Напоминание

Профилактическая работа с учащимися "группы риска" с целью формирования установок на психологическое здоровье


Автор: Рожнова Ольга Семёновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ многопрофильный лицей № 20
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Профилактическая работа с учащимися "группы риска" с целью формирования установок на психологическое здоровье
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

многопрофильный лицей № 20

Профилактическая работа с учащимися «группы риска»

с целью формирования

установок на укрепление психологического здоровья

Разработала:

педагог-психолог

МАОУ многопрофильный

лицей № 20

Рожнова Ольга Семеновна

Ульяновск, 2017

Дети и подростки нуждаются в самовыражении.

За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии

они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию

реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности.

Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

Без сомнения, Интернет представляет собой уникальное явление, дающее человеку

ощущение сопричастности происходящим в мире событиям. Еще одной привлекательной

стороной Интернета является то, что он предоставляет пользователю находить новых друзей,

общаться, не выходя из дома, смотреть фильмы, обучаться и развлекаться. Однако, как

показывает

практика

Интернет,

как

вообще

все

технические

и

технологические

изобретения имеет свои недостатки. И главной негативной стороной Интернета является

психологическое

затягивание

человека,

который

от

долгого

просиживания

в

Интернете

начинает терять ориентацию во времени и пространстве, перестает отдавать себе отчет в

каком мире, в реальном или виртуальном он существует. Особенно это касается детей и

подростков,

чья

психологическая

неустойчивость

приводит

к

потере

реальности

происходящего.

Главенствующая

роль

в

этом

отношении

принадлежит

так

называемым

«браузерным играм», которыми так славится Интернет, и которые затягивают ребенка словно

в омут.

Не менее опасным для психологии человека является и виртуальное общение в социальных

сетях. Привлекательность такого общения состоит в том, что если человек психологически

закрыт, не может найти себя в обществе, не умеет находить друзей в реальной обстановке, то

виртуальное

общение

становится

для

него

благодатной

средой,

забывая

о

том,

что

виртуальное общение не может заменить живого общения.

Категория наиболее частых пользователей Интернета – школьная молодежь.

Не отрицая положительных моментов Интернета необходимо выделить и негативную

сторону

использования

ресурсов

глобальной

сети.

Речь

идет,

прежде

всего,

о

риске

формирования Интернет-зависимости. В широком смысле данный термин определяется как

нехимическая зависимость от пользования Интернетом, характеризующаяся стремлением

ухода

от

реальности

путём

достижения

особого

эмоционального

со стояния

удовлетворенности, уверенности в себе, которого иным путем человек пережить, в силу

различных причин не может.

Наибольшая

предрасположенность

к

возникновению

Интернет-зависимости

наблюдается

у

людей,

имеющих

трудности

в

межличностном

общении.

В

Интернете

благодаря

анонимности,

доступности

и

ощущению

безопасности

человек

может

2

формировать доверительные отношения с малознакомыми людьми, не опасаясь негативных

последствий,

ведь

в

случае

неудачи

всегда

есть

возможность

просто

отключиться

от

Интернета или уйти на другой ресурс. В виртуальной реальности не имеют значения такие

факторы определения социального статуса как внешний вид, возраст, пол, и т. д. Интернет

позволяет формировать новую идентичность, создавать новый образ и осуществить, тем

самым,

нереализованные

потребности

личности.

Благодаря

легкости

освоения

и

использования Интернета он завоевывает все большую аудиторию.

Исходя

из

актуальности

проблемы

Интернет-зависимости

становится

необходимым

разработка

адекватных

превентивных

и

коррекционных

мероприятий,

направленных

на

профилактику

данного

вида

зависимости

и

на

актуализацию

ценности

для

человека

реального

мира.

Важно

понимать

причины

и

механизмы

возникновения

зависимого

поведения.

Основные причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков:

1.Самая

первая

и

самая

главная

отсутствие

навыков

самоконтроля

у

подростка.

Впоследствии,

став

взрослым,

он

также

не

сможет

себя

контролировать,

ограничивать,

«тормозить».

2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.

3.

