Напоминание

"Изменение имен существительных по вопросам"


Автор: Никонова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Изменение имен существительных по вопросам"
Раздел: начальное образование





Назад




1

Русский язык 2 класс.

Тема: изменение имён существительных по вопросам.

Цель: организация деятельности учащихся по открытию способа изменения имён

существительных по вопросам.

Задачи:

организовать исследовательскую деятельность учащихся, с целью определения как

изменяются имена существительные по вопросам и с помощью слов-помощников;

учить изменять окончания имён существительных от главного слова: с помощью слов-

помощников и от заданного к нему вопроса.

Тип урока: усвоение нового знания.

Результат: открытый способ изменения имён существительных по вопросам.

1 ш. Называю слово – помощник.

2 ш. Задаю вопрос.

3 ш .Изменяю слово.

4 ш. Выделяю окончание.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.

2.Этап целеполагания.

1) Создание ситуации успеха.

На доске запись: (Вет...р, в…р…бей, с...стра, в…рона.)

Учитель: Прочитайте слова.

Учитель:- Найдите лишнее слово, почему вы так решили?

Учитель:- Запишите слова из словаря, вставьте пропущенные буквы, поставьте

ударение.

ПРОВЕРИМ

Учитель: Какими частями речи они являются?

Учитель: Что вы о них можете сказать?

Учитель: К какой части речи относится слово "сестра"?

2

Учитель: Обсудите в паре, какое задание можно выполнить с этим словом?

(Дети обсуждают в парах, затем каждая пара озвучивает вариант задания)

Дети: определить количество слогов, поставить ударение, подобрать однокоренные

слова, определить число им. сущ., изменить форму числа, составить предложение с этим

словом.

Учитель: Определите число сущ."сестра". Как узнали, что слово ед.числа?(слово-

помощник "одна")

Учитель: Измените число слова "сестра" - "сёстры"

Учитель: какое слово-помощник вам помогло? (много)

Учитель: Задайте к этим словам вопрос?

Дети: кто? сестра

кто? сёстры

Учитель: Вопрос один и тот же, а что помогло изменить форму числа?

Дети: помогли слова – помощники.

Учитель: Сравните слова. Что скажете?

Дети: корень один и тот же, а окончание изменилось.

(Дети выделяют окончание и корень .)

Учитель: Это форма слово или разные слова?

Дети: при изменении числа изменяется форма слова, значит одно и то же слово.

2) Создание проблемной ситуации. Работа над темой урока.

У каждого на столе карточка.

Сестра – это человек, который всё поймёт и поможет. Я скучаю, когда долго нет

сестра. Сестра доверишь любую тайну. Я вижу свою сестра и радуюсь. Я горжусь

сестра. Я часто думаю о сестра.

Учитель: Прочитайте отрывок из письма одной девочки. Что вы можете сказать об этих

предложениях? Почему?

Учитель: О чем хотела рассказать девочка?

Дети: О том, что у нее есть замечательная сестра.

Учитель: Поднимите руки те, у кого есть старшая или младшая сестра. Вы согласны с

тем, что очень хорошо, если у тебя есть близкий человек -сестра.

Учитель: Все ли получилось у девочки? Что вы можете предложить?

3

Дети: Изменить слово "сестра", так, чтобы оно подходило по смыслу.

Учитель: Так, чему мы будем учиться на уроке? Мы наййдем способ изменения имен

сущ.

Учитель: Измените слово "сестра" Как будут звучать предложения? В ПАРАХ

ПРОВЕРКА

Сестра – это человек, который всё поймёт и поможет. Я скучаю, когда долго нет

сестры. Сестре доверишь любую тайну. Я вижу свою сестру и радуюсь. Я горжусь

сестрой. Я часто думаю о сестре.

Учитель: Почему нужно было изменить слово "сестра"? Для чего нам нужно уметь

изменять им. сущ.? Когда это умение пригодиться?

Дети: Чтобы был смысл в предложениях.

Физкультминутка.

Учитель: Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос «кто?», приседают

девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос «что?», приседают

мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на

вопрос «кто?», а мальчики - на вопрос «что?»

Слова: огонь, рысь, малыш, гараж, ёж, кувшинка, шишка, чайка, снежинка, синица,

окунь, задача, жизнь. ( кто?- 6; что?- 7)

Учитель: Выпишите из каждого предложения измененное слово" сестра" по порядку в

столбик.

слова - помощники

вопросы

имя существительное

есть

нет

дать

вижу

горжусь

думаю

кто?

кого?

кому?

кого?

кем?

о ком?

