Напоминание

"Экскурсия как средство повышения интереса к дисциплине "Естествознание", повышения качества знаний"


Автор: Панферова Лидия Ивановна
Должность: преподаватель естествознания
Учебное заведение: ГБПОУ Юридический колледж
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экскурсия как средство повышения интереса к дисциплине "Естествознание", повышения качества знаний"
Раздел: полное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

Экскурсия как средство повышения интереса к дисциплине

«Естествознание», повышения качества знаний и воспитания

экологической культуры о обучающихся

Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

(1452-1519)

итальянский художник и учёный, изобретатель,

писатель, музыкант.

Экскурсия

это

специфическое

учебно-воспитательное

занятие,

перенесенное,

перенесенное в соответствии с целью, в музей лабораторию, оранжерею. Образовательно –

воспитательное

значение

экскурсии

состоит

в

том,

что

они

служат

накоплению

представлений

и

жизненных

фактов,

обогащению

чувственного

опыта,

расширению

кругозора

обучающихся.

Экскурсии

помогают

установлению

связи

теории

с

практикой,

воспитание

чувства

бережного

отношения

к

природе,

к

родному

городу.

Обучающиеся

начинают понимать, что чтобы вода стала питьевой, трудятся многие люди, что это важный

природный ресурс и его тоже нужно расходовать рационально.

На изучение дисциплины естествознание, который состоит из трех разделов: физика,

химия с элементами экологии биология с элементами экологии, отводится всего 78 учебных

часов и 39 часов – для самостоятельной внеклассной работы учащихся.

Изучение дисциплины на базовом уровне среднего (полного) образования направлено

на достижение следующих целей:

освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах

естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания,

оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

овладение

умениями

применять

полученные

знания

для

объяснения

явлений

окружающего

мира,

восприятия

информации

естественно-научного

и

специального

(профессионально

значимого)

содержания,

получаемой

из

СМИ,

ресурсов

Интернета,

специальной и научно-популярной литературы;

развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления

в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации

естественно-научной информации;

воспитание

убежденности

в

возможности

познания

законов

природы

и

использования

достижений

естественных

наук

для

развития

цивилизации

и

повышения

качества жизни;

применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и

повседневной

жизни

для

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности;

грамотного

использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

При

освоении

программы

у

обучающихся формируется

информационно-

коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки, необходимые для изучения

других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных

дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. В

результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен знать/понимать:

смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле и

волны,

химическая

реакция,

макромолекула,

белок,

катализатор,

фермент,

клетка,

дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм,

популяция, экосистема, биосфера;

вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины

мира;

1

должен уметь:

приводить

примеры

наблюдений,

обосновывающих:

атомно-молекулярное

строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и

магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых

процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, клеточное строение живых

организмов,

роль

ДНК

как

носителя

наследственной

информации,

эволюцию

живой

природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой

природе,

взаимосвязь

компонентов

экосистемы,

влияние

деятельности

человека

на

экосистемы;

объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных

наук: для развития энергетики, транспорта и средств связи, создания биотехнологий, лечения

инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе

экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ,

Интернет-ресурсах,

научно-популярной

литературе:

владеть

методами

поиска,

выделять

смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных

излучений, необходимости энергосбережения;

безопасного

использования

материалов

и

химических

веществ

в

быту;

профилактики

инфекционных

заболеваний,

никотиновой,

алкогольной

и

наркотической

зависимостей; осознанных личных действий по охране окружающей среды.

Классификация

учебных

экскурсий

проводится

в

зависимости

от

того,

какие

дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются

два типа экскурсий. Экскурсии первого типа служат средством изучения нового материала,

на

экскурсиях

второго

типа

обучающимся

сообщаются

дополнительные

знания,

повышающие

интерес

к

предмету,

расширяющие

кругозор

обучающихся,

побуждающие

желание изучать, углублять знания.