Отсутствие

у

ребёнка

серьёзных

увлечений,

интересов,

хобби,

привязанностей,

не

связанных с компьютером.

4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение

организовать свой досуг.

6.

Бурная

переписка

(более

20

сообщений

в

день)

также

способствует

возникновению

зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и

чувств.

Признаки компьютерной зависимости:

● Значительное улучшение настроения от работы за компьютером

● Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере

● Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет

некоторую агрессию по отношению к Вам

● Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере

● Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера

● Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера

● При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике

● Падение успеваемости

3

● Появление проблем в общении, частые конфликты

● Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты

посещает.

Приоритетным направлением в решении проблем зависимого поведения является

профилактика.

Изучение

вопросов

профилактики

интернет-зависимости

позволило

представить ее в виде комплексного процесса развития психологических характеристик

личности,

обеспечивающих

ее

устойчивость

к

зависимому

поведению

и

формирование

навыков здорового образа жизни с целью предупреждения развития и прогрессирования

интернет-зависимости. Анализ подходов к профилактике зависимого поведения позволил в

качестве

основных

направлений

психологической

профилактики

выделить

формирование внутриличностных мотивов

и

системы

ценностей,

соответствующих

здоровому образу жизни; развитие личностных ресурсов, развитие навыков достижения

личностных

целей

в

реальной

жизни

и

расширение

круга

альтернативной

зависимому

поведению деятельности учащихся.

С этой целью я практикую введение объединение учащихся 5-6 классов в творческие

группы. Школьники имеют специфические социальные и психологические черты, наличие

которых

определяется

как

возрастными

особенностям

подростков,

так

и

тем,

что

их

социально-экономическое

и

общественно-политическое

положение,

их

духовный

мир

находятся

в

состоянии

становления,

формирования.

В

связи

с

этим,

именно

данная

категория предрасположены к возникновению различных видов зависимости, в том числе

и Интернет-зависимости. Как правило, такую предрасположенность имеют учащиеся, у

которых

наблюдаются интровертированные

черты

характера,

сосредоточенность

н а

собственном внутреннем мире, тревожность, низкая самооценка, трудности в установлении

социальных контактов и принятия решений.

Анализ литературы по данному вопросу позволил сделать следующее заключение:

1.

Интернет-зависимость

является

формой

зависимого

поведения,

реализуемой

в

виде

технологической

зависимости

на

базе

различных

форм

использования

Интернета

со

смещением целей личности в виртуальную реальность.

2.

Эмоционально-волевая

сфера

личности

предрасположенных

к

интернет-зависимости

учащихся

характеризуется

высокими

уровнями

личностной

тревожности,

низкими

показателями самооценки и уверенности в себе. Для мотивационной сферы характерно

преобладание низкого уровня учебной мотивации. Для коммуникативной сферы характерны

высокая степень одиночества.

3. Психологическая профилактика интернет-зависимости у учащихся является комплексным

процессом

развития

психологических

характеристик

личности,

обеспечивающих

4

устойчивость к зависимому поведению и формирование навыков здорового образа жизни с

целью предупреждения развития и прогрессирования зависимости.

4.

Основными

направлениями

психологической

профилактики

интернет-зависимости

являются: информирование о механизмах воздействия сети Интернет на личность, причинах,

механизмах

развития,

клинических

проявлениях,

методах

диагностики

и

последствиях

интернет-зависимости; выработка стратегий высокофункционального поведения; развитие

устойчивости к отрицательным социальным влияниям, формирование внутриличностных

мотивов

и

системы

ценностей,

соответствующих

здоровому

образу

жизни;

развитие

личностных ресурсов интернет-зависимых

учащихся с целью инициации их личностного

роста; развитие навыков достижения личностных целей в реальной жизни и расширение

круга альтернативной зависимому поведению деятельности, в данном случае, групповая

творческая деятельность по созданию проектов социальной рекламы.

5.

Предлагаемая

программа

способствует

формированию

у

школьников

осознанного

отношения к использованию Интернета, уменьшению количества времени, проводимого в

сети.

