Социоигровая педагогика как способ организации жизни дошкольников
Автор: Косарева Лариса Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №82" Населённый пункт: Братск Наименование материала: статья Тема: Социоигровая педагогика как способ организации жизни дошкольников Раздел: дошкольное образование
Автор: Косарева Лариса Андреевна, воспитатель группы компенсирующей
направленности МБДОУ «ДСКВ №82», г. Братск, Иркутской области.
Адрес электронной почты: risa61@mail
Раздел:
современные
образовательные
технологии
в
дошкольном
учреждении.
Социоигровая педагогика как способ организации жизни
дошкольников
В
настоящее
время
идет
активное
реформирование
системы
образования.
Общие
тенденции
–
это
развитие
у
детей
творческого,
избирательного, осмысленного подхода к решению тех или иных задач,
наличие общей умелости, т.е. способности к овладению широким кругом
умений
из
разных
сфер
деятельности:
движения,
игра,
общение,
изобразительная
деятельность,
конструирование,
произвольное
управление самим собой и другими.
Также повышение
культуры у
дошкольников,
максимальное
развитие
способностей,
творческого
потенциала и индивидуальности, формирование гуманистической системы
ценностей, и конечно сохранение и укрепление здоровья детей. Все эти
важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и
главной деятельности дошкольника – в игре. В Российском «Законе об
образовании»,
в
«Национальной
доктрине
образования
в
Российской
федерации»
и
новых
«Федеральных
государственных
стандартах
дошкольного
образования»
отмечается
необходимость
оптимально
использовать современные
педагогические технологии, основанные на
игровом подходе.
Одной
из
таких
технологий
является
социо-игровая
педагогика,
которая учит воспринимать детей не как объект, а как субъект обучения и
воспитания. Игра
в данной технологии стимулирует
познавательные
интересы,
активизирует
интеллектуально-творческие
способности,
дает
возможность
ребятам
самоутвердиться
и
реализовать
себя,
помогает
восполнить дефицит общения. Именно поэтому социо-игровые приемы мы
выбрали основной формой организации жизни старших дошкольников. Их
значение возрастает, если речь идет о дошкольниках, имеющих речевые
нарушения. Нашу группу посещают именно такие ребята.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или
органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Они
эмоционально неустойчивы. Таким детям трудно сохранять усидчивость,
работоспособность и произвольное внимание из-за нарушения общей и
речевой моторики, особенно у детей с дизартрией. В игре они быстро
утомляются, не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на
другой. Поэтому для таких детей особое значение имеют игры, которые
формируют
активное
поведение,
их
общение
со
сверстниками
и
взрослыми.
Таковыми
являются
игры
из
социо-игровой
технологии
обучения.
Авторы технологии, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов и
другие
видят
сущность
социо-игровых
подходов
в
усвоении
детьми
активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их
собственной
личности.
Основа
социо-игровой
педагогики
заложена
в
словах: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется
доверять друг другу и собственному опыту, в результате чего происходит
эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
Играя в малых группах, дети свободно и с интересом обсуждают
различные
вопросы,
следят
за
ходом
общего
разговора.
Способов
объединения дошкольников для общей деятельности
в пары, тройки,
четверки и шестерки очень много. Назову лишь некоторые из них:
- по цвету карточек, волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- четный - нечетный, однозначный - двузначный номер квартиры;
- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и
по
этому
«одинаковому»
объединится
в
тройки;
собрать
целое
из
отдельных фрагментов;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и
т.д.
Овладение игровыми возможностями обучения мы
начинали с
двигательных заданий. Это один из принципов социо-игровой технологии:
снятия блокирующей телесной несвободы, «постоянная смена мезансцен».
Несложные движения – бег, прыжки на одной ноге, приседания, хлопанье в
ладоши, перестановка мебели в группе снимают блокаду статистической
позы. Дети общаются в разных уголках группы: в центре, за столами, на
полу, в любимом уголке, в приемной и других местах. Так в одной из игр
ведущий называл гласные или согласные звуки, а исполнители выполняли
определенные движения: на гласный звук – присесть, на согласный –
подпрыгнуть.
Роль
ведущего
выполняли
сами
дети.
Сами
же
и
придумывали
названия и виды движений.
В
такой игре действует
принцип неразделимости дела и потехи. Воспитателю не следует видеть в
игре
только
потеху,
развлечение,
отказывать
ей
в
серьезности,
ведь
физическое здоровье детей выигрывает, когда дело становится потехой. В
такой деятельности дети все время в поиске.
Проведение познавательной и творческой деятельности
разного
рода подчеркивает ритмичность работы детей, слаженность их действий.
Менять
темп
и
ритм
помогает
ограничение
во
времени,
например
с
помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что
каждое
задание
имеет
свое
начало
и
конец,
и
требует
определенной
сосредоточенности.
Формируется привычка действовать в темпе общей
работы, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре,
уметь
доводить дело до предполагаемого результата.
Одно из правил социо-игровой технологии - интеграция всех видов
деятельности,
что
на
современном
этапе
развития
дошкольных
учреждений
наиболее
ценно. Интеграция –
сложный
структурный
педагогический процесс, развивающий у детей умение применять знания
из тех или иных областей в решении конкретной творческой задачи. Это
дает
положительный
результат
в
разных
образовательных
областях:
коммуникации,
социализации,
художественного
творчества,
познания,
физической культуры и до.
