"Ознакомление дошкольников с природой посредством игр по технологии ТРИЗ"
Автор: Леонтьева Лариса Фёдоровна Должность: воспитатель логопедической группы Учебное заведение: МБДОУ № 23 " Солнышко" Населённый пункт: Белорецк, Республика Башкортостан Наименование материала: Методические рекомендации Тема: "Ознакомление дошкольников с природой посредством игр по технологии ТРИЗ" Раздел: дошкольное образование
В соответствии с ФГОС среди выбираемых технологий приоритет, как в
детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на
принципах развивающего образования.
«Наибольшее значение имеет не то, что
ученик использует новые технологии,
а то, как это использование способствует
повышению его образования».
С. Эрманн
Многие из представленных технологий нам знакомы и часто применимы в
работе, но как показывает опыт недостаточно эффективны:
здоровьесберегающие технологии
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии
личностно-ориентированные технологии
технология портфолио
игровая технология
В
конце
50-х
гг. XX
века
появилась
наука
ТРИЗ
–
теория
решения
изобретательских задач. Основоположник ТРИЗ – российский ученый-практик,
писатель-фантаст, педагог Генрих Саулович Альтшуллер. С появлением ТРИЗ
стало
возможно
массовое
обучение
технологии
творчества.
В
процессе
овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения
творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
В 80-е гг. возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика,
благодаря вкладу доктора педагогических наук профессора Анны Михайловны
Страунинг.
В
центре
внимания
ТРИЗ-педагогики
–
человек
творческий
и
творящий,
имеющий
богатое,
гибкое,
системное
воображение,
владеющий
мощным
арсеналом
способов
решения
изобретательских
задач
и
имеющий
достойную жизненную цель.
Дошкольный возраст уникален, ибо как формируется ребенок, такова
будет
и
его
жизнь,
именно
поэтому
важно
не
упустить
этот
период
для
раскрытия
творческого
потенциала
каждого
ребенка.
Адаптированная
к
дошкольному
возрасту
ТРИЗ-технология
позволяет
воспитывать
и
обучать
ребенка под девизом: «Творчество – во всем!»
Целью использования технологии в детском саду является развитие с
одной
стороны,
таких
качеств
мышления,
как
гибкость
и
подвижность,
системность и диалектичность, а с другой – поисковой активности, стремление
к новизне, а также речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте
– это привить ребенку радость творческих открытий.
Решение
изобретательской
задачи,
как
основного
инструмента
ТРИЗ-
технологии – это выявление, анализ и решение противоречий.
Маленький человек должен постоянно готовиться к решению различного
рода задач (в том числе исследовательского и экологического плана), которые
ставит перед нами жизнь, полная противоречий и проблем.
Современная
наука
«экологи»
-
это
наука
о
противоречиях
живых
организмов друг с другом и с окружающей средой, это целое мировоззрение.
Поэтому в системе работы по экологическому воспитанию необходимо
особое
внимание
уделять
формированию
основ
экологического
сознания,
пониманию законов развития мира. Это возможно при системном подходе к
ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью.
Одной из образовательных технологий, позволяющих реализовать эти
задачи, является ТРИЗ-педагогика.
Цель
ТРИЗ-педагогики
в
экологическом
воспитании
дошкольников
–
формировать у детей идеи экологического сознания, как неотъемлемую часть
миропонимания посредством восприятия и решения задач.
В
качестве
основной
формы
организации
работы
ТРИЗ-технология
предлагает
игры,
поэтому
им
уделено
особое
внимание.
Многие
педагоги
используют игры в своей работе, неподозревая, что они ТРИЗовские.
В систему игр входит несколько блоков:
I.
Игры
на
познание
и
классификацию
объектов
окружающего
мира,
понимание единства всех его составляющих, законов его развития:
«Назови одним словом»
«Что общего?»
«Рыбы, птицы, звери»
«Цепочка»
«Кто где живет?»
«Летает, плавает, бегает»
«Овощи - фрукты»
II. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов)
«Мир звуков»
2
«Узнай по запаху»
«Чудесный мешочек»
«Какой овощ (фрукт) ты съел»
«Волшебные звуки»
III.
Игры,
способствующие
формированию
основ
экологического
самосознания:
«Хорошо - плохо»
«Что будет, если…»
«Берегите природу»
«Что было сначала, а что потом»
«Разведчики» и др.