Это

позволяет

снизить

уровень

их

зависимости,

способствует

приобретению

высокоэффективных

поведенческих

стратегий

и

личностных

ресурсов,

умений

межличностного

общения

и

успешного

разрешения

стрессовых

ситуаций;

повышению

уровня

коммуникабельности,

самооценки;

приобретению

навыков

эффективного

целеполагания и способов достижения цели; формированию нацеленности на успешное

достижение поставленных целей.

Цели и задачи реализуемой программы:

Цель – осуществление профилактической деятельности Интернет-зависимости посредством

формирования коммуникативных навыков, повышения уровня самооценки, саморефлексии,

развитие творческих способностей школьников.

Задачи:

- проведение диагностики (уровня тревожности, самооценки, школьной мотивации, учебной

активности, особенностей коммуникативной сферы);

- включение детей с предрасположенностью к зависимому поведению «группы риска» по

выделенным

показателям

в

творческие

группы

в

рамках

внеурочной

деятельности

и

проведение с ними:

- систематических занятий с элементами тренинга коммуникативной компетентности с целью

приобретения

навыков

установления

социальных

контактов,

межличностного

общения,

уверенного поведения, принятия решений;

- создание творческих проектов с целью развития креативного мышления и расширения

круга альтернативных видов деятельности у школьников.

5

- проведение индивидуальных психологических консультаций с целью оказания помощи в

решении личностных проблем участников проекта.

Успешной

социализации

учащихся

в немалой

степени

способствует

опыт

самостоятельных

социальных

проб,

освоение

школьниками

способов

реализации

собственных

инициатив,

навыков

самоорганизации,

опыт

партнерских,

сотруднических

отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности.

Примером может служить введение групповой творческой деятельности в рамках

внеурочной деятельности по созданию проектов социальной рекламы. Как можно изменить

сложившуюся ситуацию, привлечь внимание детей к факторам, “отравляющим” нашу жизнь,

объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо? Одним из способов решения социальных

проблем является создание социальной рекламы.

Реклама оказывает серьезное воздействие на формирование представлений ребенка об

окружающем мире. Мы считаем, что созданные таким образом рекламные продукты, могут

помочь

воспитывать

в

детях

социальную

активность,

дружественное

отношение

к

сверстникам

другой

национальности,

толерантность,

терпимость,

уважение

к

старшим,

бережное отношение к окружающей среде, любовь к здоровому образу жизни.

Сегодня есть необходимость говорить об интеграции социальной деятельности и

личностного

развития.

Социальная

информация

должна

способствовать

формированию

свойств

и

качеств

личности

ребенка,

привычки

осмысления

собственной

жизни,

сопоставления

причин

и

следствий

поступков

личности,

а

также

поступков

людей,

окружающих

ребенка,

подростка

или

молодого

человека.

Через

подобное

осмысление

появляется

реальная

возможность

прививать

им

нравственные

ценности.

Именно

формирование

идеалов,

утверждение

нравственных

норм

и

ценностей

в

мировоззрении

личности является тем социальным продуктом, который необходим сегодня обществу.

Творчество подростка в виде проекта социальной рекламы способно помочь наглядно

и эффективно сформировать его всестороннюю гражданскую позицию, как сознательного,

активного и ответственного члена российского общества.

Важно отметить, что навыки по подбору тематики для решения социальных проблем

посредством создания проекта социальной рекламы предполагают не только постановку

задачи,

но

и

прикладное

понимание

и

осмысление

причин

и

возможных

негативных

последствий их развития, что формирует в обучающемся готовность к самостоятельной,

творческой и ответственной созидательной деятельности.

Итогом этой работы может стать

толерантное

сознание,

соответствующее

поведение

личности

в

поликультурном

мире,

готовность

и

способность

вести

диалог

с

другими

людьми,

достигать

в

нем

взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

6

Занятия

проводились

в

рамках

внеурочной

деятельности

«Развитие

творческих

способностей» с учащимися 5-6 классов.

Реализация программы первичной профилактики интернет-зависимости опиралась на

три основных компонента:

1.

