Автор: Панферова Лидия Ивановна
Должность: преподаватель естествознания
Учебное заведение: ГБПОУ Юридический колледж
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экскурсия как средство повышения интереса к дисциплине "Естествознание", повышения качества знаний"
Раздел: полное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
Экскурсия как средство повышения интереса к дисциплине
«Естествознание», повышения качества знаний и воспитания
экологической культуры о обучающихся
Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
(1452-1519)
итальянский художник и учёный, изобретатель,
писатель, музыкант.
Экскурсия
–
это
специфическое
учебно-воспитательное
занятие,
перенесенное,
перенесенное в соответствии с целью, в музей лабораторию, оранжерею. Образовательно –
воспитательное
значение
экскурсии
состоит
в
том,
что
они
служат
накоплению
представлений
и
жизненных
фактов,
обогащению
чувственного
опыта,
расширению
кругозора
обучающихся.
Экскурсии
помогают
установлению
связи
теории
с
практикой,
воспитание
чувства
бережного
отношения
к
природе,
к
родному
городу.
Обучающиеся
начинают понимать, что чтобы вода стала питьевой, трудятся многие люди, что это важный
природный ресурс и его тоже нужно расходовать рационально.
На изучение дисциплины естествознание, который состоит из трех разделов: физика,
химия с элементами экологии биология с элементами экологии, отводится всего 78 учебных
часов и 39 часов – для самостоятельной внеклассной работы учащихся.
Изучение дисциплины на базовом уровне среднего (полного) образования направлено
на достижение следующих целей:
освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах
естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания,
оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
овладение
умениями
применять
полученные
знания
для
объяснения
явлений
окружающего
мира,
восприятия
информации
естественно-научного
и
специального
(профессионально
значимого)
содержания,
получаемой
из
СМИ,
ресурсов
Интернета,
специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления
в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации
естественно-научной информации;
воспитание
убежденности
в
возможности
познания
законов
природы
и
использования
достижений
естественных
наук
для
развития
цивилизации
и
повышения
качества жизни;
применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и
повседневной
жизни
для
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности;
грамотного
использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
При
освоении
программы
у
обучающихся формируется
информационно-
коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки, необходимые для изучения
других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных
дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. В
результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен знать/понимать:
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле и
волны,
химическая
реакция,
макромолекула,
белок,
катализатор,
фермент,
клетка,
дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм,
популяция, экосистема, биосфера;
вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины
мира;
1
должен уметь:
приводить
примеры
наблюдений,
обосновывающих:
атомно-молекулярное
строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и
магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых
процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, клеточное строение живых
организмов,
роль
ДНК
как
носителя
наследственной
информации,
эволюцию
живой
природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой
природе,
взаимосвязь
компонентов
экосистемы,
влияние
деятельности
человека
на
экосистемы;
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных
наук: для развития энергетики, транспорта и средств связи, создания биотехнологий, лечения
инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе
экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ,
Интернет-ресурсах,
научно-популярной
литературе:
владеть
методами
поиска,
выделять
смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных
излучений, необходимости энергосбережения;
безопасного
использования
материалов
и
химических
веществ
в
быту;
профилактики
инфекционных
заболеваний,
никотиновой,
алкогольной
и
наркотической
зависимостей; осознанных личных действий по охране окружающей среды.
Классификация
учебных
экскурсий
проводится
в
зависимости
от
того,
какие
дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются
два типа экскурсий. Экскурсии первого типа служат средством изучения нового материала,
на
экскурсиях
второго
типа
обучающимся
сообщаются
дополнительные
знания,
повышающие
интерес
к
предмету,
расширяющие
кругозор
обучающихся,
побуждающие
желание изучать, углублять знания.
Для углубления расширения кругозора, повышения интереса к урокам естествознания,
повышения качества знаний преподаватель использует экскурсии второго типа.
Но, безусловно, для получения значимых результатов к экскурсии нужна подготовка:
на занятиях нужно поставить вопросы для дальнейшего изучения, углубления материала,
можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала , показать важность
решения этого вопроса для науки, для общества и возможно, лично для обучающегося (рядом
живет с изучаемым объектом, родители или родственники работали).
Экскурсия в музей Метро проводится в конце первого семестра. Музей метрополитена
был открыт в 1967 году. Обучающиеся узнают обо всех службах предприятия, а также могут
попробовать себя в роли машинистов электропоезда за контролером уникального тренажера,
полностью
имитирующего
кабину
машиниста.
Во
время
экскурсии
демонстрируются
исторические и учебные фильмы, с помощью которых любой сможет отследить историю
развития
столичного
метрополитена.
Здесь
собраны
уникальные
экспонаты: старые
документы, фотографии, макеты вагонов и эскалаторов. Целая витрина посвящена жетонам
и проездным билетам.
А еще, тут хранится оборудование, которое раньше использовалось в московском
метро, показаны электропоезда пассажирские (сейчас эксплуатируется подвижной состав,
выпускаемый отечественной промышленностью) и локомотивы, которые используются для
ремонта
и
обслуживания
пути,
тоннельных
сооружений,
устройств
электроснабжения,
сигнализации
и
связи,
монтажа
оборудования,
предназначенного
для
транспортировки
инструментов,
материалов
и
механизмов.
