Автор: Никонова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Изменение имен существительных по вопросам"
Раздел: начальное образование
1
Русский язык 2 класс.
Тема: изменение имён существительных по вопросам.
Цель: организация деятельности учащихся по открытию способа изменения имён
существительных по вопросам.
Задачи:
организовать исследовательскую деятельность учащихся, с целью определения как
изменяются имена существительные по вопросам и с помощью слов-помощников;
учить изменять окончания имён существительных от главного слова: с помощью слов-
помощников и от заданного к нему вопроса.
Тип урока: усвоение нового знания.
Результат: открытый способ изменения имён существительных по вопросам.
1 ш. Называю слово – помощник.
2 ш. Задаю вопрос.
3 ш .Изменяю слово.
4 ш. Выделяю окончание.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.
2.Этап целеполагания.
1) Создание ситуации успеха.
На доске запись: (Вет...р, в…р…бей, с...стра, в…рона.)
Учитель: Прочитайте слова.
Учитель:- Найдите лишнее слово, почему вы так решили?
Учитель:- Запишите слова из словаря, вставьте пропущенные буквы, поставьте
ударение.
ПРОВЕРИМ
Учитель: Какими частями речи они являются?
Учитель: Что вы о них можете сказать?
Учитель: К какой части речи относится слово "сестра"?
2
Учитель: Обсудите в паре, какое задание можно выполнить с этим словом?
(Дети обсуждают в парах, затем каждая пара озвучивает вариант задания)
Дети: определить количество слогов, поставить ударение, подобрать однокоренные
слова, определить число им. сущ., изменить форму числа, составить предложение с этим
словом.
Учитель: Определите число сущ."сестра". Как узнали, что слово ед.числа?(слово-
помощник "одна")
Учитель: Измените число слова "сестра" - "сёстры"
Учитель: какое слово-помощник вам помогло? (много)
Учитель: Задайте к этим словам вопрос?
Дети: кто? сестра
кто? сёстры
Учитель: Вопрос один и тот же, а что помогло изменить форму числа?
Дети: помогли слова – помощники.
Учитель: Сравните слова. Что скажете?
Дети: корень один и тот же, а окончание изменилось.
(Дети выделяют окончание и корень .)
Учитель: Это форма слово или разные слова?
Дети: при изменении числа изменяется форма слова, значит одно и то же слово.
2) Создание проблемной ситуации. Работа над темой урока.
У каждого на столе карточка.
Сестра – это человек, который всё поймёт и поможет. Я скучаю, когда долго нет
сестра. Сестра доверишь любую тайну. Я вижу свою сестра и радуюсь. Я горжусь
сестра. Я часто думаю о сестра.
Учитель: Прочитайте отрывок из письма одной девочки. Что вы можете сказать об этих
предложениях? Почему?
Учитель: О чем хотела рассказать девочка?
Дети: О том, что у нее есть замечательная сестра.
Учитель: Поднимите руки те, у кого есть старшая или младшая сестра. Вы согласны с
тем, что очень хорошо, если у тебя есть близкий человек -сестра.
Учитель: Все ли получилось у девочки? Что вы можете предложить?
3
Дети: Изменить слово "сестра", так, чтобы оно подходило по смыслу.
Учитель: Так, чему мы будем учиться на уроке? Мы наййдем способ изменения имен
сущ.
Учитель: Измените слово "сестра" Как будут звучать предложения? В ПАРАХ
ПРОВЕРКА
Сестра – это человек, который всё поймёт и поможет. Я скучаю, когда долго нет
сестры. Сестре доверишь любую тайну. Я вижу свою сестру и радуюсь. Я горжусь
сестрой. Я часто думаю о сестре.
Учитель: Почему нужно было изменить слово "сестра"? Для чего нам нужно уметь
изменять им. сущ.? Когда это умение пригодиться?
Дети: Чтобы был смысл в предложениях.
Физкультминутка.
Учитель: Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос «кто?», приседают
девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос «что?», приседают
мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на
вопрос «кто?», а мальчики - на вопрос «что?»
Слова: огонь, рысь, малыш, гараж, ёж, кувшинка, шишка, чайка, снежинка, синица,
окунь, задача, жизнь. ( кто?- 6; что?- 7)
Учитель: Выпишите из каждого предложения измененное слово" сестра" по порядку в
столбик.
слова - помощники
вопросы
имя существительное
есть
нет
дать
вижу
горжусь
думаю
кто?
кого?
кому?
кого?
кем?
о ком?