Игры, положенные нами в основу детских
деятельностей
развивают
внимание,
фонематический
слух,
мышление,
умение взаимодействовать друг с другом:
«Слухачи», «Эстафета»,
«За
себя не отвечаю», «Волшебная
палочка»,
«Города
с
небывальщиной»,
«Загадочные
превращения»
(Аббревиатуры), «Встать «по пальцам» и другие.
Кампаниям детей в игре «Одно и то же по- разному» предлагаем
выбрать себе игрушку или предметы и разместить избранные предметы
по-разному.
Затем каждая пара приглашает к себе в гости всех друзей,
которые
задают
вопросы,
чтобы
узнать
расположение
предмета:
«Он
возле…? Он на…? Он под…? Да, наш предмет под книгой». Если кто-то из
друзей затруднился найти предмет, то кто-нибудь обязательно поможет и
подскажет.
Свобода
в
игре
стимулирует
свободу
в
жизни.
Вся
организуемая последующая деятельность строится вокруг этого предмета и
предлагается самими детьми: придумать про этот предмет сказку, украсить
его, превратить во что-то необычное.
Очень любима детьми нашей группы игра «Волшебный круг». Дети
играют в тройках и, «Волшебный круг» ходит по кругу от одной тройки к
другой. Для того, чтобы
его передать тройка, посовещавшись, должна
назвать то, что находится в комнате и окрашено в белый цвет. Первые
тройки
легко
назвали:
потолок,
двери,
а
четвертой
тройке
пришлось
подумать,
поводить
глазами
по
сторонам.
Наконец
белое
найдено
–
рубашка
у
Славы.
Это
подбадривает
следующие
тройки.
Они
тут
же
находят белые носки. Полоски на футболке, белую лампу. Потом опять
заминка.
В
это
время
совещаются
все.
Дети
без
страха
и
стеснения
высказывают свое мнение, спорят, аргументируют свою позицию. Ошибка
ребенка принимается как шаг на пути к решению. Затем играем дальше:
посчитали
найденное,
сочинили
сказку
о
предметах
одного
цвета,
зарисовали эту сказку и разыграли историю театральными средствами. У
детей возникло огромное желание продолжать игру. И они ее всячески
разнообразили
в
последующие
дни:
находили
предметы
по
цвету,
по
форме, с заданным звуком.
Интеграция это тоже применение принципа полифонии в социо-
игровой технологии «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с
десяток». В обучении и воспитании гнаться нужно за, как можно большим
количеством «Зайцев», нет ничего неважного в любой деятельности. В
итоге все дети открывают для себя новыезнания, только кто-то больше,
кто-то поменьше.
А
нам - педагогам потребовалось убрать откровенную манеру учить и
сменить ее на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по
их
просьбе,
а
не
по
своему
желанию,
предоставить
им
право
самим
учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей
своей инициативой.
Так при знакомстве с животными холодных стран дети услышали
название – лемминг. Детский вопрос: «А кто это?». Притворилась, что сама
не знаю. Решили выяснить это вместе с родителями. А на следующий день
дети принесли рисунки, картинки, распечатки из интернета, раскраски.
Обменивались впечатлениями, сходили в гости в старшую группу и там
рассказали
об
этом
животном.
В
любой
деятельности
неожиданные
импровизации возникают «на каждом шагу», педагогу важно только их не
пропустить.
В своей работе стараемся показать детям свой интерес и
увлеченность,
готовы
со
всеми
смеяться,
огорчаться,
волноваться,
ошибаться,
«Вылетать
из
игры»,
исправляться.
Получается
особая
атмосфера, когда педагог и дети обсуждают различные вопросы, умеют
следить за ходом общего разговора и общего дела, умеют оказывать дуг
другу
помощь
и
принимать
ее,
когда
нужно.
Мы
сначала
робко
и
фрагментарно, а затем все более уверенно вводили в свою педагогическую
практику такие игры. И каждый раз убеждались в их эффективности.
Наши воспитанники к выходу из детского сада умеют: слушать и
слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к
согласию; умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно
возражать
взрослым.
Дети
овладевают
самостоятельными
способами
поиска
информации,
разрешения
поставленных
проблем.
В
итоге
мы
констатируем сокращение сроков коррекционной работы с детьми.
Изменились не только дети, изменилась мы сами. Будем продолжать
осваивать социо-игровую технологию, искать игры, которые раскрепощают
детей, будят их инициативу, помогают узнать себя и вызывают желание
самосовершенствоваться у воспитателя.
Литература
1. Стратегии развития воспитания Российской Федерации (Проект от 13.01.
2015 г. Утвержден 2.06.2015 г.).
2. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях :
монография [Текст] / И.И. Фриш- ман. — Ярославль: Медиум-пресс, 2000.
— 302 с.
3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного обра зовательного стандарта дошкольного
образования».
4. Собкин В. Стандарт сохраненного детства [Текст] / В. Собкин, Л.
Лихачева / / Учительская газета. — 2013. - № 29.
6. Шулешко Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике [Текст] / Е.Е.
Шулешко, А.П . Ершова, В.М. Букатов. - Красноярск: Краевой институт
усовершенствования учителей, 1990. - 116 с.