;

-мини-лекция;

- решение ситуационных (производственных) задач;

- обучение в сотрудничестве;

- компьютерные симуляции (имитации);

- тренинговые методы;

- разыгрывание ролей;

- деловые и другие игры (организационно – деятельностные, имитационные, ролевые);

- встречи с представителями российских и зарубежных компаний,

государственных и общественных организаций;

- мастер классы специалистов и экспертов.

Проанализировав

в

Волгоградском

филиале

МГГЭУ

учебно-методическую

документацию

преподавателей

профессиональных

модулей

пришли

к

выводу

что

формирование

компетенций студентов нашего филиала университета осуществляется

через использование интерактивных форм: игровых технологий, проектной деятельности,

и внеклассную работу. 50% преподавателей делают акцент в своей работе на личностно -

ориентированное

обучение,

30%

-

применяют

информационно-

коммуникационные

технологии ( презентации, видео фильмы), 20% - используют игровые технологии.

Подводя итоги отметим, что применении на занятиях профессиональных модулей

интерактивных форм, методов и средств обучения позволяет модернизировать учебно-

воспитательный процесс, делая возможным:

1.

Повышение у студентов уровня мотивации к изучению профессиональных модулей;

2.

Обучение

студентов

самостоятельному

овладению

конкретными

знаниями,

необходимыми

для

применения

их

в

практической

деятельности,

формирование

практических

навыков,

необходимых

для

самостоятельного

выполнения

творческих

заданий;

3.

Развитие мотивации к познанию профессиональной среды, освоение социокультурных

отношений;

4.

Становление партнерских отношений между студентами и преподавателем.

Список литературы

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в

высшей школе: учебное пособие/ сост Т.Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.

2. Механизмы и секреты технологии модерациии: организация интерактивных учебных

занятий/авт.-сост. О.А. Уварова.- Волгоград: Учитель, 2014.

3.

Сластенин

В.А.

,

Исаев

И.Ф.

,

Шиянов

Е.Н.

Педагогика:

педагогические

теории,

системы, технологии - М.: АСАDEMA, 2002.



В раздел образования