Для углубления расширения кругозора, повышения интереса к урокам естествознания,

повышения качества знаний преподаватель использует экскурсии второго типа.

Но, безусловно, для получения значимых результатов к экскурсии нужна подготовка:

на занятиях нужно поставить вопросы для дальнейшего изучения, углубления материала,

можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала , показать важность

решения этого вопроса для науки, для общества и возможно, лично для обучающегося (рядом

живет с изучаемым объектом, родители или родственники работали).

Экскурсия в музей Метро проводится в конце первого семестра. Музей метрополитена

был открыт в 1967 году. Обучающиеся узнают обо всех службах предприятия, а также могут

попробовать себя в роли машинистов электропоезда за контролером уникального тренажера,

полностью

имитирующего

кабину

машиниста.

Во

время

экскурсии

демонстрируются

исторические и учебные фильмы, с помощью которых любой сможет отследить историю

развития

столичного

метрополитена.

Здесь

собраны

уникальные

экспонаты: старые

документы, фотографии, макеты вагонов и эскалаторов. Целая витрина посвящена жетонам

и проездным билетам.

А еще, тут хранится оборудование, которое раньше использовалось в московском

метро, показаны электропоезда пассажирские (сейчас эксплуатируется подвижной состав,

выпускаемый отечественной промышленностью) и локомотивы, которые используются для

ремонта

и

обслуживания

пути,

тоннельных

сооружений,

устройств

электроснабжения,

сигнализации

и

связи,

монтажа

оборудования,

предназначенного

для

транспортировки

инструментов,

материалов

и

механизмов.

В

пассажирских

поездах,

больше

внимания

уделяется комфорта пассажиров и безопасности, уменьшается уровень шума и вибрации

(шум вибрация в диапазоне частот 16 – 125 Гц снизился на 2,6 – 3,5 ДБ движение становится

более плавным. Хотя на перегоне «Проспект Мира» – «Новослободская» по II пути находятся

две кривые: R-1500 и R-800, (радиус кривизны) при выходе из которых возникают небольшие

центробежные

силы,

вследствие

чего

происходит

эффект

поперечной

качки.

Средняя

скорость движения пассажирских поездов 46 км в час, максимальная скорость увеличилась с

90км в час до 120 км в час.

Особую

сложность,

с

точки

зрения

обеспечения

безопасности

движения

поездов

имеют

течи

грунтовых

вод.

Чаще

всего

протечки

наблюдаются

в

тоннелях

последних

очередей

строительства,

что

объясняется

более

активным

внедрением

в

последние

два

десятилетия

железобетонных

обделок,

не

обладающих

высокими

водонепроницаемыми

2

свойствами, и облегченных чугунных обделок, имеющих ряд конструктивных недостатков.

Задача эксплуатационников в этой ситуации – дальнейший поиск надежных и эффективных

гидроизоляционных материалов.

Эпидемиологическое

состояние

основной

транспортной

артерии

города

Москвы

является

важной

составляющей

безопасности

жителей

города.

Серьезное

влияние

на

здоровье москвичей и гостей столицы оказывает санитарное состояние московского метро,

которое

каждый

день

осуществляет

перевозку

более

9

млн.

пассажиров.

Система

кондиционирования, вентиляции и отопления подает в салон очищенный наружный воздух, в

зависимости от температуры в салоне.

На этой экскурсии рассматриваются вопросы по многим темам раздела физики.

1.Механика:

равномерное

прямолинейное

движение,

криволинейное

движение,

кинетическая и потенциальная энергия, механические волны, звук.

2.Тепловые явления: закон сохранения энергии в тепловых процессах, агрегатные

состояния вещества с токи зрения атомно – молекулярных представлений, создание новых

материалов.

3.Электромагнитные явления: электрические заряды, проводники и изоляторы, сила

тока,

напряжение,

сопротивление,

закон

Джоуля

Ленца,

тепловое

действие

тока,

электродвигатель, радиосвязь, вопросы энергосбережения.