В
пассажирских
поездах,
больше
внимания
уделяется комфорта пассажиров и безопасности, уменьшается уровень шума и вибрации
(шум вибрация в диапазоне частот 16 – 125 Гц снизился на 2,6 – 3,5 ДБ движение становится
более плавным. Хотя на перегоне «Проспект Мира» – «Новослободская» по II пути находятся
две кривые: R-1500 и R-800, (радиус кривизны) при выходе из которых возникают небольшие
центробежные
силы,
вследствие
чего
происходит
эффект
поперечной
качки.
Средняя
скорость движения пассажирских поездов 46 км в час, максимальная скорость увеличилась с
90км в час до 120 км в час.
Особую
сложность,
с
точки
зрения
обеспечения
безопасности
движения
поездов
имеют
течи
грунтовых
вод.
Чаще
всего
протечки
наблюдаются
в
тоннелях
последних
очередей
строительства,
что
объясняется
более
активным
внедрением
в
последние
два
десятилетия
железобетонных
обделок,
не
обладающих
высокими
водонепроницаемыми
2
свойствами, и облегченных чугунных обделок, имеющих ряд конструктивных недостатков.
Задача эксплуатационников в этой ситуации – дальнейший поиск надежных и эффективных
гидроизоляционных материалов.
Эпидемиологическое
состояние
основной
транспортной
артерии
города
Москвы
является
важной
составляющей
безопасности
жителей
города.
Серьезное
влияние
на
здоровье москвичей и гостей столицы оказывает санитарное состояние московского метро,
которое
каждый
день
осуществляет
перевозку
более
9
млн.
пассажиров.
Система
кондиционирования, вентиляции и отопления подает в салон очищенный наружный воздух, в
зависимости от температуры в салоне.
На этой экскурсии рассматриваются вопросы по многим темам раздела физики.
1.Механика:
равномерное
прямолинейное
движение,
криволинейное
движение,
кинетическая и потенциальная энергия, механические волны, звук.
2.Тепловые явления: закон сохранения энергии в тепловых процессах, агрегатные
состояния вещества с токи зрения атомно – молекулярных представлений, создание новых
материалов.
3.Электромагнитные явления: электрические заряды, проводники и изоляторы, сила
тока,
напряжение,
сопротивление,
закон
Джоуля
–
Ленца,
тепловое
действие
тока,
электродвигатель, радиосвязь, вопросы энергосбережения.
Рассматриваются и вопросы раздела химии.
1.Растворение твердых веществ и газов.
2.Физические и химические свойства воды.
3.Химический состав атмосферы, загрязнения.
4.Проблемы экологии и пути их решения.
Кроме того, известно, что метро — это очень необычный палеонтологический музей.
На станциях, стены и колонны которых облицованы известняком или мрамором, можно
увидеть окаменевших обитателей древних морей. Для этого не обязательно вооружаться
увеличительным стеклом – размер многих окаменелостей от нескольких сантиметров до
полуметра.
Представленный
тематический
раздел:
«Метрополитен
в
годы
Великой
Отечественной
войны».
С
первых
же
дней
войны
более
30
процентов
работников
метрополитена
ушли
в
действующую
армию,
истребительные
батальоны
и
народное
ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию,
уходили добровольцами. Московский метрополитен был переведен на другой режим работы:
с 18 часов, не дожидаясь сигнала "Воздушная тревога!", прекращалось движение поездов и
население укрывалось на ночное время.
Государственный музей геологии имени В.И. Вернадского ведет свою историю с
1755
года,
когда
при
Московском
Императорском
Университете
был
основан
минералогический кабинет. В.И. Вернадский закончил естественное отделение физико–
математическое факультета Санкт-Петербургского университета, но его вклад в науку
касается минералогии и кристаллографии. В то же время В.И. Вернадский – создатель
новых
направлений
в
науке,
основоположник
геохимии
биохимии,
создатель
радиогеологии,
один
из
патриархов
российской
экологической
науки.
Многие
его
открытия опередили время, они стали актуальны в конце прошлого века и 21 столетии
обретают всё больше сторонников. Главным в его научной деятельности является учение о
ноосфере, биосфере. Именно работы Вернадского в этой области помогают нам лучше
понять жизнь Земли, её настоящее и будущее.
Геологический музей им. Вернадского был создан по идее великого ученого М.В.
Ломоносова, который понимал, что интерес к научным знаниям можно привить наглядным
способом говорил, что «учить надо не только по книгам, но и по натуральным предметам».
Во
время
экскурсии,
обучающиеся
наблюдают
исторические
коллекции
геологических объектов, собранные за 2.5 века со всех континентов, это кладезь знаний о
прошлом Земли, строении нашей планеты, о составе и структуре литосферы. Также
обучающиеся узнают о загадках недр Подмосковья: о древних морях, ледниках, мамонтах,
носорогах,
минеральных
и
полезных
ископаемых.