IV. Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное
сужение поля поиска:
Игры по типу «да – нет»
Старшим дошкольникам интересна развивающая игра «Теремок»
Играя с детьми в игры экологической направленности, ТРИЗ-педагогика
советует соблюдать некоторые правила:
Не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения
интереса к игре.
Не сдерживать двигательную активность детей.
Хвалить ребенка за успех.
Не давать отрицательных оценок при ошибках детей.
В результате игровой деятельности у детей возникает положительное
эмоциональное отношение к окружающему миру, возрастают познавательная
активность
и
интерес;
детские
ответы
становятся
нестандартными,
раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к
новизне,
к
фантазированию;
речь
становится
более
образной
и
логичной,
знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном
общении.
Цель:
Развитие
творческой
личности
ребенка:
умение
сравнивать
и
обобщать собственные наблюдения, стремление к поиску и новизне.
Задачи:
Обучать навыкам ассоциативного мышления.
Развивать
речь,
творческое
воображение,
а
так
же
такие
качества
мышления, как гибкость и подвижность, системность и диалектичность.
Формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
Воспитывать внимательность, наблюдательность.
3
Игра
состоит
из
плоского
домика
с
пятью
окошками
и
набором
магнитных карточек-картинок на разную тематику
Правила игры
В игре участвуют от 1 до 5 человек. Перед началом игры воспитатель
ставит домик и раздаёт детям карточки. Одну карточку ставит в верхнее
окно.
Дети по очереди «стучатся» в «теремок». «Зайти» в него можно только
если «гость» докажет, что он чем-то похож «на хозяина».
Варианты игры:
- дети выбирают карточки самостоятельно к «хозяину»;
- карточки подбираются по цепочке к «жителям» «теремка»
Например, вариант игры №2
-
Тук, тук! Кто в теремочке живет?
-
Я – пчелка.
-
А ты кто?
-
Я кактус.
-
А чем ты на меня похож?
-
У тебя жало острое, а у меня – колючки.
-
Заходи в теремок.
-
Тук, тук! Кто в теремочке живет?
-
Пчелка и кактус. А ты кто?
-
Я верблюд.
-
Что тебя связывает с кактусом?
-
Кактус растет в пустыне, и я живу в пустыне.
-
Заходи в теремок.
-
Тук, тук! Кто в теремочке живет?
-
Пчелка, кактус и верблюд. А ты кто?
-
А я корова.
-
А чем ты на верблюда похожа?
-
Верблюд домашнее животное, и я тоже домашнее животное.
-
Заходи в теремок.
-
Тук, тук! Кто в теремочке живет?
-
Пчелка, кактус, верблюд и корова. А ты кто?
-
А я зеленая травка.
-
Что тебя связывает с коровой?
-
Меня ест корова, когда пасется на лугу.
-
Заходи в теремок.
-
Тук, тук! Кто в теремочке живет?
-
Пчелка, кактус, верблюд, корова, травка. А ты кто?
4
-
Я тучка.
-
Что тебя связывает с травкой?
-
Я
поливаю
травку
своим
дождем.
Вода
необходима
всем
живым
существам на земле.
-
Заходи в теремок.
Играя с детьми в игры экологической направленности, ТРИЗ-педагогика
советует соблюдать некоторые правила:
Не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения
интереса к игре.
Не сдерживать двигательную активность детей.
Хвалить ребенка за успех.
Не давать отрицательных оценок при ошибках детей.
В результате игровой деятельности у детей возникает положительное
эмоциональное отношение к окружающему миру, возрастают познавательная
активность
и
интерес;
детские
ответы
становятся
нестандартными,
раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к
новизне,
к
фантазированию;
речь
становится
более
образной
и
логичной,
знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном
общении.
Используемая литература:
1. .Кудрякова И.Г,. Кузнецова В.В,. Пыстина Л.С «Развитие интеллекта
дошкольников
средствами
теории
решения
изобретательских
задач
при
ознакомлении с окружающим миром».
2. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с
детьми дошкольного возраста. \изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.
3. Гагарин А.В.Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации
экологического образования и воспитания. М.: Московский городской
психолого педагогический институт, 2000.-232 с.
4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском
саду. Пособие для воспитателей.- М.: Айрис – Пресс, 2008 -208 с.
5 . Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и
старшего
дошкольного
возраста
средствами
ТРИЗ-педагогики
/
Учебное
издание, Мозырь, 2003.
5
6