Образовательный

компонент,

в

рамках

которого

учащимся

предлагались

знания

о

механизмах воздействия сети Интернет на человека, о причинах, клинических проявлениях,

методах диагностики и последствиях интернет-зависимости. Целью данного компонента

являлось

стремление

научить

школьников

понимать

и

осознавать,

что

происходит

с

человеком при развитии интернет-зависимости.

2.

Психологический

компонент,

включавший

изменение

психологических

характеристик

личности

с

предрасположенностью

к

интернет-зависимости;

создание

благоприятного

доверительного климата на внеурочных занятиях и их психологическую адаптацию. Целью

реализации данного компонента выступала психологическая поддержка школьника; помощь

в преодолении чувства тревоги; формирование уверенности в себе, адекватной самооценки,

стрессоустойчивости, нацеленности на успех в достижении поставленных целей.

3.

Социальный

компонент,

представляющий

собой

помощь

в

социальной

адаптации

учащихся, развитии у них умения противостоять негативному влиянию; навыков принятия

решений, межличностного общения; мотивов здорового образа жизни, расширению круга

альтернативных видов деятельности.

Рабочий план реализации деятельности творческих групп

п/п

Название мероприятия

Содержание мероприятия

Сроки

проведения

1.

Разработка концепции

проекта

Определение

актуально сти

п р о е к т а ,

формулирование

проблемы,

на

решение

которой направлен проект, описание целевой

аудитории,

постановка

целей

и

задач,

определение

системы

мероприятий,

оценки

эффективности.

Сентябрь

2.

Проведение диагностики.

Изучение

самооценки,

т р е в ож н о с т и ,

школьной

мотивации,

владение

навыками

общения.

Октябрь-

ноябрь

3.

Обработка полученных

данных.

1.Выявление количественного и

качественного показателя (детей, склонных к

зависимому поведению).

2. Исследование количества регистрации

учащихся в социальных сетях.

7

4.

Информирование

учащихся о создании

творческих групп по

созданию проектов

социальной рекламы.

Выход на учащихся с целью информирования

школьников,

согласование

идеи

реализации

проекта.

Информирование участников о цели, задачах,

содержании

совместной

деятельно сти,

продолжительности работы.

Ноябрь

5.

С помощью электронных

презентаций дать

определение понятия

«Социальная сеть». Форма

работы: групповая.

Ц е л ь :

О п р е д е л и т ь

о с н о в н ы е

в и д ы

с о ц и а л ь н ы х

с е т е й

Ноябрь

7.

Собрать и графически

представить информацию

о назначении и

популярности социальных

сетей

Форма работы: Групповая.

Цель:

прове сти

и н т е р в ью и р о ва н и е

ш к о л ь н и к о в

д л я

в ы я в л е н и я

востребованности

социальных

сетей

как

с р е д с т в а

к о м м у н и к а ц и и

Ноябрь

8.

Организация круглого

стола на тему: «Интернет-

зависимость: мифы и

реальность!». Дискуссия:

«Интернет: за и против.

Подготовка

и

выступления,

учащихся

по

данной

проблеме,

выявление

отношения

к

проблеме, степени достоверности имеющихся

знаний,

формирование

адекватной

позиции

школьников.

Декабрь

9.

Занятия с элементами

тренинга

коммуникативной

компетентности.

С о в е р ш е н с т в о в а н и е

н а в ы к о в

самопрезентации,

формирование

имиджа

и

его составляющих, развитие способностей к

оценке партнеров по общению, поиск новых

способов поведения в контактах с людьми.

В течение

года

В течение

года

10.

Тренинг уверенного

поведения (занятия с

элементами тренинга).

Цель: повышение чувства уверенности в себе,

в своих силах, возможностях, формирование

адекватной самооценки

11.

Тренинг социальных

навыков (занятия с

элементами тренинга).

Цель: развитие умения взаимодействовать с

окружающими,

способности

к

анализу

потребностей

и

мотивов

других

людей,

формирование навыков рефлексии

В течение

года

12.

Психологическое

просвещение

Приобщение к психологическим знаниям и

формирования психологической культуры

В течение

года

13.

Релаксационные занятия:

«Слушай тишину»,

«Думай о дыхании»,

«Семь свечей» и т.д.

