Напоминание

Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста.


Автор: Ульмаскулова Гульназ Сагидетдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС№195
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорного развитие ребенка дошкольного возраста.

В дошкольный период у ребенка происходит ознакомление и познание

окружающего мира, в это же время активно развиваются мыслительные

процессы. Особенно на этапе раннего детства для ребенка имеет большое

значение чувственный опыт, позволяющий ему познавать мир. Недаром

отечественный профессор назвал ранний возраст «золотой порой»

сенсорного воспитания. Во все времена сенсорному воспитанию была

выделена важная роль, большое значение понимали представители

дошкольной педагогики, такие как М. Монтессори, О.Декроли, Е.И. Тихеева,

ими были разработаны различные дидактические игры и упражнения,

направленные на улучшение слуха, зрения и осязания. В настоящее время на

основе ранее полученных исследований созданы современные

психологические и педагогические знания о развитии ребенка и сенсорном

воспитании. Цель сенсорного развития ребенка: развитие восприятия,

внимания, мышления, предметной деятельности. Основной задачей

сенсорного воспитания является формирование у детей умения воспринимать

и представлять предметы и явления, которые помогли бы детям

совершенствовать процессы конструирования, рисования, труда в природе и

звукового анализа слов. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его

восприятия и формирование знаний о свойствах предметов: их цвете, форме,

положении в пространстве, а также вкусе и запахе. Слово «сенсорный»

происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «восприятие»,

«ощущение».

Для развития сенсорных способностей ребенка необходимо поощрять

любопытство, пытливость и желание действовать с различными предметами.

Необходимо развивать моторику рук, функциональные действия с

предметами, орудийные и закрепление практикой их использования. С

сенсорной культурой дошкольники сталкиваются как в повседневной жизни,

так и в природе. Они действенным путем познают различные явления и

свойства предметов, например, у елки колючие иголки, снег под ногами

хрустит, песок сыпучий, шерсть у кошки мягкая. Основой сенсорного

воспитания является дидактическая игра, в процессе которой ребенок

развивает свой чувственный опыт. Воспитатель создает все необходимые

условия для планомерного руководства и формирования восприятий,

ощущений и представлений детей. Обучая детей восприятию явлений и

предметов, необходимо всегда четко объяснять смысл их действий. В

дальнейшем дети используют свои знания в практической деятельности, в

данном случае дети воспринимают все осознанно и целенаправленно. Таким

образом, нужно сформировать такие умения воспринимать окружающий мир,

чтобы совершенствовать процессы конструирования, рисования, труда в

природе. Огромное значение в сенсорном воспитании имеет формирование у

детей представлений о сенсорных эталонах - это общепринятые образцы

свойств предметов. Как правило, сенсорным эталоном цвета является семь

цветов спектра и оттенки по насыщенности и светлоте. В качестве эталонов

формы - геометрические фигуры, величины и метрическая система мер.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем

ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства.

Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по

возможности, все основные варианты. Вместе с тем

обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей

свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для

последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система

включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый,

желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур

(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал),3 разновидности величины

(большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка

складывались, в первую очередь, представления именно об этих фигурах,

цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Поскольку в

раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых

эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий

отдельных цветов, форм. Обучение должно включать формирование у детей

обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению

ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и

является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства

позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение

цвета, формы, величины. Сенсорное воспитание развивает способность

восприятия действительности во всей ее полноте, помогает сосредоточить

внимание ребенка на самых малозаметных деталях предметов и таким

образом собрать материал для воображения.

Сравнение - это и дидактический метод, и одновременно мыслительная

операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия

между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем

сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на

друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки

по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также

путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков

предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально

выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более

определенным и детальным восприятием.

Таким образом, сравнение - это своеобразный механизм обследования

предмета, который помогает установлению соотношения предметов по

величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим

свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы

сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом

осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует

формированию правильных представлений о них, создает основу для

обобщения и систематизации знаний.

Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе

восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными

действиями, благодаря которым образ предмета становится

дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства. Отметим, что

перцепция - психологическое восприятие, непосредственное отражение

объективной деятельности органами чувств.

Перцептивные действия (А. В. Запорожец) ассоциируются с практическими

действиями, имеющими внешне двигательный характер. Примерами могут

служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз,

прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани,

воспроизводящих слышимый звук.

Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание,

обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому

руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными

предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному

различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние

ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т. е.

интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без

перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних

приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая

рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае

восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в

относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения

обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем

сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением

основными способами обследования.

Итак, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два

основных компонента:

1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях

свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;

2) формирование и совершенствование самих перцептивных действий,

необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных

предметов.

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна

сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как

результат правильно организованного обучения и практики.

При этом подчеркнем, что большое значение для психического развития

имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием

человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности.

Использование всего многообразия приемов, облегчающих

восприятие (показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие

внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и

др.), побуждает детей к оречевлению того, что они видят, к выполнению с

объектом определенным образом организованной деятельности и к

формулированию полученных результатов. Словесные обозначения свойств и

качеств предметов, явлений, а также существующих между ними

взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и

обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого. Разные виды

деятельности предоставляют большие возможности для обогащения

словарного запаса детей.

На основании вышеизложенного мы можем определить профиль восприятия

следующим образом:

- наличие интереса (ориентировочного, познавательного) к объекту;

- проявление внимания (произвольного сосредоточения на объекте);

- действия собственно восприятия (перцептивные действия);

- опора на имеющийся опыт;

- создание обобщенного образа объекта и закрепление его в слове.

Особое внимание в процессе сенсорного воспитания должно уделяться

планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом

работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, несомненно, трудно

не только для дошкольников, но и для учащихся начальных классов, и без

специального обучения, как показывают научные исследования, не

формируется.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего

умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение,

так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения

многими видами деятельности.



В раздел образования