Напоминание

"Ознакомление дошкольников с природой посредством игр по технологии ТРИЗ"


Автор: Леонтьева Лариса Фёдоровна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МБДОУ № 23 " Солнышко"
Населённый пункт: Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Ознакомление дошкольников с природой посредством игр по технологии ТРИЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Ознакомление

дошкольников

с

природой

посредством

игр

по

технологии ТРИЗ»


В соответствии с ФГОС среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования. «Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования». С. Эрманн
Многие из представленных технологий нам знакомы и часто применимы в

работе, но как показывает опыт недостаточно эффективны:
 здоровьесберегающие технологии  технологии проектной деятельности  технология исследовательской деятельности  информационно-коммуникационные технологии  личностно-ориентированные технологии  технология портфолио  игровая технология  В конце 50-х гг. XX века появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Основоположник ТРИЗ – российский ученый-практик, писатель-фантаст, педагог Генрих Саулович Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможно массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. В 80-е гг. возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика, благодаря вкладу доктора педагогических наук профессора Анны Михайловны Страунинг. В центре внимания ТРИЗ-педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое, гибкое, системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель. Дошкольный возраст уникален, ибо как формируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом: «Творчество – во всем!»
Целью использования технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость и подвижность, системность и диалектичность, а с другой – поисковой активности, стремление к новизне, а также речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Решение изобретательской задачи, как основного инструмента ТРИЗ- технологии – это выявление, анализ и решение противоречий. Маленький человек должен постоянно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского и экологического плана), которые ставит перед нами жизнь, полная противоречий и проблем. Современная наука «экологи» - это наука о противоречиях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это целое мировоззрение. Поэтому в системе работы по экологическому воспитанию необходимо особое внимание уделять формированию основ экологического сознания, пониманию законов развития мира. Это возможно при системном подходе к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Одной из образовательных технологий, позволяющих реализовать эти задачи, является ТРИЗ-педагогика. Цель ТРИЗ-педагогики в экологическом воспитании дошкольников – формировать у детей идеи экологического сознания, как неотъемлемую часть миропонимания посредством восприятия и решения задач. В качестве основной формы организации работы ТРИЗ-технология предлагает игры, поэтому им уделено особое внимание. Многие педагоги используют игры в своей работе, неподозревая, что они ТРИЗовские. В систему игр входит несколько блоков: I. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:  «Назови одним словом»  «Что общего?»  «Рыбы, птицы, звери»  «Цепочка»  «Кто где живет?»  «Летает, плавает, бегает»  «Овощи - фрукты» II. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов)  «Мир звуков» 2
 «Узнай по запаху»  «Чудесный мешочек»  «Какой овощ (фрукт) ты съел»  «Волшебные звуки» III. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:  «Хорошо - плохо»  «Что будет, если…»  «Берегите природу»  «Что было сначала, а что потом»  «Разведчики» и др. IV. Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска:  Игры по типу «да – нет» Старшим дошкольникам интересна развивающая игра «Теремок» Играя с детьми в игры экологической направленности, ТРИЗ-педагогика советует соблюдать некоторые правила:  Не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре.  Не сдерживать двигательную активность детей.  Хвалить ребенка за успех.  Не давать отрицательных оценок при ошибках детей. В результате игровой деятельности у детей возникает положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении. Цель: Развитие творческой личности ребенка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, стремление к поиску и новизне. Задачи:  Обучать навыкам ассоциативного мышления.  Развивать речь, творческое воображение, а так же такие качества мышления, как гибкость и подвижность, системность и диалектичность.  Формировать эмоционально-положительное отношение к природе.  Воспитывать внимательность, наблюдательность. 3
Игра состоит из плоского домика с пятью окошками и набором магнитных карточек-картинок на разную тематику Правила игры  В игре участвуют от 1 до 5 человек. Перед началом игры воспитатель ставит домик и раздаёт детям карточки. Одну карточку ставит в верхнее окно.  Дети по очереди «стучатся» в «теремок». «Зайти» в него можно только если «гость» докажет, что он чем-то похож «на хозяина». Варианты игры: - дети выбирают карточки самостоятельно к «хозяину»; - карточки подбираются по цепочке к «жителям» «теремка» Например, вариант игры №2 - Тук, тук! Кто в теремочке живет? - Я – пчелка. - А ты кто? - Я кактус. - А чем ты на меня похож? - У тебя жало острое, а у меня – колючки. - Заходи в теремок. - Тук, тук! Кто в теремочке живет? - Пчелка и кактус. А ты кто? - Я верблюд. - Что тебя связывает с кактусом? - Кактус растет в пустыне, и я живу в пустыне. - Заходи в теремок. - Тук, тук! Кто в теремочке живет? - Пчелка, кактус и верблюд. А ты кто? - А я корова. - А чем ты на верблюда похожа? - Верблюд домашнее животное, и я тоже домашнее животное. - Заходи в теремок. - Тук, тук! Кто в теремочке живет? - Пчелка, кактус, верблюд и корова. А ты кто? - А я зеленая травка. - Что тебя связывает с коровой? - Меня ест корова, когда пасется на лугу. - Заходи в теремок. - Тук, тук! Кто в теремочке живет? - Пчелка, кактус, верблюд, корова, травка. А ты кто? 4
- Я тучка. - Что тебя связывает с травкой? - Я поливаю травку своим дождем. Вода необходима всем живым существам на земле. - Заходи в теремок. Играя с детьми в игры экологической направленности, ТРИЗ-педагогика советует соблюдать некоторые правила:  Не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре.  Не сдерживать двигательную активность детей.  Хвалить ребенка за успех.  Не давать отрицательных оценок при ошибках детей. В результате игровой деятельности у детей возникает положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении. Используемая литература: 1. .Кудрякова И.Г,. Кузнецова В.В,. Пыстина Л.С «Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром». 2. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с. 3. Гагарин А.В.Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого педагогический институт, 2000.-232 с. 4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.- М.: Айрис – Пресс, 2008 -208 с. 5 . Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики / Учебное издание, Мозырь, 2003. 5
6


В раздел образования