сестра

сестры

сестре

сестру

сестрой

о сестре

Первый столбик закрыт. Второй пустой.

Учитель: Проверьте! Сравните слова.

Дети: Корень один и тот же, изменяется только окончание. (Выделяют окончание и

корень)

4

Учитель: Что заметили? Это новые слова или форма слова?

Дети: Одно и то же, потому что признаки такие же как и при изменении формы числа.

Учитель: Что помогло изменить окончание у имён существительных?

(Дети пытаются объяснить, что нужны слова – помощники, но они не знают таких слов.

В этой ситуации дети сталкиваются с проблемой. Предлагают взять помощь в учебнике

или у учителя. )

3) Постановка учебной задачи.

Учитель: Какую задачу мы поставим перед собой?

Дети: Найти способ, по которому слова изменяют свою форму.

Учитель: Изменить форму числа помогли слова – помощники «Один и много». А в этом

случае могут быть слова – помощники?

3. Решение учебно – практической задачи.

( Открываю первый столбик, где записаны слова – помощники. В этом случае люди

договорились пользоваться вот этими словами – помощниками. )

Учитель: Прочитайте пары слов.

Учитель: Мне кажется, что чего- то ещё не хватает. Вы не знаете чего?

Дети: Вопросов.

Учитель: Давайте попробуем задать вопросы. Для чего нам нужны слова-помощники?

(Заполняем второй столбик вместе с детьми. Делается вывод о том, что слова –

помощники помогают выбрать нужный вопрос)

Учитель: что происходит со словом, когда мы задаём вопрос?

Дети: у слова изменяется окончание.

Учитель: что помогает задать вопрос?

Дети: слова – помощники.

Учитель: как вы думаете, почему у всех слов разные окончания?

Дети: задаём разные вопросы.

Учитель: что больше помогло изменить форму слова, слово – помощник или вопрос?

Дети: больше помогает вопрос.

Учитель: можно ли сказать, что слово «сестра» изменяли по вопросам?

Дети: да, можно.

5

Учитель: какую задачу мы ставили перед собой?

Дети: найти способ изменения формы слова.

Учитель: удалось ли нам её решить ? Удалось найти способ? Давайте его запишем

АЛГОРИТМ изменения.

4. Моделирование способа действия вместе с детьми.

1ш. Называю слово – помощник.

2ш. Задаю вопрос.

3ш. Изменяю слово.

4ш. Выделяю окончание.

5. Обобщение.

Учитель: при изменении формы числа главную роль играли слова – помощники , при

изменении по вопросам - вопросы. Для чего тогда в этом случае нужны слова –

помощники?

Дети: чтобы задать нужный вопрос и правильно изменить слово.

Учитель: как вы думаете, будет ли этот способ работать при изменении окончаний у

других имен существительных?

Дети: надо его проверить.

6. Проверка способа действия. (Проверяют способ на слове «сова», делают вывод, что

работает.) УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ

7. Закрепление.

Зелёная карточка

Измените по вопросам: что? чего? чему? чем? о чём? существительные земля и

дерево.

Выделите окончания.

Что? ____земля___________________ _______дерево_____________

Чего? ____________________________ __________________________

Чему? ____________________________ __________________________

Чем? ____________________________ __________________________

О чём? о___________________________ о ________________________

Красная карточка

Найдите существительные во множественном числе, подчеркните их.

6

Напишите эти существительные в единственном числе и измените по вопросам.

Окончания выделите.

Телеграмма, звёзды, берега, улица, нора, лодка.

Что? ____________________________ __________________________

Чего? ____________________________ __________________________

Чему? ____________________________ __________________________

Чем? ____________________________ __________________________

О чём? о__________________________ о _________________________

7. Рефлексия.

Организует анализ познавательной деятельности учащихся.

Учитель: ЧЕМУ УЧИЛИСЬ НА УРОКЕ?

Учитель: Что получилось сразу, легко и быстро?

Учитель: Над чем пришлось задуматься?

Учитель: Что надо учесть на будущее?

Учитель: Когда настроение отличное, то любое дело удаётся выполнить хорошо!

Учитель помогает учащимся оценить свой уровень “открытых” знаний.

Учитель: Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке:

? – у меня остались вопросы.

З – Я знаю, что имена существительные изменяются по вопросам.

У – Я умею изменять имена существительные по вопросам.

М – Я могу научить изменять имена существительные по вопросам своего товарища.

Учитель: что будем делать на следующем уроке?

Дети: будем отрабатывать способ действия по изменению имён существительных по

вопросам.

7. Итог урока.



В раздел образования