Автор: Серебрякова Нина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОАУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Шимановск Амурской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Родительское собрание"
Раздел: начальное образование
Ход собрания
1.Вступительное слово
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!
Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления
нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления
живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и
стоит
ли
нам
о
нем
говорить?
Вы
правы,
стоит.
А
раз
так,
давайте
рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем
помочь детям преодолеть ее.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под
контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито
в обществе сопротивление агрессии.
2. Полезная информация
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред
предмету
или
предметам,
человеку
или
группе
людей.
Агрессия
может
проявляться
физически
(драки)
и
вербально
(нарушение
прав
другого
человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и
враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения
определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу
забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей,
больше
проявляется
враждебная
агрессия,
направленная
на
то,
чтобы
причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью,
напористостью. Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше
всего
обрадует
в
вашем
ребенке:
настойчивость
или
агрессивность?
Безусловно,
настойчивость.
Это
качество
в
сравнении
с
агрессивностью
имеет
социально
приемлемые
формы,
т.к.
не
допускает
оскорбления,
издевательства и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они
иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя
его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип,
культивируется в семье и средствах массовой информации.
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных
ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и
оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в
обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел
ежедневно и она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам
поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не
формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно
говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им
удобно
говорить
другое,
что
вновь
навязывается
детям.
Это
приводит
к
растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые
позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности:
расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности
расположение? Семья помогает ребенку:
Преодолеть трудности;
Использует в своем арсенале умение слушать ребенка;
Включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно
характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и
властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие
ребенка
приводит
к
проявлению
такого
заболевания,
как
детский
госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с
родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом,
взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
Оно следует немедленно за проступком;
Объяснено ребенку;
Оно суровое, но не жестокое;
Оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие
и выдержку.
3. Анализ анкетирования
4. Подведение итогов
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась
для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в
своей семье по-новому.
Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые, надеюсь, помогут
вам в воспитании вашего ребенка:
Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
Постарайтесь
сделать
так,
чтобы
только
вы
снимали
его
эмоциональное напряжение.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они
предъявляются разумно.
К
агрессивным
проявлениям
в
поведении
ребенка
приводит
агрессивность семьи.
Анкета для родителей.
1.
Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
2.
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3.
Против кого он проявляет агрессию?
4.
Что
вы
предпринимаете
в
семье,
чтобы
преодолеть
агрессивность
ребенка?
Анкета для родителей.
Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить те
качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по
степени выраженности в поведении ребенка:
Доброта;
Сочувствие;
Покладистость;
Терпение;
Сопереживание;
Безразличие;
Упрямство;
Агрессивность;
Нетерпимость;
Эгоизм.
Анкета для учеников
Чаще всего я радуюсь, когда_____________.
Чаще всего я смеюсь, когда_____________.
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда,_____________.
Чаще всего я плачу, когда____________.
Чаще всего я злюсь, когда____________.
Чаще всего я обижаюсь, когда_____________.
Мне хорошо, когда меня____________.
Мне плохо, когда меня____________.
Тест для учеников
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите
те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно
быть не более пяти.
Я – добрый;
Я – злой;
Я – терпеливый;
Я – нетерпеливый;
Я – упрямый;
Я – безразличный;
Я – хороший друг;
Я – умный;
Я – помощник;
Я – обидчивый.
Памятка для родителей
Постарайтесь
сохранить
в
своей
семье
атмосферу
открытости
и
доверия.
Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его
душу несбыточных надежд.
Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду
чему-либо.
Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
Не
бойтесь
поделиться
со
своим
ребенком
своими
чувствами
и
слабостями.
Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от
его учебных успехов.
Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в
полной мере!
Родительское собрание во втором классе.
Тема:
Детская агрессия.
Форма проведения:
круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
анализ проблемы агрессивности; роль
семьи в проявлении детской агрессивности; поощрение, наказание в семье;
законы преодоления детской агрессии; экспресс – анкетирование родителей.
Учитель: Серебрякова Н.Н.
МОАУ СОШ №1
Г.Шимановск.