Упражнения

направлены

на

формирование

навыков

саморегуляции,

самоконтроля,

снятие

эмоционального

н ап р я же н и я ,

профилактику

синдрома

«эмоционального

выгорания»

Вторая

половина

декабря

14.

Тренинг личностного

роста навыков (занятия с

элементами тренинга).

Цель:

создание

условий

для

личностного

роста (вера в свои силы, получение новых

знаний,

жизненных

навыков,

приобретение

образцов

социального

поведения,

развитие

сильных сторон личности)

Январь-

февраль

15.

Работа над созданием

различных проектов

социальной рекламы:

«Альтернатива Интернету!

Цель:

развитие

творческих

способностей

ш кол ь н и ко в ,

ф о рм и р о ва н и е

у м е н и я

о п р е д е л я т ь

а л ь т е р н а т и в н ы е

в и д ы

деятельности, работать в команде и т.д.

Март-апрель

8

16.

Индивидуальные

психолого-педагогические

консультации

О ка з а н и е

п омощ и

в

с а м о п о з н а н и и ,

в

ф о р м и р о в а н и и

м о т и в а ц и о н н о -

потребностной

и

ценностно-смысловой

сферы

личности

и

поддержки

в

решении

личностных

проблем,

в

формировании

адекватной самооценки.

В течение

года

17.

Повторная диагностика

степени Интернет-

зависимости.

Проведение диагностического мероприятия с

целью

анализа

результатов

эффективности

проекта

(количественный

и

качественный

анализ полученных данных)

Май

18.

Круглый стол.

Анализ достигнутых результатов

Май

Ожидаемые результаты и механизмы их оценки

Ожидаемые результаты

Механизмы оценки результатов

Положительные

Активность на занятиях

Наблюдение, беседа, опросы

Высокая посещаемость занятий

участниками проекта (учащимися)

Наблюдение, количественный и качественный

анализ посещаемости занятий

Наличие благоприятных, психологически

комфортных условий для взаимодействия

на занятиях

Наблюдение, беседа, изучение продуктов

деятельности, проективные игровые методы,

экспертная оценка учащихся

Формирование у подростков адекватной

позиции по проблеме Интернет-

зависимости

Наблюдение, беседа, анализ продуктов

деятельности школьников, опросы

Формирование значимых качеств личности

с целью приобретения нового социального

опыта

Наблюдение, беседа, анализ продуктов

деятельности, психологическая диагностика

Уменьшение психологической зависимости

от Интернет – контактов. Осознание

необходимости реального общения

со сверстниками, формирование

коммуникативной компетентности

учащихся

Наблюдение, беседа, повторная диагностика,

анализ продуктов деятельности учащихся

Отрицательные

Негативная, агрессивная реакция со

стороны подростков

Наблюдение, беседа, опросы

Этапы создания проектов социальной рекламы

1. Диагностический

9

Ц е л ь ю этапа

является

определение

актуальной

социальной

проблемы,

а

также

потенциальных возможностей, учащихся для её решения посредством социальной рекламы.

Первый этап состоит из нескольких ступеней. Остановимся на них подробнее.

1.

Определение

социальной

проблемы.

На

её

выбор

могут

повлиять

и

традиции,

и

особенности экономических условий данного региона и многое другое. Главное, чтобы

проблема являлась актуальной для детей и подростков.

2.

Когда

социальная

проблема

определена,

то

следует

переходить

к

описанию

самой

проблемы,

то

есть

выявить

социальные

причины

данной

проблемы.

Знакомясь

с

социальными проблемами, каждый ребёнок и подросток, создающий социальную рекламу,

научиться определять состояние общества в целом, конкретизировать нарушения, которые

возникли

в

общественной

и

личностной

среде.

Посредством

этой

работы

дети

смогут

определить

источники

существующих

социальных

проблем,

а

также

предложить

практические способы их решения и предотвращения их возникновения.

3. Определение целевой аудитории, то есть составление социального и психологического

портрета того, кому обучающийся хочет помочь. При этом неважно, личность это или

общество в целом.