Рассматриваются и вопросы раздела химии.

1.Растворение твердых веществ и газов.

2.Физические и химические свойства воды.

3.Химический состав атмосферы, загрязнения.

4.Проблемы экологии и пути их решения.

Кроме того, известно, что метро — это очень необычный палеонтологический музей.

На станциях, стены и колонны которых облицованы известняком или мрамором, можно

увидеть окаменевших обитателей древних морей. Для этого не обязательно вооружаться

увеличительным стеклом – размер многих окаменелостей от нескольких сантиметров до

полуметра.

Представленный

тематический

раздел:

«Метрополитен

в

годы

Великой

Отечественной

войны».

С

первых

же

дней

войны

более

30

процентов

работников

метрополитена

ушли

в

действующую

армию,

истребительные

батальоны

и

народное

ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию,

уходили добровольцами. Московский метрополитен был переведен на другой режим работы:

с 18 часов, не дожидаясь сигнала "Воздушная тревога!", прекращалось движение поездов и

население укрывалось на ночное время.

Государственный музей геологии имени В.И. Вернадского ведет свою историю с

1755

года,

когда

при

Московском

Императорском

Университете

был

основан

минералогический кабинет. В.И. Вернадский закончил естественное отделение физико–

математическое факультета Санкт-Петербургского университета, но его вклад в науку

касается минералогии и кристаллографии. В то же время В.И. Вернадский – создатель

новых

направлений

в

науке,

основоположник

геохимии

биохимии,

создатель

радиогеологии,

один

из

патриархов

российской

экологической

науки.

Многие

его

открытия опередили время, они стали актуальны в конце прошлого века и 21 столетии

обретают всё больше сторонников. Главным в его научной деятельности является учение о

ноосфере, биосфере. Именно работы Вернадского в этой области помогают нам лучше

понять жизнь Земли, её настоящее и будущее.

Геологический музей им. Вернадского был создан по идее великого ученого М.В.

Ломоносова, который понимал, что интерес к научным знаниям можно привить наглядным

способом говорил, что «учить надо не только по книгам, но и по натуральным предметам».

Во

время

экскурсии,

обучающиеся

наблюдают

исторические

коллекции

геологических объектов, собранные за 2.5 века со всех континентов, это кладезь знаний о

прошлом Земли, строении нашей планеты, о составе и структуре литосферы. Также

обучающиеся узнают о загадках недр Подмосковья: о древних морях, ледниках, мамонтах,

носорогах,

минеральных

и

полезных

ископаемых.

Интересен

стенд

о

возникновении

атмосферы, его строении, а также о гидросфере, биосфере. Интересны факты о роли

камня

в

истории

человечества,

показаны

виды

камней,

крупнейшие

месторождения

камней,

драгоценных

в

том

числе.

Стенды

показывают

историю

и

многогранность

использования камня человеком от тривиального строительства до уникальных предметов

ювелирного искусства

С большим интересом обучающиеся слушают лекцию о связи Земли с космосом,

рассматривают метеориты, прибор, для изучения землетрясений.

Таким образом, в музее геологии, обучающиеся повторяют, обобщают знания по

следующим темам:

3

1.Физика. Механическое движение, силы в природе, механические волны, звук,

закон

всемирного

тяготения,

взаимные

переходы

между

агрегатными

состояниями,

кристаллические решетки и свойства веществ, вопросы экологии.

2. Химия с элементами экологии. Строение атмосферы, водные ресурсы Земли.

3. Биология с элементами экологи. Разнообразие живых организмов, уровни

живого, устойчивость экосистем, влияние человека на природу.

Московский Музей воды был создан в 1993 году, находится в старинной московской

местности

Крутицы

-

на

территории,

где

с

18

июля

1898

года

находилась

Главная

канализационная

насосная

станция

г.

Москвы.

Здание

музея

является

памятником

промышленной архитектуры.

