Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении


Автор: Шойропова Дарима Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 "Ручеек" ГО "Жатай"
Населённый пункт: ГО "Жатай", Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

На тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном

учреждении».

Воспитатель МБДОУ детский сад «Ручеек» ГО «Жатай»

Д. В. Шойропова.

Здоровье

человека

всегда

будет

актуальной

темой.

Его

невозможно

удержать

лекарствами.

Есть

более

действенное

средство

-

движение.

Физические

упражнения

непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что

нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь.

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании

фундамента

физического

и

психического

здоровья

ребенка.

В

этот

период

идет

интенсивное

развитие

органов

и

становление

функциональных

систем

организма.

Наметившаяся

в

последние

десять

лет

устойчивая

тенденция

ухудшения

здоровья

дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту

ситуацию. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить

ситуацию.

Одной

из

главных

задач

дошкольного

учреждения

является

создание

условий,

способных

формировать

и

укреплять

здоровье

воспитанников

детского

сада.

Ведь

здоровье человека-это и есть главная проблема для всех времен и народов, и сейчас она

становится первостепенной, так как влияет на будущее.

Главная задача педагогов детского сада - подготовить дошкольника к будущей

самостоятельной

жизни,

предоставив

ему

необходимые

условия

для

получения

и

закрепления

устойчивых

знаний

,умений,

навыков

,

воспитав

в

нем

необходимые

привычки.

Но,

может

ли

каждый

педагог

или

просто

взрослый

человек

относиться

равнодушно

к

неблагополучному

состоянию

здоровья

своих

воспитанников,

к

его

заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов

здоровьесберегающих технологий.

Основная цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ является создать высокий

уровень здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности

осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Рассмотрим следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

1.Профилактические технологии в детском саду, они включают обеспечивающие

сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала

детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием

медицинских приборов.

2.Физкультурно-оздоровительные

технологии

в

ДОУ

они

направлены

на

физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: физического развития, двигательной

активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная

гимнастика,

массаж

и

самомассаж,

профилактика

плоскостопия

и

формирование

правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде в физкультурном зале.

Воспитание образовательной культуры личности младшего школьника, на мой взгляд

3.Технологии

социально-психологического

благополучия

ребенка

в

ДОУ,

обеспечивающем психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих

технологий:

1.

Объединить

усилия

родителей

и

педагогического

коллектива

для

эффективной

организации

физкультурно-оздоровительной

работы,

профилактики

нарушений

осанки и плоскостопия;

2.

Обучить

воспитанников

безопасному

поведению

в

условиях

чрезвычайных

ситуаций в городе и в природных условиях;

Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-

оздоровительной работы.

Главный показатель, который отличает все здоровьесберегающие образовательные

технологии в детском саду — регулярный мониторинг состояния детей и отслеживание

основных параметров развития организма в динамике на начало и конец учебного года,

что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья дошкольников.

Основой для развития здоровой среды в ДОУ закладывается:

1.

Формирование

здоровья

детей

на

основе

комплексного

и

системного

использования доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной

деятельности на открытом воздухе. представить

2. Применение в непосредственно-образовательной деятельности ДОУ морально-

духовного и культурного потенциала города, антуража, воспитания детей в традициях

русской культуры;

3. Конструктивное партнерство семьи, воспитателей и самих детей в укреплении

здоровья, развитии творческого потенциала. образовательной ку

4. Обеспечение активного участия детей в процессе получения знаний о здоровом

образе жизни.

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

Динамические паузы: физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную,

гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику;

Спортивные и подвижные игры;

II. Технологии обучения ЗОЖ.

Физкультурные занятия;

Гимнастика после сна;

Точечный массаж;

Спортивные праздники, развлечения;

Ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра;

День здоровья.

III. Технологии музыкального воздействия.

Музыкотерапия;

Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения.

Для

реализации

здоровьесберегающих

технологий

в

ДОУ

необходимо

создать

условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Детские

площадки,

физкультурные

и

спортивные

залы,

которые

оснащены

стандартным

и

нестандартным

оборудованием

необходимым

для

комплексного

развития

ребенка.

В

каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности,

которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

Для

каждой

возрастной

группы

должен

быть

составлен

режим

двигательной

активности, разработанной системой закаливания с учетом сезона, возраста.

В каждое занятие должны быть включены упражнения, игры, которые направлены

на укрепление здоровья детей в ДОУ. Дозировка и темп зависит от возраста детей,

настроения.

Основными задачами оздоровительных упражнений в ДОУ являются:

Реализация профилактики простуды.

Для профилактики простудных заболеваний рекомендуется применять точечный

массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную гимнастику, которая

проводится с помощью специально разработанных упражнений.

Ежедневно

проводить

гимнастику

после

дневного

сна,

которая

включает

в

себя

босохождение в сочетании с воздушными ваннами, лечебную физкультуру, массаж для

профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни:

В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья". В нем должны

находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный

инвентарь), а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:

"Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет

мышцы плечевого пояса.

Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.

Вертушки,

султанчики.

Необходимы

для

развития

речевого

дыхания,

чтобы

тренировать работу легких, увеличивать их объем.

Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много

точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

Коврики

и

веревки

с

узелками.

Нужны

для

массажа

ступней

ног,

который

способствует развитию координации движений

Здоровье сберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями:

Консультации

с

родителями,

беседы,

рекомендации

по

поводу

профилактики

болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по

поводу соблюдения личной гигиены;

Также ответить на все эти вопросы можно на родительских собраниях;

Оформления папок-передвижек;

Личный пример педагога;

Нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы;

Анкетирование;

Совместные акции: дни здоровья, спортивные праздники;

Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать

ребенка?";

Дни открытых дверей;

Обучение родителей методам оздоравливания детей (практикумы, тренинги);

Выпуск газеты ДОУ и т.д.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой

работе

должны

участвовать

и

педагогические,

и

медицинские

работники:

педагог-

психолог,

учитель-логопед,

воспитатель,

инструктор

по

физкультуре,

музыкальный

руководитель.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня

ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение,

психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в

детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить

поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье

среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но

люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском

здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем

будущем. Ведь здоровье - бесценный дар!

Список литературы:

1.

В о л о ш и н а

Л .

О р г а н и з а ц и я

з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ е г о

пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114-117.

2.

Терновская

С.А.,

Теплякова

Л.А.

Создание

здоровье

сберегающей

образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении//

Методист. -2005.-N4.-С.61-65.

3.

Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании

детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.

-N2. С.171-187

4.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в

работе педагога”.

5.

“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в

дошкольных образовательных учреждениях” /А.М. Сивцова //Методист.

– 200



В раздел образования