4. Выявление ресурсов учащихся. В начале работы необходимо выявить мотивы учащихся,

уровень их личностной заинтересованности, так как от этого будет зависеть, насколько

удачным

будет

результат

работы

над

проектом.

Кроме

того,

следует

выявить,

какими

знаниями и навыками владеют дети и подростки для реализации социального проекта. Этим

определяется выбор детьми того или иного информационного носителя. Так, плакат скорее

выберут

дети,

владеющие

художественными

навыками,

а

аудио-ролик

молодёжь,

владеющая

навыками

создания

аудиофайлов.

Таким

образом,

можно

формировать

недостающие навыки у детей и подростков.

5.

Определение

пути

решения

социальной

проблемы.

Необходимо

произвести

такую

постановку задачи, чтобы обучающийся смог определиться с использованием инструментов -

будет он вводить шоковую терапию, или найдёт слова о любви и согласии, способные

коснуться сердца человека и сделать его вдумчивее и мудрее. Всё, что здесь перечислено,

становится тем программным продуктом, который можно заложить в рисунок, плакат, аудио-

или видеоролик.

2. Подготовительный

Цель этапа – организация и проведение информационно просветительской и обучающей

работы с обучающимися.

Второй этап делится на следующие ступени:

10

1.

Организация

информационно

просветительской

работы

с

детьми.

Формами

предварительной

работы

могут

быть

видеоролики,

рассказы

детей

о

личном

опыте,

экскурсии,

волонтёрская

работа

и

т.

д.

Созидательный

процесс

позволит

облегчить

предварительную работу по мотивированию и обучению подростков.

2.

Обучение детей основам режиссуры и видеосъёмки; потребуются также знания и навыки

работы со звуком, чтобы записать голос и подобрать мелодию. Появится потребность

работать с художественней литературой, чтобы подобрать девиз или смысловой текст

социальной

рекламы.

Потребуются

знания

и

умения

работать

со

шрифтами,

чтобы

сделать тексты рекламы эффектными и запоминающимися.

Ожидаемые

результаты

.

Развитие

умения

целеполагания,

самостоятельности

в постановке проблемы, развитие гуманистических установок личности, корректировка

системы нравственных ценностей и ориентиров

3. Организационный.

Ц е л ь этапа

постановка

целей

и

задач

работы,

а

также

выбор

форм

и

средств

художественного самовыражения при создании рекламы.

Третий этап содержит следующие ступени:

1.

Определение целей и задач работы. Важно точно определить цель и раскрыть её в

задачах того или иного социального информационного сообщения, ясно обозначить

способы решения выбранной социальной проблематики.

2.

Выбор информационного носителя, с помощью которого можно донести творчество

детей до окружающих людей. Это может быть плакат, видео-презентация, видео- или

аудио-ролик.

3.

Подбор художественных образов и креативных решений, применяемых к созданию

социальной рекламы. В любом случае выбор художественных средств представляет

собой творческий полигон возможностей – от компьютерной графики и фотодела до

видеосъёмки, цифрового монтажа и литературного творчества, что отражено в едином

понятии медиаобразования.

Ожидаемые

результаты.

Развитие

психологической,

конфликтной,

вербальной

и коммуникативной компетенций: развитие умения вести дискуссию, организаторских

способностей, умения прогнозировать ситуацию. Выбор социальной роли.

4. Основной

Цель: проектирование и создание конкретного продукта в виде социально-значимого

и актуального проекта.

11

1.

Создание сценария социальной рекламы. Здесь самое важное, чтобы подростки могли

осмыслить наличие существующей проблемы, определить причину её возникновения

и найти для себя пути соответствующего решения.

2.

Проведение мониторинга эффективности, представленной детьми информации.

3.

Для этого используется сбор мнения друзей, других обучающихся, которые могут

стать первыми зрителями. Следует обратить внимание на их замечания, так как

социальная реклама должна быть легка в восприятии и понятна всем.

Ожидаемые результаты.

Развитие

самостоятельности,

приобретение

и использование

знаний

об

обществе,

моделях поведения, приобщение к культуре общества, развитие профессиональной,

экономической гражданской компетенции.

5.