Экспозиция музея состоит из нескольких разделов. Первый раздел посвящен истории

строительства сооружений водопровода и канализации в Москве. Показано, как со временем

менялось их техническое оснащение и совершенствовалась технология. Прослеживаются

изменения,

связанные

с

развитием

города,

их

влияние

на

социальные

условия

жизни.

Рассказывается

о

талантливых

российских

инженерах,

блестяще

решавших

сложные

технические

задачи,

выдвигавшиеся

жизнью.

Второй

раздел

музея

воды

посвящен

устройству

и

работе

современных

систем

водоснабжения

и

канализования

города.

В

экспозиции музея показан весь сложный путь, который проходит природная вода, прежде чем

попасть

в

квартиры

москвичей

и

на

промышленные

предприятия,

а

затем

после

использования

возвратиться

в

природу.

Представлены

макеты

отдельных

сооружений

и

образцы оборудования. На схемах наглядно демонстрируются процессы очистки питьевой

воды, сточных вод, обработки осадка. Посетители знакомятся с организацией эксплуатации

систем водоснабжения и канализации, проблемами рационального использования воды, ее

качества.

В

этом

музее

обучающиеся

повторяют,

обобщают

знания

о

физических

и

химических свойствах воды, о водных ресурсах Земли, о подготовке питьевой воды, о том,

что вода, которую мы берем из крана, собирается с территории Московской, Тверской и

Смоленской областей о том, как важно содержать в чистоте большие реки и маленькие,

которые протекают в городе.

В Государственном музее – заповеднике «Царицыно» чаще всего мы посещаем

экскурсию в Центре экологического воспитания в Виноградной оранжерее.

Экскурсовод рассказывает о зарождении цветочной культуры в России 18 века, об

использовании цветов в оформлении одежды, интерьеров, о роли запаха для цветов. С

большим вниманием обучающиеся слушают о правилах этикета на балах, о «языке» цветов и

их значении на картинах, например, Д.Г.Левицкого, О.А.Кипренского.

Для решения психологических проблем знакомства, и увлекательных бесед уже

знакомых людей друг с другом существовали цветочные игры, например,

«Я

садовником

родился», «Флирт цветов». Обучающиеся с удовольствием играли в эти игры, которые

воспитывают культуру общения друг с другом, правильную речь.

Продолжение

экскурсии

проходит

в

Первом

оранжерейном

корпусе,

где

рассказывают о истории создания усадьбы «Царицыно», оранжерей, показывают растения,

которые, в основном, соответствуют историческим спискам конца 18 века, первой половины

19 века.

Экскурсии

в

ГМЗ

«Царицыно»

способствуют

развитию

познавательных

способностей

(наблюдательности,

любознательности,

самостоятельности),

накоплению

чувственного опыта и его осмыслению. Использование сравнений повышает интерес и

наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В

процессе экскурсий у обучающихся складываются яркие реалистические представления о

природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.

Важным этапом является подведение итогов, отчеты могут быть в виде доклада,

презентации, плаката, за лучшие работы, обучающиеся получают грамоты.

Подводя итог, можно сказать, что экскурсии помогают обучающимся освоить знания

о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомят с

наиболее

важными

идеями

и

достижениями

естествознания,

оказавшими

определяющее

влияние

на

развитие

техники

и

технологий,

что

применять

полученные

знания

для

объяснения явлений окружающего мира;

Развивают интеллектуальные, творческие способности и критическое мышление в

ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации

естественно-научной информации,

Воспитывают

убежденности

в

возможности

познания

законов

природы

и

использования

достижений

естественных

наук

для

развития

цивилизации

и

повышения

4

качества

жизни,

понимание

вклада

великих

ученых

в

формирование

современной

естественнонаучной картины мира.

Помогают

применять

естественно-научные

знания

в

профессиональной

деятельности

и

повседневной

жизни

для

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности;

грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Преподаватель естествознания Панферова Лидия Ивановна

5



В раздел образования