Интересен
стенд
о
возникновении
атмосферы, его строении, а также о гидросфере, биосфере. Интересны факты о роли
камня
в
истории
человечества,
показаны
виды
камней,
крупнейшие
месторождения
камней,
драгоценных
в
том
числе.
Стенды
показывают
историю
и
многогранность
использования камня человеком от тривиального строительства до уникальных предметов
ювелирного искусства
С большим интересом обучающиеся слушают лекцию о связи Земли с космосом,
рассматривают метеориты, прибор, для изучения землетрясений.
Таким образом, в музее геологии, обучающиеся повторяют, обобщают знания по
следующим темам:
3
1.Физика. Механическое движение, силы в природе, механические волны, звук,
закон
всемирного
тяготения,
взаимные
переходы
между
агрегатными
состояниями,
кристаллические решетки и свойства веществ, вопросы экологии.
2. Химия с элементами экологии. Строение атмосферы, водные ресурсы Земли.
3. Биология с элементами экологи. Разнообразие живых организмов, уровни
живого, устойчивость экосистем, влияние человека на природу.
Московский Музей воды был создан в 1993 году, находится в старинной московской
местности
Крутицы
-
на
территории,
где
с
18
июля
1898
года
находилась
Главная
канализационная
насосная
станция
г.
Москвы.
Здание
музея
является
памятником
промышленной архитектуры.
Экспозиция музея состоит из нескольких разделов. Первый раздел посвящен истории
строительства сооружений водопровода и канализации в Москве. Показано, как со временем
менялось их техническое оснащение и совершенствовалась технология. Прослеживаются
изменения,
связанные
с
развитием
города,
их
влияние
на
социальные
условия
жизни.
Рассказывается
о
талантливых
российских
инженерах,
блестяще
решавших
сложные
технические
задачи,
выдвигавшиеся
жизнью.
Второй
раздел
музея
воды
посвящен
устройству
и
работе
современных
систем
водоснабжения
и
канализования
города.
В
экспозиции музея показан весь сложный путь, который проходит природная вода, прежде чем
попасть
в
квартиры
москвичей
и
на
промышленные
предприятия,
а
затем
после
использования
возвратиться
в
природу.
Представлены
макеты
отдельных
сооружений
и
образцы оборудования. На схемах наглядно демонстрируются процессы очистки питьевой
воды, сточных вод, обработки осадка. Посетители знакомятся с организацией эксплуатации
систем водоснабжения и канализации, проблемами рационального использования воды, ее
качества.
В
этом
музее
обучающиеся
повторяют,
обобщают
знания
о
физических
и
химических свойствах воды, о водных ресурсах Земли, о подготовке питьевой воды, о том,
что вода, которую мы берем из крана, собирается с территории Московской, Тверской и
Смоленской областей о том, как важно содержать в чистоте большие реки и маленькие,
которые протекают в городе.
В Государственном музее – заповеднике «Царицыно» чаще всего мы посещаем
экскурсию в Центре экологического воспитания в Виноградной оранжерее.
Экскурсовод рассказывает о зарождении цветочной культуры в России 18 века, об
использовании цветов в оформлении одежды, интерьеров, о роли запаха для цветов. С
большим вниманием обучающиеся слушают о правилах этикета на балах, о «языке» цветов и
их значении на картинах, например, Д.Г.Левицкого, О.А.Кипренского.
Для решения психологических проблем знакомства, и увлекательных бесед уже
знакомых людей друг с другом существовали цветочные игры, например,
«Я
садовником
родился», «Флирт цветов». Обучающиеся с удовольствием играли в эти игры, которые
воспитывают культуру общения друг с другом, правильную речь.
Продолжение
экскурсии
проходит
в
Первом
оранжерейном
корпусе,
где
рассказывают о истории создания усадьбы «Царицыно», оранжерей, показывают растения,
которые, в основном, соответствуют историческим спискам конца 18 века, первой половины
19 века.
Экскурсии
в
ГМЗ
«Царицыно»
способствуют
развитию
познавательных
способностей
(наблюдательности,
любознательности,
самостоятельности),
накоплению
чувственного опыта и его осмыслению. Использование сравнений повышает интерес и
наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В
процессе экскурсий у обучающихся складываются яркие реалистические представления о
природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.
Важным этапом является подведение итогов, отчеты могут быть в виде доклада,
презентации, плаката, за лучшие работы, обучающиеся получают грамоты.
Подводя итог, можно сказать, что экскурсии помогают обучающимся освоить знания
о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомят с
наиболее
важными
идеями
и
достижениями
естествознания,
оказавшими
определяющее
влияние
на
развитие
техники
и
технологий,
что
применять
полученные
знания
для
объяснения явлений окружающего мира;
Развивают интеллектуальные, творческие способности и критическое мышление в
ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации
естественно-научной информации,
Воспитывают
убежденности
в
возможности
познания
законов
природы
и
использования
достижений
естественных
наук
для
развития
цивилизации
и
повышения
4
качества
жизни,
понимание
вклада
великих
ученых
в
формирование
современной
естественнонаучной картины мира.
Помогают
применять
естественно-научные
знания
в
профессиональной
деятельности
и
повседневной
жизни
для
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности;
грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Преподаватель естествознания Панферова Лидия Ивановна
5