Презентативно-оценочный

Цель: участие в коллективном анализе и оценке результатов, обобщение полученных

результатов, подведение итогов, организация рефлексии. Представление результатов,

защита

проекта,

анализ

и оценка

результатов

и проделанной

работы,

выявление

успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов.

Ожидаемые результаты.

Развитие навыков публичных выступлений, навыков рефлексивного самоанализа,

повышение

самооценки

и самоуважения

и как

следствие

уважения

к участникам

коллектива, корректировка системы нравственных ориентиров и установок и др.

Анализ

эффективности

разработанной

программы

профилактики

интернет-

зависимости показал, что в группе учащихся по завершению всех занятий было выявлено

снижение

уровней

личностной

тревожности,

повышении

самооценки

личности

и

уверенности в себе.

Динамика

показателей

эмоционально-волевой

сферы

личности

учащихся

сопровождалась

общей

гармонизацией

их

личности,

выражающейся

в

формировании

активной жизненной позиции, адекватной самооценки. Происходило повышение степени

адаптации

к

изменяющимся

условиям

окружающей

среды;

повышение

удовольствия

от

выполняемой деятельности, чувства собственной значимости и необходимости; уменьшение

чувства

общей

напряженности;

формирование

адекватных

моделей

поведения,

способствовало приобретению навыков целеполагания, формирования навыков достижения

поставленных целей и общей нацеленности на успех.

Выводы:

12

1.

Психологическая

профилактика

интернет-зависимости

у

учащихся

является

комплексным

процессом

развития

психологических

характеристик

личности,

обеспечивающих

устойчивость

к

зависимому

поведению

и

формирование

навыков

здорового

образа

жизни

с

целью

предупреждения

развития

и

прогрессирования

зависимости.

2.

Организация детей

в творческие группы способствует формированию у школьников

осознанного отношения к использованию Интернета, уменьшению количества времени,

проводимого в сети, способствует приобретению эффективных поведенческих стратегий

и личностных ресурсов, умений межличностного общения и успешного разрешения

стрессовых

ситуаций;

повышению

уровня

коммуникабельности,

самооценки;

приобретению

навыков

эффективного

целеполагания

и

способов

достижения

цели;

формированию нацеленности на успешное сотрудничество и достижение поставленных

целей.

3.

Направленность на практический, социально значимый результат делает очевидным

направленность

проектной

деятельности

на

социализацию

личности.

Развитие

социальной активности школьников может быть эффективным при условии опоры на

личный

опыт

учащихся,

что

предполагает

обращение

к реальной

политической,

экономической,

социальной

действительности,

её

противоречиям

и тенденциям,

что

и происходит в ходе работы над проектами.

Список литературы:

1.

Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения

информационных технологий// Вопросы психологии – М: №3, 2002.

2.

Дедушка А.И. Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками.

Санкт-Петербург, издательство «Речь», 2009.

3.

Евтихов О.В. Тренинг лидерства, СПб, Издательство «Речь», 2007.

4.

Касаткин С. Ф. Здоровая психика ваших детей Ростов-на-Дону: ООО Феникс, 2010г.

5.

Минакова

А.В.

Психологические

особенности

лиц

склонных

к

Интернет

зависимости.

13

6.

Меттус

Е.В.,

Турта

О.С.

Профилактика

агрессивного

поведения

учащихся//

Справочник классного руководителя №1.2006 г.

7.

Осложнённое

поведение

подростков:

причины,

психолого-педагогическое

сопровождение, коррекция// Справочные материалы / Авт.-сост. Шишковец Т.А. М. 5

издание, 2006 г.

8.

Прутченков А.С., Сиялов А.А.. Эй ты, параноик!!! ( О психотипах личности, о

диагностике акцентуации характера детей и педагогическая помощь им) М., Новая

школа, 1994 г.

9.

Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Санкт-Петербург,

издательство «Речь», 2008

10. Михайлина

М.Ю.

Психологическая

помощь

подростку

в

кризисных

ситуациях.

Волгоград. Учитель, 2014 г.

11. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Санкт- Петербург.Речь,

2008 г.

14



В раздел образования