сестра
сестры
сестре
сестру
сестрой
о сестре
Первый столбик закрыт. Второй пустой.
Учитель: Проверьте! Сравните слова.
Дети: Корень один и тот же, изменяется только окончание. (Выделяют окончание и
корень)
4
Учитель: Что заметили? Это новые слова или форма слова?
Дети: Одно и то же, потому что признаки такие же как и при изменении формы числа.
Учитель: Что помогло изменить окончание у имён существительных?
(Дети пытаются объяснить, что нужны слова – помощники, но они не знают таких слов.
В этой ситуации дети сталкиваются с проблемой. Предлагают взять помощь в учебнике
или у учителя. )
3) Постановка учебной задачи.
Учитель: Какую задачу мы поставим перед собой?
Дети: Найти способ, по которому слова изменяют свою форму.
Учитель: Изменить форму числа помогли слова – помощники «Один и много». А в этом
случае могут быть слова – помощники?
3. Решение учебно – практической задачи.
( Открываю первый столбик, где записаны слова – помощники. В этом случае люди
договорились пользоваться вот этими словами – помощниками. )
Учитель: Прочитайте пары слов.
Учитель: Мне кажется, что чего- то ещё не хватает. Вы не знаете чего?
Дети: Вопросов.
Учитель: Давайте попробуем задать вопросы. Для чего нам нужны слова-помощники?
(Заполняем второй столбик вместе с детьми. Делается вывод о том, что слова –
помощники помогают выбрать нужный вопрос)
Учитель: что происходит со словом, когда мы задаём вопрос?
Дети: у слова изменяется окончание.
Учитель: что помогает задать вопрос?
Дети: слова – помощники.
Учитель: как вы думаете, почему у всех слов разные окончания?
Дети: задаём разные вопросы.
Учитель: что больше помогло изменить форму слова, слово – помощник или вопрос?
Дети: больше помогает вопрос.
Учитель: можно ли сказать, что слово «сестра» изменяли по вопросам?
Дети: да, можно.
5
Учитель: какую задачу мы ставили перед собой?
Дети: найти способ изменения формы слова.
Учитель: удалось ли нам её решить ? Удалось найти способ? Давайте его запишем
АЛГОРИТМ изменения.
4. Моделирование способа действия вместе с детьми.
1ш. Называю слово – помощник.
2ш. Задаю вопрос.
3ш. Изменяю слово.
4ш. Выделяю окончание.
5. Обобщение.
Учитель: при изменении формы числа главную роль играли слова – помощники , при
изменении по вопросам - вопросы. Для чего тогда в этом случае нужны слова –
помощники?
Дети: чтобы задать нужный вопрос и правильно изменить слово.
Учитель: как вы думаете, будет ли этот способ работать при изменении окончаний у
других имен существительных?
Дети: надо его проверить.
6. Проверка способа действия. (Проверяют способ на слове «сова», делают вывод, что
работает.) УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ
7. Закрепление.
Зелёная карточка
Измените по вопросам: что? чего? чему? чем? о чём? существительные земля и
дерево.
Выделите окончания.
Что? ____земля___________________ _______дерево_____________
Чего? ____________________________ __________________________
Чему? ____________________________ __________________________
Чем? ____________________________ __________________________
О чём? о___________________________ о ________________________
Красная карточка
Найдите существительные во множественном числе, подчеркните их.
6
Напишите эти существительные в единственном числе и измените по вопросам.
Окончания выделите.
Телеграмма, звёзды, берега, улица, нора, лодка.
Что? ____________________________ __________________________
Чего? ____________________________ __________________________
Чему? ____________________________ __________________________
Чем? ____________________________ __________________________
О чём? о__________________________ о _________________________
7. Рефлексия.
Организует анализ познавательной деятельности учащихся.
Учитель: ЧЕМУ УЧИЛИСЬ НА УРОКЕ?
Учитель: Что получилось сразу, легко и быстро?
Учитель: Над чем пришлось задуматься?
Учитель: Что надо учесть на будущее?
Учитель: Когда настроение отличное, то любое дело удаётся выполнить хорошо!
Учитель помогает учащимся оценить свой уровень “открытых” знаний.
Учитель: Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке:
? – у меня остались вопросы.
З – Я знаю, что имена существительные изменяются по вопросам.
У – Я умею изменять имена существительные по вопросам.
М – Я могу научить изменять имена существительные по вопросам своего товарища.
Учитель: что будем делать на следующем уроке?
Дети: будем отрабатывать способ действия по изменению имён существительных по
вопросам.
7. Итог урока.